12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воропаева Лилия Алексеевна4616
Я - педагог дополнительного образования, работаю в районном Доме детского творчества в селе Мильково на Камчатке. Моё объединение называется "Гуманитарная школа". Моя Программа - "Духовная культура человечества (мир мудрости и красоты)"
Россия, Камчатский край, Мильково

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вид мероприятия - внеклассное мероприятие

Тип внеклассного мероприятия - тематическое внеклассное мероприятие

Форма внеклассного мероприятия - виртуальное путешествие на машине времени

Количество участников:

- до 50 человек

Классы - средний и старший школьный возраст

Место проведения - актовый зал  

Цель - пробудить интерес к Камчатке вообще, познакомить с историей появления полуострова Камчатка (с точки зрения мифологии и науки), рассмотреть Камчатку в её историческом развитии.

Задачи -

Познавательная: познакомить с мифологической и научной версиями появления Камчатки, выяснить, как выглядела Камчатка в разные исторические эпохи, способствовать формированию чувства историзма;

привлечь внимание к краеведению через внеклассное мероприятие

Развивающая: помочь ребятам выработать умение помочь ребятам вырабатывать умение выступать публично, участвовать в коллективной работе

Воспитательная: способствовать развитию коммуникативных способностей, общей, сценической и речевой культуры

Оборудование и материалы к внеклассноиу мероприятию - компьютер или ноутбук, экран, проектор, 

Предварительная работа - подготовить ведущих, подготовить презентацию "Так появилась Камчатка"

Ожидаемый результат - знакомство с историей появления Камчатки (мифологической и научной версией)

Методические приёмы:

- виртуальное путешествие в прошлое

- приём показа с комментариями;

Мероприятие сопровождается показом видео, презентации, детской книги "Как появилась Камчатка", чтением детских стихов о Камчатке. В конце для закрепления проводится интеллектуальная игра. 

Место занятия в общей системе уроков, занятий, внеклассных мероприятий:

Внеклассное мероприятие по данной теме способствует не только расширению и углублению краеведческих знаний семиклассников, но и формирует более целостную картину мира.

Используемые пособия:

1. Гондвана (видеоролик)

2. Земля Кутха (видеоролик)

3. Карта "Камчатка на карте мира"

4. Книга детских творческих работ "Как появилась Камчатка"

7. Презентация "Так появилась Камчатка"


ПЛАН ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Вступление.
  2. Легенда о Кутхе (мифологическая версия происхождения Камчатки)
  3. А как на самом деле (научная версия происхождения Камчвтки)
  4. Заключение
  5. Интеллект-игра


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий 1. Внимание на экран!

Показ карты "Камчатка на карте России"
u1681601217.gif

 Ведущий 1. Вступление

Ещё 5 млрд. лет назад нашей планеты Земля не существовало. Потом появилась она, а на ней  в один прекрасный момент и наша Камчатка.

Как же она появилась? Её рельеф, её растительный и животный мир? Её климат?

Давайте совершим путешествие в прошлое и поищем ответы на эти вопросы.

Ведущий 2

Вот первая версия. Внимание на экран.


Думаю, вам нетрудно сказать, как коренные народы Камчатки отвечали на вопрос «Как появилась Камчатка».

Ответы детей

Вариант ответа

Согласно верованиям коренных народов Камчатки Камчатку создал ворон Кутх (Куткинняку) 

Ведущий 1.

А как же на самом деле появилась Камчатка?

Долгое время на месте Камчатки находилось море, возможно с небольшими вулканическими островами. Были в море только сине-зелёные водоросли.

Показать слайд 1 «Море с сине-зелёными водорослями»

e1681902948.JPG

​​​​​​​Ведущий 2.

Примерно 600 млн.  лет назад образовался материк Пангея. Тогда это был единственный материк на Земле. 

Показать слайд 2 – «Материк Пангея»

c1681908327.JPG
​​​​​​​Ведущий 1.
В это время и образовались самые старые участки Камчатки. Пород, относящихся к этому периоду очень мало. Их всего 3,5%. Большую часть территории будущей Камчатки по-прежнему занимала вода. Жили в ней самые примитивные растения и самые простейшие животные: губки, медузы, трилобиты, морские лилии, кораллы.
Показать слайд 3 – Море 400 млн. лет назад (морские лилии,трилобиты)»
z1681903008.JPG

​​​​​​​Ведущий 2.

Примерно 200 млн. лет назад, Пангея распалась на два материка – Лавразию и Гондвану. Между ними находился древний океан – Тетис. Камчатка, видимо, составляла северо-восточную часть Лавразии. Этот материк объединял современные Северную Америку и Евразию.

На Камчатке есть участки, которые относятся именно к этому времени. Суши здесь были уже больше. Выходы пород этого времени составляют примерно 40%  всей площади Камчатки. Возможно, именно в конце этого периода к континенту присоединилось Корякское нагорье, которое «приплыло» сюда из южного полушария.

Показать слайд 4 – «Материки Лавразия и Гондвана»

a1681902976.JPG

​​​​​​​Ведущий 1.

В отложениях Камчатки, вышедших на поверхность, были найдены останки животных, живших в то время: аммонитов, иноцерам, гастропод.

Показать слайд 6 – Животные 200 млн. лет назад  (аммониты, иноцерамы, гастроподы)

g1681903555.JPG
​​​​​​​Ведущий 2.
А между тем на Земле назревали серьёзные изменения. На Земле изменился климат. Он стал очень жарким и сухим. Наступал век «ужасных ящериц» - динозавров и кто знает, какой бы «парк юрского  периода» образовался на Камчатке, если бы не камчатский прогиб

Показать слайд 5 «Прогиб»

y1681903077.JPG

Ведущий 1.

Он начался примерно 160-120 млн. лет назад и закончился 75-70 млн. лет назад. Если бы мы смогли побывать в то время на космическом корабле и   сумели бы сжать время, то увидели бы  потрясающую вещь: огромная северо-восточная часть материка стала прогибаться и проваливаться вниз, а потом подниматься наверх. В результате этого образовались острова, ставшие позже основой будущей Камчатки. 

По внешнему виду это напоминало современные Алеутские или Курильские острова. 

l1681908932.jpg

Ведущий 2.

После этого была ещё не Камчатка, а то острова, то Берингия. Что собой представляли острова, понятно, а вот что такое Берингия? Берингия - это суша, которая находилась на месте современных Берингова и Охотского морей. Она соединяла Азию и Америку. Появилась она примерно  100 млн.лет назад. В результате наступления или отступления моря она то исчезала, то появлялась.

Показать слайд 7 «Берингия»

j1681903831.JPG

Ведущий 1

Климат в это время был тёплый, субтропический, т.е. как тропический. Поэтому на Камчатке росли такие теплолюбивые растения, как бамбук, вееролистная пальма, виноград, гингко,  магнолия, таксодиум, тюльпанное дерево, фикус, циатея и др.

Показать слайд 8 «Субтропические растения»

h1681909071.jpg

Ведущий 2.

     В это время было много животных. Из тропических насекомых у нас точно водилась муха-скорпионница. Среди больших животных можно выделить таких животных, как десмостилиды, древние беззубые киты. Тогда же появился древний камчатский лосось (предок нынешних лососёвых рыб). У камчатских берегов плавали даже древние морские черепахи.

Показать слайд 9 «Субтропические животные»

g1681910569.jpg

Ведущий 1

А когда до нашего времени осталось 2 млн. лет, Камчатка начала приобретать свои современные очертания. Климат стал холоднее, контрастнее. Чётко установились зима и лето. Было несколько оледенений. Растительный и животный мир за это время заметно изменился. Преобладать стали хвойные леса (ель, сосна, лиственница, пихта). Распространились берёза, ольха, тополь, каменная берёза, ольховый и кедровый стланик. Сначала появились животные ледникового периода: овцебык, мамонт, шерстистый носорог, широколобый лось.

Показать слайд 10 «Животные ледникового периода»

k1681903987.JPG
Ведущий 2.

Потом  - современная флора и фауна.

Показать слайд 11 «Современные животные»

d1681904012.JPG

Показать слайд 12 «Современные растения»

y1681910724.jpg

​​​​​​​Ведущий 1

В это время сформировались  практически все известные нам географические объекты: Срединный хребет, Долина гейзеров, кальдера Узона, Авачинская губа, многие вулканы, острова, проливы, термальные источники, роща пихты грациозной и др.

Показать слайд 13 «Географические объекты»

x1681904058.JPG

Ведущий 2

Но Камчатка продолжает меняться и в настоящее время

Вот о чём мы  прочитали в книге Ю.Пшонкина «Встречи у вулканов». Летом 1975 года  на Камчатке  произошло  удивительное  событие, сделавшее Камчатку знаменитой на весь мир. В результат извержения вулкана  Плоский Толбачик выросли три новых вулкана. Рождение вулканов изменило образ Камчатки: в том месте: сгорел лес,  появились новые скалы,  исчезло большое озеро, зато в кратере вулкана  Плоский  Толбачик  появилось новое озеро. А что сотворил недавно вулкан Карымский?  В результате его извержения в 1996 году исчезло большое озеро. Совсем недавно у нас в Мильковском районе появились маралы.

Показать слайд «Маралы в Мильковском районе»

k1681904106.JPG

Ведущий 1

Сейчас очень незаметно для нашего глаза побережье северных морей и западное побережье Камчатки поднимается, а восточное - местами опускается. Рассчитана даже скорость поднятия – 4 см в год.  Поднимаются и Курильские острова.

Ведущий 2

Многое на Камчатке ждёт своего исследователя. Вот недавно в газете «Аргументы и факты» было обнаружено сообщение о том,  что в конце 30-х годов прошлого века жители посёлка Авача заметили в поселковом озере какое-то чудовище. В посёлок приезжали специалисты, но ничего толком не выяснили.. А вскоре началась война, и всем стало не до чудовищ.

Показать слайд 14 «Авачинское чудовище» (рисунок Д.Шуго)

z1681904131.JPG

Так в результате очень длительного времени, в результате действия самых различных сил сформировалась современная Камчатка. Одним из самых важных факторов был и остаётся подводный и сухопутный вулканизм.

Показ анимацонного ролика "Гондвана"​​​​​​​


Показ видеоролика "Так появилась Камчатка" (наши опыты)


Ведущий 1.​​​​​​​

На карте мира появился удивительный край, куда стремятся люди со всего света. Край, вдохновляющий поэтов, писателей, бардов-песенников на написание восторженных строк.

Показ слайда "Ты удивительна, Камчатка!..."

c1682772988.JPG

Чтение стихотворения, которое сочинила Ксения Швец (11 лет)

«Ты удивительна Камчатка!

И где ещё такая есть!

Благодарю тебя за зимы,

Которые бывают здесь!

За сумасбродные метели,

За снежные твои оковы,

За свежесть воздуха морского,

За крики чаек озорных,

За грозный вид твоих вулканов,

За дар лесов и хладных рек,

Покрытых жемчугов туманов!»

Ведущий 1

Более подробно об этом узнать вы можете из нашей книги «Как появилась Камчатка»

Показывается слайд «Детская книга о Камчатке (сборник наших творческих работ)» и книга «Как появилась Камчатка» и сама книга

o1682772922.jpg

Ведущий 2

Проведём небольшую интеллект-игру о Камчатке

Показ презентации с игрой. Вручение призов за правильные ответы

Ведущий 1 и ведущий 2

Ребята! Вам понравилась наша сегодняшняя работа? Кому понравилась? Поднимите, пожалуйста, руки. Чем понравилась? Кому не понравилась? Почему не понравилась?

Надеемся, что вы и дальше будете познавать нашу любимую и очень интересную Камчатку.

До свидания! До новых встреч!

​​​​​​​

ИСТОЧНИКИ

  1. Авачинское чудовище - Аргументы и факты, 2005, № 36
  2. Гондвана (анимацонный ролик
  3. Доисторическая жизнь (В школе и дома) – М. «Росмэн», 2000
  4. Земля Кутха (видеоролик)
  5. «Ермак-камчадал» - «Мильковские вести», 14. 07. 2006 года.
  6. Камчатка на карте мира
  7. Пшонкин Ю.  «Встречи у вулканов». – М. «Детская литература», 1985 г.
  8. Сметанин А.Н. «Природа Камчатки» - Владивосток, «Издательство Дальневосточного университета», 1993.
  9. Так появилась Камчатка (видеозапись опытов)
  10. Удивительная планета Земля (Иллюстрированный Атлас эволюции) – Франция, ЗАО издательский дом «Ридерс Дайджест», 2004.


Файл "Так появилась Камчатка" (сценарий внеклассного мероприятия)
Так появилась Камчатка. Сценарий внеклассного мероприятияDOC / 2.85 Мб


Презентация "Так появилась Камчатка" (с видео)
Презентация. Так появилась Камчатка.PPT / 6.14 Мб


Презентация "Интеллект-игра "о Камчатке. Что? Где? Когда?"
Интеллект-игра о КамчаткеPPT / 21.91 Мб



Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (2)

Галина Владимировна, 19.04.23 в 18:03 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень интересно!
Фролова Елена Николаевна, 20.04.23 в 00:57 1Ответить Пожаловаться
Как интересно! Изучила материал с удовольствием!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.