12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Губанова Валерия Алексеевна368
Учитель русского языка, литературы
Россия, Курганская обл., Шадринск

Сценарий внеклассного мероприятия по литературному краеведению для 8 классов

Тема: «Эх, Семёновна!»

Цель: научить детей слышать живую речь.

Задачи:

1.Познакомить с понятием «частушка».

2. Рассмотреть основные виды частушек Курганской области.

3. Воспитать любовь к родному языку, живому слову.

Оборудование: декорации имитирующие русскую избу: стол, покрытый вышитой скатертью, лавки, ширма (на ней название мероприятия «Эх, Семёновна!»), деревянные ложки, балалайка, музыка (фонограмма). Исполнители частушек и ведущие одеты в русские народные костюмы.

Ход мероприятия:

1ведущий: Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим.

2 ведущий: Сегодня мы поговорим о частушке. Своим названием жанр обязан Г.И.Успенскому. В различных местах России частушку называют по-разному: коротушка, припевка, прибаска. Она исполняется в быстром темпе. Частушки пели на зимних посиделках – люди собирались в избе и веселились. Тем временем они ещё занимались рукоделием, делали очень красивые поделки – девушки вышивали, юноши резали по дереву, делали деревянную посуду, плели лапти из бересты (березовой коры). А в теплое время года (весной, летом) люди собирались на полянах после работы.

(Исполняется частушка)

Здесь будет файл: /data/edu/files/z1454343494.mp3 (Музыка для исполнения частушек)

Мы с подружкою гуляли,

Возле нашего пруда,

Нас лягушки напугали,

Не пойдем больше туда.



1 ведущий: В Зауралье бытуют два названия: «частушки» и «крутенькие песни». Зауралье – своеобразная часть России. Оно исторически связано с Уралом, являясь в тоже время «воротами Сибири». Частушки в Зауралье были и остаются любимым, повсеместно распространенным жанром. Как и везде в России, здесь старина соседствует с новым.

(Исполняется частушка)

С неба звездочка упала

И разбилась на куски.

Наша молодость проходит

В средней школе у доски.

2 ведущий: Главная сила частушек в личном характере чувств, которые они передают. Поразительна способность частушек радоваться и печалиться, от души веселиться и искренне горевать, торжествовать и негодовать, смеяться и плакать, сострадать и ненавидеть. Частушками, кажется, можно выразить невыразимое.

(Исполняется частушка)

Чем ты, миленький, гордишься,

Красотой иль высотой?

Красотой меня не стоишь,

Высотой – так черт с тобой!

1 ведущий: Как свой собственный воспринимается юмор частушек. Исполняя их, человек предстает наблюдательным, веселым, умеющим отметить и запечатлеть комические стороны жизни.

(Две ученицы исполняют частушки)

Ходит милый по деревне

Ходит, улыбается.

Оказалось зубы вставил –

Рот не закрывается.



На горе стоит избушка,

Внучка с бабушкой живет.

Ох, и вредная старушка:

Внучке волю не дает.

2 ведущий: Привлекает в частушках гуманизм, доверие к людям, уверенность в том, что тебя поймут, поддержат как в радости, так и в горе.

(Исполняется частушка)

Не судите меня бабы,

Я не подсудимая,

У меня на это есть

Мамонька родимая.

1 ведущий: Абсолютного одиночества героев в частушках нет. В них на равных предстали люди разных характеров, разного поведения и отношения к жизни. Как пример – крутенькие об отношении к сопернице. В них раскрывается широкая гамма чувств. В Зауралье соперница именовалась еще «соперой», «лиходейкой», «грубиянкой», «супостаткой».

(Исполняется частушка)

Супостаточка моя

В беленьком платочке.

Перед милым вертится

Как змея на кочке.

2 ведущий: Самую большую боль приносит подруга, становясь соперницей.

(Исполняется частушка)

На окошке стоит роза,

На другом – геранка,

Задушевная подруга

Стала грубиянка.

1 ведущий: Общеизвестна связь частушек с бытом. Быт с его деталями становится мастерской для поэтической образности частушек. Тесная связь с бытом позволяет рассматривать частушки как интересный источник для изучения обычаев, жизни края. В частности, отражен обычай взаимного одаривания любящими. Подарки рассматривались как залог верности.

(Исполняются частушки)

Эй, подружка, что ты делашь?

Пойду матери скажу.

Не портянки ли готовишь

На семнадцатом году?

Охохони, вышли кони –

Наши да Егоровы.

Боля просит на портянки

Шторы коленкоровы.

2 ведущий: Наверное, вы, дорогие гости, заметили, что при исполнении частушек хочется приплясывать, хлопать в ладоши. Это потому, что в ритме многих частушек есть общее с ритмом плясовых песен.

(Исполняется частушка)

Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать, 
  Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать. 
1 ведущий: Исполнение таких песен сопровождается не только пляской, но и игрой на русских народных инструментах, которые всегда были с собой. Народ даже частушки сочинил про свои любимые инструменты.


(Исполняются частушки)
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка, три струны.
Запевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.
2 ведущий: Кстати сказать, гармошки бывают разные: тальяночки, ливенки, черепашки, саратовские, венские, пензенские…и каждая звучит по-своему.



1 ведущий: В вашей жизни сейчас одной из важных задач является учеба. Вы много времени проводите в школе и ваши успехи и неудачи отражены в школьных частушках. Частушечники, просим вас!

(Исполняются частушки)

Начался учебный год, 
  Часики затикали, 
  А меня вопрос гнетет:
Скоро ли каникулы?


На уборку как-то раз

Попросили весь наш класс.

Наши мальчики бредут,

Как на каторгу идут.


Только начался урок, 
  Кристина шлет записочку: 
  «Очень вкусный пирожок 
  Меняю на ирисочку»


Есть у нас один товарищ,

Мишею зовется,

Что угодно ему скажешь,

А он все смеется.


У Вадима нет терпенья,
Он урок недоучил. 
  И за полстихотворенья 
  Полчетверки получил.


Две сороки, две сороки 
  Проболтали на уроке.
А как вызвали к доске,
Ни «ку-ку» и ни «ме-ме»!


Мы немножко пошумели, 
  В окнах стекла зазвенели.
Мы сказали: «Тишина!»-
  В школе треснула стена.



2 ведущий: В заключении скажем, что частушка переживает общерусскую судьбу жанра.

(Все участники встают, кланяются)

2 ведущий: Всем спасибо за участие!



Литература:

1.«Пойте девушки, припевушки» / Сост. В.Бекетова, В.Тимофеев, - Шадринск, 1995

2.Фольклор и литература Зауралья: Учебное пособие для учителей и учащихся 5-11 кл., 2 часть. – Курган, 2000



Подготовила:

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» г.Шадринска

Губанова Валерия Алексеевна

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.