Урок русского языка «Прилагательные полные и краткие» (5 класс)
Предмет: русский язык класс 5б
Тема урока : Прилагательные полные и краткие
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний
Оснащённость урока:
Бланки с заданиями для работы в парах
Слайды по закреплению пройденного материала по теме «Полные и краткие прилагательные»
Рабочая тетрадь
Демонстрационный материал
Цель: Создание условий обучающимся на уроке для усвоения новых устойчивых знаний о полных и кратких прилагательных, активизация учебной и мыслительной деятельности по изучению нового материала
Предметный результат:
1. Учащиеся должны знать и понимать:
Грамматические особенности кратких и полных прилагательных, их синтаксическую роль.
2. Учащиеся должны уметь:
Отличать полные прилагательные от кратких, определять роль кратких прилагательных в предложении; уметь правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных, правильно произносить наиболее употребительные прилагательные, определять их синтаксическую роль в предложении.
Метапредметный результат:
регулятивные
воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
структурируют знания;
анализируют ,делают выводы;
• определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• умеют работать в парах по предложенному учителем плану;
умеют работать с текстовой информацией: группировать, систематизировать, делать выводы
познавательные
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• составлять алгоритм;
коммуникативные
• слушать и понимать речь других;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь формулировать собственное мнение и позицию;
1 Организационный момент, включающий: • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог |
-Здравствуйте! Начнём наш урок. (Записываем Число. Классная работа) -Посмотрите внимательно на доску. Можете ли вы сформулировать тему сегодняшнего урока. -Что сегодня на уроке мы будем делать? -Какие виды работ будут присутствовать на уроке? -Как вы должны будете работать, чтобы изучить новый материал? Что пригодится для успешной работы на уроке? -Какие знания вам понадобятся для понимания темы урока? -Сегодня на уроке мы познакомимся с новым материалом, выполним самостоятельно некоторые виды работ, повторим сведения об имени прилагательном. -Улыбнёмся и пожелаем друг другу удачи на уроке. |
||||||||||||
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. |
Актуализация знаний -Вы сказали, что нам на уроке понадобятся знания об имени прилагательном. Домашним заданием было повторить сведения об имени прилагательном. -Как отличить прилагательное от других частей речи?(Задаём вопрос, ищем отличительные признаки – окончание, морфемный состав слова) -Какие морфологические признаки имени прилагательного вы знаете? (На партах алгоритм ответа : 1.Что такое имя прилагательное? 2.Как изменяются имена прилагательные? 3.С какой частью речи и каким образом согласуются имена прилагательные? 4.Какова роль в предложении имени прилагательного?) -Докажем это на практике. Запишите предложение.
Плод не горький, а сладкий. Корень учения горек, а плод сладок. -Вставьте пропущенные буквы и дайте характеристику прилагательным в первом предложении. (Отвечает на вопрос какого?, употреблено в форме Именительного падежа, мужского рода, единственного числа) -Как вы определили падеж, род и число? -Определите свои затруднения и постарайтесь запомнить повторяемый нами материал об имени прилагательном. -Что вы можете сказать о втором предложении? -Это прилагательные? -Это краткие прилагательные. |
||||||||||||
3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала; |
Цель урока: Что же такое полные и краткие прилагательные? Чем они отличаются. Сегодня на уроке мы это узнаем. Запишите тему урока в тетрадь. Проблемная ситуация -Перед вами тексты. Прочитайте, сравните. Что замечаете? -Красивые тексты? -Что делает их такими? Запишите тексты
У доски сильные ученики. -Найдите прилагательные . Укажите их синтаксическую роль, определите род, число, падеж. 1. Как вы думаете, почему одни прилагательные называются полными, а другие - краткими? 2. В чём ещё разница между полными и краткими прилагательными? 3. Каким членом предложения являются полные прилагательные? За помощью можете обратиться к таблице на карточке к уроку (см. приложение к уроку). 4. Какими членами предложения являются краткие прилагательные? 5. Как изменяются полные прилагательные? 6. Посмотрите на краткие прилагательные. Как изменяются они? -Сделаем вывод. Заполним таблицу.
|
||||||||||||
4. Закрепление учебного материала предполагающее: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог. • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. |
-А теперь проверим, как вы поняли новый материал, умеете ли вы отличать краткие прилагательные и указывать их признаки. 1.Выполнение упражнения на закрепление материала -Запишите краткие формы имён прилагательных, используя образец ( у доски ученики) Близкий – близок, близко, близка; узкий – резкий- мягкий- редкий- низкий- сладкий- робкий- -Как вы образовывали краткие прилагательные? -Что вам помогало в работе? 2.Работа в парах -А сейчас отдохнём от письма. Посмотрите, у вас на партах лежат зелёные листочки. Предположите, будет ли работа интересной? Какие знания вы будете применять? ( На партах листочки, на которых написаны прилагательные. Нужно распределить по группам : полные и краткие.) Красивый, недобр, высокий, низок, зол, богатый, светел, темный, колюч, горячий, краток, могуч, краткий, красив, стар, молод, недобрый, высок, низкий -Проверьте себя по ключу( на доске: 8 полных, 11 кратких) -Как вы определяли краткое или полное прилагательное? 2.Физкультминутка -Возьмите листочки в руки. Встаньте из-за парт. Поднимем руки вверх, покачаем руками вправо-влево,как молодые деревца весной. Дует ветерок. Тянемся к солнышку- руки тянем вверх. Опускаем руки. Отдыхаем- тишина….Почувствовали приход весны. -С работой справились, отдохнули. -А сейчас самостоятельная работа. Примените новые знания. Проверьте себя. Текст упражнения тоже о весне. Самостоятельная работа. (Для сильных учащихся: Составьте небольшой текст, применяя краткие прилагательные) Работа с текстом упражнения 588(учебник, с. 234). -Какие знания вам понадобятся для выполнения этого упражнения? -Запишите текст. Определите число, род и синтаксическую роль кратких прилагательных. Там небеса и воды ясны! Там песни птичек сладкогласны! О родина, все дни твои прекрасны! Где б ни был я, но всё с тобой Душой.
(В.А. Жуковский) Проверяем написанное. 5.Подведение итогов урока Рефлексия -Какую тему изучили? -Что мы делали сегодня на уроке? -Как мы это делали? -Над какой темой мы работали? -Какие качества помогли в выполнении заданий? -Какого результата вы достигли? -Кто доволен своей работой? 6 Оценка знаний - Сегодня на уроке работали отлично:…….. - Были хорошими помощниками…… - Неплохо поработали……
|
||||||||||||
5. Задание на дом, включающее: • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. |
Д/з (разноуровневое): 1. Базовый уровень – упражнение 589(2 часть) -Какие знания примените для выполнения домашней работы? 2. Продвинутый уровень – сочинение-миниатюра “То было раннею весною” (с использованием полных и кратких прилагательных). -Каким должен получиться текст? |
Екатерина