Сценарий занятия ко Дню народного единства: «Символы Удмуртии»
Воспитатель: Уракова Татьяна Владимировна
УР г. Ижевск МАДОУ №15
Сценарий занятия ко Дню народного единства: «Символы Удмуртии»
Цель: Воспитание чувство патриотизма, любви к России, к своей малой Родине Удмуртии, гордости за родное Отечество.
Задачи:
-Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах Удмуртии– гербе, флаге, гимне.
-Закрепить знания детей о символическом значении флага Удмуртии.
-Формировать положительное отношение к символам Удмуртии
- Закрепить знания о «Дне народного единства».
Слайд 1
Воспитатель: …Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она ещё синей.
И для меня бы
Не было России
Без маленькой Удмуртии.
- Это замечательное стихотворение написал удмуртский писатель Флор Васильев. Как вы уже поняли, мы будем говорить сегодня о нашей малой родине – Удмуртии.
Слайд 1
Воспитатель: Посмотрите ребята, на что похожа карта нашей родины? (Ответы детей: на медведя) - Верно!
Слайд 3
Воспитатель: Ребята что это изображено на картине?( Ответы детей: Флаг) Правильно! У каждой страны флаг имеет свой рисунок и цвет и они обязательно что-то обозначают. Так в Государственном флаге Удмуртской Республики:
чёрный цвет является символом земли и стабильности;
красный — цветом солнца и символом жизни;
белый — символом космоса и чистоты нравственных устоев;
Восьмиконечный солярный знак — знак-оберег — по преданию оберегает человека от несчастий.
Слайд 4
Воспитатель: Что же изображено на этой картине? (Ответы детей: Герб)Верно! Герб! чёрный цвет является символом земли и стабильности;
красный — цветом солнца и символом жизни;
белый — символом космоса и чистоты нравственных устоев.
обобщённый образ белого лебедя или человека-птицы является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства.
солярные знаки, по преданию, оберегают человека от несчастий. Большой солярный знак является земным воплощением оберегающих сил, малые — космическим.
Слайд 5
Воспитатель: Какой город является столицей Удмуртии? (Ответы детей: Ижевск)Правильно, Ижевск! И у нашей столицы есть свой герб. Клещи – символ железоделательного производства, стрела – стремление к высоте, рябиновая ветка обозначает единство народа, а так же удмурты уважают это дерево. В Удмуртии растёт очень много рябин.
Слайд 6
Воспитатель: Что же изображено на этой картине? (Ответы детей:Родник) А как связан родник с нашей малой родиной Удмуртией? (Ответы детей:Родниковый край) Ну, конечно, Удмуртия – родниковый край!
Слайд 7
Воспитатель: Италмас — удмуртское название купальницы европейской, широко распространенного на Урале цветка. Цветок издревле почитается как символ любви и грусти, верности и разлуки, надежды и радости... Самая известная легенда в удмуртском фольклоре об этом прекрасном цветке — трагическая история любви. Италмас — имя девушки, чья красота не может оставить равнодушным никого. К ней сватается старый вдовец Байтуган, предлагающий отцу Италмас простить долги в обмен на дочь. Отец героини отказывает Байтугану, и тот уходит ни с чем. Однажды Италмас идет собирать ягоды и встречает Камаша — юношу из другого поселения. Молодые люди сразу влюбляются друг в друга. В течение года ни один из них не мог признаться другому в чувствах, а когда влюбленные наконец объяснялись друг с другом, Камаша поражает стрела, выпущенная коварным Байтуганом. Злодей поджигает лес и деревню, но сам погибает в этом огне, а Италмас бросается в пламя, тушит его и спасает людей, превращаясь в прекрасный желтый цветок — италмас.
Слайд 8
Воспитатель: А на этом слайде, ребятки изображены перепечи. Перепечи – еще одно известное удмуртское блюдо, открытые пирожки из пресного теста с различными начинками: мясо, картофель, капуста, грибы, травы и т.п. (перед печью)
Слайд 9
Воспитатель: Ещё одно национальное блюдо удмуртов это пельмени. Пельмени (пельнянь) – всем известное блюдо удмуртского происхождения. Название пельмень произошло от слов пель (ухо) и нянь (хлеб). У удмуртов пельмени принято готовить из нескольких видов мяса с луком, но без специй, и подавать с мясным бульоном. Также делают пельмени из капусты, редьки, творога, грибов, рыбы и даже крапивы.
Слайд 10
Воспитатель: А на следующих слайдах изображены одни известнйших людей Удмуртии: Михаи́л Тимофе́евич Кала́шников — советский и российский конструктор стрелкового оружия. У нас есть музей имени Калашникова.
Слайд 11
Пётр Ильи́ч Чайко́вский пос. Воткинск, Вятская губерния — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.
Слайд 12
Воспитатель: А это кто же, ребята? (Ответы детей: Лопшо Педунь) Лопшо Педунь старичок –весельчак, ловкий и сообразительный человек, который с лёгкостью может при помощи шутки выставить напоказ алчность жадного богатея, стремящегося обмануть простой народ, весело посмеяться над наивностью и глупостью, но обидеть простого человека он не способен. Его проделки вошли в сказки удмуртов и стали примером юмора. А давайте, ребята его позовем к нам в гости?
Лопшо Педунь приходи!(Далее герой проводит игры:
Сукыр така «Слепой баран» По считалке выбирают водящего – слепого барана. Платочком завязывают ему глаза, три раза поворачивают вокруг себя. После этого «слепой баран» пытается ловить бегающих вокруг него детей. Он должен угадать имя пойманного ребенка. Если угадает, меняются ролями. Правило игры: дети не должны дотрагиваться до «слепого барана».
Узы-боры бичасько «Собираю ягоды» По считалке выбирается волк. Он встает на специально отведенное место. Остальные дети идут в конец зала, имитируя сбор ягод, скандируют слова: «Узыборы бичасько, сьӧд кионэз адӟисько, ури-бери пегӟисько» («Собираю ягоды, вижу серого волка, убегаю сломя голову»). После этих слов дети бегут в другой конец зала, «волк» - за ними. Кого поймает, с тем меняются ролями. Правило игры: убегать можно только после последних слов.)
Лопшо Педунь: Ох, какие же вы ребята молодцы! Я стар уже, устал. Давате теперь посмотрим мультфильм про удмуртского Батыра Селту.
В заключении дети смотрят мультфильм.