Сценарий занятия «Бабочки вокруг меня» (1–4 класс)
Конспект занятия с фотоотчетом
DOC / 12.06 Мб
Сценарий занятия «Бабочки вокруг меня»
Тема занятия: Бабочки
Тип занятия: урок «открытия» нового знания
Цели занятия: знакомство с жизнью бабочек и создание модели бабочки из Lego education WeDo.
Представленный сценарий урока – это один урок из серии STREAM уроков «Дюймовочка» для начальных классов. В течение 5 уроков учащиеся знакомятся с персонажами сказки (лягушка, бабочка, жук, Дюймовочка) и окружающим миром (цветы, деревья). Изучают английский язык, математику, робототехнику, окружающий мир и рисование.
Цели обучения:
- мотивация к изучению наук естественно – научного цикла: окружающего мира, информатики, математики;
- развитие словарного запаса по английскому языку;
- установление причинно - следственных связей;
- экспериментальное исследование;
- анализ результатов и поиск новых решений;
- коллективная выработка идей;
- логическое мышление и программирование заданного поведения модели.
Необходимое оборудование: наборы Lego education WeDo, картинки с бабочками, раскраски бабочек, картинки с циклом жизни бабочек, аппликации бабочек. Данный рабочий материал лучше иметь в большом наличии, чтобы учащиеся могли выбрать тот, который им понравится, сделать свой выбор раскраски, аппликации и поделки.
Время занятия: 90 минут
Уровень: начальный
Класс: 4 класс
Подготовка
- Заранее скачайте рабочий материал: Lego WeDo, раскраски, аппликации, шаблоны поделок и прочитайте данный сценарий занятия.
Обсуждение 25 минут
- Объясните тему урока.
- Обсудите с учащимися роль бабочек в жизни человека через еду, живопись, литературу, кино и мультфильмы.
Творчество 15 минут
- Рисование
- Аппликация
- Поделки
Исследование 30 минут
- Разделите учащихся на пары/группы и предложите им 3 варианта проектов на выбор:
- Учащиеся исследуют симметрию крыльев бабочек.
- Учащиеся исследуют цикл развития бабочек.
- Учащиеся создают модель бабочки и программируют движение ее крыльев.
Объяснение 15 минут
- Попросите учащихся рассказать о созданной бабочке: ее название, окраска, размеры, чем питается, ее полезные и вредные качества.
Оценка 5 минут
- Учащиеся делают рефлексию занятия.
- Похвалите учащихся, отметьте их достижения и поблагодарите за совместную работу.
Формирование УУД:
Познавательные:
- знакомство со строением бабочек и циклом их развития;
- знакомство с лексическими единицами английского языка по теме;
- умение использовать детали LEGO-конструктора в соответствии с их назначением, различать детали по внешнему виду и названию;
- знакомство с основами конструирования, моделирования и программирования;
Регулятивные:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- развитие способности творчески подходить к решению проблемы;
- оценивание творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Коммуникативные:
- умение выслушивать собеседника и вести диалог;
- умение работать в паре и группе, эффективно распределяя обязанности;
- умение представлять модель, рассказывать о ее возможностях;
- понимание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Личностные:
- развитие познавательного интереса, инициативы и любознательности;
- готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала за счет развития алгоритмического и логического мышлении;
- стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в повседневной жизни;
- способность связывать учебное содержание с собственным опытом.
Учитель приветствует учащихся и предлагает вспомнить персонажа сказки «Дюймовочка», сообщает, что этот персонаж спас Дюймовочку от сына Жабы.
Учитель показывает несколько представительниц бабочек.
Учащиеся делают предположения и вспоминают, что это была бабочка. По распечаткам на партах/по картинке на слайде презентации учителя учащиеся называют несколько видов бабочек и делают предположения, почему их так зовут.
Учитель предлагает проявить фантазию и нарисовать или раскрасить бабочек, по ходу обращая внимание детей на строение бабочки.
Учащиеся, используя раскраски, карандаши и фломастеры, рисуют, раскрашивают бабочек.
Учитель предлагает подумать над вопросом: Какую роль в жизни человека играют бабочки?
На доске в центре написано слово Бабочка, от слова отходят стрелки.
По ходу беседы учитель и учащиеся заполняют информацией доску, и получается ментальная карта.
Учащиеся делают предположения о том, где они могут увидеть бабочек, в книгах, в живописи, в кино, в музыке и т.п.
Гусеницы бабочек используются в еде
Гусеницы и куколки некоторых семейств бабочек употребляются в пищу, как богатые белком пищевые продукты. Их едят в сыром или жареном виде, и они употреблялись человеком в пищу с доисторических времён.
В наше время в Азии куколок тутового шелкопряда, размотав шёлк с кокона, не выбрасывают, а употребляют в жареном или засахаренном виде. В Китае гусениц тутового шелкопряда засаливают, добавляют в омлет из куриных яиц, либо просто жарят с луком и густыми соусами. Во Вьетнаме с ними варят местную разновидность капустного супа.
Бабочки изображены на картинах художников
Имеются многочисленные картины, например, «Охотник за бабочками» Карла Шпицвега, «Бабочки» В. Д. Поленова, являющиеся наглядными изображениями бабочек.
В мае 1889 года Ван Гог написал картину, изображающую бабочку, названную им «Бражник мёртвая голова». Ван Гог ошибочно посчитал, что перед ним редкая в Европе бабочка. На самом же деле на картине изображена Павлиноглазка малая. Музей Ван Гога в Амстердаме переименовал картину в «Императорская ночная бабочка» («Павлиноглазка»).
Учащиеся смотрят реальную бабочку бражника
и сравнивают с картиной Ван Гога.
Бабочки упоминаются в литературе
Мимо образа бабочек не прошли и многие писатели, в том числе и великий американский писатель Эдгар По. Прекрасная и жутковатая бабочка бражник мёртвая голова описана им в рассказе «Сфинкс». Бабочка ползала по паутине на окне, а герою рассказа казалось, что существо двигается по далёким склонам холмов.
В литературе бабочки чаще выступали в качестве символа свободы, любви и надежды. Так воспринимали этих насекомых русские поэты Василий Жуковский, Иван Бунин, Афанасий Фет и другие.
Учащиеся читают стихотворение.
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
И вот — дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу. Афанасий Фет
О бабочках снимают кино и они есть в музыке
Бабочки в качестве центральных образов фигурируют в целом ряде фильмов. Например, «Голубая бабочка» (The Blue Butterfly) 2004 года, умирающий от рака ребёнок просит энтомолога поехать с ним в джунгли Южной Америки, где водятся бабочки морфо, которые, согласно легендам, обладают волшебными свойствами исцелять больных.
Образ бабочек возникает и в популярной музыке: существует американская рок-группа «Железная бабочка» (Iron Butterfly), а также песни Scorpions — «Yellow Butterfly»(Желтая бабочка), Майкл Джексон — «Butterflies»(Бабочки) и многие другие.
Вспомним мультфильмы, где есть бабочки: "Дюймовочка", "Баранкин, будь человеком" и другие. Ссылка на источник
Учитель просит подумать над вопросами:
- Откуда появляются гусеницы?
- Гусеницы вредные или полезные насекомые? Почему?
- Почему гусеницы прожорливые?
- Как умещаются крылья бабочки в коконе?
- Сколько живет бабочка?
- Бабочки вредные или полезные насекомые? Почему?
Учащиеся описывают цикл развития, глядя на картину, делают предположения, отвечают на вопросы.
Учитель раздает рабочие листы, предложит учащимся выбрать только один. При работе с рабочим листом учитель знакомит со словами на английском языке:
- Butterfly - бабочка
- Egg - яйцо
- Caterpillar - гусеница
- Life - жизнь
- Chrysalis - кокон
Учитель предлагает детям поделиться на группы, которым предстоит ответить на 3 вопроса
- Есть ли симметрия у бабочек?
- Как появляются бабочки?
- Умеют ли бабочки летать?
В зависимости от выбранного вопроса учащимся предлагаются варианты работы:
- Из кубиков Лего собрать бабочку, используя картинку или воображение;
- Их кубиков Лего собрать цикл превращения от яйца до бабочки ;
- Из набора Lego education WeDo2 ( по инструкции) собрать бабочку и запрограммировать движение ее крыльев.
Вариант№1
Вариант№2
Вариант№3
ссылка на инструкцию по сборке бабочки
Учитель хвалит учащихся, отмечает удавшиеся моменты в их работе и просит провести рефлексию урока. В конце урока благодарит за совместную работу!
- зеленый цвет-все понравилось и все удалось;
- желтый цвет - понравилось, но не все удалось выполнить;
- красный цвет - мне было скучно и ничего не получилось.
Дегтярева Елена Александровна
Ватолина Светлана Анатольевна
Медведева Татьяна Александровна