Пояснительная записка
Статус документа.
Рабочая программа по литературному краеведению для 8-9-ых классов составлена на основе программы курса регионального компонента базисного учебного плана. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам курса литературного краеведения 8-9-ых классов.
Структура документа.
Структурные элементы рабочей программы:
- Титульный лист
- Пояснительная записка.
- Содержание рабочей программы
- Учебно-тематический план
- Требования к уровню подготовки обучающихся.
- Литература и средства обучения.
- Календарно-тематический план
Особенности развития России, её национальной культуры и традиций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека.
На протяжении многих десятилетий одной из основных учебных дисциплин в школе остается «Литература». Прежде всего, с ней в школе связан процесс становления личности молодого человека, его нравственного совершенствования, воспитания внутренней культуры, любви к искусству, к чтению.
Обучение по предлагаемой программе»Литературное краеведение» позволит учащимся познакомиться с произведениями писателей, чье творчество оплодотворено жизнью родного края. О тонкой и сложной связи, существующей между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание, о важности изучения «почвы» и «корней» писали многие, в том числе Д.С.Лихачев: «…понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной страной».
Изучение литературы родного края чрезвычайно интересно и плодотворно. Наша земля богата своими литературными традициями. С ней связаны имена Г.Р.Державина, А.С.Пушкина, Е.А.Баратынского, М.Ю.Лермонтова и многих других. Знакомство с жизнью и творчеством писателей в краеведческом аспекте поможет учащимся почувствовать своеобразие русской литературы, лучше понять художественную достоверность произведений, неповторимость писательского языка и художественных образов.
Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края.
Цель курса – обеспечить вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Тамбовским краем и отражает его жизнь.
Цель курса определяет характер конкретных задач:
Воспитать любовь и привязанность школьников к родному краю, пробудить интерес к родной культуре;
Сформировать их представление о месте Тамбовского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;
Расширить и обогатить знания учащихся по русской литературе и культуре через изучение литературы Тамбовского края;
Помочь школьникам осознать себя частью жизни родного края;
Развивать практические навыки исследовательской работы учащихся с литературно-краеведческим материалом.
На изучение литературного краеведения в 8-9 классах отводится 34 часа.
Программа предусматривает различные формы организации занятий: лекции, беседы, заочные экскурсии, вечера-встречи, литературные гостиные и т.д.
3.Содержание рабочей программы (9 класс)
Тема 1. Сергеев-Ценский Сергей Николаевич. Тамбовские «корни» писателя. Поэзия и проза. Жанровое разнообразие творчества. Тамбовская тема в «Кочетовской плотине», «Лесной топи». Лирическая повесть-поэма «Печаль полей» как симфония о силе и красоте человеческих привязанностей. Определение жанра. Узнаваемая география Тамбовского края в произведении. Характеры ведущих героев – Анны и Ознобишина. Место деда и «столетнего» старика Ознобишиных в общей философии поэмы. Никита в структуре произведения. Яркость образного строя и языка писателя. Художественная функция образов русской земли и поля. Поэзия Сергеева-Ценского. Анализ стихотворений «Родина» и «Наш язык».
Тема 2. Платонов Андрей Платонович и Тамбовский край. «Сто дней Платонова в Тамбове». Письма к жене. «Тамбовский человек» на страницах повести «Город Градов». Георграфия, быт и этнография Тамбова в повести. Композиция, платоновский стиль и язык произведения. Роль эпиграфа. Композиция, платоновский стиль и язык произведения. Роль эпиграфа. Образ Шмакова. Смысл подзаголовка. «Заметки командированного». Историко-литературные аналогии.
Тема 3 Вирта Николай Евгеньевич. Тамбовские страницы жизни и творчества писателя. Роман «Одиночество»- одна из первых попыток художественного анализа крестьянского восстания в Тамбовском крае. Характеры Петра Сторожева и А.С.Антонова. Смысл сравнения Сторожева с волком. Тема и образ земли в произведении. Место диалога в повествовании. Смысл названия романа.
Тема 4. Солженицын Александр Исаевич и Тамбовский край. Рассказ «Случай на станции Кочетовка». Жанр произведения, роль диалогического повествования. Мужские и женские характеры. Мастерство Солженицына в создании портрета героя. «Случай» встречи Зотова и Тверитинова, его композиционная роль в произведении. Станция Кочетовка и происходившие там события как микромодель частной жизни в период войны. Место рассказа в русской литературе о Великой Отечественной войне.
Тема 5. Тема Великой Отечественной войны в творчестве тамбовских авторов. Поэты, погибшие на фронте: В.Н.Афанасьев, Б.А.Котов, поэтическое наследие В.М.Кубанева, С.И.Голованова, П.А.Дорошина и других.
Стихи тамбовских авторов, посвященные Зое Космодемьянской.
Военная проза Н.В.Архангельского, В.П.Баранова, Б.К.Панова и других.
Тема 6. Литература второй половины 20-начала 21 веков и произведения о Тамбовском крае. Активизация литературной жизни в области после создания Тамбовского отделения Союза писателей РСФСР. Деятельность первых ответственных секретарей А.В.Стрыгина, М.А.Румянцевой, И.С.Кучина. Недели поэзии и литературные праздники в области. Рост численности писательской организации. Творчество членов Союза писателей России и литературного актива. Работа с молодыми авторами, участие в Российских и региональных творческих семинарах.
Тема 7. Проза тамбовских литераторов второй половины 20- начала 21 веков, её связь с историей края.
Акулинин Александр Михайлович. Тематическое разнообразие творчества писателя. Тема Великой Отечественной войны. Дети и война. Повесть «Крепость на Цне».
Аршанский Валерий Семёнович. Творческая биография писателя и журналиста, место в ней детской темы. Рассказы «Странный мальчик» и «Дудочка». Отношение автора к своим героям.
Герасин Виктор Иванович. Работа писателя в области малой прозы. Связь рассказов из сборника «Час туда-час обратно» с Тамбовским краем. Образ русской деревни Листвянки, человеческие характеры и художественные средства их изображения. Лирический колорит произведения. Традиции В.М.Шукшина.
Елегечев Иван Захарович. Роман «Губернатор» и его место в творческой биографии писателя. Исторический характер произведения и его связь с современностью. Тема истинного патриотизма и совести власти.
Кравченко Василий Васильевич. Публицистичность произведений о людях разных профессии. Нравственные проблемы в повести «Лицедеи». Образы тамбовских деятелей разных сфер в романе «Графский наследник».
Кудрин Валерий Анатольевич. Образы учителей и учащихся в рассказах «Учитель», «Уроки преддипломной практики». Проблемы сельской жизни в рассказе «Мосток».
Панов Борис Константинович. Особенности жизни тамбовской деревни 1970-х годов и её обитатели.
Селивёрстов Владимир Иванович. Новый подход к анализу деятельности Г.Р.Державина на посту тамбовского наместника. Цикл рассказов о губернаторах Тамбовщины.
Стрыгин Александр Васильевич. Пробуждение крестьянских масс Тамбовщины в годы гражданской войны, антоновское движение, образы сельских большевиков в романе «Расплата».
Шилин Алексей Емельянович. Творческий путь писателя. Автобиографический характер прозы. Образ трудолюбивого, веселого, талантливого русского народа на страницах романа «Четвертый патрон».
Тема 8. Поэзия второй половины 20-начала 21 веков, её связь с историей края (по выбору учителя).
Богданов Вячеслав Алексеевич. Стихи, воспоминания, посвящения.
Герасимов Пётр Сергеевич. Тема России – ведущее направление творчества поэта. Цикл «Россия вечна!», тема деревенской жизни и её поэтическое воплощение.
Дорожкина Валентина Тихоновна. Патриотический пафос поэзии, исповедальный характер лирической героини, песенность стиха. Тема любви и верности как ведущая тема. Смысл названия стихотворений.
Кучин Иван Сергеевич. Поэт и общественный деятель. Направление творческого пути поэта. Гражданский характер, многожанровость, тематическое и стилистическое разнообразие поэзии.
Макаров Александр Михайлович. История вхождения поэта в литературу, связь лирического героя с представителями своего поколения. Радость как атрибут содержания и пафоса, мотив цельности, нерасторжимости нашего бытия, мирозданческие мотивы поэзии Макарова.
Макаров Аркадий Васильевич. Стихотворная биография поколения рожденных перед войной. Тема труда как тема созидания. Циклический характер поэзии. Метафора «птицы-радости» в творчестве.
Милосердов Семен Семенович. Тема Великой Отечественной войны в творчестве С.Милосердова. Торжество гармонии природы и труда, природы и человека. Эмоциональное состояние и характер лирического героя. Основные средства выразительности и язык.
Начас Евстахий Ярославович. Социальный, гражданский пафос, широта тематики, открытый лик лирического героя. Военная тема и её место в творчестве поэта. Соединение быта, природы, интимного мира в целостное поэтическое полотно. Работа с поэтическим словом.
Румянцева Майя Александровна. Творческая биография, характеры, место в художественном мире Румянцевой лирической героини и её характер. Тамбовский край и его место в творчестве Майи Румянцевой. Тема любви. Образ русской женщины в поэме «Как поэт опоздал на свиданье».
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения дисциплины «Литературное краеведение» учащиеся должны
Знать и понимать:
Взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;
Историю создания произведений;
Биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;
Характеристику героев;
Характерные особенности эпохи и жизни Тамбовского края, отраженные в изученных произведениях;
Жанровые особенности произведений;
Тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.
Уметь:
Анализировать и оценивать произведения как художественное целое;
Выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;
Пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;
Давать устный и письменный развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;
Писать отзыв о самостоятельно прочитанной книге;
Составлять рассказ об авторе книги;
Подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;
Выразительно читать произведение или их фрагменты, в том числе выученные наизусть;
Делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;
Работать со справочной и критической литературой;
Вести переписку с писателями края.
Итоговый контроль: защита творческих работ учащихся по изученному материалу, тестирование.
Учебно-тематический план (9 класс)
№п/п |
Тема урока |
Количество часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Сергеев-Ценский Сергей Николаевич. Тамбовские «корни» писателя. Поэзия и проза. Жанровое разнообразие творчества Платонов Андрей Платонович. «Тамбовский человек» на страницах повести «Город Градов» Вирта Николай Евгеньевич. Роман «Одиночество» - одна из первых попыток художественного анализа крестьянского движения в Тамбовском крае Солженицын Александр Исаевич. Рассказ «Случай на станции Кочетовка» Тема Великой Отечественной войны в творчестве тамбовских авторов Литература второй половины 20- начала 21 веков и произведения о Тамбовском крае. Творчество писателей старшего поколения и молодых. Новые имена Проза тамбовских литераторов второй половины 20-начала 21 веков, её связь с историей края Поэзия второй половины 20-начала 21 веков, её связь с историей края Урок-зачет Итого: |
2 1 1 1 2 2 3 3 2 17 |
Календарно- тематическое планирование уроков по литературному краеведению(9 класс)
№ |
Тема урока |
Вид урока |
ЗУН |
Количество часов |
Дата по плану |
Дата факт. |
Домашнее задание |
1 |
Сергеев-Ценский Сергей Николаевич. Тамбовские «корни» писателя. |
Лекция, работа с учебником, беседа, презентация |
Знать: Биографию писателя, названия и содержание изученных произведений; |
1 |
Стр92-99 презентация чит. рассказ |
||
2 |
Поэзия и проза. Жанровое разнообразие творчества |
Лекция, работа с учебником, беседа, Презентация |
Давать устный и письменный развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы |
1 |
Стр99-104 сообщение |
||
3 |
Платонов Андрей Платонович. «Тамбовский человек» на страницах повести «Город Градов» |
Лекция, работа с учебником, беседа, Презентация доклад |
Анализировать и оценивать произведения как художественное целое; |
1 |
Стр104-114 презентация доклад |
||
4 |
Вирта Николай Евгеньевич. Роман «Одиночество» - одна из первых попыток художественного анализа крестьянского движения в Тамбовском крае |
Лекция, работа с учебником, беседа, презентация |
Выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку. |
1 |
Стр115-122 презентация, сообщение |
||
5 |
Солженицын Александр Исаевич. Рассказ «Случай на станции Кочетовка» |
Лекция, работа с учебником, беседа, презентация |
Историю создания произведений; Анализировать и оценивать произведения как художественное целое; |
1 |
Стр123-131 презентация доклад |
||
6 |
Тема Великой Отечественной войны в творчестве тамбовских авторов. Военная проза |
Лекция, работа с учебником, беседа, презентация доклад |
Давать устный и письменный развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы |
2 |
Стр132-139 139-145 |
||
7 |
Литература второй половины 20- начала 21 веков и произведения о Тамбовском крае. Творчество писателей старшего поколения и молодых. Новые имена |
Лекция, работа с учебником, беседа, |
Давать устный и письменный развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы |
2 |
Стр157-160 презентация |
||
8 |
Проза тамбовских литераторов второй половины 20-начала 21 веков, её связь с историей края |
Лекция, работа с учебником, беседа, презентация |
Давать устный и письменный развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы |
1 |
|
Стр160-162 презентация |
|
9 |
А.М. Акулинин. Роман «Крепость на Цне» |
Лекция, работа с учебником, беседа, презентация |
Выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку. |
1 |
|
Стр162-166 презентация доклад |
|
10 |
Нравственная проблематика повести «Как говорила моя бабушка»В.Т.Дорожкиной |
Лекция, работа с учебником, беседа, презентация |
Составлять рассказ об авторе книги; |
1 |
Стр198-202 презентация сообщение |
||
11 |
А.Е. Шилин Повесть «Зеленые бегунки». Дети в произведении. |
Лекция, работа с книгой |
Выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку. |
1 |
Стр202-210 |
||
12 |
Поэзия второй половины 20-начала 21 веков, её связь с историей края |
Лекция, работа с учебником, беседа, |
Давать устный и письменный развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы |
1 |
Стр210-220 презентация |
||
13 |
Румянцева М.А. Поэма «Как поэт опоздал на свиданье» |
Лекция, работа с учебником, беседа, презентация |
Составлять рассказ об авторе книги; |
1 |
Стр221-225 повторить материал |
||
14 |
Урок-зачет |
1 |
|||||
15 |
Резерв |
1 |
|||||
16 |
Литература и средства обучения
Учебная литература
- Литературное краеведение. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов. Л.В.Полякова, В.Т.Дорожкина, Е.А.Гаранина, С.Ф.Федотова, - Тамбов, 2007
- Литературное краеведение. Хрестоматия. 8 класс/Сост. Л.В.Полякова, В.Т.Дорожкина. – Тамбов:ООО»Издательство Юлис», 2006.
- Литературное краеведение. Хрестоматия. 9 класс /Сост. Л.В.Полякова, В.Т.Дорожкина. – Тамбов: ООО»Издательство Юлис», 2006.
Художественные произведения писателей-классиков
- Баратынский Е.А.Полн.собр.стихотворений. – Л.,1957; Стихотворения. Проза. Письма. – М.,1951; Стихотворения и поэмы. – М.,1971.
- Державин Г.Р. Алмазна сыплется гора. Стихотворения. – М.,1972; Стихотворения. – М.,1982; Глагол времен. Стихотворения. – М.,1978; Избранная проза. – М.,1984.
- Жемчужников А.М.Избранное. – Тамбов, 1959; Избранные произведения. – М.-Л., 1963; Стихотворения. – М.,1988.
- Лермонтов М..Собр.соч.:В 4т. – М.,1983; Стихотворения. Поэмы. – М.,1969; Поэмы. – М.,1970.
- Пушкин А.С.Полн.собр.соч:В10т. – М.,1962 – 1966; Полн.собр.соч.: В17т. – М.,1994-1997; Собр.соч: В8т.- М.,1967-1970; Избр.произведения.- М.,1969 и другие