Внеклассное мероприятие по краеведению для 7-11 классов «Пою мою Орловщину»
Внеклассное мероприятие по краеведению
Автор: учитель истории высшей категории Дунаева Любовь Николаевна
Класс: 7-11 классы (члены краеведческого кружка «Наши корни»)
Тема: «Пою мою Орловщину»
Форма проведения: командная игра-соревнование
Место проведения: кабинет истории МБОУ «Старогольская СОШ»
Оборудование:
мультимедийное оборудование: проектор, компьютер, доска;
презентация со слайдами вариантов ответов;
разрезанные для мозаики картины Г. Г. Мясоедова «Земство обедает», «Косцы».
Цель мероприятия: расширение, углубление и обобщение знаний обучающихся по истории, культуре, обычаях и традициях народов, населявших Орловский край с древности и до конца ХХ века; о людях, прославивших Орловщину.
Задачи мероприятия:
Образовательные:
- активизировать знания обучающихся по истории Орловского края с древности и до конца ХХ века;
- познакомить обучающихся с деятельностью наших выдающихся земляков;
- продолжить формирование представлений о жизни наших далёких предков, их верованиях;
- подвести участников игры к осознанию необходимости сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений;
Развивающие:
- развивать у обучающихся навыки работы с историческими источниками;
- развитие коммуникативных и логических УУД.
Ценностно-ориентированные:
- продолжить воспитание у обучающихся интереса к изучению истории родного края;
- воспитание у обучающихся чувства патриотизма.
- воспитание любви к родному краю, бережного отношения к её богатствам
Планируемые УУД |
|||
Личностные |
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
- формировать уважительное отношение к своей Родине, бережное отношение к достопримечательностям родного края. |
- учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - выполнять действия в речевой и умственной форме. |
- определять границы своего знания и не знания; - строить речевое высказывание в устной форме. |
- формировать собственное мнение и позиции; учитывать разные мнения ; - стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; работать |
ХОД ИГРЫ
Игра командного типа. В составе команд ученики разных классов с 7-го по 9-й. Может быть команда мальчиков против команды девочек. Команды придумывают название, готовят родословные. У каждой команды есть руководитель (из числа учителей).
Игра проходит в несколько этапов-ступеней соревнования. Эти ступени-этапы являются одновременно и темами, по которым задаются вопросы.
Между этапами могут быть выступления художественной самодеятельности.
За правильный ответ команда получает сладкий приз. Призы могут вручаться и за несколько ответов, например, за каждые 3 или 5. За правильностью начисления баллов и выдачу призов следит специальное жюри.
Основу командной игры составляют вопросы по принципу «звёздного часа», то есть с вариантами ответов. Варианты ответом могут быть даны командам на отдельных листах перед каждым этапом, а могут быть выведены на экран через проектор в виде презентации Power Point.
Гонки за лидером
Участники команд отвечают на одни и те же вопросы. Пока одна команда отвечает, вторая стоит за дверью (или в другой комнате, где не слышны ответы).
1. Назовите год основания города Орла. (1566 г.).
2. Когда была основана деревня Благодать. (1857 г.) (как варианты: с. Старогольское, д. Пасынки - именно из этих сёл и деревень учатся дети в нашей школе).
3. Генерал, герой войны 1812 года, уроженец г. Орла. (Ермолов).
4. Скульптор, автор памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли у Казанского собора в Санкт-Петербурге. (Б. Орловский).
5. Художник-передвижник, один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. (Мясоедов Г. Г.).
6. В каком селе Новодеревеньковского района родился Г. Г. Мясоедов? (село Паньково).
7. Фигура Ангела, сотворённая Б. Орловским, расположена именно там. Где? (Колонна Александра на Дворцовой площади Санкт-Петербурга).
8. Самая известная картина Г. Мясоедова. («Косцы», «Земство обедает»).
9. Поэт, участник Отечественной войны 1812 года, лихой партизан. (Д. Давыдов).
10. Учёный-почвовед, написавший труд «Русский чернозём». (В. В. Докучаев).
11.Наш земляк, воплотивший идеи Докучаева в жизнь, создавая полезащитные лесополосы. (И. Н. Шатилов).
12. В каком районе Орловской области берёт начало река Ока? (Глазуновском).
13. Самая высокая точка Орловской области находится в этом районе области. (Новодеревеньковском).
14. Где на территории Новодеревеньковского района находится самая высокая точка области? (у села Паньково).
15. Чему равна абсолютная высота нашей области? (284 м.).
Растения Орловской области
У детей на столах карточки с названиями растений. При ответе они используют предложенные варианты названий, поднимая карточку с правильным ответом: в том случае, если команды отвечают по очереди. Если вы хотите, чтобы отвечали обе команды сразу, то они пишут номер правильного с их точки зрения ответа на лист бумаги.
1. Мать-и-мачеха;
2. Осина;
3. Дуб;
4. Орешник;
5. Медуница;
6. Зверобой;
7. Берёза;
8. Крапива;
9. Полынь;
10. Калина;
11. Ель европейская.
1. Какое растение не переносит в природе соседей – других растений? (Мать-и-мачеха – 1).
2. Какое растение с приходом весны сначала цветёт, а уж потом одевается листвой? (Орешник – 4).
3. Какому растению в древней Руси поклонялись, считая его матерью всех духов и богатств на земле? (Берёза – 7).
4. Какое растение можно назвать «хамелеоном»: оно меняет цвет цветка несколько раз за сезон цветения? (Медуница – 5).
5. Какое растение сбрасывает не только листву, но и часть веток?
(Осина – 2).
6. Какое растение в Древней Руси считалось символом девичьей красоты, любви и счастья? (Калина – 10).
7. Какое растение имеет красный сок и помогает от 99 болезней?
(Зверобой - 6).
8. Сами по себе сухие листья никогда не остаются на зиму у наших лиственных деревьев. Только это дерево является исключением. Назовите его. (Дуб - 3).
9. Из какого растения на праздник Ивана Купалы люди делали веники, стегали ими друг друга, а потом развешивали пучки этого растения по скотным дворам (хлевам) и почему?
(Крапива – 8.) От нечистой силы.
10. Из какого растения в праздник Ивана Купалы плели венки, надевали их на голову и опоясывались ими, чтобы уберечь себя от колдовства на целый год и болезней?
(Полынь – 9).
11. Это растение южнее «Орловского полесья» в естественных насаждениях не встречается.
(Ель – 11).
Животные Орловской области
У детей карточки с вариантами:
1. Норка; 5. Выхухоль;
2. Лисица; 6. Ёж;
3. Енотовидная собака; 7. Летучая мышь;
4. Лось; 8. Зубр;
9. Бурый медведь.
1.Какое из перечисленных животных является самым крупным?
(Зубр – 8)
2. Назовите животное – обитателя водоёмов, обладающего ценным мехом. (Норка – 1)
3. Какое животное спит вниз головой всю зиму?
(Летучая мышь - 7)
4. Какое животное завезено в нашу область с Дальнего Востока?
(Енотовидная собака – 3)
5. Какой крупный хищник встречается в лесах Хотынецкого района? (Бурый медведь - 9)
6. Это животное – объект охоты, обладает ярким, тёплым мехом.
(Лисица – 2)
7. Какое животное может жить в одиночку, днём оно чаще спит, а с наступлением сумерек выходит на охоту?
(Ёж – 6)
8. Это животное ровесник мамонта и вольготно чувствует себя в «Орловском полесье».
(Выхухоль – 5)
Чьи это строки?
Вариантами ответов у детей служат имена великих писателей и поэтов Орловщины. Членам команд надо отгадать: кто автор тех или иных строк.
1. И. С. Тургенев; 5. Д. Блынский;
2. А. А. Фет; 6. Е. А. Благинина;
3. М. И. Пришвин; 7. И. А. Бунин
4. Ф. И. Тютчев;
1. «Неохотно и несмело,
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Вся нахмурилась земля.
Ветра тёплые порывы
Дальний гром и дождь порой.
Зеленеющие нивы,
Зеленее пред грозой…»
(Ф. И. Тютчев – 4)
2. «Возьмите, пожалуйста, карту России, и, ведя пальцем вдоль дороги, идущей от Москвы через Тулу на Орёл, ближе к последнему, вы найдёте город Мценск. Немного северо-западнее Мценска, как раз и находится деревня, где я живу»
(И. С. Тургенев – 1)
3. «Шёпот, робкое дыханье
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья…»
(А. А. Фет – 2)
4. «И рассказал ей про тетерева: как он живёт в лесу, как бормочет весной, как берёзовые почки клюёт, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал про рябчика, показал, что он серенький с хохолком, и посвистывает в дудочку по-рябчиному…»
(М. М. Пришвин – 3)
5. «Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою толпой
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой…»
(И. А. Бунин – 7)
6. «Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое, красноватое отражение. Тёмное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над ними со всем своим великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи…»
(И. С. Тургенев – 1)
7. «Черёмуха, черёмуха,
Ты что стоишь бела?
Для праздника весеннего
Для мая расцвела…»
(Е.А. Благинина – 6)
8. «Нигде на свете нет такого запаха и такой нежно-золотистой серости…под чуть-чуть лепечущими липами в этих узких и длинных аллеях…»
(И. С. Тургенев – 1)
9. «Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора:
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…»
(Ф. И. Тютчев – 4)
10. «Творчество природы и творчество человека различаются отношением ко времени: природа создаёт настоящее, а человек создаёт будущее».
(М. М. Пришвин – 3)
11. «Пойдём в мой край
В леса, луга Орловщины,
Нигде я лучше края не встречал.
Здесь я на «ты» с любым ручьём и рощею,
Здесь для меня начало всех начал.
Пойдем туда, где первоцветы вешние
Весною по- особому цветут.
И сказки ты услышишь только здешние,
«Мотаню» нашу встретишь только тут…»
(Д. Блынский – 5)
12. «Утро туманное,
Утро седое.
Нивы печальные
Снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь
И время былое,
Вспомнишь и лица,
Давно позабытые…»
(И. С. Тургенев – 1)
13. «Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать:
В Россию можно только верить».
(Ф. И. Тютчев – 4)
14. «Мама спит, она устала.
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадётся золотой…»
(Е. А. Благинина – 6)
Боги древних славян (вятичей).
1. Велес 4. Ярило
2. Макошь 5. Стрибог
3. Перун 6. Даждьбог
1. Это «отец-бог», Бог неба. Он подарил людям кузнечные клещи, научил их выплавлять медь и железо, а прежде на Земле царил каменный век.
Ветры считались внуками Бога неба, их в Слово о полку Игореве» называют «… внуками». (Стрибог – 5).
2. Раз есть Бог-отец, то должна быть и Богиня-мать. А если Бог-отец – Бог неба, то Богиня-мать – Богиня Земли. Земля-матушка, у неё даже были именины – 10 мая (в этот день не пахали и не копали). Сидя на пригорке мы ощущаем себя на уютных коленях матери Земли. Она – Всеобщая мать, Хозяйка Жизни, Дарительница Урожая. Существовало такое поверье: она по ночам прядёт. Поэтому нельзя оставлять кудель – запрядёт, запутает. (Макошь – 2)
3. Бог Солнца, «дающий жизнь», «податель всех благ». Он ездит по небу в чудесной колеснице, запряжённой четвёркой златогривых коней с золотыми крыльями. В руках у него огненный щит.
Утренняя Заря считалась Солнцу женой. На Иванов день (летний солнцеворот) праздновался их брак. (Даждьбог – 6).
4. Бог Грозы, грома и молнии. Его представляли немолодым разгневанным мужчиной с рыжей бородой. Его имя переводится на современный язык «Тот, кто сильно бьёт», «Разящий».
Это старший сын Сварога (Стрибога), главный бог Киевской Руси, защитник правды.
Он борется со Змием с помощью молний и ударов грома. По другому более древнему поверью, гром – «клич любви» на свадьбе Земли и Неба.
В руках у него молнии двух цветов: «лилово-синие»-мёртвые, «золотые»-живые.
Оружие его – золотая секира. Потому он покровитель дружины киевских князей.
Зверь его – дикий тур.
Дерево – дуб.
Цветок – ирис.
(Перун – 3).
5. Бог плодородия, размножения, физической любви. 27 апреля в разгар буйства природы, справлялся праздник этого Бога, Бога «кипучей страсти». Ночь гуляли, жгли костры, пели песни, плясали. Представляли его юным мужчиной, пылким женихом. В этот день Богом наряжали самого красивого парня и возили его на белом коне. При этом пели:
«Волочился он по белу свету,
Полю жито плодил, людям детей плодил,
А где он ногою – там жито копною,
А куда глянет – там колос зацветает»
Он как Осирис умирал (хоронили его ранней весной старого, плешивого) и воскресал.
(Ярила – 4).
6. «Скотиний» Бог. Покровитель домашних животных, Бог богатства. В угоду ему оставляли несжатыми несколько стеблей хлебных знаков в поле (якобы ему на бороду).
(Велес – 1).
Мозаика.
Команды собирают разрезанные на кусочки картины Г. Г. Мясоедова. Побеждает та команда, которая первая правильно соберёт картину: она получает три балла.
Как вариант задания: разрезается на районы карта области и команды так же на скорость собирают свою малую родину.
Я и моя семья
Каждый член команды должен был под руководством своих наставников приготовить свои родословные. Мы сейчас их просмотрим и каждой родословной поставим оценку по трехбалльной системе. Затем баллы суммируются, и полученная сумма очков прибавляется к общим очкам команды.
Затем команды отвечают на вопросы по истории своей семьи. Каждый член команды письменно отвечает на вопросы. За каждый правильный ответ получает один балл. Все баллы суммируются и так же добавляются в общую копилку команды.
1. В каком году, и какого числа поженились твои папа и мама?
2. Какая фамилия до замужества была у твоей мамы?
3. Когда день рождения у твоих родителей?
4. Знаешь ли ты девичью фамилию своих бабушек?
5. Служил ли в армии, и в каких войсках твой папа? В каком звании он был демобилизован?
6. Помнишь ли ты день дату дня рожденья своих бабушек и дедушек?
Дальше, дальше, дальше…
Члены команды называют номер вопроса и, отвечая на него, получают по 2 балла за правильный ответ. Если команда отвечает не правильно, а другая команда даст правильный ответ, то она получает один балл. Вопросы распечатаны и лежат «рубашками» вверх на столе. Капитан команды вабирает листок с вопросом и команда сообща даёт ответ.
Кого из писателей – орловцев называли седовласым великаном? (И. С. Тургенев)
Кто из поэтов – уроженцев Орловской губернии служил дипломатом? (А. А. Фет)
Назовите писателя – орловца прекрасного художника и фотографа. (Л. Андреев)
Писатель – орловец, наш земляк, сочинил сказ, в котором главный герой подковал блоху. Назовите автора и имя героя. ( Н. А. Лесков)
В. Г. Белинский о нём писал: « Этот человек необыкновенно умный. Беседы и споры с ним отводили мне душу…Отрадно встретить человека, самобытное и характерное мнение которого, сшибаясь с твоим, извлекает искры». ( И. С. Тургенев)
Что означают орловские диалекты.
Жамки;
Заказ;
Колдобина.
Что здесь лишнее?
Тульская область
Курская область
Брянская область
Калужская область
Липецкая область
Воронежская область ( с ней Орловская область не граничит)
Кто творил раньше?
Курнаков
Мясоедов
Какой район Орловщины севернее
Кромской
Залегощенский
Какой район Орловщины южнее
Колпнянский
Глазуновский
Какой район Орловщины восточнее
Мценский
Ливенский
Какой район Орловщины западнее
Орловский
Верховский
Подведение итогов. Награждение.
Использованная литература
1. М. Семёнова «Мы-славяне», С-Петербург, 1997г.
2. В. Панкеев «Обычаи и традиции русского народа», Москва, 1998г.
3. В. Панкеев «Тайны русских суеверий», Москва, 1998г.
4. В. Воробьёва «Край наш Орловский», Тула,1976г.
5. А. Злобин «Россия в одном районе», Орёл, 1996г.
6. Г. Пясецкий «Забытая история Орла» Орёл, 1993г.
7.«Бессмертный подвиг» Орёл,1995г.