Сценарий родительского собрания на тему «Склонности и интересы подростков в выборе профессии»
- оказать помощь родителям в выборе будущей профессии девятиклассник
Задачи:
- Показать родителям значение раннего определения профессиональных склонностей и способностей девятиклассников.
- Формировать у родителей понимание значения самостоятельного выбора будущей профессии подростками.
Форма проведения собрания: круглый стол с участием детей.
Вопросы для обсуждения:
1. Анализ отношения девятиклассников к выбору будущей профессии.
2. Значение склонностей и способностей в выборе профессии.
3. Влияние семьи на будущий выбор профессии.
Подготовительная работа к собранию
1. Анкетирование учащихся и родителей по теме собрания (Приложение № 1)
2. Приглашение представителей центра труда и занятости, представителей средних специальных учебных заведений.
3. Подготовка учащимися газеты "Учебные заведения нашего города, поселка..."
4. Написание сочинений на тему "Профессии моей семьи" учащимися.
5. Подготовка памятки для учащихся и родителей (Приложение № 2)
Ход собрания:
Собрание начинается со вступительного слова классного руководителя.
Вступительное слово классного руководителя:
«Уважаемые папы и мамы, гости нашего собрания!
Есть два способа выбирать профессию.
Первый способ - метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.
Другой путь - изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания — всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии. Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку. Только тогда выбор может быть осмысленным.
Есть еще третий путь - путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. ПДля того, чтобы поколения были верны традиции выбора профессии, нужно много составляющих. Но главное - это отношение взрослых к своей профессии, влюбленность в свое дело.»
После вступительной речи классный руководитель объясняет родителям как с выбором профессии может помочь школа:
Основная часть
«Подготовка учащихся к сознательному выбору будущей профессии происходит параллельно с трудовым воспитанием. Деятельность классного руководителя по профориентации старшеклассников включает в себя немало полезных бесед и мероприятий.
1. Темы бесед: "Что значит правильно выбрать профессию?", "Как готовить себя к будущей профессии?", "Здоровье и выбор профессии", "Уровень образования и выбор профессии", "Выбор профессии в условиях рынка", "Как избежать безработицы" и т.д.
2. Экскурсии на производство, встречи с представителями различных профессий.
3. Экскурсии в профессиональные учебные заведения.
4. Проведение конкурса "Кто больше знает о профессии", написание и защита рефератов о профессиях.
5. Приобщение школьников к кружковым и факультативным занятиям, общественной деятельности,
6. Организация общественно полезного труда учащихся как проба сил для определения будущей профессии.
7. Изучение круга чтения старшеклассников.
8. Рекомендации старшеклассникам о дальнейшем продолжении учебы и профессиональной подготовке. Помощь в выборе профиля обучения.
Трудовая и общественно полезная деятельность ребенка в школе играет большую роль в дальнейшем процессе социализации личности: в выборе профессии, приобретении духовных ценностей, взаимоотношениях с разными людьми, становлении характера. Сюда можно отнести и попадание молодого человека в современные условия рыночных отношений, умение защитить собственную жизненную позицию, получение экономических и политических знаний о жизни общества, развитие правовой культуры.
Последнее время большой интерес со стороны старшеклассников проявляется к такой трудовой деятельности, как дизайн в быту и на производстве, изготовление мебели, украшений, вязание и шитье, разведение экзотических растений, ландшафтный дизайн, садоводство и цветоводство; разведение различных животных, коллекционирование. Такие виды деятельности требуют дополнительных знаний, приобретения определенных навыков и умений, творческого отношения к труду.
Школа должна заботиться об обоснованном выборе профессии ее выпускниками, формировать в них определенные качества, дающие возможность быть востребованными на рынке труда, самоопределиться профессионально и социально. Несмотря на то, что взрослые стараются помочь молодому человеку в выборе своей будущей профессии, окончательное решение принимает он сам и в дальнейшем несет ответственность за свой выбор»
Учащиеся класса работают в группах и готовят информационный, многоплановый бюллетень, знакомятся с учебными заведениями, в которых можно учиться после девятого класса.
Затем слово передается учащимся.
Учащиеся представление сочинений о профессиях семей, о своем отношении к этим профессиям, написанные при подготовке к родительскому собранию.
Ребята выступают со статистикой по классу среди профессий родителей. Например: в нашем классе 5 врачей, 2 учителя и т. д. После этого происходит встреча со специалистами, приглашенными на собрание – гости круглого стола. Представители центра занятости, представители средних учебных заведений, которые приглашаются на встречу рассказывают о возможных путях помощи семье в выборе ребенком будущей профессии, делаться информацией о востребованности тех или иных профессий, рассказывают о профессиях, которые только появляются на рынке труда.
Специалисты должны быть готовы к тому, что родители придут со своими сомнениями и убеждениями, запросами и требованиями помощи ребенку. Поэтому их консультация должна быть убедительна и компетентна.
Они отвечают на вопросы родителей – ведут диалог и учащихся.
После родители знакомятся с информационным бюллетенем, сделанным учащимися класса. Высказываются мнение родителей о будущих профессиях своих детей и выборе дальнейшей формы обучения после девятого класса. Обсуждение памятки для учащихся и родителей по выбору будущей профессии. Учащиеся и родители вместе обсуждают памятку и добавляют недостающие, по их мнению, положения памятки.
Завершение родительского собрания
В конце собрания родители и классный руководитель обсуждают мероприятия класса, с помощью которых можно расширить и углубить знания учащихся о профессиях. Это могут быть экскурсии, встречи с интересными людьми-профессионалами, посещение учебных заведений и встречи с представителями учебных заведений и т. д.
После собрания выпускается газета "Учебные заведения нашего города, поселка..." - она вешается в классе и раздается каждому ученику индивидуально.
Приложение № 1
Анкетирование учащихся (1)
- Выбрал(а) ли ты свою будущую профессию?
- Какую профессию ты выбираешь?
- Что ты знаешь о своей будущей профессии?
А. Предмет, содержание и условия работы.
Б. Профессионально значимые качества этой работы.
В. Где можно получить эту профессию.
Г. Востребованность профессии на рынке труда.
- Если не выбрал(а) профессию, то почему?
А. Плохо знаю мир профессий.
Б. Плохо знаю свои возможности.
В. Не могу выбрать из нескольких вариантов.
Г. Не знаю, на чем остановиться в выборе профессии.
- Что повлияло на твой выбор?
А. Самостоятельно принял(а) решение.
Б. Посоветовали родители.
В. Советовали друзья.
Г. Влияние профконсультанта.
Анкетирование учащихся (2)
1.Нравятся ли тебе профессии твоих родителей или родственников?
2. Как высказываются твои родители о своей профессии?
3. Был(а) ли ты на рабочем месте своих родителей?
Понравилось ли оно тебе?
Что говорят о твоих родителях их сослуживцы?
Представлял(а) ли ты себя на рабочем месте своих родителей?
Как ты думаешь, в чем нужность профессии твоих родителей?
Какие качества характера нужны для их профессий?
Какие качества характера тебе еще необходимо выработать, чтобы продолжить их дело?
Хотели бы твои родители, чтобы ты продолжил (а) их дело?
Приложение № 1
Анкетирование родителей
Обсуждали вы в своей семье вопрос будущей профессии вашего ребенка?
Едины ли вы во взглядах на его будущую профессию со своей женой/мужем?
Считаете ли вы необходимым учитывать интерес самого ребенка при выборе его будущего?
Кем вы его видите в будущем?
Будет ли он продолжать дальнейшее обучение в школе или будет
получать профессию?
Считаете ли вы необходимым учитывать его склонности и способности при выборе профессии?
Как вы относитесь к посещению профконсультанта и психолога
при выборе профессии?
0 профессиях в каких сферах деятельности для вашего ребенка не
может быть и речи?
Какая помощь классного руководителя вам нужна в решении данной проблемы?
Считаете ли вы необходимым поднимать эту проблему уже в 9-м классе?
Приложение № 2
Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии
Уважаемые папы и мамы!
Выбор профессии — важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!