Урок литературы «Образ Ю.П. Вревской в стихотворении И.С. Тургенева» (8, 10 классы)

3
1
Материал опубликован 15 February 2019 в группе

Технологическая карта урока литературе на тему «Образ Ю.П.Вревской в стихотворении И.С.Тургенева».

Класс: 8,10.

 

Ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты деятельности

1. Организа-ционный момент.

Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке.

Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на работу.

Приводят в порядок рабочее место, эмоционально настраиваются на урок.

(Запись :Дата. Классная работа)

Личностные:

ответственность за предстоящую деятельность.

Метапредметные: организация своего рабочего места.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; привлечение учеников к прочтению и изучению стихотворения в прозе И.С.Тургенева.

Учитель показывает репродукцию с портрета баронессы Ю. П. Вревской, автором которого является Ю. В. Иванов, и просит ответить на ряд вопросов, выполнить ряд заданий:

-Опишите содержание картины (персонаж, историческое время, социальный статус, фон и др.).Докажите свою точку зрения.

-К какому жанру следует отнести полотно?

-Какое впечатление вызывает изображенный художником образ?

-Как вы представляете судьбу изображенной женщины?


 

-

Учащиеся изучают и описывают репродукцию, определяют примерно историческое время и социальный статус. В качестве доказательства приводят в первую очередь одежду изображенной женщины.


 

Называют жанр – портрет.


 

Делятся впечатлениями.

Большинство предполагает, что судьба героини полотна ,скорее всего, счастливая,беззаботная,обеспеченная. Об этом свидетельствует выражение лица,принадлежность к дворянскому сословию,дорогая одежда и т.п.


 


 

 

Личностные: умение ценить искусство живописи, иметь интерес к чужой судьбе.

Метапредметные: умение наблюдать, сопоставлять, видеть логическую взаимосвязь, развивать воображение, доказывать свою точку зрения, проявлять интерес к чужим высказываниям.


 


 


 


 


 


 


 


 

3.Целеполагание и планирование этапов деятельности.

Создать условия для постановки учащимися цели познавательной деятельности, формулировки темы урока и планирования деятельности.

Вопрос учителя, направленный на реализацию домашнего задания (поиск ответа на вопрос 12 на стр. 192 учебника литературы под ред. В. И. Коровина):

Каковы жанровые приметы стихотворений в прозе?

Каково место стихотворений в прозе в творческом наследии И.С.Тургенева.

Сообщение учителя, направленное на уточнение границ неизвестного:

В 1882 г. в альманахе «Вестник Европы» было напечатано стихотворение в прозе «Памяти Ю. П. В-вской». Его автор – И.С.Тургенев. Стихотворение посвящено женщине, изображенной

Ю.В.Ивановым.

Вопрос учителя, подводящий к целеполаганию: Как бы вы сформулировали цель нашего урока?


 

Вопрос учителя, подводящий к формулировке темы урока:

Как бы вы определили тему урока?

Вопрос учителя, стимулирующий действия планирования:

Что необходимо сделать для достижения поставленной цели?

Учащиеся формулируют определение, называют имя И.С. Тургенева.


 


 


 


 


 

Формулирование учащимися цели: понять, чем И.С.Тургенева заинтере-совала личность Ю.П.Вревской. и как он воплотил это в творчестве.

Формулирование учащимися темы. Коллективный выбор наиболее подходящей формулировки.

Планирование:

изучить биографию Ю.П.Вревской. ознакомиться с содержанием стихотворения, выполнить частичный анализ текста стихотворения.

Личностные:

развитие интереса к творчеству И.С.Тургенева.

Метапредметные:определение границ незнания, умение определять цель деятельности и её этапы.

Предметные:

знание жанровых особенностей стихотворения в прозе, биографии И.С.Тургенева.

4.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Открытие новых знаний.

Научить работать с информацией.

1.Учитель предлагает заслушать доклад, посвященный биографии Ю.П.Вревской, заранее подготовленный учащимся (индивидуальное домашнее задание).


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 



 

2.Вопросы учителя :

- Какое впечатление произвела на вас судьба Юлии Петровны Вревской? Чем,на ваш взгляд, она заинтересовала И.С.Тургенева?


 

3.Учитель раздает карточки с текстом стихотворения и предлагает заслушать адиозапись чтения стихотворения Олегом .Исаевым.

Учащиеся заслушивают сообщение :

Юлия Петровна Вревская (в девичестве Варпаховская) была удивительной женщиной. Богатая и знатная, она вышла замуж в 17 лет и почти сразу же овдовела, после того как её муж, генерал Вревский, был убит на Кавказе.

Тургенев познакомился с Вревской в 1873 г. и переписывался с ней до конца её жизни. Они виделись несколько раз, возможно, писатель имел в виду и себя, когда писал о нескольких людях, которые тайно были в неё влюблены. Последний раз Тургенев встретился с Вревской в 1877 г. перед её отъездом на Балканы.

Аристократка Вревская отправилась в действующую армию как сестра милосердия, а всего таких женщин было около трёх тысяч. Меньше чем через год 38-летняя баронесса умерла от тифа в болгарской деревне Бяле, где и была похоронена.

Тургенев узнал печальную новость в Париже и написал Анненкову: «Она получила тот мученический венец, к которому стремилась ее душа, жадная жертвы. Это было прекрасное, неописанно доброе существо. Ее жизнь — одна из самых печальных, какие я знаю».


 

Учащиеся делятся впечатлениями и делают предположения о причинах ,побудивших писателя создать стихотворение.


 


 

Учащиеся слушают аудиозапись, затем внимательно читают текст.

Личностные:

умение сопереживать, интерес ,к художественной литературе.

Метапредметные: концентрация внимания, умение делать выводы, обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.


 

Предметные:

ознакомление с содержанием стихотворения «Пямяти Ю.П.Вревской».

5. Закрепление новых знаний и отработка способа их применения.

Первичное закрепление нового знания.

Учитель задает ряд проблемных вопросов, целью которых является сопоставление первичного и окончательного восприятия образа :

-Как бы вы обозначили этап жизни, описанный Тургеневым?

-Почему писатель выбрал именно этот фрагмент жизни баронессы?


 


 


 


 

-Правильно ли Ю.П.Вревская распорядилась своей судьбой? Могли бы вы поступить подобно Вревской?

-Какие проблемы звучат в стихотворении? Докажите цитатами.


 


 

- Проанализируйте свое эмоциональное состояние и объясните, чем оно вызвано.


 


 


 


 

Учащиеся обозначают этот этап как трагический, ключевой и т.п.


 

Приходят к выводу о том, что изображенный Тургеневым фрагмент максимально широко раскрывает личностные черты баронессы и заставляет задуматься над многими вопросами, касающимися не только образа Вревской, но и окружающих ее людей.


 

Учащиеся во время дискуссии дают ответы на вопросы.


 

Учащиеся формулируют проблемы, звучащие в тексте. Например: Что такое самопожертвование? Всегда ли люди отзывчивы к чужому страданию? Как может выглядеть благодарность? И т.п.


 

Учащиеся должны испытывать сильное эмоциональное напряжение. Оно вызвано эффектом неожиданности, возникающим из-за несоответствия ожидания и результата, реакции на историю жизни, содержание текста, проникновенное чтение.

Личностные:

обогащение словарного запаса, ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение.

Метапредметные: умение анализировать, доказывать свою точку зрения, применять новые знания, излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; вербализировать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником, выявлять и называть причины события, явления.

Предметные:

анализ и интерпретация художественного произведения.

6. Динамическая пауза.( Презентация «азвуковая видеотерапия» )

Смена видов деятельности, здоровьесбережение школьников.

Учитель просит включить презентацию «Фотографии и портреты», заранее подготовленную группой учащихся из трех человек. Презентация иллюстрирует судьбу Ю.П.Вревской. Для просмотра слайдов учащиеся выбрали музыкальное сопровождение - «Сентиментальный вальс» П.Чайковского.

Учащиеся просматривают изображения, ,слушают музыку.

Личностные: восприятие классической музыки.

Метапредметные: демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

7.Включение изученной темы в систему знаний и умений.

Организовать процесс анализа текста. Самостоятельная работа.

Учитель делит класс на 5 групп, назначает координаторов.


 

Предлагает в группах обозначить детали анализа текста, способствующие достижению цели урока (метод «Ульи»).


 

Учащиеся в группах анализируют текст (с целью экономии времени можно при помощи жеребьевки распределить работу между группами: 1 группа – 1 вопрос, 2 -2, 3-3, 4-4, 5-5,6-6. )


 


 

По окончании выполнения задания группами учитель просит обменяться выводами.

Учащиеся назначают координаторов.


 


 

Учащиеся называют детали. В итоге принимается решение сосредоточить внимание на следующих деталях:


 

1.Каковы главные личностные черты героини? Доказать.

2.Какие средства автор использует для изображения Вревской? Привести примеры.

3.Каково идейное содержание стихотворения? Сформулировать его.

4.Подобрать эпиграф к уроку, исходя из идейного содержания стихотворения И.С.Тургенева (работа с ресурсами Интернета – подборка афоризмов).

5.Создать синквейн о Ю.П.Вревской.

6.Подборка произведений художественной литературы с похожей проблематикой.

По окончании выполнения задания группы обмениваются выводами, выражают согласие или несогласие с результатами работы других групп, дополняют.

Личностные:

Внимательное отношение к чужому труду.

Метапредметные:

умение работать с информацией, выполнение логических операций (сравнение, анализ, обобщение),управление своей деятельностью, творческое применение новых знаний, инициативность, объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности

Предметные:

Анализ текста.


 


 


 


 


 

8. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Создать условия для анализа собственной деятельности и развития умения самооценки.

Учитель просит детей составить ассоциативный ряд, посвященный сестрам милосердия.


 

Учитель предлагает вопросы для рефлексии и самоконтроля:

-Удалось ли достичь цели, поставленной вами? Почему вы так считаете?

-Какие знания, приобретённые ранее, понадобились вам сегодня?

-Какие знания вы приобрели вновь?

-Чему вы научились на сегодняшнем уроке?

Учащиеся составляют ассоциативный ряд.


 


 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, ещё раз анализируя собственные знания и этапы познавательной деятельности.

Личностные:

внимательное и бережное отношение к русскому языку, русской литературе.

Метапредметные: самоконтроль и самооценка, речевая деятельность.

Предметные:

Знание и понимание изученных литературных произведений.


 


 


 


 


 

9.Домашнее задание.

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Применить новые знания в творческой ситуации.

1.Задание по выбору: учить стихотворение в прозе «Памяти Ю.П.Вревской» или подобрать стихотворение в прозе И.С.Тургенева со схожей проблематикой, найти сходства и различия.

2.Дополнительное задание (по желанию): написать стихотворение в прозе о любом современнике, проявившем самопожертвование.

Анализируют материалы домашнего задания, задают вопросы учителю на уточнение.

Личностные:

умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи, любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.

Метапредметные:

планирование своих действий, структурирование знаний, развитие воображения, речи, осуществление  анализа.

Предметные:

осознанное восприятие и понимание стихотворениий в прозе И.С.Тургенева,.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Пригодится!!

31 March 2019