Сценарий занятия по экологии в подготовительной группе по сказке "Случай в тридевятом царстве"
Сценарий занятия по экологии в подготовительной группе
по сказке "Случай в тридевятом царстве".
Цель: Формирование экологической культуры у детей подготовительной группы.
Задачи:
Развивать познавательный интерес к природе.
Формировать представления о взаимосвязи человека и природы.
Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.
Развивать умение анализировать и делать выводы.
Материалы:
Текст сказки «Случай в тридевятом царстве».
Иллюстрации к сказке.
Картинки с изображением леса и его обитателей.
Музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в тридевятое царство, где произошла необычная история.
2. Инсценировка сказки.
Воспитатель читает сказку «Случай в тридевятом царстве».
Случай в тридевятом царстве.
Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Берендей. Бог не дал ему сыночка, родилась одна лишь дочка. Звали её Василиса. Была она умницей и красавицей. К ней приходили свататься в мужья: короли, герцоги и принцы, прибывшие из-за границы. Но каждый раз она отвечала отказом. Да и не нужны ей были такие. Была у Василисы любовь жизни всей: простой парень-Иван. На вид он казался обычным парнишкой, но уж очень любил он Василису.
Вскоре пришло время замужества. Василису благословил царь- батюшка, сказал ей в путь добрые напутственные слова. И Василиса сразу же принялась к подготовке свадьбы. Так как она стремилась соответствовать современной моде, предложила отметить свадьбу вне царства, а именно в городе, полном простых людей. Иван был смущён таким предложением, но всё же не смог отказать своей возлюбленной. Вместе они долго выбирали, в каком именно городе отметить такое торжество. И их взгляд упал на Москву, город который располагался вблизи их царства. Москва открывала большие возможности для проведения свадеб. В этом городе можно было арендовать рестораны и залы, установить открытый шатер на природе или отметить главное событие своей жизни в одной из усадеб. На следующий день они начали собираться. Переместиться в Москву решили на ковре-самолёте. Хоть он и был небольшого размера, но всё же смог уместить все наряды Василисы и Ивана, а также самые необходимые вещи, которые пригодятся каждому человеку в дороге. Время отправления было назначено в полдень, так как уже торжество в Москве должно было состояться в пять часов. Василиса и Иван решили никого из близких не приглашать на свадьбу, потому что считали, что в этот важный и памятный день они должны были быть вместе наедине.
И вот настало время отправления. Василиса очень волновалась из-за предстоящего путешествия. Проститься и поздравить возлюбленных пришли всё люди царства: и царь-батюшка, и слуги, и гвардия, и простые жители.
Полёт был спокойный, ничего не предвещало беды. Василиса в течение всего полёта обдумывала, всё ли она взяла с собой, а Иван просто любовался окружающей природой. Но неожиданно Василиса решила проверить чемодан. Она начала открывать замок, как вдруг случайно из бокового кармана выпал волшебный клубочек. Василиса не обратила на него внимания, так как была погружена в другое дело. Клубочек летел с необычайной скоростью на землю, он и сам не знал, куда принесет его попутный ветер. Вскоре Василиса и Иван прибыли на место.
А тем временем волшебный клубочек упал одному из ребят компании на голову. Мальчик был удивлён и напуган. Он не понимал, откуда взялся это простой клубок ниток. Ребята решили поднять его с земли. И как только они взяли его в руки, он начал прыгать и вскоре выскочил из рук. Клубочек покатился в неизвестном для ребят направлении. Один из ребят предположил, что это волшебный клубочек, который укажет им верную дорогу. Ребята побежали за клубком. Бежали они не час и не два, а почти весь день. И как только прибыли на место, упали на землю от изнеможения. Вскоре ребята пришли в себя, начали рассматривать все вокруг, все было для них новым и необычайно красивым. Клубочка рядом с ними не оказалось. Получается, что волшебный клубочек привёл ребят в тридевятое царство и оставил их в лесу, полном волшебных зверей, птиц и растений. Ребята долгое время бродили по лесу, рассматривали природу, кругом был воздух свежий, высокие деревья и кусты, щебетали птицы, мельком пробегали звери. Лес завораживал своей пышной зеленью. Ребятам было приятно вдыхать чистый воздух, наполненный запахом цветущих растений. Лес царства был наполнен жизнью. Необходимо было только быть внимательным и приглядываться ко всему происходящему вокруг. В скором времени ребята проголодались. Они достали из своих рюкзаков немного еды, но вскоре запасы все же закончилась. А ребята по-прежнему хотели есть. Они не знали что им делать, не знали, куда им деть мусор. И решили разжечь костёр, а мусор решили просто оставить на поляне. Скоро начало темнеть. Ребята принесли сучков и сухую листву, начали разжигать его. И вскоре у них все получилось. Вдруг неожиданно начался сильный ветер, и разнес огонь повсюду. Потихоньку начала загораться трава, деревья, кустарники, все лесные жители были напуганы происходящим. Да и ребята были напуганы не меньше. Они думали, что же делать, ведь поблизости даже не было воды. Вскоре воздух был наполнен дымом, многие животные не могли находится в лесу. И вскоре они побежали к царю- батюшке и сообщали о происходящем. Царь Берендей немедленно собрал слуг и направил их тушить пожар в лесу. Вскоре они прибыли на место пожара и стали его тушить. На это им понадобилось много времени, так как огонь распространился практически по всему лесу. Ребята стояли в стороне и не знали, что им делать. Жители леса были расстроены произошедшим, так как сгорело большинство их домиков. Вскоре слуги все потушили, и вместе с ними ребята были доставлены царю. Он был настолько гневен, что никто из слуг не смел к нему подойти. Ребята выстроились перед ним и начали объяснять всё, что произошло. Это не утешило царя, он не знал, что с ними делать, как наказать. Он походил, походил. И вдруг говорит им: "Я вас прощу и отпущу только с одним условием, если вы поможете жителям леса восстановить свои домики". Ребята сразу согласились и тут же принялись за работу. У них все получилось, жители леса были довольны. И в скором времени ребята отправились домой.
Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. МЫ ДОЛЖЫ БЕРЕЧЬ ЛЕС. ЛЕС- ЭТО НАШЕ БОГАТСТВО
Сценарий по ролям для детей подготовительной группы
Персонажи:
Царь Берендей
Василиса
Иван
Главный мальчик из компании
Мальчики из компании (Мальчик 1, Мальчик 2, Мальчик 3)
Жители леса (Белочка, Зайчик, Лисичка)
Слуги царя
Сцена 1: Начало в тридевятом царстве
Рассказывающий: В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Берендей. Бог не дал ему сына, родилась у него одна лишь дочка — Василиса. К ней приходили свататься в мужья короли, герцоги и принцы, прибывшие из-за границы, но она всем отказывала.
Царь Берендей: Доченька Василиса, почему же ты всем отказываешь? Кого же ты хочешь в мужья?
Василиса: Отец, моё сердце принадлежит простому парню Ивану. Он хоть и прост, но любит меня по-настоящему.
Царь Берендей: Что ж, пусть так и будет. Благословляю вас.
Сцена 2: Подготовка к свадьбе
Василиса: Иван, давай отметим нашу свадьбу в Москве! Это будет незабываемо!
Иван: (смущённо) Хорошо, Василиса, пусть будет по-твоему.
Рассказывающий: Они решили отпраздновать свою свадьбу в Москве. Они начали собираться в дорогу.
Сцена 3: Путешествие на ковре-самолёте
Иван: Василиса, всё ли мы взяли?
Василиса: Да, Иван. Мы взяли все необходимые вещи.
Рассказывающий: Полёт был спокойный, но Василиса случайно выпустила волшебный клубочек из чемодана, и он упал на землю. Василиса не заметила этого, потому что была занята.
Сцена 4: Клубочек и компания мальчиков
Мальчик 1: Смотрите, что это такое?
Главный мальчик из компании: Это, наверное, волшебный клубочек. Он, может, укажет нам путь.
Мальчики из компании: Давайте побежим за ним!
Рассказывающий: Мальчики побежали вслед за клубочком, который привёл их в тридевятое царство и оставил в лесу, полном волшебных существ.
Сцена 5: Лес и пожар
Мальчик 2: Здесь так красиво! Посмотрите на этих птиц и животных.
Мальчик 3: Но мы проголодались. Давайте разожжём костёр и поедим!
Рассказывающий: Они развели костёр, но пожар быстро распространился.
Белочка: (напугано) Что происходит? Помогите нам!
Лисичка: Надо срочно сообщить царю!
Слуга царя: Ваше Величество, у нас пожар!
Сцена 6: Спасение леса
Царь Берендей: Немедленно потушите пожар!
Слуги царя: (усердно тушат огонь) Нам нужно больше воды!
Рассказывающий: Пожар был потушен, но многие домики лесных жителей сгорели.
Сцена 7: Наказание и восстановление
Царь Берендей: Что же вы наделали? Как вы посмеяли разжигать огонь в лесу?
Главный мальчик из компании: Простите нас, мы не знали.
Царь Берендей: Я прощу вас только при одном условии — вы поможете восстановить домики лесных жителей.
Мальчики из компании: Мы согласны!
Рассказывающий: Мальчики помогли восстановить домики, и лес вернул свою красоту.
Мораль: Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Мы должны беречь лес. Лес — это наше богатство!
Все персонажи (хором): Берегите природу, друзья!
Роли закончены, благодарю всех за участие!
3. Беседа по сказке
Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка?
Дети: Да!
Воспитатель: Что произошло в сказке?
Дети: Ребята развели костер в лесу и не потушили его, из-за чего начался пожар.
Воспитатель: Почему ребята не потушили костер?
Дети: Они не знали, что делать, и оставили мусор на поляне.
Воспитатель: Что случилось с лесом?
Дети: Сгорело большинство домиков лесных жителей.
Воспитатель: Как вы думаете, правильно ли поступили ребята?
Дети: Нет, они поступили неправильно.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что нельзя разводить костры в лесу, оставлять мусор и не тушить огонь.
4. Игра «Лес и его обитатели».
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру "Лес и его обитатели". Я буду называть обитателей леса, а вы будете показывать, как они выглядят и что делают.
Воспитатель называет обитателей леса (например, белка, заяц, лиса, медведь), а дети изображают их движения и повадки.
5. Беседа о бережном отношении к лесу.
Воспитатель: Ребята, лес - это наш дом. В нем живут разные животные, птицы и растения. Мы должны беречь лес и его обитателей.
Воспитатель обсуждает с детьми правила поведения в лесу:
Не разводить костры.
Не оставлять мусор.
Не шуметь.
Не ломать ветки деревьев.
Не обижать животных.
6. Рисование «Наш лес».
Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем наш лес. Пусть он будет красивым и здоровым.
Дети рисуют лес и его обитателей.
7. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня узнали?
Дети: Мы узнали, что лес - это наш дом, и мы должны беречь его и его обитателей.
Воспитатель: Молодцы! Я надеюсь, что вы всегда будете помнить об этом и будете бережно относиться к природе, а теперь предлагаю нам с вами поиграть.
Игра по экологии «Путешествие по экосистеме»
Цель игры: Познакомить детей с различными экосистемами и живыми существами, научить их основам экологической грамотности и бережного отношения к природе.
Подготовка:
Карточки с изображениями растений и животных, обитающих в разных экосистемах (леса, моря, пустыни и т.д.).
Мел, чтобы нарисовать «экосистему» на полу.
Музыкальное сопровождение (звуки природы).
Ход игры
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по экосистеме. Кто из вас знает, что такое экосистема?
Дети: Это природа, где живут растения и животные!
Воспитатель: Правильно! Экосистема – это то место, где живут различные живые организмы и где они друг с другом взаимодействуют. Сегодня мы будем исследовать разные уголки природы. Готовы?
Дети: Да!
Этап 1: Лес
Воспитатель: Начнем с леса! Давайте представим, что мы находимся в лесу. Какие животные могут здесь жить?
Дети: Медведь, лиса, заяц!
Воспитатель: Отлично! А что вы видите вокруг? Какие деревья и растения растут в лесу?
Дети: Сосны, березы, травы!
Воспитатель: Правильно! Лес полон жизни. Теперь я раздам карточки с изображениями животных и растений, которые мы можем встретить в лесу. Когда я скажу «лес», вы должны будет изобразить своего персонажа!
(Дети получают карточки и издают звуки соответствующих животных.)
Этап 2: Море
Воспитатель: Теперь мы поплывем к морю! Что мы можем увидеть в море?
Дети: Рыбы, дельфины, крабы!
Воспитатель: Горячо! А что вы можете сказать о растениях, которые растут в море?
Дети: Водоросли!
Воспитатель: Да, водоросли – это очень важная часть морской экосистемы. Давайте попытаемся изобразить морских обитателей, когда я скажу «море»!
(Дети изображают морских животных и издают звуки.)
Этап 3: Пустыня
Воспитатель: Теперь пора отправиться в пустыню. Что мы можем встретить в пустыне?
Дети: Верблюды, ящерицы, кактусы!
Воспитатель: Правильно! В пустыне очень жарко, и растения и животные должны уметь выживать в таких условиях. Давайте представим, что мы – кактусы, и нам нужно сохранить влагу. Когда я скажу «пустыня», вы должны замереть, как кактусы!
(Дети замеряют в позе кактусов)
Завершение игры
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием! Теперь давайте поговорим о том, как мы можем заботиться о природе. Почему важно беречь экосистемы?
Дети: Чтобы животные и растения могли жить, чтобы было чисто!
Воспитатель: Совершенно верно! Мы должны беречь природу, чтобы все эти чудесные существа могли продолжать жить рядом с нами. Спасибо вам за увлекательное путешествие!
(Завершаем игру аплодисментами.)
Рефлексия
Воспитатель: Какой из персонажей сказки ,которую мы с вами сегодня читали вас больше впечатлил? Что вам больше всего понравилось в игре? Какую экосистему вы бы хотели узнать лучше?
Дети: Мне понравился лес! Я хочу узнать больше про море!
Эта игра помогает не только развивать знания о природе, но и укрепляет дружеские отношения в группе, а также воспитывает заботу о нашем общем доме — планете Земля.