12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аксинина Наталья Николаевна25

Название урока и класс:

Полные и краткие причастия

Цели:

Дать понятие о кратких страдательных причастиях, об их синтаксической роли в предложении; учить распознавать полные и краткие формы причастий и употреблять их в речи.


Планируемые результаты:

Знать понятие о кратких страдательных причастиях, об их синтаксической роли в предложении; распознавать полные и краткие формы причастий и употреблять их в речи

Познавательные.

Умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение и делать выводы

Коммуникативные.

Умение эффективно сотрудничать с одноклассниками, с учителем и в малой группе.

Развитие таких навыков обучающихся, как умение строить собственное устное высказывание

Регулятивные.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Формирование ответственного отношения к учению.

Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Развитие речи и творческого мышления обучающихся;

Воспитание уважительного отношения к родному языку.


Этап урока

Время (мин.)

Деятельность учителя

Ссылки на карточки Учи.ру

Организационный момент

2

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.




Актуализация знаний

6

Беседа

В написании каких глагольных форм необходимо знать спряжение глагола? (В написании глаголов настоящего и будущего времени, причастий настоящего времени.)

От каких глаголов (переходных или непереходных) образуются страдательные причастия?

От глаголов какого вида образуются страдательные причастия настоящего времени?

От глаголов какого вида образуются страдательные причастия прошедшего времени?

С помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени?

От чего зависит выбор суффикса?




Самоопределение к деятельности

8

Слово учителя

Краткие формы причастий в основном характерны для книжной речи. В научной речи они выступают в роли сказуемого, сохраняя значение глагольности. (Результаты получены. Величина измерена.)

Эти формы причастий употребительны и в поэтическом языке. Например, в пословицах, загадках в описаниях проявляются их свойства обозначать такое прошлое действие, результат которого сохраняется и в настоящем. (Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита.)





Введение понятия

4

1. Наблюдение над языковым материалом

а) Прочитайте, соблюдая ударение. Определите род, число причастий.

Выделите окончания и суффиксы.

Внесенный

заданный

начатый

добытый

внесён

задан

начат

добыт

внесена

задана

начата

добыта

внесено

задано

начато

добыто

внесены

заданы

начаты

добыты


Вывод: краткие страдательные причастия изменяются по числам, а в единственном числе — по родам.

В кратких страдательных причастиях женского рода ударение чаще всего делается на последнем слоге.

б) Рассмотрите таблицу. В чём сходство и различие в образовании и правописании полных и кратких прилагательных и причастий?


Качественные прилагательные

Страдательные причастия

Полные

Краткие

Полные

Краткие

драгоценный

драгоценен

созданный

создан

драгоценная

драгоценна

созданная

создана

драгоценное

драгоценно

созданное

создано

драгоценные

драгоценны

созданные

созданы


Суффиксам -нн- и -енн- (-ённ-) полных страдательных причастий соответствуют суффиксы -н- и -ен- (-ён-) кратких.

в) Переведите на русский язык. Подчеркните грамматическую основу.

Воду нагріто. План затверджено. Умови створено. Шлях відкрито. Комiсiю обрано.

Вывод: краткие причастия так же, как и краткие прилагательные, в предложении являются сказуемыми: «Великий путь пройден нашей Родиной. Человек рождён для счастья, как птица для полёта».





Работа по теме урока

5

1. Практическая работа с языковым материалом

Замените полные причастия краткими, выделяя в них суффиксы. Образец: потерянное время — время потеряно.

Составьте с выделенным причастием два словосочетания «причастие + существительное».

Обещ..нный отдых, засе..нное поле, сожж..нное письмо, застреленная птица, услыш..нный ответ, нарисов..нный портрет, отправленная корреспонденция, собр..ный урожай, скош..нная трава, выращенный колхозниками, задерж..нный пограничниками, накормл..нный ребёнок, получ..нный ответ, воплощ..нный замысел, запрещ..нный приём, освещ..нный зал, развеш..нная мука, взвеш..нные картины.

2. Работа с упражнениями учебника



















https://uchebnik.mos.ru/composer3/document/23913928/view

Закрепление материала

5

Работа с карточками Учи.ру

https://uchebnik.mos.ru/composer3/document/23913928/view

Физкультминутка

3

Напоминает о минуте отдыха

Проводит ученик:

встали, выпрямили плечи 1, 2, 3

руки на пояс, 2 наклона влево, 2 наклона вправо, сели


Закрепление материала

4

Работа с карточками Учи.ру


https://uchebnik.mos.ru/composer3/document/23913928/view



Подведение итогов урока

3

Беседа

Какие формы могут иметь страдательные причастия?

Как изменяются краткие страдательные причастия?

Какие суффиксы присущи кратким страдательным причастиям?



Домашнее задание


1. Выучить теоретический материал учебника (С. 113—114).

2. Выполнить задание на карточках Учи.ру.



https://uchi.ru/teachers/hometasks/new


40




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.