Сценарий внеклассного мероприятия «Когда и как появились деньги» (2 класс)
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Нагольненская средняя школа
Котельниковского муниципального района
Волгоградской области
Сценарий внеклассного мероприятия «День финансовой грамотности»
Тема: «Когда и как появились деньги»
2 класс
Автор: Казанцева Людмила Александровна, учитель начальных классов.
Технологическая карта занятия
Тема |
«Когда и как появились деньги» |
||
Автор |
Казанцева Людмила Александровна, учитель начальных классов |
||
Класс |
2 |
||
Цель: |
повысить интерес младших школьников к урокам финансовой грамотности, познакомить учащихся с понятием деньги, историей появления, функциями и видами денег. расширять кругозор обучающихся, развивать коммуникативные навыки. |
||
Задачи: |
узнать, что такое бартер, и чем он неудобен объяснить причины появления денег |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные содействовать усвоению понятий «обмен», «бартер», «деньги»; развивать представление о товарно-денежных отношениях; познакомить с историей появления и видами денег. |
Метапредметные регулятивные: понимать цель своих действий; проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Личностные овладение начальными навыками адаптации в мире финансов. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; расширение кругозора обучающихся. |
|
Методы и формы обучения |
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, репродуктивный. |
||
Основные понятия и термины |
Обмен, бартер, деньги, денежная единица, рубль, копейка. |
||
Межпредметные связи |
Математика, литературное чтение, окружающий мир. |
||
Оборудование |
Компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал – листы для блицтурнира. |
Хронометраж
I.Организационный момент |
3 мин |
II.Определение темы занятия |
3 мин |
III. Актуализация знаний. |
5 мин |
IV. Освоение нового материала |
7 мин |
V. Практическая работа. |
5 мин |
VI. Физминутка. |
2 мин |
VII. Продолжение работы по теме. |
4 мин |
VIII. Закрепление изученного материала |
5 мин |
IX. Итог урока. |
3 мин |
X. Рефлексия. |
3 мин |
Ход занятия
Этап занятия |
Действия учителя |
Действия ученика |
Примечания |
|
I.Организационный момент |
-Добрый день, добрый час! |
Слушают учителя, настраиваются на работу. |
|
|
II.Определение темы занятия |
ДЕНЬГИ. Предположите, какие вопросы, связанные с этим понятием, могут вас заинтересовать? – что такое деньги? – как появились деньги? – какими были первые деньги? Готовы ли вы принять участие в нашем исследовании, чтобы найти ответы на вопросы? Каков же главный вопрос? Давайте сформулируем тему нашего урока. |
Отвечают на вопросы учителя. |
Слайд№1 |
|
III. Актуализация знаний. |
- Что такое деньги? « Деньги - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле- продаже, средством платежей и предметом накоплений». С.И.Ожегов. - Что вы знаете о деньгах? - Сегодня мы с вами познакомимся с историей и видами денег. - Как вы думаете, деньги существовали всегда? - А сейчас деньги существуют всюду? |
Участвуют в беседе, слушают друг друга. |
Слайд№2 |
|
IV. Освоение нового материала. |
Беседа - Каждый день мы имеем дело с деньгами, но не каждый знает историю появления денег. И поэтому сейчас мы с вами отправимся в путешествие и узнаем историю денег. - Как вы думаете, существовали ли деньги во времена первобытных людей? - Конечно, нет. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. У них происходил ОБМЕН. Обмен – это слово знакомо нам всем. Меняешь то, чего у тебя много, на то чего нет или на то, что очень тебе нужно. Тебе хорошо и тому, с кем меняешься тоже. Это и есть взаимовыгодный обмен, этот обмен называется – бартер. Приведите свои примеры такого обмена. До того, как появились первые деньги, около 6 тысяч лет назад, люди выменивали друг у друга нужное для себя. Вместо денег в далекой древности использовали драгоценные камни, меха и даже кости. Самые первые деньги, которыми начали пользоваться люди, была – соль. Но это все было не совсем удобно. Выгоден ли бартер сегодня? Люди страдали от неудобства бартера. И чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга. И поэтому бартер привел к необходимости денег. Ведь деньги должны быть не временными, а постоянными, они не должны портиться при хранении, нужно чтобы деньги было легко носить с собой. Одними из первых денег, были раковины каури. Каури были одними из первых денег и на Руси. Их завезли к нам заморские купцы, торговавшие с Новгородом и Псковом, взамен получавшие русскую пушнину. Чем же были удобны раковины каури? Они не портились, легко носились с собой. За 1 быка нужно было отсчитать 1000 раковин. А это удобно? Прошло много времени, прежде чем появились металлические деньги. Но они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, слитков. На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок. Что же получалось? – РУБЛЬ При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем в руках. Что же появилось? – КОПЕЙКА Итак, появились монеты. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить. Клеймо означало количество чистого железа в слитке. Затем стали отражать в слитке место изготовления и символы власти – гербы. Удобными ли стали металлические деньги? Но и у них всё же оказался важный недостаток. Попробуйте его определить. Совершенно верно, они тяжелые и занимают много места. И тогда люди придумали выход. Золото передавали на хранение в банк, а с собой брали бумажные расписки на это золото. Так впервые и появились бумажные деньги. Сегодня ими оплачивают вещи, услуги, продукты. |
Слушают учителя.
|
Слайды№3
Слайды№4
Слайд№5,6
Слайд№7
Слайд№8,9г Слайд№10,11 |
|
V. Практическая работа. |
Работа в группах. На партах у детей лежат банкноты и монеты разных стран. Рассмотрите деньги. Подумайте: - Чем похожи банкноты и монеты разных стран? Возможные ответы: из плотной бумаги, среднего размера, монеты круглые и плоские. - Чем отличаются банкноты и монеты разных стран? - Какие денежные единицы вы знаете? (рубль, лат, динар, марки..) Запись выводов в тетрадь. |
Отвечают на вопросы |
||
VI. Физминутка. |
Выполняют упражнения вместе с учителем. |
|||
VII. Продолжение работы по теме. |
- Мы побывали с вами в прошлом денег. Узнали, что стало причиной появления денег. А теперь давайте перенесемся в наши дни. - Какие бывают деньги? (монеты, купюры) - А какой денежной единицей пользуемся мы? (Рубль) - А какие денежные единицы вы еще знаете? (доллар, фунт, евро, гривна.) - Монеты какого достоинства есть в нашей стране? А купюры? |
Участвуют в беседе, Отвечают на вопросы учителя. |
Слайд№12 |
|
VIII. Закрепление изученного материала |
Блицтурнир. Как называется плата за работу? Зарплата Прямой обмен товаров одних на другие? Бартер Часть гривны, которую отрубали? Рубль Сторона монеты, на которой указан ее номинал, достоинство? Реверс Лицевая сторона монеты с гербом? Аверс Надпись на монете? Легенда Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги? Деньги Деньги, которые откладывают на будущее? Сбережения |
Работают на листочках. |
||
IX. Итог урока. |
- Так почему деньги называют «великим изобретением человечества»? Что же нового вы узнали на уроке? Какие открытия сделали? - Что нельзя купить за деньги? |
Отвечают на вопросы учителя, слушают друг друга. |
||
X. Рефлексия. |
Работа в группах. Составление синквейна. 1 строка – имя существительное, обозначающее тему урока 2 строка – имена прилагательные, раскрывающие признаки данного предмета 3 строка – три-четыре глагола, раскрывающие действия данного предмета 4 строка – фраза, раскрывающая суть предмета темы (пословица, поговорка, фразеологический оборот) 5 строка – имя существительное, как итог, вывод - Наше занятие подходит к концу. - Какая была его цель? - Удалось ли нам достичь поставленной цели? - Оцените свою работу на уроке. (Шкала достижений) |
Анализируют свою работу на уроке. |
Литература:
Саплин А.И, Саплина Е.В. Введение в историю. Книга для учителя, 3 класс.- Москва: «Дрофа», 2016