Сценарий занятия «Бабочки вокруг меня» (1–4 класс)

8
3
Материал опубликован 27 September 2019 в группе


Конспект занятия с фотоотчетом
DOC / 12.06 Мб

 

Сценарий занятия «Бабочки вокруг меня»

Тема занятия: Бабочки

Тип занятия:  урок «открытия» нового знания

Цели занятия: знакомство с жизнью бабочек и создание модели бабочки из Lego education WeDo.

Представленный сценарий урока – это один урок из серии STREAM уроков «Дюймовочка» для начальных классов. В течение 5 уроков учащиеся знакомятся с персонажами сказки (лягушка, бабочка, жук, Дюймовочка) и окружающим миром (цветы, деревья). Изучают английский язык, математику, робототехнику, окружающий мир и рисование.

Цели обучения:

  • мотивация к изучению наук естественно – научного цикла: окружающего мира, информатики, математики;
  • развитие словарного запаса по английскому языку;
  • установление причинно - следственных связей;
  • экспериментальное исследование;
  • анализ результатов и поиск новых решений;
  • коллективная выработка идей;
  • логическое мышление и программирование заданного поведения модели.

Необходимое оборудование: наборы Lego education WeDo, картинки с бабочками, раскраски бабочек, картинки с циклом жизни бабочек, аппликации бабочек. Данный рабочий материал лучше иметь в большом наличии, чтобы учащиеся могли выбрать тот, который им понравится, сделать свой выбор раскраски, аппликации и поделки.

Время занятия: 90 минут

Уровень: начальный

Класс: 4 класс

Подготовка

  • Заранее скачайте рабочий материал: Lego WeDo, раскраски, аппликации, шаблоны поделок и прочитайте данный сценарий занятия.

Обсуждение 25 минут

  • Объясните тему урока.
  • Обсудите с учащимися роль бабочек в жизни человека через еду, живопись, литературу, кино и мультфильмы.

Творчество 15 минут

  • Рисование
  • Аппликация
  • Поделки

Исследование  30 минут

  • Разделите учащихся на пары/группы и предложите им 3 варианта проектов на выбор:
  1. Учащиеся исследуют симметрию крыльев бабочек.
  2. Учащиеся исследуют цикл развития бабочек.
  3. Учащиеся создают модель бабочки и программируют движение ее крыльев.

Объяснение 15 минут

  • Попросите учащихся рассказать о созданной бабочке: ее название, окраска, размеры, чем питается, ее полезные и вредные качества.

Оценка 5 минут

  • Учащиеся делают рефлексию занятия.
  • Похвалите учащихся, отметьте их достижения и поблагодарите за совместную работу.

Формирование УУД:

Познавательные:

  1. знакомство со строением бабочек и циклом их развития;
  2. знакомство с лексическими единицами английского языка по теме;
  3. умение использовать детали LEGO-конструктора в соответствии с их назначением, различать детали по внешнему виду и названию;
  4. знакомство с основами конструирования, моделирования и программирования;

Регулятивные:

  1. планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  2. развитие способности творчески подходить к решению проблемы;
  3. оценивание творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Коммуникативные:

  1. умение выслушивать собеседника и вести диалог;
  2. умение работать в паре и группе, эффективно распределяя обязанности;
  3. умение представлять модель, рассказывать о ее возможностях;
  4. понимание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Личностные:

  1. развитие познавательного интереса, инициативы и любознательности;
  2. готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала за счет развития алгоритмического и логического мышлении;
  3. стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в повседневной жизни;
  4. способность связывать учебное содержание с собственным опытом.

Учитель приветствует учащихся и предлагает вспомнить персонажа сказки «Дюймовочка», сообщает, что этот персонаж спас Дюймовочку от сына Жабы.

Учитель показывает несколько представительниц бабочек.

n1569570254.pngСсылка

b1569570264.pngСсылка

q1569570292.png

Ссылка

Учащиеся делают предположения и вспоминают, что это была бабочка. По распечаткам на партах/по картинке на слайде презентации учителя учащиеся называют несколько видов бабочек и делают предположения, почему их так зовут. 

c1569570625.png

Ссылка

Учитель предлагает проявить фантазию и нарисовать или раскрасить бабочек, по ходу обращая внимание детей на строение бабочки.

j1569570337.png

Ссылка

Учащиеся, используя раскраски, карандаши и фломастеры, рисуют, раскрашивают бабочек.

a1569570639.png

d1569570686.png

 

o1569570800.png

g1569570810.png

Учитель предлагает подумать над вопросом: Какую роль в жизни человека играют бабочки?

На доске в центре написано слово Бабочка, от слова отходят стрелки.

По ходу беседы учитель и учащиеся  заполняют информацией доску, и получается ментальная карта.

z1569571057.png

Учащиеся делают предположения о том, где они могут увидеть бабочек, в книгах, в живописи, в кино, в музыке и т.п.

Гусеницы бабочек используются в еде

Гусеницы и куколки некоторых семейств бабочек употребляются в пищу, как богатые белком пищевые продукты. Их едят в сыром или жареном виде, и они употреблялись человеком в пищу с доисторических времён.

В наше время в Азии куколок тутового шелкопряда, размотав шёлк с кокона, не выбрасывают, а употребляют в жареном или засахаренном виде. В Китае гусениц тутового шелкопряда засаливают, добавляют в омлет из куриных яиц, либо просто жарят с луком и густыми соусами. Во Вьетнаме с ними варят местную разновидность капустного супа.

Бабочки изображены на картинах художников

Имеются многочисленные картины, например, «Охотник за бабочками» Карла Шпицвега, «Бабочки» В. Д. Поленова, являющиеся наглядными изображениями бабочек.

В мае 1889 года Ван Гог написал картину, изображающую бабочку, названную им «Бражник мёртвая голова». Ван Гог ошибочно посчитал, что перед ним редкая в Европе бабочка. На самом же деле на картине изображена Павлиноглазка малая. Музей Ван Гога в Амстердаме переименовал картину в «Императорская ночная бабочка» («Павлиноглазка»).

Учащиеся смотрят реальную бабочку бражника


и сравнивают с картиной Ван Гога.

t1569571118.png

Ссылка

Бабочки упоминаются в литературе

Мимо образа бабочек не прошли и многие писатели, в том числе и великий американский писатель Эдгар По. Прекрасная и жутковатая бабочка бражник мёртвая голова описана им в рассказе «Сфинкс». Бабочка ползала по паутине на окне, а герою рассказа казалось, что существо двигается по далёким склонам холмов.

В литературе бабочки чаще выступали в качестве символа свободы, любви и надежды. Так воспринимали этих насекомых русские поэты Василий Жуковский, Иван Бунин, Афанасий Фет и другие.

Учащиеся читают стихотворение.

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
И вот — дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.                        Афанасий Фет
 

 О бабочках снимают кино и они есть в музыке

Бабочки в качестве центральных образов фигурируют в целом ряде фильмов. Например, «Голубая бабочка» (The Blue Butterfly) 2004 года, умирающий от рака ребёнок просит энтомолога поехать с ним в джунгли Южной Америки, где водятся бабочки морфо, которые, согласно легендам, обладают волшебными свойствами исцелять больных.

Образ бабочек возникает и в популярной музыке: существует американская рок-группа «Железная бабочка» (Iron Butterfly), а также песни Scorpions — «Yellow Butterfly»(Желтая бабочка), Майкл Джексон — «Butterflies»(Бабочки) и многие другие.

Вспомним мультфильмы, где есть бабочки: "Дюймовочка", "Баранкин, будь человеком" и другие. Ссылка на источник

Учитель просит подумать над вопросами:

  1. Откуда появляются гусеницы?
  2. Гусеницы вредные или полезные насекомые? Почему?
  3. Почему гусеницы прожорливые?
  4. Как умещаются крылья бабочки в коконе?
  5. Сколько живет бабочка?
  6. Бабочки вредные или полезные насекомые? Почему?


q1569571206.png

Ссылка

Учащиеся описывают цикл развития, глядя на картину, делают предположения, отвечают на вопросы.

Учитель раздает рабочие листы, предложит учащимся выбрать только один. При работе с рабочим листом учитель знакомит со словами на английском языке:

  • Butterfly - бабочка
  • Egg - яйцо
  • Caterpillar - гусеница
  • Life - жизнь
  • Chrysalis - кокон




Учащиеся создают свои работы, выбрав один понравившийся им рабочий лист.

c1569571458.png


s1569571485.png

q1570027541.jpgx1569571498.png


Учитель предлагает детям поделиться на группы, которым предстоит ответить на 3 вопроса

  1. Есть ли симметрия у бабочек?
  2. Как появляются бабочки?
  3. Умеют ли бабочки летать?

 

В зависимости от выбранного вопроса учащимся предлагаются варианты работы:

  1. Из кубиков Лего собрать бабочку, используя картинку или воображение;
  2. Их кубиков Лего собрать цикл превращения от яйца до бабочки ;
  3. Из набора Lego education WeDo2 ( по инструкции) собрать бабочку и запрограммировать движение ее крыльев.

Вариант№1

l1569571714.png

Ссылка на лист

y1569571723.png

Вариант№2

d1569571745.png

y1569571755.png

Вариант№3

ссылка на инструкцию по сборке бабочки

y1569571789.png


Учитель хвалит учащихся, отмечает удавшиеся моменты в их работе и просит провести рефлексию урока. В конце урока благодарит за совместную работу!

y1569571831.png

Ссылка

Учащиеся раскрашивают бабочку в выбранный цвет:
  1. зеленый цвет-все понравилось и все удалось;
  2. желтый цвет - понравилось, но не все удалось выполнить;
  3. красный цвет - мне было скучно и ничего не получилось.​​​​​​​
Комментарии

ссылка на инструкцию по сборке бабочки https://drive.google.com/drive/folders/1bmsmV9jAIWoXDtKLGKYsc-XWquj5dgr-?usp=sharing

28 September 2019

Елена Александровна, поздравляю с первой Победой в конкурсе на сайте УРОК.РФ!!! Дальнейших успехов!!!

13 November 2019

Елена Александровна, поздравляю Вас с заслуженной победой в конкурсе!

13 November 2019