Рабочая программа по литературному краеведению для 8 класса
Пояснительная записка
Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования по литературному краеведению, разработанный на основе регионального компонента государственного образовательного стандарта «Фольклор и литература Зауралья».
Представляемый курс является составной частью литературного образования в средней школе. Программа «Фольклор и литература Зауралья» основывается на следующих принципах:
- связи искусства и литературы с жизнью;
- единства формы и содержания;
- историзма;
- взаимосвязи традиций и новаторства в литературе и искусстве и др.
Предлагаемая программа разработана на основе программы «Фольклор и литература Зауралья» (2000 год, составитель – коллектив авторов, научный руководитель – доктор филологических наук Федорова В.П.),«Фольклор и литература Зауралья». 5 класс (автор – Ступина В.Н.),«Фольклор и литература Зауралья.6-11 классы (автор - Шаврина О.Г.)
Программа «Фольклор и литература Зауралья» направлена на формирование и развитие читательской компетенции обучающихся, развитие у них культуры устной и письменной речи.
Школьный курс литературного краеведения «Фольклор и литература Зауралья» связан с возрастными особенностями обучающихся, складывается из следующих этапов: 1)начальные классы; 2)5-6 классы, 3)7-8 классы, 4)9 класс, 5) 10-11классы.
В 5-6 классах ученики входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые наблюдения над языком произведений, выполнять устные и письменные работы. Это положение стало ведущим для включения в программу произведений фольклора (сказок, исторических, лирических песен, частушек Зауралья).
В 7-8 классах усложняется содержание изучаемых произведений, обогащаются знания учащихся о писателях, об особенностях художественной литературы, поэтому изучаются произведения эпических жанров.
В 9 классе произведения изучаются в историческом освещении.
Более обстоятельно в контексте творчества писателя и литературной жизни эпохи литературные произведения изучаются в 10-11 классах.
Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота родного края; формирование представления о литературе Зауралья как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание своеобразия литературы родного края;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии, необходимой для зауральского региона;
освоение знаний о литературе Зауралья как многофункциональной системе и общественном явлении;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать произведения зауральских авторов;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня культуры.
Изучение литературы Зауралья способствует решению следующих задач:
обогатить духовно – нравственный опыт учащихся при параллельном изучении классической литературы и литературы Зауралья;
расширить эстетический кругозор обучающихся при параллельном изучении литературы Зауралья и классической литературы;
сформировать умения соотносить нравственные идеалы произведений классической литературы и литературы Зауралья;
развить речевую деятельность учащихся.
Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы Зауралья в развитии от фольклора до наших дней.
Объект изучения курса «Фольклорное и литературное Зауралье» - тексты зауральских авторов. В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений, поэтому на занятиях необходимо организовать этот процесс.
Программа «Фольклорное и литературное Зауралье» создает основу для развития исследовательских умений и навыков обучающихся и педагогов, для их самореализации.
Выполнение программы носит обязательный характер: объем времени для изучения произведений литературы Зауралья в 6,8,10,11 классах определен региональным базисным учебным планом, требует выделения специальных уроков, а в 7,9 классах изучение произведений предполагается в контексте выполнения федерального стандарта по литературе.
Курс «Фольклор и литература Зауралья» опирается на основные виды деятельности по освоению произведений:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием);
- анализ и интерпретация произведений;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание изложений с элементами сочинения;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно – тематического содержания;
- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста;
- подготовка рефератов, докладов, исследовательских работ на основе и по мотивам литературных произведений.
Итогом освоения программы является развитие у обучающихся компетентностей:
читательской;
коммуникативной;
исследовательской;
информационной;
социокультурной;
проектировочной;
рефлексивной.
Планируемые результаты изучения курса «Фольклор и литература Зауралья»:
Обучающиеся должны знать:
биографию писателей, поэтов Зауралья (по выбору обучающихся);
жанровое и тематическое своеобразие литературы Зауралья;
содержание изученных литературных произведений;
историко-литературный контекст произведений Зауралья;
творческую историю изученных произведений литературы Зауралья;
основные теоретико-литературные понятия.
Обучающиеся должны уметь:
воспроизводить содержание изученных литературных произведений;
производить отбор наиболее значимых в тематическом и жанровом своеобразии произведений литературы Зауралья;
анализировать и интерпретировать произведения литературы Зауралья, анализируя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции);
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии Зауралья;
определять жанровую специфику литературного произведения;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
выразительно читать изученные произведения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения;
- оценки литературных произведений;
- для участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет).
8 класс
Учебно-тематический план
№ |
Наименование темы |
Всего часов |
Тео- рия |
Прак- тика |
Образовательный продукт |
1. |
Стихи о Зауралье. А.Баева «В Зауралье». Исповедальность и автобиографичность произведения. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Запись лирических песен нашей местности |
2. |
Лирические песни Зауралья. Человек и природа в лирических песнях. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Запись исторических песен нашей местности |
3. |
Частушки в Зауралье |
1 |
0,5 |
1 |
Конкурс частушек |
4. |
Зауральский свадебный обряд |
1 |
0,5 |
1 |
Составление сценария свадебного обряда |
5. |
Декабристы в Кургане. Быт, образ жизни. Насыщенная интеллектуальная жизнь. Просветительство. Курган в судьбе декабристов. «Записки» декабристов. |
1 |
1 |
- |
Исследовательские работы обучающихся по творчеству В.К.Кюхельбекера |
6. |
Поэты пушкинской поры. Лицейские друзья Пушкина (В.К.Кюхельбекер).Поэма С.Васильева о Кюхельбекере «Изба над Тоболом» |
2 |
- |
1 |
Сочинение-эссе «По залам музея...» |
7. |
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Охонины брови». Историческая основа произведения. Главные герои произведения. |
2 |
1 |
1 |
Сравнительная характеристика повестей Д.М.Мамина-Сибиряка «Охонины брови» и А.С. Пушкина «Капитанская дочка» |
8. |
В.Трегубов «Повесть дивная». Тема борьбы старообрядцев за свои убеждения. |
1 |
1 |
- |
Иллюстрации к «Повести дивной» В.Трегубова |
9. |
Природа родного края в произведениях зауральских писателей и поэтов |
1 |
1 |
- |
Конкурс стихотворений зауральских поэтов о родной природе |
10. |
Тема Великой Отечественной войны в литературе Зауралья. В.Гилев, Л.Бендик. Память о войне в стихах поэтов. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Защита проектов и презентаций обучающихся |
11. |
Встреча с литературой Мишкинского района |
1 |
- |
1 |
Творческая работа |
12. |
Творчество В.Ф.Потанина |
3 |
2 |
1 |
Творческая работа |
13. |
Итоговое занятие. Заочная экскурсия по литературным музеям |
1 |
1 |
- |
|
Всего часов |
17 |
9,5 |
7,5 |
Содержание программы
Стихи о Зауралье. А.Баева «В Зауралье»(1 час)
А.Баева о Зауралье. Место Зауралья в творчестве поэта. Стихотворение «В Зауралье». Исповедальность и автобиографичность произведения.
Межпредметные связи: иллюстрации русских художников о природе.
Теория литературы: исповедальность поэзии. Автобиографичность поэзии.
Лирические песни Зауралья (1 час)
Человек и природа в лирических песнях. Разновидности лирических песен: казачьи, солдатские, игровые, хороводные. Место действия в лирических песнях Зауралья.
Межпредметные связи: встреча с исполнителями народных песен.
Теория литературы. Углубление представления о народной песне.
Частушки в Зауралье (1 час)
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Теория литературы. Развитие представлений о частушке.
Зауральский свадебный обряд (1 час)
Декабристы в Кургане (1 час)
Декабристы в Кургане. Быт, образ жизни. Насыщенная интеллектуальная жизнь. Просветительство. Просветительская деятельность. Андрей Евгеньевич Розен. Николай Иванович Лорер и др. Отношение к городу. Отношение местных жителей к декабристам. Курган в судьбе декабристов. «Записки» декабристов.
Теория литературы: «записки» как жанр литературы.
Поэты пушкинской поры(2 часа).
Лицейские друзья Пушкина (В.К.Кюхельбекер). Незаурядность личности В.К.Кюхельбекера. Трагическая судьба поэта. Особенности поэзии Кюхельбекера. Стихи написанные в ссылке (Кургане) «Участь поэтов», «Слепота». Поэма С.Васильева о Кюхельбекере «Изба над Тоболом». Образ поэта.
Теория литературы. Углубление представлений о стихосложении.
Мамин-Сибиряк Н. «Охонины брови» (2 часа).
Историческая основа произведения. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Главные герои произведения. Незаурядность характеров.
Теория литературы. Углубление представлений об историзме художественной литературы.
Трегубов В. (1 час)
Тема борьбы старообрядцев за свои убеждения. В.Трегубов. «Повесть дивная».
Природа родного края в произведениях зауральских писателей и поэтов (1 час)
А.Виноградов. «Ветер сорвался с тропинки покатой...»; Т.Лепихина. «Вчерашний дождь»; Л.Андреева. «В дороге» и др. Природа – средство передачи душевного состояния человека. Стихи о природе родного села. Миниатюры о природе И.Ягана, А.Мехонцева, А.Мурзина и др.
Теория литературы. Углубление представлений об изобразительных средствах в поэзии.
Тема Великой Отечественной войны в литературе Зауралья. В.Гилев, Л.Бендик. Память о войне в стихах поэтов.(1 час)
Общее в судьбе Л.Бендика и В.Гилева: военное детство, журналистика, поэзия, ранний уход из жизни. Общее в творчестве: пронзительность, изображение войны по воспоминаниям детства.
Встреча с литературой Мишкинского района (1 час)
Писатели, связанные рождение с районом. Писатели, связанные жизнью и судьбой с районом. В.Есетов. Рассказы о войне. Н.Моторина. Судьба-преодоление. Стихи Н.Моториной, наполненные светом.
Теория литературы: углубление представления о жанрах поэзии и прозы.
Творчество В.Ф.Потанина (3 часа).
Повесть «Доченька» как повесть о современной семье. «Вечные» проблемы в произведении: семьи, любви, порядочности, честности, взаимоотношения родителей и детей, отзывчивости, эгоизма. Художественное своеобразие произведения: повествование через восприятие главного героя, внутренние монологи героя, совестливость героя и т.д.
Теория литературы: внутренний монолог героя.
Итоговое занятие. Заочная экскурсия по литературным музеям (1 час)
Технология разработки экскурсии по литературным местам. Анализ содержания экскурсии. Структура экскурсии: вступление, основное содержание, выводы по экскурсии.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературному краеведению (8 класс)
Для учащихся:
1. Быстра реченька бежит/Сост. М.Д.Янко.- Челябинск, 1984.
2. Любит – не любит: Частушки Зауралья/ Сост. В.П.Федорова.- Курган, 1996.
3. Хрестоматия по региональному курсу «Литературное и фольклорное Зауралье». 8 класс/Авт.-сост. О.Г.Шаврина, Е.А.Сергеева; ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2008.
Для учителя:
1. Иванов-Балин Г.И. Русские народные песни Зауралья.- М.: Просвещение, 1988.
2. Русский фольклор//История Курганской области.- Курган: Зауралье,1996.
3. Федорова В.П. Народные лирические песни в современном Зауралье.-Курган: Зауралье, 1974.
4. Фольклор и литература Зауралья: Программа курса. 6-11 классы/Авт.-
сост. О.Г.Шаврина; ИПКиПРО Курганской области.- Курган, 2008.
5. Янко М.Д. Литературное Зауралье.- Курган, 1960.
6. Янко М.Д. Литературное краеведение в школе.- М., 1965.