Сценарий родительского собрания «Ещё раз о воспитании…» (5–8 класс)
Сценарий родительского собрания: «Ещё раз о воспитании…»
Классный руководитель: Забелина Лариса Ивановна
Целевая аудитория: родители учащихся класса.
Возраст учащихся: 10-12 лет.
Тема: Ещё раз о воспитании…
Цель:
познакомить родителей с некоторыми подходами в воспитании ребёнка.
Задачи:
обратить внимание родителей на их отношения с собственными детьми;
обсудить проблемы современного воспитания;
стимулировать потребность родителей задуматься о значимости правильного воспитания.
Форма проведения: «Дискуссионные качели».
Актуальность темы: тема показывает возможные изъяны воспитания ребёнка в семье; отвечаем на вечный вопросы: «Что такое хорошо и что такое плохо?»; кого мы хотим воспитать.
Подготовка помещения: музыкальное вступление, родители садятся группами за заранее подготовленные столики, в классе ПК с проектором
Ожидаемые результаты: поможет родителям правильно организовать процесс воспитания и положительно повлияет на их отношение с детьми.
Ход собрания
Вступительное слово
Слайд 1
Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о воспитании детей. Самыми первыми наставниками и воспитателями для них являетесь именно вы. Воспитание личности – это вечная проблема в жизни человечества и самая важная.
Р. Киплинг отмечал:
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек.
И в самом деле, ребёнок - наше продолжение, наша любовь и надежда, наше счастье, гордость нашей страны, опора нашей старости. Без воспитанных людей мы деградируем и исчезнем с лица Земли как бесполезный вид.
II. Работа в группах
Группы располагаются друг против друга.
Вопрос родителям: Каждый ребёнок приходит на землю со своей миссией. Что же делаем мы? Мы с самого рождения начинаем навязывать ему свои установки: ты должен, ты неумеха, вот я в твои годы, посмотри на старшую сестру (брата…).
Бывает ли у вас такое в семье? Что вы думаете по этому поводу?
Родители обсуждают вопросы, формулируют ответы, представляют свои ответы на поставленные вопросы.
III. Игра «Связанный ребёнок»
Классный руководитель вызывает одного родителя для демонстрации - это «ребенок».
Мы говорим ребенку: не бегай, не прыгай, не упади... Мы связываем ему но ги (родителю ленточкой связывают ноги).
Не трогай то, не трогай это... Мы связываем ему руки.
Не слушай, это не для твоих ушей... Завяжем ему уши.
Не кричи, не разговаривай громко... Завяжем ему рот.
Не смотри этот фильм... Завяжем ему глаза.
Давайте спросим нашего «ребенка», как он себя сейчас чувствует?
Да, не все ребенку можно позволить, но запретов не должно быть слишком много.
Слайд 2 . А то, что запрещено, должно быть непреложно. Что следует запрещать?
1. То, что может нанести вред здоровью ребенка или окружающих (например, не бегай с ножом).
2. То, что может привести к порче вещей, в которые вложен труд людей (не царапай стол).
3. То, что не соответствует нравственным нормам (не читай чужие письма)...
Отпускаем родителя( ребенка)
IV. Что такое хорошо, что такое плохо?
Классный руководитель: Все вы, конечно, помните строчки из стихотворения Владимира Маяковского: Слайд .3
Крошка сын
к отцу пришёл,
и спросила кроха:
Что такое
хорошо
и что такое
плохо?
Что бы вы ответили своему ребёнку?
Родители дают свои варианты ответов.
V. Что значит поступать плохо.
Слайды 4, 5. Поступать плохо – это значит:
наедине с самим собой поступать не так, как поступал бы на глазах у людей;
лениться и бездельничать;
быть жадным, корыстолюбивым, негостеприимным;
требовать у отца и матери того, что не заслужил трудом;
лицемерить, говорить не то, что думаешь и чувствуешь;
заискивать перед тем, кто сильнее тебя;
давать пустые обещания, нарушать слово;
наушничать, доносить на товарища;
малодушничать, уходить от ответственности за свой поступок;
проходить равнодушно мимо человеческой беды, горя;
употреблять свою силу, физическое превосходство во зло;
отступать перед опасностью из стремления сохранить покой, благополучие;
молчать, когда надо говорить, и говорить, когда надо молчать;
пустословить, произносить всуе святые имена;
смеяться над увечными;
не любить и обижать животных;
не считаться с мнением родителей, не заботиться о них.
Испытывать негодование к этим мерзким вещам, не поступать подобным образом - «хорошо», это нравственная доблесть. Быть в какой-то мере сопричастным к ним - «плохо», это подлость, измена, предательство, грех, по мнению верующих людей. Хорошее считать обязательным - вот одно из самых мудрых правил воспитания нравственности.
Слайд 6. Уважаемые родители, а какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Слушаем ответы родителей.
Мне кажется, для тех, кто связан с ребёнком, для них первостепенна любовь. Но любовь бывает разная: тревожная и снисходительная любовь портит ребёнка, а любовь внимательная и спокойная делает его честным человеком.
Конечно, вы можете возразить, что в наш век технического прогресса, в век жестокости и зависти доброму человеку, как говорят, трудно прожить. Однако всё же только любовь способна спасти нас.
VI . Как формировать положительные эмоции? .
С чего начать? Вот выражения, запрещённые в общении с детьми в семье и желательные, рекомендуемые.
Психологи рекомендуют не употреблять выражения:
Я тысячу раз говорил тебе…
Сколько раз надо повторять…
О чём ты только думаешь…
Неужели трудно запомнить…
Ты становишься…
Ты такой же, как…
Отстань, некогда мне…
Почему Лена(Вася..) такая, а ты – нет…
Слайд 7.
И употреблять чаще:
Ты у меня умный…
Как хорошо, что у меня есть ты…
Ты у меня молодец…
Я тебя очень люблю…
Спасибо тебе…
Без тебя я бы не справился…
VII. Советы родителям.
Слайды8-11 .Учитель предлагает ситуации, родители обсуждают в группах и предлагают свои варианты решения, учитель обобщает предложенные варианты ответов.
Группа 1: Ребенок постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом.
Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести себя неправильно.
Предложение: не дожидайтесь пока ребенок станет демонстрировать потребность в вашем внимании. Придя с работы, сразу уделите ребенку хотя бы 15 минут, поговорите с ним. Используйте любую возможность, чтобы выразить свои теплые чувства ребенку.
Группа 2: Ребенок обманывает.
И дети, и взрослые лгут, когда чувствуют себя загнанными в угол, чтобы избежать наказания и из страха, что их отвергнут.
Предложение: родители должны понять, что ребенок не родился лгуном, а у него должны быть причины для вранья.
Группа3. Поведение ребенка вызывает у вас раздражение или гнев, желание его наказать. Пример: «Меня ужасно раздражает, когда мой сын поет».
Раздражение или гнев родителя по поводу поведения ребенка не должно выливаться в физическое наказание.
Предложение: используйте те приемы релаксации, которые вы знаете (глубокий вдох, счет до десяти, расслабление мышц).
Если часто наказывать детей, то они могут привыкнуть реагировать только на физические наказания. Предложение: кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия, которые вы еще не использовали.
X . Рефлексия
Обращаемся к эпиграфу собрания. Слайд 12.
Одним из основных отличий ребёнка от его родителей в том, что он ещё может совершать ошибки. Всем мамам и папам важно помнить, что ребёнок должен совершать ошибки – только так он сможет чему-либо научиться. Практические уроки усваиваются детьми лучше всего, и именно они составляют костяк, на основе которого из личности ребёнка будет формироваться личность взрослого человека. Именно поэтому каждый ребёнок просто обязан совершать ошибки – не стоит его за это ругать, важно лишь то, чтобы из этих ситуаций он смог сделать правильные выводы, а в этом должны помочь ему вы – родители. Не предъявляйте ребенку требования, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.
Слайд 13. Святой Тихон Задонский очень просто сказал: «Малое деревце, куда наклонить его, туда и будет расти; новый сосуд будет издавать тот запах, каким напитаете вы его, вливая в него или смрадную жидкость, или ароматную и чистую».
Родителям предлагается буклет с советами по общению с детьми.(Приложения)
Приложения
Приложение 1
Бесценная болтовня.
Дети часто спрашивают, любим ли мы их. И мы отвечаем: «Да, конечно, да…» Но в чём и как проявляется наша любовь? Жесты, улыбка, интонация, взгляды… И, конечно, в том, как мы их слушаем. Слушание – работа тяжелая.
Для истинного слушания необходима полная концентрация. Невозможно слушать и делать одновременно что-то еще. Все заботы и проблемы отодвигаются на другой план. Нужны сосредоточение и попытка понять смысл того, что говорит ребенок. А понять его гораздо сложнее, чем кажется…
Во-первых, ребенок чаще всего говорит о том, что взрослых не волнует; во-вторых, он постоянно соскальзывает с основной темы разговора, прерывается или повторяется. Настоящее слушание ребенка – это труд любви, без любви родители вряд ли смогут заставить себя это делать.
Что дает ребенку истинное слушание? Прежде всего показывает, насколько высоко вы цените ребенка, и позволяет ему почувствовать себя высоко ценимым человеком. Чем больше ребенок чувствует себя ценным, тем более ценные вещи он говорит. Чем внимательнее вы слушаете своего ребенка, тем яснее осознаете, несмотря на паузы, пустоты, недоговаривания, повторения, что он действительно говорит важные вещи! И вам самим все чаще хочется его слушать. А слушая, вы будете все лучше узнавать сына или дочь. И наконец: чем больше ребенок будет чувствовать, что вы его цените и считаете интересным человеком, тем с большим удовольствием он будет слушать вас. А ведь только слушая взрослых, ребенок может по-настоящему развиваться. Как видите, истинное слушание – это взаимный процесс, он отражает взаимность любви. Ценность порождает ценность, любовь порождает любовь.
Американский психолог М. Скотт Пек
Приложение 2
Советы родителям.
1. Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести себя неправильно. Пример: ребенок постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом. Предложение: не дожидайтесь, пока ребенок станет демонстрировать потребность в вашем внимании. Придя с работы, сразу уделите ребенку хотя бы 15 минут, поговорите с ним. Используйте любую возможность, чтобы выразить свои теплые чувства ребенку.
2. Не предъявляйте ребенку требования, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.
3. И дети, и взрослые лгут, когда чувствуют себя загнанными в угол, чтобы избежать наказания и из страха, что их отвергнут. Пример: ребенок обманывает. Предложение: родители должны понять, что ребенок не родился лгуном, а у него должны быть причины для вранья.
4. Если поведение ребенка все-таки вызвало у вас раздражение или гнев, то необязательно это должно выливаться в физическое наказание. Пример: «Меня ужасно раздражает, когда мой сын поет». Предложение: используйте те приемы релаксации, которые вы знаете (глубокий вдох, счет до десяти, расслабление мышц).
5. Если часто наказывать детей, то они могут привыкнуть реагировать только на физические наказания. Предложение: кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия, которые вы еще не использовали.
Приложение 3
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
Внимание! Перед тем, как наказать ребенка:
1. Остановитесь и проанализируйте, отчего ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется. Не действуйте сгоряча!
2. Подумайте, не требуете ли вы от ребенка слишком многого.
3. Подумайте: может быть, поступок ребенка, за который вы его наказываете, – это сигнал тревоги, говорящий, что ребенок попал в трудную ситуацию.
4. Помните, что вы можете помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию.