Урок литературы в 8 классе «Стефан Цвейг "Невозвратимое мгновение". Исторические миниатюры "Звёздные часы человечества". Мастерство батальных сцен. Образ Наполеона»
Методическая разработка урока литературы в 8 классе
(УМК под редакцией Т.Ф. Курдюмовой)
Стефан Цвейг «Невозвратимое мгновение».
Исторические миниатюры «Звёздные часы человечества».
Мастерство батальных сцен. Образ Наполеона.
По-настоящему человек проявляется в том,
что он создаёт.
Стефан Цвейг
1. Организационно – мотивационный этап
(Организационный момент: приветствие, подготовка к работе, подготовка к восприятию, актуализация знаний).
На доске фрагмент темы: Стефан Цвейг «Невозвратимое мгновение». Исторические миниатюры «Звёздные часы человечества».
Ученикам выдаются поурочные листы. Ученики не знают тему урока целиком.
К сегодняшнему уроку вы прочитали историческую миниатюру Стефана Цвейга «Невозвратимое мгновение» из цикла «Звёздные часы человечества».
О чём это произведение? Какова его тема?
(Последняя битва Наполеона. Крах Наполеона и его империи).
Мы можем сделать вывод, что одной из центральных фигур произведения является Наполеон.
Что вам известно о Наполеоне с уроков истории?
(Великий полководец, император Франции, завоеватель).
Наполеон – это известная в истории личность. Внимательно посмотрите на портрет полководца.
Опишите его. В какой позе изображен полководец? Что на нем надето? Какое у него выражение лица? Что означает жест рукой?
(Наполеон изображен на коне. В военной форме. Волевое лицо, властный указывающий жест означает привычку повелевать, прямая горделивая осанка и пр.)
В каком произведении мы встречали аллегорический образ Наполеона до сегодняшнего урока?
(В басне «Волк на псарне». Басня, написанная в 1812 году, является откликом на события Отечественной войны 1812 года. Волк – это Наполеон. После Бородинского сражения, заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне – это Кутузов).
В каких еще произведениях, которые мы изучали в этом году, встречались великие личности?
(«Сказание о житии Александра Невского», А.С. Пушкин «Полтава» (Петр I), «Капитанская дочка» (Пугачёв), М.Ю. Лермонтов «Песнь про купца Калашникова…» (Иван Грозный), Ю. Тынянов «Восковая персона» (Петр I) и др.)
2. Целеполагание
Мы видим, что интерес к историческим личностям в литературе никогда не ослабевал. Стефан Цвейг в «Невозвратимом мгновении» тоже обратился к одному из самых известных событий в истории – последней битве Наполеона.
Какого героя произведения мы можем выделить наравне с Наполеоном?
(Груши).
Верно. Центральные фигуры исторической миниатюры – Наполеон и Груши. Персонажи совершенно противоположные. В этом мы еще убедимся.
Обратите внимание на эпиграф к уроку. По-настоящему человек проявляется в том,
что он создает. Эпиграф выбран неслучайно. Это слова самого Стефана Цвейга. Какова роль эпиграфа? К какому из центральных персонажей это высказывание можно отнести в первую очередь и почему?
(К Наполеону. Именно он создатель империи, великий человек, известная историческая личность).
К сегодняшнему уроку вы прочитали «Невозвратимое мгновение». Какой исторический образ и историческое событие будут для нас центральными?
(Наполеон. Последняя битва Наполеона).
Как по-другому можно назвать битву, подберите синонимы.
(Сражение, бой, сеча (устар.), баталия).
Как вы думаете, какова будет цель нашего сегодняшнего урока? Что мы должны сделать?
(Варианты ответов учеников. Учитель суммирует сказанное).
Вы пришли к правильному выводу. Цель нашего урока: на материале исторической миниатюры Стефана Цвейга «Невозвратимое мгновение» изучить мастерство описанных автором батальных сцен и образ Наполеона.
Теперь мы можем дописать тему нашего урока в поурочных листах, перечислив все, что должны изучить на уроке.
Не забывайте вести записи в поурочных листах. Ваш заполненный поурочный лист будет результатом вашей работы на уроке.
3. Открытие новых знаний (основной этап)
- Индивидуальное задание «Жизнь Стефана Цвейга»
С творчеством Стефана Цвейга мы встречаемся впервые и ничего о нем еще не знаем. А между тем у этого писателя была очень интересная жизнь. Перед вами портрет Цвейга.
Более подробно о жизни писателя вам расскажет ………… .
Обратите внимание на пункт 1 поурочного листа. Это таблица, посвященная жизни Стефана Цвейга. Внимательно слушайте сообщение, заполняйте графы этой таблицы по указанным пунктам: год и место рождения, семья, начало творчества, образование, путешествия, 1-ая и 2-ая мировые войны, личная жизнь и смерть.
- Работа с учебником
Действительно, Стефан Цвейг стал свидетелем двух мировых войн и наступления фашизма. Он видел своими глазами, как творится история.
Неслучайно целый цикл его произведений посвящен значимым событиям в мировой истории. Я говорю об исторических миниатюрах «Звёздные часы человечества».
Сам автор назвал этот цикл историческими миниатюрами. Некоторые исследователи определяют жанр, называя данные произведения новеллами. Мы также будем использовать это определение.
Давайте вспомним, что такое новелла. Какие признаки этого жанра вы можете указать? При затруднении обратитесь к словарю литературоведческих терминов.
(Похожа на рассказ. Небольшой объем. Важное событие в центре).
Верно. Словарь определяет понятие «новелла» как разновидность рассказа, малый
повествовательный жанр с ярким и необычным центральным событием. Запишите определение в поурочный лист под цифрой 2.
Как вы понимаете название цикла? В прямом или переносном смысле?
(Звёздные часы человечества – это важные моменты в истории. Моменты, в которые люди проявляли свои сильные и слабые стороны).
Прочитайте, что о цикле исторических миниатюр говорится в учебнике. Это важно, так как мы должны иметь представление не только об одном произведении, но и обо всем цикле в целом. Ведь автор неслучайно объединил ряд новелл общим названием.
Во время чтения отметьте общие черты произведений.
В поурочных листах под цифрой 3 вы видите заголовок «Цикл «Звёздные часы человечества» (общие черты произведений)». Из прочитанного текста выберите несколько важных характеристик и запишите их. Добавьте в лист: «в центре сюжета – достижение великой цели» (продиктовать).
- Анализ художественного произведения
Мы выяснили, что все новеллы цикла «Звёздные часы человечества» имеют общие черты. Наша задача: проанализировать одну из них – «Невозвратимое мгновение».
В начале урока мы уже определили тему новеллы. В произведении говорится о последней битве Наполеона при Ватерлоо. Это и есть одно из величайших событий в истории, так интересовавших Цвейга. Поставили перед собой цель: изучить мастерство описанных автором батальных сцен и образ Наполеона.
Анализ вступления
Давайте обратимся к тексту художественного произведения и прочитаем вступление. Это философское размышление автора о роли судьбы и человека в истории. Постараемся понять рассуждение, которым автор начинает миниатюру. (Читает учитель или подготовленный ученик).
Как автор изображает судьбу? Какой прием использует?
(Олицетворение: судьба покорствует, любит. Судьба как нечто живое, обладающее разумом).
Верно. Судьба у Цвейга как живая. Он верит в то, что она обладает властью над людьми, управляет их жизнями. Но при этом он утверждает, что есть люди, перед которыми судьба сама склоняет голову. Что это за люди, и какими словами их описывает автор?
(Цезарь, Александр, Наполеон. Могущественные и властные. Избранники. Натуры стихийные).
А кто в этом разделении ролей стоит на противоположной стороне? Кто не в силах совладать с судьбой?
(Посредственные люди. Заурядные).
Что с ними происходит в решающий момент? Почему они не в силах совладать с судьбой?
(Они испытывают страх перед ответственностью и упускают решающее мгновение).
Как вы думаете, кто из героев относится ко второй группе людей? Кого Цвейг относит к посредственным людям?
(Груши).
Анализ образа Наполеона
В следующей главе новеллы «Груши» мы видим Наполеона в тот момент, когда он, освободившись из плена на острове Эльба, готовит решающее сражение, то есть в один из решающих моментов его судьбы. Он собирает свою армию, спешно готовит план дальнейшей борьбы, готовится без промедления напасть на противника.
Почему император вынужден спешить?
(Он не может ждать, должен разбить врага поодиночке. Все зависит от того, насколько быстро он должен действовать).
Действительно, Наполеон не может ждать. И он принимает решение – дать бой. Он перемещает свои войска в Бельгию и готовится к решающему сражению. Цвейг пишет: «Никогда распоряжения Наполеона не были предусмотрительнее, его военные приказы яснее, чем в тот день».
Чтобы понять мысли и состояние Наполеона, обратимся к фрагменту текста – прочитаем отрывок из главы «Ночь в Кайу». (Чтение учеником).
«Нет отдыха и императору. Лихорадочное возбуждение гонит его с места на место. <…> Он еще не знает, примет ли Веллингтон бой; нет также известий о прусской армии от Груши. <…> Император нетерпеливо шагает из угла в угол, поглядывая в окно на желтеющие дали, - не прояснился ли наконец горизонт, не настало ли время принять решение.
В пять часов утра – дождь уже прекратился – все сомнения рассеиваются. Он отдает приказ: к девяти часам всей армии построиться и быть готовой к атаке. Уже барабаны бьют сбор. И только после этого Наполеон бросается на походную кровать для двухчасового сна».
Какие слова в тексте показывают напряженность момента?
(«Нет отдыха и императору. Лихорадочное возбуждение гонит его с места на место». «нетерпеливо шагает»).
Какие качества и чувства, свойственные любому человеку, проявляются в этот момент в поведении Наполеона?
(Нетерпение, сомнение, волнение, нервозность).
О чем говорит нам наличие таких чувств у императора Наполеона – великого человека?
(Ему свойственны все человеческие чувства. Он тоже может переживать, бояться, сомневаться).
В данном моменте мы видим скорее не исторического исполина, а человека, которому тоже свойственны сомнения и страх. Это мы прочитали в первом абзаце. Но посмотрим внимательнее на второй. Прочитайте первое предложение.
Какие слова, на ваш взгляд, являются здесь самыми важными?
(«все сомнения рассеиваются»).
Верно. Наполеон отдает приказ. Он принимает важное, серьезное, значимое решение и только после этого «бросается на походную кровать для двухчасового сна».
Почему он не может отдыхать, не приняв решения?
(Потому что, кроме него, решения принимать некому. Он несет ответственность за все, что происходит. Он один может вырвать победу у противника. Он несет ответственность за свою судьбу, судьбу армии и страны).
Это последний шанс Наполеона вернуть себе мировое господство. Он, казалось бы,
предусмотрел все. В том числе и маневр части армии во главе с Груши.
Вопрос по содержанию: при каких обстоятельствах и с какой целью часть французской армии во главе с Груши уходит от основных войск?
(Груши должен преследовать пруссаков и не дать им соединиться с армией Веллингтона. Не дать армиям неприятеля объединиться и стать сильнее).
Анализ батальной сцены
И вот настал час последней, решающей битвы. Битва при Ватерлоо – одно из знаменитейших сражений в истории. По историческим справкам в ней участвовало около 140 тысяч человек и использовалось более 400 орудий (с обеих сторон). Длилась она 8, 5 часов.
Цвейг в главе «Утро в Ватерлоо» дает этому величайшему событию такую характеристику: «Эта битва – шедевр драматического нагнетания с непрерывной сменой страхов и надежд, с развязкой, в которой все разрешается конечной катастрофой, образец истинной трагедии…»
Итак, чтобы оценить силу и мастерство, с которыми Цвейг описывает битву, обратимся к главе «Развязка». Прочитаем 3 первых абзаца. (Чтение).
«Весь день четыреста пушек гремят с той и другой стороны. На поле битвы топот коней сливается с залпами орудий, оглушительно бьют барабаны, земля сотрясается от грохота и гула. Но на возвышении, на обоих холмах, оба военачальника настороженно ловят сквозь шум сражения более тихие звуки.
Хронометры, чуть слышно, как птичье сердце, тикают в руке императора и тикают в руке Веллингтона; оба то и дело выхватывают часы и считают минуты и секунды, поджидая последнюю, решающую помощь. Веллингтон знает, что Блюхер подходит, Наполеон надеется на Груши. Оба они исчерпали свои резервы, и победит тот, кто первым получит подкрепление. Оба смотрят в подзорную трубу на лесную опушку, где, словно легкое облако, маячит прусский авангард. Передовые разъезды или сама армия, ушедшая от преследования Груши? Уже слабеет сопротивление англичан, но и французские войска устали. Тяжело переводя дыхание, как два борца, стоят противники друг против друга, собираясь с силами для последней схватки, которая решит исход борьбы.
И вот наконец со стороны леса доносится пальба - стреляют пушки, ружья: "Enfin Grouchy!" - наконец, Груши! Наполеон вздыхает с облегчением. Уверенный, что его флангу теперь ничто не угрожает, он стягивает остатки армии и снова атакует центр Веллингтона, дабы сбить британский засов, запирающий Брюссель, взломать ворота в Европу».
Какие чувства вызывает данная сцена?
(Тревожность, страх, торжественность, ожидание, нетерпение и пр.)
Найдите в тексте несколько глаголов и определите их время.
(Глаголы в настоящем времени).
Почему, по-вашему, автор использует в новелле глаголы именно в настоящем времени?
Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени?
(Действие, которое происходит сейчас, в эту самую минуту. Мы как будто видим битву своими глазами).
С помощью глаголов настоящего времени автору удается создать эффект причастности.
Мы как будто видим битву и можем глубже почувствовать ее силу, отчаяние и масштаб.
Найдите в первом абзаце слова, выражающие мощь битвы. Какими глаголами, какими
прилагательными автор создает обстановку жестокой битвы?
(Гремят пушки, топот коней, залпы орудий, оглушительно бьют барабаны, земля сотрясается от грохота и гула).
Как ведут себя Наполеон и Веллингтон?
(Оба прислушиваются к часам, считают секунды, оба ждут помощи).
Найдите в тексте необычное сравнение, которым автор описывает напряженное состояние Наполеона и Веллингтона.
(Хронометры чуть слышно, как птичье сердце, тикают в руке императора и в руке Веллингтона).
Почему для них так важно дождаться помощи?
(Оба они исчерпали свои резервы, и победит тот, кто первым получит подкрепление).
Найдите во втором абзаце риторический вопрос. Почему можно сказать, что в этом вопросе содержится надежда обоих императоров?
(От того, что войско появится на горизонте, зависит исход битвы).
Какие события происходят в следующем абзаце?
(В следующем абзаце Наполеон произносит: «Наконец, Груши!». Император думает, что на горизонте появилась его армия и спасение приближается).
Так ли это?
(Наполеон ошибся. Это не его солдаты, не Груши, это прусская армия приближается на помощь Веллингтону).
Верно. И теперь, соединившись, армии противника наносят французам решающий удар.
Удар, который заставляет Наполеона в панике бежать. Это конец армии Наполеона. Это конец его власти и могущества.
Почему же Наполеон так и не дождался помощи? Где в этот момент был Груши, в котором так нуждался император?
Анализ кульминационной главы
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам придется вернуться назад, к одной из предыдущих глав. И вы сами скажете – к какой именно. Прочитайте в оглавлении названия глав. Одна из них является кульминационной.
Что такое кульминация?
(Самый напряженный момент в произведении).
Какая из глав самим своим названием указывает на то, что содержит решительный, ключевой момент произведения?
(«Решающее мгновение в мировой истории).
Прочитаем 1-ый абзац главы. (Чтение).
«Одну секунду думает Груши, и эта секунда решает его судьбу, судьбу Наполеона и всего мира. Она предопределяет, эта единственная секунда на ферме в Вальгейме, весь ход девятнадцатого века; и вот – залог бессмертия – она медлит на устах очень честного и столь же заурядного человека, зримо и явственно трепещет в руках его, нервно комкающих злополучный приказ императора. Если бы у Груши хватило мужества, если бы он посмел ослушаться приказа, если бы он поверил в себя и в явную, насущную необходимость, - Франция была бы спасена. Но человек подначальный всегда следует предписаниям и не повинуется зову судьбы».
Итак, мы видим Груши в самый важный момент его жизни. Он должен принять величайшее решение, от которого зависит судьба императора, армии и страны.
Почему он принимает неправильное решение? Какие свойства характера обусловили
выбор Груши?
(Ему не хватило мужества, он не посмел ослушаться приказа).
Найдите предложение, в котором Цвейг объясняет выбор Груши.
(«… человек подначальный всегда следует предписаниям и не повинуется зову судьбы».
Вспомните название новеллы. О каком мгновении идет речь?
(Об этом самом. О том, когда Груши принял решение следовать приказу, а не проявить самостоятельность).
Верно. Стефан Цвейг далее пишет: «Вокруг Груши воцаряется тишина. И в этой тишине безвозвратно уходит то, чего не вернут уж ни сова, ни деяния, - уходит решающее мгновение. Победа осталась за Веллингтоном».
Каким словом, повторяющимся несколько раз, Цвейг в данном отрывке называет это самое невозвратимое мгновение?
(«Секунда»).
Так и есть. Одна секунда решила судьбу всего мира. Решающее мгновение упущено. Груши не смог взять судьбу в свои руки. Это мгновение для него оказалось не просто решающим, а именно невозвратимым.
Трагичность ошибки Груши состоит в том, что он продолжал выполнять свой долг, но этим не спас императора, а напротив – погубил. «Он опоздал, опоздал навеки», - пишет Цвейг в последней главе.
Так чем же заканчивается эта история трагической ошибки? К какому выводу приводит читателя сам автор?
4. Рефлексия (сравнительный анализ образов героев)
Мы уже много сказали о Наполеоне и Груши. Убедились в том, что это совершенно разные люди, разные характеры, разные судьбы. Проверим, как вы поняли эту разницу.
Обратите внимание: на поурочных листах даны цитаты из новеллы, характеристики двух героев – Наполеона и Груши. Цитаты перепутаны. Прочитайте цитаты, соотнесите характеристики с образами героев и заполните в поурочном листе таблицу 4 (Сравнительный анализ образов Наполеона и Груши).
Итак, какие слова, по вашему мнению, относятся к Наполеону, а какие к Груши?
Справившись с этой работой, мы пришли к самому важному выводу урока: кто из этих людей – великая личность, а кто – заурядный человек?
Какова идея произведения? Что автор хочет доказать?
(Только гений может использовать решающее мгновение. Простой человек на это не способен).
А теперь вспомним еще раз, как автору удалось воссоздать условия, в которых два героя получили шанс проявить себя? Как автор нарисовал картину великой битвы? Какое настроение создал своим описанием? Какие приемы использовал?
(Битва грандиозная, тревожное настроение, мы как будто участвуем в событиях. Автор использовал сравнения, эпитеты).
Верно. Именно художественное мастерство автора позволило нам увидеть глубину характеров героев, увидеть причины и последствия их поступков. Подойти вместе с Наполеоном к последнему мигу его величия.
Решающее мгновение – не для каждого. Не всякий может вершить историю. Невозвратимое мгновение воплощает и доводит до совершенства только гений.
5. Самооценка
Сегодня на уроке мы проделали большую работу. Я оценю все, что вы сказали и сделали. Но возможность оценивать есть и у вас. Предпоследний пункт поурочного плана называется «Самооценка». Подумайте, какого балла заслуживает ваша работа на уроке, и обведите соответствующую цифру.
6. Домашнее задание
Мы проанализировали образы Наполеона и Груши. Убедились в том, что они были совершенно разными людьми. Оба имели достоинства и недостатки.
Предлагаю вам поразмышлять об этом дома и заполнить последний пункт поурочного листа.
Дайте развернутый ответ на следующий вопрос:
Что вы цените больше: честность, исполнительность или храбрость, умение рисковать?
Приложение 1
Поурочный лист для ученика
Стефан Цвейг «Невозвратимое мгновение».
Исторические миниатюры «Звёздные часы человечества».
По-настоящему человек проявляется в том,
что он создаёт.
Стефан Цвейг
Класс: 8 Фамилия, имя ученика:________________________________________
1. Жизнь Стефана Цвейга
Этапы | События |
1. Год и место рождения | |
2. Образование | |
3. Начало творчества | |
4. Путешествия | |
5. 1-ая мировая война | |
6. 2-ая мировая война | |
7. Смерть |
2. Новелла –
3. Цикл «Звёздные часы человечества» (общие черты произведений):
4. Сравнительный анализ образов Наполеона и Груши
Наполеон | Груши |
Слова для справок: избранник судьбы; приученный к повиновению; не герой и не стратег; могущественный и властный; храбрейший, прозорливейший из людей; преданный и рассудительный командир.
5. Самооценка: оцените свою работу на уроке по данной шкале
1 2 3 4 5
6. Домашнее задание: ответьте на вопрос «Что вы цените больше: честность, исполнительность или храбрость, умение рисковать?»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Поурочный лист для учителя
Стефан Цвейг «Невозвратимое мгновение».
Исторические миниатюры «Звёздные часы человечества».
По-настоящему человек проявляется в том,
что он создаёт.
Стефан Цвейг
1. Жизнь Стефана Цвейга
Этапы | События |
1. Год и место рождения | 28 ноября 1881 года; Вена – столица Австрии. |
2. Образование | Гимназия, Венский университет (доктор философских наук). |
3. Начало творчества | В 1902 году опубликовал первый сборник стихов. |
4. Путешествия | Побывал в Великобритании, Франции, Италии, Испании, Индии, США и других странах. (Знал несколько языков). |
5. 1-ая мировая война | Работал с бумагами в военном архиве, публиковал антивоенные статьи, участвовал в создании организации против войны. |
6. 2-ая мировая война | Покинул Австрию, стал гражданином Великобритании. Позже уехал в Бразилию. |
7. Смерть | 22 февраля 1942 года – отравился вместе с женой. |
2. Новелла – это разновидность рассказа, малый повествовательный жанр с ярким и необычным центральным событием.
3. Цикл «Звёздные часы человечества» (общие черты произведений):
умение ценить великую личность, стремление увидеть человека среди великих событий, изображается высочайшее напряжение сил человека, в центре сюжета – достижение великой цели.
4. Сравнительный анализ образов Наполеона и Груши
Наполеон | Груши |
Избранник судьбы; могущественный и властный; храбрейший, прозорливейший из людей | Не герой и не стратег; приученный к повиновению; преданный и рассудительный командир |
5. Самооценка: оцените свою работу на уроке по данной шкале
1 2 3 4 5
6. Домашнее задание: ответьте на вопрос «Что вы цените больше: честность, исполнительность или храбрость, умение рисковать?»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Портрет Наполеона
«Бонапарт на перевале Сен-Бернар» (фр. Bonaparte franchissant le Grand-Saint-Bernard) — большая картина Жака Луи Давида, написанная им в 1801 году и открывающая собой эпоху романтизма в европейской живописи.
Портрет Стефана Цвейга
Селиванова Галина Геннадьевна
Волкова Надежда Павловна
Юлия Васильевна Воробьева
Волкова Надежда Павловна
Юлия Васильевна Воробьева
Горбачёва Марина Юрьевна
Волкова Надежда Павловна