Сценарий родительского собрания «Тайны воспитания сердца. Дорога добра» (2 класс)
Сценарий родительского собрания
Автор: Чаликова Любовь Ивановна,
учитель начальных классов МОУ Лицей №9
Волгоград
Тема: Тайны воспитания сердца. Дорога добра.
Цель: показать важность целенаправленного воспитания доброты в детях.
Задачи:
- создать условия для формирования готовности коллектива родителей к сотрудничеству;
- формировать единые позиции коллектива родителей по стратегии воспитания детей;
- способствовать практическому освоению форм и методов совместной продуктивной деятельности
Форма проведения: деловая игра
Оформление:
- выставка детских рисунков
- изображение большого сердца и маленьких сердечек по количеству участников собрания
- изображение дерева, листья и цветы по количеству участников собрания
- презентация
- видеоролик «Позитивный мультик про добро»
Музыкальное оформление: «Песня о Доброте» Татьяна Мухаметшина, песня «Дорога добра»
Предварительная работа:
Провести классный час с детьми на тему: «Доброта – это солнце!»
Приготовить педагогические ситуации для коллективного обсуждения на родительском собрании.
Интервью с детьми: «Что такое доброта?», «Где живет доброта?» (видео)
Рисунки детей по теме.
Раздать родителям приглашение на родительское собрание
Уважаемые родители! Буду рада видеть Вас на родительском собрании 5 декабря в 18.00. Тема: Тайны воспитания сердца. Дорога добра. Классный руководитель: Чаликова Л.И.
|
плохое воспитание – это наше будущее горе,
это наши слёзы,
это наша вина перед другими людьми».
А.С. МАКАРЕНКО
1. Вступительное слово.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас в нашем уютном, просторном классе. Начать наше родительское собрание я хочу словами С.Михалкова:
….Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра.
Взойдёт он лишь через годы, и тогда будет видно, взошёл ли посев добра
или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошел в жизнь
и стал членом общества.
- Предлагаю посмотреть ролик и высказать свои впечатления.
(«Позитивный мультик про добро»)
(Высказывания родителей).
- Мы с вами начинаем раскрывать Тайны воспитания сердца. И как вы уже, наверное, догадались, речь сегодня пойдет о доброте.
«Не прячьте доброты своей, Откройте сердце всем наружу. Тем, что имеете, щедрей Делитесь, распахните душу».
На доске открывается название темы «Дорога добра».
2. Актуализация темы.
- Каждый из родителей мечтает вырастить своих детей добрыми, счастливыми детьми. Никто из родителей не хочет воспитать плохого человека. Однако одного желания мало. Просчеты и ошибки взрослых не так уж редко оборачиваются нравственными недостатками в их детях. Поэтому необходимо в семье каждый день, каждый час всем образом жизни формировать в детской душе доброту. Успех трудной и важной работы во многом зависит от правильного представления родителей о доброте. Очень важно, чтобы родители понимали, что благороднее этой задачи нет ничего в семейном воспитании.
- Предлагаю сегодня на собрании обсудить такие вопросы:
1. Что такое доброта?
2. Что значит быть «добрым человеком»?
3. Какой должна быть дорога к сердцу ребенка, чтобы мы могли назвать ее дорогою добра?
3. Обсуждение в группах:
« Что такое доброта?»
- А сейчас я предлагаю Вам подумать над тем, что такое доброта?
(Высказывания родителей).
- Вот как объясняет понятие «доброта» толковый словарь С.И.Ожегова:
…..Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Совсем недавно на эту тему был проведён классный час с детьми. Давайте послушаем, как дети объясняют смысл понятия «доброта»:
(Высказывания детей)
- Дети правильно понимают, что такое доброта, но не всегда, к сожалению, их поступки бывают добрыми. И наша задача состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать бодрые поступки. И главным звеном в этом воспитании служит личный пример взрослого.
4. Что значит быть «добрым человеком»?
На свете есть 7 чудес света, но есть и 8 чудо – это наши дети, которых мы должны воспитать добрыми, честными, отзывчивыми, великодушными людьми. В наших детях наше будущее. И если художники заставляют нас гордиться своими картинами, если композиторы восхищают нас
проникновенными мелодиями, то мы, родители, можем сделать гораздо больше, воспитав своих детей добрыми, полезными обществу.
Послушайте небольшой рассказ:
В маленькой больнице лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей и мечтали о их будущем.
- Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая мать.
- Музыкантом или писателем, известным всему миру. Вот для чего мне хочется жить…
- А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, - сказала Чернокосая мать. – Чтобы никогда не забывал матери и родного дома.
Прошло 30 лет. В той же маленькой больнице снова встретились эти две женщины. В их косах уже серебрилась седина, но они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где 30 лет назад они родили сыновей. Наконец, Чернокосая спросила:
- Кем стал твой сын?
- Известным музыкантом, - с гордостью ответила мать. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает за рубежом.
- А твой сын кем стал? – спросила Белокосая.
- Хлеборобом. С ранней весны до поздней осени, сын мой пашет землю, сеет хлеб и убирает урожай.
- Все-таки счастье тебя обошло, - сказала Белокосая. – Твой сын стал простым, никому не известным человеком.
Чернокосая мать ничего не ответила.
Месяц лежали в больнице две женщины, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын-хлебороб из далекого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от той улыбки выздоравливает. К Белокосой матери так никто и не пришел.
Прошел месяц. Врачи сказали Чернокосой матери: «Мы выписываем вас. Теперь вы совершенно здоровы. В сердце нет никаких шумов, ни перебоев». А Белокосой матери врач сказал: «Вам еще надо полежать. Конечно, вы тоже станете совершенно здоровым человеком». Говоря это, врач смотрела почему-то в сторону.
- Почему выздоровела только одна женщина, ведь их одинаково лечили? Кого из женщин можно поправу назвать счастливой, почему?
(Высказывания родителей).
- А сейчас я предлагаю Вам подумать над тем, что значит быть добрым человеком и записать свои мысли на сердечках, которые сделали ваши дети.
(Звучит фоновая музыка)
- Уважаемые родители, а теперь прошу Вас по очереди выйти к доске, зачитать свои записи на сердечках и прикрепить их вокруг большого сердца.
- А вот как определяет доброго человека С.И.Ожегов. (Переворачивая большое сердце в центре доски, учитель читает:
Добрый –
1.Делающий добро другим.
2. Несущий благо, добро,
3.Хороший, нравственный,
4.Дружеский, близкий, милый.
5.Безукоризненно честный.
- Психологи отмечают: добрый человек несравненно легче переносит удары судьбы, чем эгоистичный. Последний « ломается», впадает в отчаяние. И это понятно: сосредоточенный на себе, он не способен найти ни в чем утешение. Добрый же, когда его постигает несчастье, находит поддержку и утешение в радости других людей, во всем прекрасном и светлом, в любимых друзьях и любимом труде. Черствое сердце не спрячешь, и оно отталкивает людей. Доброе же сердце –
магнит. Добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это благо, несравнимое ни с каким материальным.
5. Работа в группах. Решение педагогических ситуаций.
- Важнейшим условием успешного воспитания доброты является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг ребенка. В состоянии радости дети охотно берутся за любое
дело, у них возникает чувство уверенности в себе, в своих силах. Любое чувство у детей зависит от взаимоотношений в семье. Родители не должны допускать ссор в присутствии детей, злословия и сквернословия.
- Я думаю, Вы согласитесь со мной, что родитель, дающий любовь, всегда воспитывает доброту. А родительская любовь учит ребенка быть внимательным к окружающим, умению сочувствовать и утешать, совершать добрые поступки. Вы служите непререкаемым авторитетом, эталоном, образцом для подражания. Ребенок, как губка впитывает манеру вашего общения и поведения и бессознательно копирует его. Добрые чувства закладываются с детства.
- Предлагаю обсудить несколько ситуаций и высказать свои мнения.
1. «…Наташа, придя из школы, рассказала, что Марина, её соседка по парте, лежит в больнице. В выходной день мама напомнила Наташе об этом. Шёл дождь, и Наташе не очень хотелось идти. Мама собрала гостинцы и стала собираться.
-«Ты куда? – спросила девочка.
- «В больницу, навестить Марину».
Дочь тоже оделась и пошла за матерью. Марина очень обрадовалась приходу Наташе, которая ей рассказала о школе, о классе. Из больницы Наташа шла возбужденная. Собиралась в следующий раз принести Марине две интересные книги.
- «А если дождь будет?»- спросила мама. Девочка ничего не ответила, только крепко прижалась к её руке.
- Дала ли урок доброты мать своей дочери? Как она это сделала?
- почему дочь прижалась к руке матери?
- Захочется ли Наташе снова принести радость другому?
2. «….Семья возвращается из леса. Начинается дождь, все изрядно устали. Недалеко от дороги увидели пожилую женщину, торопливо сгребавшую сено.
– Не успеет до дождя убрать, все сено, давайте ей поможем, - предложил отец.
Когда все сено было убрано, уже совсем стемнело. На слова благодарности
Отец ответил: «У нас в семье принято помогать друг другу и выручать в беде».
- Как вы воспитываете в детях доброту и искреннее желание помочь взрослым,
нуждающимся?
3. «…В троллейбусе все обратили внимание на плачущую девочку. Из-за отворота пальто торчала лохматая голова кота. Он вырывался, мяукал, а она что-то ласково говорила ему сквозь слёзы. Пассажиры стали расспрашивать девочку. И она рассказала, что сегодня мама принесла в дом породистого щенка и клетку с птицами, а Мурзика приказала выбросить куда угодно. И вот девочка уговорила свою подругу, а та свою маму, и кот переезжает на новое место жительства.
- Так что же ты плачешь? У тебя будет красивая собака и птицы.
- Я их не хочу и не люблю. Я люблю своего Мурзика и он тоже не хочет уезжать от меня.
- О чём думала мать, когда приказала дочери выбросить котенка?
- В чем не права мать?
- Урок добра или зла преподнесла мать своей дочери?
- Легко ли будет преодолевать дочке чувство обиды на мать? Почему?
4.«…На глазах у встречающих родителей первоклассник, выйдя из школы, ударил девочку по голове портфелем.
- Ты что делаешь? – возмущенно крикнула мать мальчика. Ручка-то у портфеля совсем слабая, отлетит. С чем в школу ходить будешь?
- Разве можно так мальчик? – со всех сторон послышалось.
- А пусть не плюется на переменах! – с искренней убедительностью в правоте содеянного ответил тот.
- Видите? – воодушевившись ответом сына, женщина обратилась уже к людям.
- Он защищался!
- Правильно сынок, не давай себя в обиду. Следующий раз не плюнет. Но портфель тоже надо беречь, ведь год только начался».
- Как поступили бы вы? ( Обсуждение).
- Я думаю, что в каждой семье есть свой опыт воспитания доброты. Давайте поделимся им.
(Высказывания родителей)
- А сейчас я прошу Вас подумать и обсудить в своих группах, что в семейном воспитании способствует воспитанию доброты, а что может этому помешать:
Способствует: Мешает:
….. ……
….. ……
….. ........
6. Какой должна быть дорога к сердцу ребенка, чтобы мы могли назвать ее дорогою добра? (Высказывания родителей)
- Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
- Путь к сердцу ребёнка, для каждого свой, но важно помнить то, что если наши сердца будут чисты, то и дорога к сердцу наших детей будет короче и проще.
- Мы много сегодня говорили и размышляли о воспитании доброты в детях. И мне хотелось бы Вам предложить опыт психолога А.Толстых, который сформулировал советы разумному воспитателю (учитель читает; листы, с напечатанными советами, дарит каждому родителю).
1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
4. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельный поступки – не одно и тоже.
5. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
6. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.
- Уважаемые родители, обратите внимание на это сухое, увядавшее дерево, ему не хватает доброты, так же как иногда не хватает её и нашим детям.
- Напишите на цветах слова, которые бы вы произнесли своему сыну или дочке, а на листьях, что вы бы сделали для того, чтобы ребёнок почувствовал, как вы воспитываете его добротой.
(музыкальное сопровождение М. Минкова «Дорогую добра»)
Это дерево – ваш ребёнок, когда вы окружаете его добрыми слова, добрыми делами и любовью ваших сердец, он расцветает и благоухает.
7. Рефлексия
Синквейн
1 строка – одно существительное, ключевое слово понятия. (доброта)
2 строка – 2 прилагательных, характеризующих ключевое слово. (отзывчивая, душевная)
3 строка – три глагола, раскрывающих действие понятия. (одухотворяет, воспитывает, лечит)
4 строка – короткая фраза где отражается авторское отношение к понятию. (проникает через мрак, чтобы осветить дорогу светом)
5 строка - одно слово, в котором выражены чувства и ассоциации, связанные с понятием. (Любовь)
(Родители читают свои мысли)
8. Заключительная часть.
- Никто не рождается нищим, жестоким и бессердечным. Помогая другим, мы, прежде всего, помогает себе, оберегая себя от жестокосердия, равнодушия и безразличия. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.
- Если мы будем внимательны к людям, с которыми вступаем во взаимоотношения – будь то случайный попутчик или кто-то из близких, - это и будет проявлением доброты.
Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она – тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг друга. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится человеком только благодаря другому человеку…..
- Так пожелаем же нашим детям доброты, открытости к людям, душевной щедрости.
-И сейчас, уважаемые родители, я Вам предлагаю продолжить фразу:
«Сегодня я понял(а), что…» (каждый родитель комментирует свой ответ)
Косякова Марина Николаевна
Чаликова Любовь Ивановна
Лещёва Светлана Николаевна
Чаликова Любовь Ивановна
Довгаль Лариса Васильевна
Чаликова Любовь Ивановна
Язенина Ольга Анатольевна
Чаликова Любовь Ивановна