Сценарий урока-концерта «А музы не молчали», посвящённый 76-годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Министерство образования и науки Луганской Народной Республики
ОСП «Индустриальный техникум» ГОУ ВО ЛНР «ДонГТИ»
Сценарий урока-концерта
«А музы не молчали»,
посвященный
76-годовщине Победы народа
в Великой Отечественной войне
2021
Разработала: С. Е. Кайнара, преподаватель литературы
Утверждено: Л.Л. Кузьмина - заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Рассмотрено и одобрено комиссией филологических дисциплин
Протокол №___ от «__» ________20__ г.
Председатель комиссии филологических дисциплин __________ Н.В. Ткаченко
Обучающая цель: познакомить обучающихся с документальными материалами периода ВОВ;
Развивающая цель: формировать эстетический вкус, высокую духовность, стремление к пониманию поэзии, выразительному чтению, творческому поиску;
Воспитательная цель: утверждать высокие чувства патриотизма, образованности, общей культуры и гармонии человека.
«Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне!»
Ю. Друнина
Под бой часов выходят чтецы:
Чтец 1: «Нас миллиарды, люди, верьте, верьте!
Чтец 2: Мы, сила, мы - хозяева земли!
Чтец 3: Подымем голос, чтоб шуметь не смерти,
Чтец 4: а просто ветру, просто ливням лить!»
I. Обучающийся: «Урок-концерт, посвященный 76-годовщине Великой Победы народа в Великой Отечественной войне, объявляется открытым!»
Звучит Гимн ЛНР
I БЛОК
Под мелодию из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».
Обучающиеся читают стихотворение: «Мы отстояли этот мир»
«Не ходите на Русь!», -
М ономах обращался к соседям.
«Кто с мечом к нам придет,
От меча и погибнет!», —
Сказал храбрый князь Александр.
И в немеркнущей вечно победе
Правоту этих слов
Справедливым мечом доказал.
Сколько ж пахарей,
Ты потеряла, Россия!?
Сколько лучших сынов
Отдала ты кровавым векам?!
«Не ходите на Русь!», -
Об одном ты просила.
Не к друзьям обращаясь,
А только к врагам.
Но враги не внимали
Сердечному слову,
Им бы Славу твою затоптать,
Твой народ покорить.
Бородинское поле смогло повторить Куликово,
Поле брани Полтавской
Со Славой смогло повторить!
IV. «Не ходите на Русь!» —
Но фашистские тучи
По-паучьи зловещею тенью,
Смрадным запахом гари
Дошли и до наших полей.
V. «Не ходите на Русь!» —
Но враги наступали кроваво.
VI. И тогда нам вручила Родная страна
Вместе с грозным оружием
Поля нашей Славы,
Наших предков великих
Святые для нас имена.
II. «Кто с мечом к нам придет,
От меча и погибнет!»
Вся страна поднялась
На святую борьбу,
III. «Не ходите на Русь,
Не ходите!»
Пусть он в ножнах пребудет,
Земной справедливости меч.
IV. Позабудьте слова:
«Победителей, дескать, не судят.»
V. Люди всех континентов
Понять в наше время должны,
Что в грядущей войне
Победителей просто не будет,
VI. Ни враги и не судьи
Планете не станут нужны!
Уходят со сцены
II БЛОК
Обучающиеся вносят глобус в цветах:
I. - Мир! Земля! Родина!
Не случайно эти дорогие каждому
человеку слова мы ставим
в один ряд.
II. Мир необходим всему
человечеству.
III. А земля - это и горсть перегноя,
и крестьянский надел, и вся наша Планета,
если это слово написать с большой буквы.
Это и наша Родина – дорогая
до слез, и прекрасная до
сладкого сердцебиения.
Удары метронома
Но особенно родным становилось это слово в тяжелые годы войны.
Входит девушка с черным платком
- 1941. 22 июня. Отзвучал выпускной бал. Десятиклассники стояли на пороге жизни.
Воскресное утро. Тихое, светлое, обещающее хорошую погоду для выходного дня, ставшего черной вехой в памяти людей.
(накрывает платком глобус)
Звук «Атомная бомба»
Обучающиеся танцуют вальс под музыку Штрауса
III БЛОК
I. В биографии нашей страны нет даты более драматичной, потому что она открыла горестный счет миллионов жизней, погибших, в боях за великую Победу над фашистскими захватчиками.
Чтецы выходят на сцену с ветками в руках и со свечами
II. Мы не считаем детей, внуков, которые могли бы у них родиться. Ведь безжалостная вражеская пуля, обрывая жизнь человека, подобна топору, срубившему не только дерево, но и десятки, сотни побегов, которые могли бы расцвести на этом дереве.
Ставит ветки в вазу на сцене. Несут свеч под музыку Вивальди
IV БЛОК
Звучит песня «Священная война»
I. Это было 22 июня... День начался не тихой зарей, не пением птиц, а грохотом бомб, свистом пуль, скрежетом стали. Все, что было до этого, обрубили орудийные залпы, смешали с дымом и кроваво-красным огнем.
II. Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой,
С фашисткой силой темною,
С проклятою ордой!
Эта песня звучала 23 июня 1941 года.
III. В этой песне нет никаких украшений, все сурово, строго: «страна огромная», «ярость благородная» - обычные слова, а какая глубокая их выразительность.
IV. Война... Это страшное слово неизгладимо в памяти народной. Земля от войны остывает быстрее, чем память от воспоминаний о войне.
I. 1418 дней длилась Великая Отечественная война. Нет ни одной семьи, которой бы не коснулась беда.
Песня «На безымянной высоте».
V БЛОК
Нам было все отпущено сверх меры –
Любовь и гнев, и мужество в бою,
II. Теряли мы друзей, но веры
Не потеряли Родину свою.
II. Стихотворения и песни периода Великой Отечественной войны… I. С ними народ не расставался до дня Победы.
II. Они и сейчас вызывают трепет сердец не только ветеранов, но и сердец беззаветной юности!
Обучающиеся исполняют песню «Вьется в тесной печурке огонь».
VI БЛОК
I. Теме патриотизма, стойкости, непокоренности, непобедимой веры в победу в лирике военных лет отведено особое место.
Обучающийся читает стихотворение павшего на поле боя Николая Майорова:
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли недолюбив,
Не докурив последней папиросы...
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы пришли с обугленными ртами
И мужество, как Знамя, пронесли.
Выходят двое чтецов
I. 5 февраля 1943г. на улице Воровского, в гостиной клуба советских писателей собралось человек 20 поэтов и прозаиков. Многие были в военной форме. Они пришли сюда, чтобы прослушать и обсудить только что законченную Павлом Григорьевичем Антокольским поэму «Сын».
Павел Григорьевич негромко, но отчетливо произнес:
«Памяти младшего лейтенанта Антокольского Владимира Павловича, павшего смертью храбрых 6 июля 1942 года» посвящается.
Вова! Я не опоздал! Ты слышишь?
Мы сегодня рядом встанем в строй.
Почему ты писем нам не пишешь,
Ни отцу, ни матери с сестрой?
Почему в глазах твоих навеки
Только синий, синий, синий цвет?
Или сквозь обугленные веки
Не пробьется никакой рассвет?
I. - Павел Григорьевич читал без перерыва, страстно, темпераментно жестикулируя:
II. - Мой сын был комсомольцем,
Твой фашистом,
Мой мальчик - человек,
А твой - палач.
I. - И вот прозвучали заключительные строки!
II. Прощай. Поезда не приходят оттуда.
Прощай. Самолеты туда не летают.
Прощай. Никакого не сбудется чуда.
А сны только снятся нам. Снятся и тают.
Мне снится, что ты еще малый ребенок.
И счастлив, и ножками топчешь босыми
Ту землю, где столько лежит погребенных
На этом кончается повесть о сыне.
I. Поэма была отмечена Государственной премией. Переведена на многие языки.
II. Сотни писем устремились к ее автору, отцу погибшего сына.
I. Во многих письмах отцов и матерей звучала мысль: «Но ведь это, написано о нашем мальчике!»
II. Владимир Антокольский, 18-летний младший лейтенант, не совершивший, казалось бы, никаких подвигов, не успевший получить, боевых наград, сделал самое большое, что мог сделать - отдал жизнь во имя Победы.
I. Он свершил то же, что и сотни тысяч юношей, и стал - силою поэзии -- образом целого поколения.
Поэма «Сын» воевала на фронтах. К раненым она уходила в госпиталь. От убитых переходила к живым. Она приближала день Победы.
Исполняется песня «На войне как на войне»
(из репертуара группы «Любэ»)
VII БЛОК
I. Говорят, что война - не женское дело.
II. Второй фронт на войне открыли наши женщины.
Снаряды, бомбы, патроны - это почти целиком дело их чутких, милых рук.
Но женщины воевали не только на своем, втором фронте. Им, наравне с мужчинами доставалось и на первом, военном фронте.
II. На фронтах Великой Отечественной войны сражались миллионы женщин.
Свыше 80 тыс. были в офицерских должностях.
96 женщин в боях получили звание Героя Советского Союза.
А 4 - полные кавалеры ордена Славы.
Под музыку вальса обучающийся читает стихотворение.
III. Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?
Чтец. Эти слова написала Юлия Друнина, которая в 18 лет ушла на фронт. Она писала:
Я только раз видала рукопашный
Раз - наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
VIII БЛОК
I. В те суровые годы поэзия, как выстрел, гремела, била точно в цель.
В одной из весенних радиопередач прозвучала новая песня Соловьева-Седого «Соловьи».
Звучит песня «Соловьи» в исполнении вокального ансамбля на фоне свиста соловья.
II. Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна, -
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои.
Поют шальные соловьи.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят.
I. Такая песня, проникнутая светом и покоем, могла родиться только в конце войны, хотя шли еще бои, лилась кровь и умирали солдаты, но радость от сознания приближающихся мирных дней сделала песню необычно поэтичной, мягкой, душевной. Она стала одной из самых радостных фронтовых песен.
IX БЛОК
Звучит песня «День Победы» (фонограмма)
9 мая 1945 год. Красный флаг над поверженным рейхстагом. Человечество вздохнуло свободно. Пушки не стреляют. Война окончена! Победа!
В ряду тех, кто принес нам эту долгожданную Победу, были (перечисляются ФИО ветеранов, вручаются цветы)
Но в мире сегодня неспокойно.
IV. Мир на планете - выше нет награды.
Он, как вода и хлеб, необходим.
Неужто мы корысти чьей-то ради
Жизнь на планете погасить дадим?
Нас миллиарды, люди, верьте, верьте!
Мы - сила, мы - хозяева земли!
Подымем голос, чтоб шуметь не смерти,
а просто ветру, просто ливню лить!
Опасен грохот в кузницах войны,
Угроза человечеству серьезна...
Но люди падать духом не должны:
Предотвратить войну
Еще не поздно.
Обучающиеся несут глобус в цветах
I. Не молод и не стар он, Шар земной,
II. Он входит в замечательные годы.
III. Живую красоту его – стеной
Должны прикрыть награды.
Вокальный ансамбль исполняет песню «А может не было войны»
Обучающийся: «Урок-концерт, посвященный 76 годовщине Победы народа в Великой Отечественной войне, объявляется закрытым!»
Надувные шары участники урока-концерта посылают в зал.
Звучит песня в исполнении Льва Лещенко
«Мы - дети Галактики»