Сценарий внеклассного мероприятия «От колоска к караваю», приуроченного к празднованию Дня Хлеба и Дню работников сельского хозяйства (6-8 класс)
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Амвросиевская школа №6»
Амвросиевского района
Донецкой Народной Республики
Сценарий внеклассного мероприятия
«От колоска – к караваю»,
которое приурочено к празднованию Дня Хлеба
и Дню работников сельского хозяйства.
Выполнила: учитель изобразительного искусства
Стельмах Юлия Эдуардовна,
специалист высшей категории
Содержание
Цели и задачи мероприятия…………………..…………………………4
Ход мероприятия………………………….….…………………………..5
Приветствие учителей………………………….…………………………6
Домашнее задание…………………………...…………………………….7
Конкурс рисунков……………………………………………………….10
Конкурс стихов о хлебе…………………………………….…………..10
Викторина «Вопрос-ответ»……………….……………………………11
Подведение итогов………………..………………………………………12
Заключительное слово……………………………………………………12
Список использованной литературы и Интернет-ресурс………………13
Приложения…………………………………………….…………………14
Цели мероприятия: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности; научиться работать над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии; сформировать представление истории хлеба в искусстве, о тяжелом труде хлебороба; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле; привитие детям бережного отношения к хлебу, их нравственное воспитание.
Задачи:
Познакомить детей с историей хлеба, его национальными особенностями и традициями.
Расширить знания учащихся о хлебе и его значении в жизни людей.
Способствовать воспитанию культуры общения, умения работать коллективно.
Расширить умения и навыки использования основных средств художественной выразительности в изобразительном искусстве.
Развитие чувства гордости за работников сельского хозяйства и работников хлебопекарной промышленности;
Ход мероприятия
Приветствие учителей
Сегодня мы с вами собрались неслучайно – близится праздник работника сельского хозяйства, праздник людей, которые создают прочную основу нашей молодой Республики. Ребята, сегодня мы приглашаем вас отправиться на машине времени в увлекательное путешествие « От колоска до каравая». Закройте глаза и представьте, как машина времени стремительно уносит нас в прошлое.
И сначала прослушайте, пожалуйста, сказку о хлебе: Девочка, которая наступила на хлеб (Ганс-Христиан Андерсен) (Приложение 1). Вы, конечно, слышали о девочке, которая наступила на хлеб, чтобы не запачкать башмачков, слышали и о том, как плохо ей потом пришлось. Об этом и написано, и напечатано.
Домашнее задание
А теперь давайте вместе с вами мы проверим ваше домашнее задание. Вы были разделены на 2 команды: «Карандаши» и «Колоски», каждая из которых получила своё задание. Итак, первая команда, вам слово:
Команда «Карандаши» подготовила сообщение и презентацию на тему: «История хлеба. Хлеб в искусстве» (Приложение 2).
Когда и где родился хлеб? История хлеба в изобразительном искусстве. Учёные полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше 15 тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далёкие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зёрен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зёрен. На стене усыпальницы фараона египетский художник 5 тысячелетий назад изобразил детальную картину производства хлеба в пекарнях, а в музее города Гизы хранится статуэтка тестомеса, которой несколько тысяч лет. Рисунки эпохи Древнего царства имеют одно очень заметное достоинство: всегда ясно, что на них изображено. Часто встречаются картины сева и молотьбы. Египетский рельеф так же, как египетская живопись, состоит в основном из слегка намеченных контуров, и согласно установившемуся обычаю этот вид искусства на разных этапах его развития обозначают словами «живопись», «рельеф» и «барельеф». Если контур нанесен только краской, мы теперь называем его рисунком, если он углублен ниже уровня поверхности, мы считаем его рельефом, если поверхность между фигурами выскоблена – это барельеф. Однако во всех случаях стиль рисунка одинаковый и в окраске фигур нет ни малейшей разницы. Было время, когда египетские художники доходили даже до того, что прибегали к помощи резца – вырезали им наиболее важные детали фигуры в технике очень плоского рельефа.
А вот древнеегипетские хлебопёки готовили разнообразные виды хлеба: продолговатый, пирамидальный, круглый, в форме плетёнок, рыб, сфинксов. На хлебе ставили знаки в виде розы, крестика, знака семьи или рода, на изделиях для детей – в виде петуха, котёнка, индюка и др. Во все времена хлеб высоко ценился и почитался человеком. Он был поставлен в один ряд с золотом и солнцем. В принятой в Древне Египте скорописи солнце, золото и хлеб обозначалось одинаково – простой круг с точкой в центре. В каменном веке люди ели зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Так появились первые мельничные жернова, первая мука и первый хлеб. Археологи установили, что первый хлеб имел вид жидкой каши. Эту самую прабабушку современных булочек, жидкую зерновую кашу, и до сих пор употребляют в виде похлебки в некоторых странах Азии и Африки. 5-6 тысячелетий назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Ремесло пекаря с древних времен пользовалось особым почетом и уважением. На Руси поначалу пекли только белый хлеб. Ржаной появился лишь к XII веку, но полюбился русским людям чрезвычайно. К тому же он был и дешевле и сытнее - как говорили в старину: "Пшеничка кормит по выбору, а матушка-рожь всех сплошь". Выпечка ржаного хлеба считалась большим искусством, в основе которого лежало применение специальных заквасок, или квасов. В конце 19 столетия городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. В булочных и с лотков продавали подовый (высокие толстые лепёшки) и формовый (в форме кирпича) хлеб. Разнообразны были хлебобулочные изделия: калачи, бублики, баранки, крендели и пряники. Сельские жители, как правило, редко лакомились ими, они обычно покупали их в городе для гостинца детям и за еду не считали. Городские же простолюдины довольно широко использовали всю эту выпечку. Приготовление хлеба было тяжелым ручным трудом и оставалось таким до середины 19 века. Лишь во второй половине 19 века появилось в России механизированное оборудование для хлебопекарен. Зерновое хозяйство и хлебопекарная промышленность уверенно развивались. Однако, оно прервалось вероломным нападением на страну фашисткой Германии. Во все времена враг первый удар почти всегда наносил по хлебу. Страшно смотреть, когда горит хлеб на корню. И фронту и тылу нужен был хлеб. А какую высокую цену заплатили защитники блокадного Ленинграда, когда доставляли хлеб через Ладогу осаждённому, умирающему, но несдающемуся городу. Что же такое блокадный хлеб? Паёк хлеба - 125 граммов на человека. Этот горестный хлеб совсем не похож на тот, что бывает у нас на столе, рецепт военного времени не может не поражать: мучная пыль, пищевая целлюлоза, жмыха, овсяная мука или ржаная мука. Сколько сложено в честь хлеба гимнов, песен, сколько существовало у различных народов обрядов и праздников, приуроченных к посевной страде или к сбору урожая. А древняя славянская традиция встречать на пороге дома хлебом-солью самых дорогих гостей или новобрачных. Все эти народные традиции и обычаи заключают в себе человеческую мудрость, уважительное отношение к хлебу, передающееся из поколения в поколение и прививавшееся детям с первых дней их жизни. Можно сказать, что хлеб является неким культурным феноменом, который позволяет познавательно и с необычного ракурса преподнести жизнь человеческой цивилизации, бытовой уклад народа. Неизменная традиция славянских свадеб - каравай. Он является символом, даже больше – залогом счастливого будущего молодой семьи. Именно поэтому уже на протяжении веков процесс выпечки свадебного каравая считается очень важным обрядом, а его украшение наполнено смыслом. Выпекать его поручали женщине, которая находится в счастливом браке и имеет в нем здоровых деток. Форма свадебного каравая была круглой, как солнце, прообразом которого он и является, с украшениями в виде колосков и веточек калины.
Молодцы, ребята, отлично поработали.
Команда «Колоски» подготовила материал по теме: «Путь от зернышка к хлебу» (Приложение 2).
Существует такая легенда: однажды заспорили пахарь, сеятель и пекарь. Пахарь утверждал, что хлеб творит земля. Сеятель говорил: что солнце, пекарь – огонь. Вы забыли о человеке, - сказал мудрец, - хлеб – дитя человеческое. Действительно, скольким людям нужно потрудиться, чтобы мы смогли отведать вкусного, ароматного хлеба. Многие народы кормятся хлебом. Хлеб всегда был и остается главной нашей едой. Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Почему люди не могут обходиться без хлеба? Оказывается, в хлебе есть белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, которые необходимы каждому человеку. По мнению ученых-медиков взрослый человек съедает в день – 400 граммов, а при тяжелой физической работе -700 г. И у каждого народа хлеб - почетный участник различных ритуалов. На Руси по давнему обычаю гостей встречают хлебом-солью. В толковом словаре В.И.Даля две страницы посвящены слову “хлеб”. Хлеб – это хлебные злаки с мучнистыми зернами, коими человек питается. Растение в снопах, копнах, кладях…чистое зерно. Основные наши кормильцы – пшеница, рожь и ячмень – имеют и особое название ЖИТО. Слово Жито народ произвел от слова ЖИТЬ. Будет ЖИТО и жить можно! А знаете ли вы, как хлеб на стол приходит? Непросто приходит хлеб на стол. Недаром говорят, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук.
Молодцы, «Колоски», отлично справились со своим заданием.
Конкурс рисунков
Теперь мы предлагаем вам нарисовать натюрморт о хлебе, используя настроение: горестный (блокадный) и праздничный (свадебный) хлеб. Перед тем как приступить к выполнению данного задания, подумайте, как сочетать знания по биологии (некоторые элементы, например, зерна или колоски) с изобразительным искусством (Приложение 3)? По завершению работ нас ожидает выставка ваших композиций.
Конкурс стихов о хлебе.
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой,
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
***
В. Орлов
Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут — молотят, жнут — молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи — ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко.
В. Воронько
***
С белым хлебом положили
Чёрный хлеб мне на обед.
Удивить меня решили?
Чёрный? В чём его секрет?
Видно, пекарь с неохотой
Пёк и хлеб в печи забыл?
Или же перед работой
Чисто руки не помыл?
Мама тут же объяснила,
Что мука ржаная есть:
«Черный хлеб прибавит силы».
Съел. И завтра буду есть!
Г. Стеценко
***
Испекла Танюшка вкусные ватрушки.
В муке у Танюшки даже нос и ушки.
Тихо встала рожь на цыпочки, потянулась к небесам.
Лето пестрое рассыпалось по полям, по лесам.
Вот ромашки долговязые с кашкой шепчутся.
А вот незабудки синеглазые затевают хоровод.
Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось.
Набежала туча издали, промочила лес насквозь.
Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели
Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!
Я. Дягутите
5. Викторина «Вопрос-ответ» (участники задают друг другу вопросы) (Приложение 4)
6. Подведение итогов (жюри: старшеклассники – ученики химико-биологического класса и члены школьного самоуправления).
Критерии оценивания: творческий подход, ответственность, креативность.
Максимальное количество баллов, которые могут получить участники: 100 баллов, из них:
за домашнее задание – 20 баллов;
за конкурс рисунков – 30 баллов;
за конкурс стихов о хлебе – 25 баллов;
за викторину – 25 баллов.
7. Заключение
Мы осветили многие моменты жизни, связанные с хлебом. Зачем? Чтобы вы знали его настоящую цену, берегли и уважали. Тот, кто уважительно относится к хлебу, тот умеет уважать труд других людей разных профессий.
В лазоревых лентах колосья
Венчают державный наш герб.
Хлеб – радость и счастье, и гордость,
Могущество Родины – хлеб!
Список использованной литературы и Интернет-ресурс
Гаевая, Р.А.; Ященко, М.А. «Хлеб на вашем столе». К.: Урожай; Издание 3-е, перераб. Переплет: ламинированный тверд.; 288 страниц; 1993 г
Ковалев В. М., Могильный Н. П. «Русская кухня: традиции и обычаи». М.: Сов. Россия, 1990 г. – 296 стр. – ил.
http://moiarussia.ru/istoriya-hleba-na-rusi/
http://www.eda-server.ru/cook-book/muchnye/raznoe/st00228.htm
http://fivehlebov.narod.ru/business.html
http://vumire.ucoz.ru/load/4-1-0-915
http://makalova.ucoz.ru/load/dlja_vas_rebjata/stikhi/o_khlebe/47-1-0-346
Приложение 1
Она была бедная, но гордая и спесивая девочка. В ней, как говорится, были дурные задатки. Крошкой она любила ловить мух и обрывать у них крылышки; ей нравилось, что мухи из летающих насекомых превращались в ползающих. Ловила она также майских и навозных жуков, насаживала их на булавки и подставляла им под ножки зеленый листик или клочок бумаги. Бедное насекомое ухватывалось ножками за бумагу, вертелось и изгибалось, стараясь освободиться от булавки, а Инге смеялась:
— Майский жук читает! Ишь, как переворачивает листок! С летами она становилась скорее хуже, чем лучше; к несчастью своему, она была прехорошенькая, и ей хоть и доставались щелчки, да все не такие, какие следовало.
— Крепкий нужен щелчок для этой головы! — говаривала ее родная мать. — Ребенком ты часто топтала мой передник, боюсь, что выросши ты растопчешь мне сердце!
Так оно и вышло. Инге поступила в услужение к знатным господам, в помещичий дом. Господа обращались с нею, как со своей родной дочерью, и в новых нарядах Инге, казалось, еще похорошела, зато и спесь ее все росла да росла.
Целый год прожила она у хозяев, и вот они сказали ей:
— Ты бы навестила своих стариков, Инге!
Инге отправилась, но только для того, чтобы показаться родным в полном своем параде. Она уже дошла до околицы родной деревни, да вдруг увидала, что около пруда стоят и болтают девушки и парни, а неподалеку на камне отдыхает ее мать с охапкой хвороста, собранного в лесу. Инге — марш назад: ей стало стыдно, что у нее, такой нарядной барышни, такая оборванная мать, которая вдобавок сама таскает из лесу хворост. Инге даже не пожалела, что не повидалась с родителями, ей только досадно было. Прошло еще полгода.
— Надо тебе навестить своих стариков, Инге! — опять сказала ей госпожа. — Вот тебе белый хлеб, снеси его им. То-то они обрадуются тебе!
Инге нарядилась в самое лучшее платье, надела новые башмаки, приподняла платьице и осторожно пошла по дороге, стараясь не запачкать башмачков, — ну, за это и упрекать ее нечего. Но вот тропинка свернула на болотистую почву; приходилось пройти по грязной луже. Не долго думая, Инге бросила в лужу свой хлеб, чтобы наступить на него и перейти лужу, не замочив ног. Но едва она ступила на хлеб одною ногой, а другую приподняла, собираясь шагнуть на сухое место, хлеб начал погружаться с нею все глубже и глубже в землю — только черные пузыри пошли по луже! Вот какая история! Куда же попала Инге? К болотнице в пивоварню. Болотница приходится теткой лешим и лесным девам; эти-то всем известны: про них и в книгах написано, и песни сложены, и на картинах их изображали не раз, о болотнице же известно очень мало; только когда летом над лугами подымается туман, люди говорят, что «болотница пиво варит!» Так вот, к ней-то в пивоварню и провалилась Инге, а тут долго не выдержишь! Клоака — светлый, роскошный покой в сравнении с пивоварней болотницы! От каждого чана разит так, что человека тошнит, а таких чанов тут видимо-невидимо, и стоят они плотно-плотно один возле другого; если же между некоторыми и отыщется где щелочка, то тут сейчас наткнешься на съежившихся в комок мокрых жаб и жирных лягушек. Да, вот куда попала Инге! Очутившись среди этого холодного, липкого, отвратительного живого месива, Инге задрожала и почувствовала, что ее тело начинает коченеть. Хлеб крепко прильнул к ее ногам и тянул ее за собою, как янтарный шарик соломинку. Болотница была дома; пивоварню посетили в этот день гости: черт и его прабабушка, ядовитая старушка. Она никогда не бывает праздною, даже в гости берет с собою какое-нибудь рукоделье: или шьет из кожи башмаки, надев которые человек делается непоседой, или вышивает сплетни, или, наконец, вяжет необдуманные слова, срывающиеся у людей с языка, — все во вред и на пагубу людям! Да, чертова прабабушка — мастерица шить, вышивать и вязать! Она увидала Инге, поправила очки, посмотрела на нее еще и сказала:
«Да она с задатками! Я попрошу вас уступить ее мне в память сегодняшнего посещения! Из нее выйдет отличный истукан для передней моего правнука!» Болотница уступила ей Инге, и девочка попала в ад — люди с задатками могут попасть туда и не прямым путем, а окольным! Передняя занимала бесконечное пространство; поглядеть вперед — голова закружится, оглянуться назад — тоже. Вся передняя была запружена изнемогающими грешниками, ожидавшими, что вот-вот двери милосердия отворятся. Долгонько приходилось им ждать! Большущие, жирные, переваливающиеся с боку на бок пауки оплели их ноги тысячелетней паутиной; она сжимала их, точно клещами, сковывала крепче медных цепей. Кроме того, души грешников терзались вечной мучительной тревогой. Скупой, например, терзался тем, что оставил ключ в замке своего денежного ящика, другие... да и конца не будет, если примемся перечислять терзания и муки всех грешников! Инге пришлось испытать весь ужас положения истукана; ноги ее были словно привинчены к хлебу. «Вот и будь опрятной! Мне не хотелось запачкать башмаков, и вот каково мне теперь! — говорила она самой себе. — Ишь, таращатся на меня!» Действительно, все грешники глядели на нее; дурные страсти так и светились в их глазах, говоривших без слов; ужас брал при одном взгляде на них! «Ну, на меня-то приятно и посмотреть! — думала Инге. — Я и сама хорошенькая и одета нарядно!» И она повела на себя глазами — шея у нее не ворочалась. Ах, как она выпачкалась в пивоварне болотницы! Об этом она и не подумала! Платье ее все сплошь было покрыто слизью, уж вцепился ей в волосы и хлопал ее по шее, а из каждой складки платья выглядывали жабы, лаявшие, точно жирные охрипшие моськи. Страсть, как было неприятно! «Ну, да и другие-то здесь выглядят не лучше моего!» — утешала себя Инге. Хуже же всего было чувство страшного голода. Неужели ей нельзя нагнуться и отломить кусочек хлеба, на котором она стоит? Нет, спина не сгибалась, руки и ноги не двигались, она вся будто окаменела и могла только водить глазами во все стороны, кругом, даже выворачивать их из орбит и глядеть назад. Фу, как это выходило гадко! И вдобавок ко всему этому явились мухи и начали ползать по ее глазам взад и вперед; она моргала глазами, но мухи не улетали — крылья у них были общипаны, и они могли только ползать. Вот была мука! А тут еще этот голод! Под конец Инге стало казаться, что внутренности ее пожрали самих себя, и внутри у нее стало пусто, ужасно пусто!
— Ну, если это будет продолжаться долго, я не выдержу! — сказала Инге, но выдержать ей пришлось: перемены не наступало.
Вдруг на голову ей капнула горячая слеза, скатилась по лицу на грудь и потом на хлеб; за нею другая, третья, целый град слез. Кто же мог плакать об Инге? А разве у нее не оставалось на земле матери? Горькие слезы матери, проливаемые ею из-за своего ребенка, всегда доходят до него, но не освобождают его, а только жгут, увеличивая его муки. Ужасный, нестерпимый голод был, однако, хуже всего! Топтать хлеб ногами и не быть в состоянии отломить от него хоть кусочек! Ей казалось, что все внутри ее пожрало само себя, и она стала тонкой, пустой тростинкой, втягивавшей в себя каждый звук. Она явственно слышала все, что говорили о ней там, наверху, а говорили-то одно дурное. Даже мать ее, хоть и горько, искренно оплакивала ее, все-таки повторяла: «Спесь до добра не доводит! Спесь и сгубила тебя, Инге! Как ты огорчила меня!» И мать Инге/и все там, наверху, уже знали о ее грехе, знали, что она наступила на хлеб и провалилась сквозь землю. Один пастух видел все это с холма и рассказал другим.
— Как ты огорчила свою мать, Инге! — повторяла мать. — Да я другого и не ждала!
«Лучше бы мне и не родиться на свет! — думала Инге. — Какой толк из того, что мать теперь хнычет обо мне!» Слышала она и слова своих господ, почтенных людей, обращавшихся с нею, как с дочерью: «Она большая грешница! Она не чтила даров Господних, попирала их ногами! Не скоро откроются для нее двери милосердия!» «Воспитывали бы меня получше, построже! — думала Инге. — Выгоняли бы из меня пороки, если они во мне сидели!» Слышала она и песню, которую сложили о ней люди, песню о спесивой девочке, наступившей на хлеб, чтобы не запачкать башмаков. Все распевали ее. «Как подумаю, чего мне ни пришлось выслушать и выстрадать за мою провинность! — думала Инге. — Пусть бы и другие поплатились за свои! А скольким бы пришлось! У, как я терзаюсь!» И душа Инге становилась еще грубее, жестче ее оболочки.
— В таком обществе, как здесь, лучше не станешь! Да я и не хочу! Ишь, таращатся на меня! — говорила она и вконец ожесточилась и озлобилась на всех людей. — Обрадовались, нашли теперь, о чем галдеть! У, как я терзаюсь! Слышала она также, как историю ее рассказывали детям, и малютки называли ее безбожницей.
— Она такая гадкая! Пусть теперь помучается хорошенько! — говорили дети. Только одно дурное слышала о себе Инге из детских уст. Но вот раз, терзаясь от голода и злобы, слышит она опять свое имя и свою историю. Ее рассказывали одной невинной, маленькой девочке, и малютка вдруг залилась слезами о спесивой, суетной Инге.
— И неужели она никогда не вернется сюда, наверх? — спросила малютка.
— Никогда! — ответили ей.
— А если она попросит прощения, обещает никогда больше так не делать?
— Да она вовсе не хочет просить прощения!
— Ах, как бы мне хотелось, чтобы она попросила прощения! — сказала девочка и долго не могла утешиться. — Я бы отдала свой кукольный домик, только бы ей позволили вернуться на землю! Бедная, бедная Инге! Слова эти дошли до сердца Инге, и ей стало как будто полегче: в первый раз нашлась живая душа, которая сказала: «бедная Инге!» — и не прибавила ни слова о ее грехе. Маленькая, невинная девочка плакала и просила за нее!.. Какое-то странное чувство охватило душу Инге; она бы, кажется, заплакала сама, да не могла, и это было новым мучением. На земле годы летели стрелою, под землею же все оставалось по-прежнему. Инге слышала свое имя все реже и реже — на земле вспоминали о ней все меньше и меньше. Но однажды долетел до нее вздох: «Инге! Инге! Как ты огорчила меня! Я всегда это предвидела!» Это умирала мать Инге. Слышала она иногда свое имя и из уст старых хозяев. Хозяйка, впрочем, выражалась всегда смиренно: «Может быть, мы еще свидимся с тобою, Инге! Никто не знает, куда попадет!» Но Инге-то знала, что ее почтенной госпоже не попасть туда, куда попала она. Медленно, мучительно медленно ползло время. И вот Инге опять услышала свое имя и увидела, как над нею блеснули две яркие звездочки: это закрылась на земле пара кротких очей. Прошло уже много лет с тех пор, как маленькая девочка неутешно плакала о «бедной Инге»: малютка успела вырасти, состариться и была отозвана Господом Богом к Себе. В последнюю минуту, когда в душе вспыхивают ярким светом воспоминания целой жизни, вспомнились умирающей и ее горькие слезы об Инге, да так живо, что она невольно воскликнула: «Господи, может быть, и я, как Инге, сама того не ведая, попирала ногами Твои всеблагие дары, может быть, и моя душа была заражена спесью, и только Твое милосердие не дало мне пасть ниже, но поддержало меня! Не оставь же меня в последний мой час!» И телесные очи умирающей закрылись, а духовные отверзлись, и так как Инге была ее последней мыслью, то она и узрела своим духовным взором то, что было скрыто от земного — увидала, как низко пала Инге. При этом зрелище благочестивая душа залилась слезами и явилась к престолу Царя Небесного, плача и молясь о грешной душе так же искренно, как плакала ребенком. Эти рыдания и мольбы отдались эхом в пустой оболочке, заключавшей в себе терзающуюся душу, и душа Инге была как бы подавлена этой нежданной любовью к ней на небе. Божий ангел плакал о ней! Чем она заслужила это? Измученная душа оглянулась на всю свою жизнь, на все содеянное ей и залилась слезами, каких никогда не знавала Инге. Жалость к самой себе наполнила ее: ей казалось, что двери милосердия останутся для нее запертыми на веки вечные! И вот, едва она с сокрушением сознала это, в подземную пропасть проник луч света, сильнее солнечного, который растопляет снежного истукана, слепленного на дворе мальчуганами, и быстрее, чем тает на теплых губках ребенка снежинка, растаяла окаменелая оболочка Инге. Маленькая птичка молнией взвилась из глубины на волю. Но, очутившись среди белого света, она съежилась от страха и стыда — она всех боялась, стыдилась и поспешно спряталась в темную трещину в какой-то полуразрушившейся стене. Тут она и сидела, съежившись, дрожа всем телом, не издавая ни звука, — у нее и не было голоса. Долго сидела он так, прежде чем осмелилась оглядеться и полюбоваться великолепием Божьего мира. Да, великолепен был Божий мир! Воздух был свеж и мягок, ярко сиял месяц, деревья и кусты благоухали; в уголке, где укрылась птичка, было так уютно, а платьице на ней было такое чистенькое, нарядное. Какая любовь, какая красота были разлиты в Божьем мире! И все мысли, что шевелились в груди птички, готовы были вылиться в песне, но птичка не могла петь, как ей ни хотелось этого; не могла она ни прокуковать, как кукушка, ни защелкать, как соловей! Но Господь слышит даже немую хвалу червяка и услышал и эту безгласную хвалу, что мысленно неслась к небу, как псалом, звучавший в груди Давида, прежде чем он нашел для него слова и мелодию. Немая хвала птички росла день ото дня и только ждала случая вылиться в добром деле. Настал сочельник. Крестьянин поставил у забора шест и привязал к верхушке его необмолоченный сноп овса — пусть и птички весело справят праздник Рождества Спасителя! В рождественское утро встало солнышко и осветило сноп; живо налетели на угощение щебетуньи-птички. Из расщелины в стене тоже раздалось: «пи! пи!» Мысль вылилась в звуке, слабый писк был настоящим гимном радости: мысль готовилась воплотиться в добром деле, и птичка вылетела из своего убежища. На небе знали, что это была за птичка. Зима стояла суровая, воды были скованы толстым льдом, для птиц и зверей лесных наступили трудные времена. Маленькая пташка летала над дорогой, отыскивая и находя в снежных бороздах, проведенных санями, зернышки, а возле стоянок для кормежки лошадей — крошки хлеба; но сама она съедала всегда только одно зернышко, одну крошку, а затем сзывала кормиться других голодных воробышков. Летала она и в города, осматривалась кругом и, завидев накрошенные из окна милосердной рукой кусочки хлеба, тоже съедала лишь один, а все остальное отдавала другим. В течение зимы птичка собрала и раздала такое количество хлебных крошек, что все они вместе весили столько же, сколько хлеб, на который наступила Инге, чтобы не запачкать башмаков. И когда была найдена и отдана последняя крошка, серые крылья птички превратились в белые и широко распустились.
— Вон летит морская ласточка! — сказали дети, увидав белую птичку. Птичка то ныряла в волны, то взвивалась навстречу солнечным лучам — и вдруг исчезла в этом сиянии. Никто не видел, куда она делась. — Она улетела на солнышко! — сказали дети.
Приложение 4
Вопросы команды «Карандаши»:
Чем отличается барельеф от рисунка?
Что обозначал круг с точкой в Древнем Египте?
То такое блокадный хлеб?
Какое ремесло пользовалось на Руси особым спросом и уважением?
Что считается залогом счастливого будущего молодой семьи?
Вопросы команды «Колоски»:
Почему люди не могут обходиться без хлеба?
От какого слова произошло «жито»?
Что такое опара?
Какими бывают злаки?
С чего начинается хлебный каравай?
Потамошнева Наталья Алексеевна
Стельмах Юлия Эдуардовна
Потамошнева Наталья Алексеевна