Урок литературы «Образ Ю.П. Вревской в стихотворении И.С. Тургенева» (8, 10 классы)
Технологическая карта урока литературе на тему «Образ Ю.П.Вревской в стихотворении И.С.Тургенева».
Класс: 8,10.
Ход урока
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты деятельности |
1. Организа-ционный момент. |
Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке. |
Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на работу. |
Приводят в порядок рабочее место, эмоционально настраиваются на урок. (Запись :Дата. Классная работа) |
Личностные: ответственность за предстоящую деятельность. Метапредметные: организация своего рабочего места. |
2. Мотивация к учебной деятельности. |
Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; привлечение учеников к прочтению и изучению стихотворения в прозе И.С.Тургенева. |
Учитель показывает репродукцию с портрета баронессы Ю. П. Вревской, автором которого является Ю. В. Иванов, и просит ответить на ряд вопросов, выполнить ряд заданий: -Опишите содержание картины (персонаж, историческое время, социальный статус, фон и др.).Докажите свою точку зрения. -К какому жанру следует отнести полотно? -Какое впечатление вызывает изображенный художником образ? -Как вы представляете судьбу изображенной женщины?
- |
Учащиеся изучают и описывают репродукцию, определяют примерно историческое время и социальный статус. В качестве доказательства приводят в первую очередь одежду изображенной женщины.
Называют жанр – портрет.
Делятся впечатлениями. Большинство предполагает, что судьба героини полотна ,скорее всего, счастливая,беззаботная,обеспеченная. Об этом свидетельствует выражение лица,принадлежность к дворянскому сословию,дорогая одежда и т.п.
|
Личностные: умение ценить искусство живописи, иметь интерес к чужой судьбе. Метапредметные: умение наблюдать, сопоставлять, видеть логическую взаимосвязь, развивать воображение, доказывать свою точку зрения, проявлять интерес к чужим высказываниям.
|
3.Целеполагание и планирование этапов деятельности. |
Создать условия для постановки учащимися цели познавательной деятельности, формулировки темы урока и планирования деятельности. |
Вопрос учителя, направленный на реализацию домашнего задания (поиск ответа на вопрос 12 на стр. 192 учебника литературы под ред. В. И. Коровина): Каковы жанровые приметы стихотворений в прозе? Каково место стихотворений в прозе в творческом наследии И.С.Тургенева. Сообщение учителя, направленное на уточнение границ неизвестного: В 1882 г. в альманахе «Вестник Европы» было напечатано стихотворение в прозе «Памяти Ю. П. В-вской». Его автор – И.С.Тургенев. Стихотворение посвящено женщине, изображенной Ю.В.Ивановым. Вопрос учителя, подводящий к целеполаганию: Как бы вы сформулировали цель нашего урока?
Вопрос учителя, подводящий к формулировке темы урока: Как бы вы определили тему урока? Вопрос учителя, стимулирующий действия планирования: Что необходимо сделать для достижения поставленной цели? |
Учащиеся формулируют определение, называют имя И.С. Тургенева.
Формулирование учащимися цели: понять, чем И.С.Тургенева заинтере-совала личность Ю.П.Вревской. и как он воплотил это в творчестве. Формулирование учащимися темы. Коллективный выбор наиболее подходящей формулировки. Планирование: изучить биографию Ю.П.Вревской. ознакомиться с содержанием стихотворения, выполнить частичный анализ текста стихотворения. |
Личностные: развитие интереса к творчеству И.С.Тургенева. Метапредметные:определение границ незнания, умение определять цель деятельности и её этапы. Предметные: знание жанровых особенностей стихотворения в прозе, биографии И.С.Тургенева. |
4.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Открытие новых знаний. |
Научить работать с информацией. |
1.Учитель предлагает заслушать доклад, посвященный биографии Ю.П.Вревской, заранее подготовленный учащимся (индивидуальное домашнее задание).
2.Вопросы учителя : - Какое впечатление произвела на вас судьба Юлии Петровны Вревской? Чем,на ваш взгляд, она заинтересовала И.С.Тургенева?
3.Учитель раздает карточки с текстом стихотворения и предлагает заслушать адиозапись чтения стихотворения Олегом .Исаевым. |
Учащиеся заслушивают сообщение : Юлия Петровна Вревская (в девичестве Варпаховская) была удивительной женщиной. Богатая и знатная, она вышла замуж в 17 лет и почти сразу же овдовела, после того как её муж, генерал Вревский, был убит на Кавказе. Тургенев познакомился с Вревской в 1873 г. и переписывался с ней до конца её жизни. Они виделись несколько раз, возможно, писатель имел в виду и себя, когда писал о нескольких людях, которые тайно были в неё влюблены. Последний раз Тургенев встретился с Вревской в 1877 г. перед её отъездом на Балканы. Аристократка Вревская отправилась в действующую армию как сестра милосердия, а всего таких женщин было около трёх тысяч. Меньше чем через год 38-летняя баронесса умерла от тифа в болгарской деревне Бяле, где и была похоронена. Тургенев узнал печальную новость в Париже и написал Анненкову: «Она получила тот мученический венец, к которому стремилась ее душа, жадная жертвы. Это было прекрасное, неописанно доброе существо. Ее жизнь — одна из самых печальных, какие я знаю».
Учащиеся делятся впечатлениями и делают предположения о причинах ,побудивших писателя создать стихотворение.
Учащиеся слушают аудиозапись, затем внимательно читают текст. |
Личностные: умение сопереживать, интерес ,к художественной литературе. Метапредметные: концентрация внимания, умение делать выводы, обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Предметные: ознакомление с содержанием стихотворения «Пямяти Ю.П.Вревской». |
5. Закрепление новых знаний и отработка способа их применения. |
Первичное закрепление нового знания. |
Учитель задает ряд проблемных вопросов, целью которых является сопоставление первичного и окончательного восприятия образа : -Как бы вы обозначили этап жизни, описанный Тургеневым? -Почему писатель выбрал именно этот фрагмент жизни баронессы?
-Правильно ли Ю.П.Вревская распорядилась своей судьбой? Могли бы вы поступить подобно Вревской? -Какие проблемы звучат в стихотворении? Докажите цитатами.
- Проанализируйте свое эмоциональное состояние и объясните, чем оно вызвано. |
Учащиеся обозначают этот этап как трагический, ключевой и т.п.
Приходят к выводу о том, что изображенный Тургеневым фрагмент максимально широко раскрывает личностные черты баронессы и заставляет задуматься над многими вопросами, касающимися не только образа Вревской, но и окружающих ее людей.
Учащиеся во время дискуссии дают ответы на вопросы.
Учащиеся формулируют проблемы, звучащие в тексте. Например: Что такое самопожертвование? Всегда ли люди отзывчивы к чужому страданию? Как может выглядеть благодарность? И т.п.
Учащиеся должны испытывать сильное эмоциональное напряжение. Оно вызвано эффектом неожиданности, возникающим из-за несоответствия ожидания и результата, реакции на историю жизни, содержание текста, проникновенное чтение. |
Личностные: обогащение словарного запаса, ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение. Метапредметные: умение анализировать, доказывать свою точку зрения, применять новые знания, излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; вербализировать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником, выявлять и называть причины события, явления. Предметные: анализ и интерпретация художественного произведения. |
6. Динамическая пауза.( Презентация «азвуковая видеотерапия» ) |
Смена видов деятельности, здоровьесбережение школьников. |
Учитель просит включить презентацию «Фотографии и портреты», заранее подготовленную группой учащихся из трех человек. Презентация иллюстрирует судьбу Ю.П.Вревской. Для просмотра слайдов учащиеся выбрали музыкальное сопровождение - «Сентиментальный вальс» П.Чайковского. |
Учащиеся просматривают изображения, ,слушают музыку. |
Личностные: восприятие классической музыки. Метапредметные: демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности). |
7.Включение изученной темы в систему знаний и умений. |
Организовать процесс анализа текста. Самостоятельная работа. |
Учитель делит класс на 5 групп, назначает координаторов.
Предлагает в группах обозначить детали анализа текста, способствующие достижению цели урока (метод «Ульи»).
Учащиеся в группах анализируют текст (с целью экономии времени можно при помощи жеребьевки распределить работу между группами: 1 группа – 1 вопрос, 2 -2, 3-3, 4-4, 5-5,6-6. )
По окончании выполнения задания группами учитель просит обменяться выводами. |
Учащиеся назначают координаторов.
Учащиеся называют детали. В итоге принимается решение сосредоточить внимание на следующих деталях:
1.Каковы главные личностные черты героини? Доказать. 2.Какие средства автор использует для изображения Вревской? Привести примеры. 3.Каково идейное содержание стихотворения? Сформулировать его. 4.Подобрать эпиграф к уроку, исходя из идейного содержания стихотворения И.С.Тургенева (работа с ресурсами Интернета – подборка афоризмов). 5.Создать синквейн о Ю.П.Вревской. 6.Подборка произведений художественной литературы с похожей проблематикой. По окончании выполнения задания группы обмениваются выводами, выражают согласие или несогласие с результатами работы других групп, дополняют. |
Личностные: Внимательное отношение к чужому труду. Метапредметные: умение работать с информацией, выполнение логических операций (сравнение, анализ, обобщение),управление своей деятельностью, творческое применение новых знаний, инициативность, объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности Предметные: Анализ текста.
|
8. Рефлексия. Подведение итогов урока. |
Создать условия для анализа собственной деятельности и развития умения самооценки. |
Учитель просит детей составить ассоциативный ряд, посвященный сестрам милосердия.
Учитель предлагает вопросы для рефлексии и самоконтроля: -Удалось ли достичь цели, поставленной вами? Почему вы так считаете? -Какие знания, приобретённые ранее, понадобились вам сегодня? -Какие знания вы приобрели вновь? -Чему вы научились на сегодняшнем уроке? |
Учащиеся составляют ассоциативный ряд.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, ещё раз анализируя собственные знания и этапы познавательной деятельности. |
Личностные: внимательное и бережное отношение к русскому языку, русской литературе. Метапредметные: самоконтроль и самооценка, речевая деятельность. Предметные: Знание и понимание изученных литературных произведений.
|
9.Домашнее задание. |
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Применить новые знания в творческой ситуации. |
1.Задание по выбору: учить стихотворение в прозе «Памяти Ю.П.Вревской» или подобрать стихотворение в прозе И.С.Тургенева со схожей проблематикой, найти сходства и различия. 2.Дополнительное задание (по желанию): написать стихотворение в прозе о любом современнике, проявившем самопожертвование. |
Анализируют материалы домашнего задания, задают вопросы учителю на уточнение. |
Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи, любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Метапредметные: планирование своих действий, структурирование знаний, развитие воображения, речи, осуществление анализа. Предметные: осознанное восприятие и понимание стихотворениий в прозе И.С.Тургенева,. |
Горбачёва Марина Юрьевна