Рабочая программа по литературному краеведению для 8 класса

2
0
Материал опубликован 20 February 2016

Пояснительная записка

Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования по литературному краеведению, разработанный на основе регионального компонента государственного образовательного стандарта «Фольклор и литература Зауралья».

Представляемый курс является составной частью литературного образования в средней школе. Программа «Фольклор и литература Зауралья» основывается на следующих принципах:

- связи искусства и литературы с жизнью;

- единства формы и содержания;

- историзма;

- взаимосвязи традиций и новаторства в литературе и искусстве и др.

Предлагаемая программа разработана на основе программы «Фольклор и литература Зауралья» (2000 год, составитель – коллектив авторов, научный руководитель – доктор филологических наук Федорова В.П.),«Фольклор и литература Зауралья». 5 класс (автор – Ступина В.Н.),«Фольклор и литература Зауралья.6-11 классы (автор - Шаврина О.Г.)

Программа «Фольклор и литература Зауралья» направлена на формирование и развитие читательской компетенции обучающихся, развитие у них культуры устной и письменной речи.

Школьный курс литературного краеведения «Фольклор и литература Зауралья» связан с возрастными особенностями обучающихся, складывается из следующих этапов: 1)начальные классы; 2)5-6 классы, 3)7-8 классы, 4)9 класс, 5) 10-11классы.

В 5-6 классах ученики входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые наблюдения над языком произведений, выполнять устные и письменные работы. Это положение стало ведущим для включения в программу произведений фольклора (сказок, исторических, лирических песен, частушек Зауралья).

В 7-8 классах усложняется содержание изучаемых произведений, обогащаются знания учащихся о писателях, об особенностях художественной литературы, поэтому изучаются произведения эпических жанров.

В 9 классе произведения изучаются в историческом освещении.

Более обстоятельно в контексте творчества писателя и литературной жизни эпохи литературные произведения изучаются в 10-11 классах.

Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданина и патриота родного края; формирование представления о литературе Зауралья как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание своеобразия литературы родного края;

развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии, необходимой для зауральского региона;

освоение знаний о литературе Зауралья как многофункциональной системе и общественном явлении;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать произведения зауральских авторов;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня культуры.

Изучение литературы Зауралья способствует решению следующих задач:

обогатить духовно – нравственный опыт учащихся при параллельном изучении классической литературы и литературы Зауралья;

расширить эстетический кругозор обучающихся при параллельном изучении литературы Зауралья и классической литературы;

сформировать умения соотносить нравственные идеалы произведений классической литературы и литературы Зауралья;

развить речевую деятельность учащихся.

Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы Зауралья в развитии от фольклора до наших дней.

Объект изучения курса «Фольклорное и литературное Зауралье» - тексты зауральских авторов. В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений, поэтому на занятиях необходимо организовать этот процесс.

Программа «Фольклорное и литературное Зауралье» создает основу для развития исследовательских умений и навыков обучающихся и педагогов, для их самореализации.

Выполнение программы носит обязательный характер: объем времени для изучения произведений литературы Зауралья в 6,8,10,11 классах определен региональным базисным учебным планом, требует выделения специальных уроков, а в 7,9 классах изучение произведений предполагается в контексте выполнения федерального стандарта по литературе.

Курс «Фольклор и литература Зауралья» опирается на основные виды деятельности по освоению произведений:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием);

- анализ и интерпретация произведений;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание изложений с элементами сочинения;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно – тематического содержания;

- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста;

- подготовка рефератов, докладов, исследовательских работ на основе и по мотивам литературных произведений.

Итогом освоения программы является развитие у обучающихся компетентностей:

читательской;

коммуникативной;

исследовательской;

информационной;

социокультурной;

проектировочной;

рефлексивной.

Планируемые результаты изучения курса «Фольклор и литература Зауралья»:

Обучающиеся должны знать:

биографию писателей, поэтов Зауралья (по выбору обучающихся);

жанровое и тематическое своеобразие литературы Зауралья;

содержание изученных литературных произведений;

историко-литературный контекст произведений Зауралья;

творческую историю изученных произведений литературы Зауралья;

основные теоретико-литературные понятия.

Обучающиеся должны уметь:

воспроизводить содержание изученных литературных произведений;

производить отбор наиболее значимых в тематическом и жанровом своеобразии произведений литературы Зауралья;

анализировать и интерпретировать произведения литературы Зауралья, анализируя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции);

соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии Зауралья;

определять жанровую специфику литературного произведения;

выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

выразительно читать изученные произведения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения;

- оценки литературных произведений;

- для участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет).

 

8 класс

Учебно-тематический план

Наименование темы

Всего

часов

Тео-

рия

Прак-

тика

Образовательный продукт

1.

Стихи о Зауралье. А.Баева «В Зауралье». Исповедальность и автобиографичность произведения.

1

0,5

0,5

Запись лирических песен нашей местности

2.

Лирические песни Зауралья. Человек и природа в лирических песнях.

1

0,5

0,5

Запись исторических песен нашей местности

3.

Частушки в Зауралье

1

0,5

1

Конкурс частушек

4.

Зауральский свадебный обряд

1

0,5

1

Составление сценария свадебного обряда

5.

Декабристы в Кургане. Быт, образ жизни. Насыщенная интеллектуальная жизнь. Просветительство. Курган в судьбе декабристов. «Записки» декабристов.

1

1

-

Исследовательские работы обучающихся по творчеству В.К.Кюхельбекера

6.

Поэты пушкинской поры. Лицейские друзья Пушкина (В.К.Кюхельбекер).Поэма С.Васильева о Кюхельбекере «Изба над Тоболом»

2

-

1

Сочинение-эссе «По залам музея...»

7.

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Охонины брови».

Историческая основа произведения.

Главные герои произведения.

2

1

1

Сравнительная характеристика повестей Д.М.Мамина-Сибиряка «Охонины брови» и А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

8.

В.Трегубов «Повесть дивная».

Тема борьбы старообрядцев за свои убеждения.

1

1

-

Иллюстрации к «Повести дивной» В.Трегубова

9.

Природа родного края в произведениях зауральских писателей и поэтов

1

1

-

Конкурс стихотворений зауральских поэтов о родной природе

10.

Тема Великой Отечественной войны в литературе Зауралья. В.Гилев, Л.Бендик. Память о войне в стихах поэтов.

1

0,5

0,5

Защита проектов и презентаций обучающихся

11.

Встреча с литературой Мишкинского района

1

-

1

Творческая работа

12.

Творчество В.Ф.Потанина

3

2

1

Творческая работа

13.

Итоговое занятие. Заочная экскурсия по литературным музеям

1

1

-

 
 

Всего часов

17

9,5

7,5

 

Содержание программы

Стихи о Зауралье. А.Баева «В Зауралье»(1 час)

А.Баева о Зауралье. Место Зауралья в творчестве поэта. Стихотворение «В Зауралье». Исповедальность и автобиографичность произведения.

Межпредметные связи: иллюстрации русских художников о природе.

Теория литературы: исповедальность поэзии. Автобиографичность поэзии.

Лирические песни Зауралья (1 час)

Человек и природа в лирических песнях. Разновидности лирических песен: казачьи, солдатские, игровые, хороводные. Место действия в лирических песнях Зауралья.

Межпредметные связи: встреча с исполнителями народных песен.

Теория литературы. Углубление представления о народной песне.

Частушки в Зауралье (1 час)

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Теория литературы. Развитие представлений о частушке.

Зауральский свадебный обряд (1 час)

Декабристы в Кургане (1 час)

Декабристы в Кургане. Быт, образ жизни. Насыщенная интеллектуальная жизнь. Просветительство. Просветительская деятельность. Андрей Евгеньевич Розен. Николай Иванович Лорер и др. Отношение к городу. Отношение местных жителей к декабристам. Курган в судьбе декабристов. «Записки» декабристов.

Теория литературы: «записки» как жанр литературы.

Поэты пушкинской поры(2 часа).

Лицейские друзья Пушкина (В.К.Кюхельбекер). Незаурядность личности В.К.Кюхельбекера. Трагическая судьба поэта. Особенности поэзии Кюхельбекера. Стихи написанные в ссылке (Кургане) «Участь поэтов», «Слепота». Поэма С.Васильева о Кюхельбекере «Изба над Тоболом». Образ поэта.

Теория литературы. Углубление представлений о стихосложении.

Мамин-Сибиряк Н. «Охонины брови» (2 часа).

Историческая основа произведения. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Главные герои произведения. Незаурядность характеров.

Теория литературы. Углубление представлений об историзме художественной литературы.

Трегубов В. (1 час)

Тема борьбы старообрядцев за свои убеждения. В.Трегубов. «Повесть дивная».

Природа родного края в произведениях зауральских писателей и поэтов (1 час)

А.Виноградов. «Ветер сорвался с тропинки покатой...»; Т.Лепихина. «Вчерашний дождь»; Л.Андреева. «В дороге» и др. Природа – средство передачи душевного состояния человека. Стихи о природе родного села. Миниатюры о природе И.Ягана, А.Мехонцева, А.Мурзина и др.

Теория литературы. Углубление представлений об изобразительных средствах в поэзии.

Тема Великой Отечественной войны в литературе Зауралья. В.Гилев, Л.Бендик. Память о войне в стихах поэтов.(1 час)

Общее в судьбе Л.Бендика и В.Гилева: военное детство, журналистика, поэзия, ранний уход из жизни. Общее в творчестве: пронзительность, изображение войны по воспоминаниям детства.

Встреча с литературой Мишкинского района (1 час)

Писатели, связанные рождение с районом. Писатели, связанные жизнью и судьбой с районом. В.Есетов. Рассказы о войне. Н.Моторина. Судьба-преодоление. Стихи Н.Моториной, наполненные светом.

Теория литературы: углубление представления о жанрах поэзии и прозы.

Творчество В.Ф.Потанина (3 часа).

Повесть «Доченька» как повесть о современной семье. «Вечные» проблемы в произведении: семьи, любви, порядочности, честности, взаимоотношения родителей и детей, отзывчивости, эгоизма. Художественное своеобразие произведения: повествование через восприятие главного героя, внутренние монологи героя, совестливость героя и т.д.

Теория литературы: внутренний монолог героя.

Итоговое занятие. Заочная экскурсия по литературным музеям (1 час)

Технология разработки экскурсии по литературным местам. Анализ содержания экскурсии. Структура экскурсии: вступление, основное содержание, выводы по экскурсии.

 

Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературному краеведению (8 класс)

Для учащихся:

1. Быстра реченька бежит/Сост. М.Д.Янко.- Челябинск, 1984.

2. Любит – не любит: Частушки Зауралья/ Сост. В.П.Федорова.- Курган, 1996.

3. Хрестоматия по региональному курсу «Литературное и фольклорное Зауралье». 8 класс/Авт.-сост. О.Г.Шаврина, Е.А.Сергеева; ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2008.

 

Для учителя:

1. Иванов-Балин Г.И. Русские народные песни Зауралья.- М.: Просвещение, 1988.

2. Русский фольклор//История Курганской области.- Курган: Зауралье,1996.

3. Федорова В.П. Народные лирические песни в современном Зауралье.-Курган: Зауралье, 1974.

4. Фольклор и литература Зауралья: Программа курса. 6-11 классы/Авт.-

сост. О.Г.Шаврина; ИПКиПРО Курганской области.- Курган, 2008.

5. Янко М.Д. Литературное Зауралье.- Курган, 1960.

6. Янко М.Д. Литературное краеведение в школе.- М., 1965.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.