Сценарий внеклассного мероприятия по литературному краеведению для 8 классов «Эх, Семёновна!»
Сценарий внеклассного мероприятия по литературному краеведению для 8 классов
Тема: «Эх, Семёновна!»
Цель: научить детей слышать живую речь.
Задачи:
1.Познакомить с понятием «частушка».
2. Рассмотреть основные виды частушек Курганской области.
3. Воспитать любовь к родному языку, живому слову.
Оборудование: декорации, имитирующие русскую избу: стол, покрытый вышитой скатертью, лавки, ширма (на ней название мероприятия «Эх, Семёновна!»), деревянные ложки, балалайка, музыка (фонограмма). Исполнители частушек и ведущие одеты в русские народные костюмы.
Ход мероприятия:
1ведущий: Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим.2 ведущий: Сегодня мы поговорим о частушке. Своим названием жанр обязан Г.И.Успенскому. В различных местах России частушку называют по-разному: коротушка, припевка, прибаска. Она исполняется в быстром темпе. Частушки пели на зимних посиделках – люди собирались в избе и веселились. Тем временем они ещё занимались рукоделием, делали очень красивые поделки – девушки вышивали, юноши резали по дереву, делали деревянную посуду, плели лапти из бересты (березовой коры). А в теплое время года (весной, летом) люди собирались на полянах после работы.
(Исполняется частушка)
Здесь будет файл: /data/edu/files/j1454079237.mp3 (Музыка к мероприятию)
Мы с подружкою гуляли,
Возле нашего пруда,
Нас лягушки напугали,
Не пойдем больше туда.
1 ведущий: В Зауралье бытуют два названия: «частушки» и «крутенькие песни». Зауралье – своеобразная часть России. Оно исторически связано с Уралом, являясь в тоже время «воротами Сибири». Частушки в Зауралье были и остаются любимым, повсеместно распространенным жанром. Как и везде в России, здесь старина соседствует с новым.
(Исполняется частушка)
С неба звездочка упала
И разбилась на куски.
Наша молодость проходит
В средней школе у доски.
2 ведущий: Главная сила частушек в личном характере чувств, которые они передают. Поразительна способность частушек радоваться и печалиться, от души веселиться и искренне горевать, торжествовать и негодовать, смеяться и плакать, сострадать и ненавидеть. Частушками, кажется, можно выразить невыразимое.
(Исполняется частушка)
Чем ты, миленький, гордишься,
Красотой иль высотой?
Красотой меня не стоишь,
Высотой – так черт с тобой!
1 ведущий: Как свой собственный воспринимается юмор частушек. Исполняя их, человек предстает наблюдательным, веселым, умеющим отметить и запечатлеть комические стороны жизни.
(Две ученицы исполняют частушки)
Ходит милый по деревне
Ходит, улыбается.
Оказалось зубы вставил –
Рот не закрывается.
На горе стоит избушка,
Внучка с бабушкой живет.
Ох, и вредная старушка:
Внучке волю не дает.
2 ведущий: Привлекает в частушках гуманизм, доверие к людям, уверенность в том, что тебя поймут, поддержат как в радости, так и в горе.
(Исполняется частушка)
Не судите меня бабы,
Я не подсудимая,
У меня на это есть
Мамонька родимая.
1 ведущий: Абсолютного одиночества героев в частушках нет. В них на равных предстали люди разных характеров, разного поведения и отношения к жизни. Как пример – крутенькие об отношении к сопернице. В них раскрывается широкая гамма чувств. В Зауралье соперница именовалась еще «соперой», «лиходейкой», «грубиянкой», «супостаткой».
(Исполняется частушка)
Супостаточка моя
В беленьком платочке.
Перед милым вертится
Как змея на кочке.
2 ведущий: Самую большую боль приносит подруга, становясь соперницей.
(Исполняется частушка)
На окошке стоит роза,
На другом – геранка,
Задушевная подруга
Стала грубиянка.
1 ведущий: Общеизвестна связь частушек с бытом. Быт с его деталями становится мастерской для поэтической образности частушек. Тесная связь с бытом позволяет рассматривать частушки как интересный источник для изучения обычаев, жизни края. В частности, отражен обычай взаимного одаривания любящими. Подарки рассматривались как залог верности.
(Исполняются частушки)
Эй, подружка, что ты делашь?
Пойду матери скажу.
Не портянки ли готовишь
На семнадцатом году?
Охохони, вышли кони –
Наши да Егоровы.
Боля просит на портянки
Шторы коленкоровы.
2 ведущий: Наверное, вы, дорогие гости, заметили, что при исполнении частушек хочется приплясывать, хлопать в ладоши. Это потому, что в ритме многих частушек есть общее с ритмом плясовых песен.(Исполняется частушка)
Чтобы печка разгорелась,
(Исполняется частушка)
Заиграй-ка, балалайка, Балалайка, три струны. Запевайте, не зевайте, Выходите, плясуны. |
Не хотела я плясать, Стояла и стеснялася, А гармошка заиграла, Я не удержалася. |
1 ведущий: В вашей жизни сейчас одной из важных задач является учеба. Вы много времени проводите в школе и ваши успехи и неудачи отражены в школьных частушках. Частушечники, просим вас!
(Исполняются частушки)
На уборку как-то раз
Попросили весь наш класс.
Наши мальчики бредут,
Как на каторгу идут.
Только начался урок,
Есть у нас один товарищ,
Мишею зовется,
Что угодно ему скажешь,
А он все смеется.
У Вадима нет терпенья,
Две сороки, две сороки
Мы немножко пошумели,
2 ведущий: В заключении скажем, что частушка переживает общерусскую судьбу жанра.
(Все участники встают, кланяются)
2 ведущий: Всем спасибо за участие!
Литература:
1.«Пойте девушки, припевушки» / Сост. В.Бекетова, В.Тимофеев, - Шадринск, 1995
2.Фольклор и литература Зауралья: Учебное пособие для учителей и учащихся 5-11 кл., 2 часть. – Курган, 2000
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» г.Шадринска
Губанова Валерия Алексеевна