12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шмакова Алена Владимировна209
Россия, Тюменская обл., Ощепково

Технологическая карта урока усвоения новых знаний

8.11.2017 г.

Предмет литература Тема урока: Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. 8 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемые результаты:

предметные: умение понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести.

метапредметные: формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала;

Личностные: формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского литературного языка

Цели и задачи: сформировать в сознании учащихся образ Маши Мироновой, проанализировать смысл названия повести.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Ресурсы

ЦОР (ЭОР)

 

Содержание педагогического взаимодействия

Задания для каждого этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательные

Личностные

Коммуникативная

Регулятивная

Организационный этап.

Самоопределение к деятельности.

 

Приветствие, проверка готовности к уроку

Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, фиксирование отсутствующих, проверка готовности к уроку

   

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Организовать направленное внимание на начало урока, создание положительного настроя учащихся на урок.

 

Определяют тему урока.

Продолжаем работу по формированию умения понимать смысл, не выраженный словами, развитию навыков анализа текста, работу по обобщению и систематизации материала.

Раздать карточки для индивидуальной работы.

Сегодня на уроке перелистаем страницы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется благородство и нравственная красота героев. Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, раскрывающим честь и благородство героев, их душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут.

 

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения

 

Развитие умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Актуализация знаний.

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

 

Словарная работа.

Проверка индивидуального задания (по словарю В.И.Даля).

Выясним, что же такое репутация, нравственность, совесть?

Прежде чем перейти к обсуждениям и размышлениям по теме урока, давайте раскроем смысл таких понятий, как «честь», «репутация», «нравственность», «совесть».

Какое же толкование дается слову «честь» в словаре В.И.Даля.

Построение речевых высказываний в устной форме

Умение работать со словарем

 

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.

 

Первичное усвоение новых знаний.

Вызов индивидуальных имеющихся представлений по теме; включение каждого школьника в учебный процесс.

 

Работа с записями на доске

Беседа по вопросам (на первичное восприятие образа Маши Мироновой).

Расскажите о своем первом знакомстве с Марией Ивановной. Какое впечатление она на вас произвела?

А каково первое впечатление рассказчика о Марии Ивановне?

Какие качества характера проявляются в М.Мироновой во время мирной жизни в крепости?

Вопрос учителя классу.

В каком же значении слово «честь» употребляется в повести? Итак, посмотрим, как это нравственное понятие (понятие чести) соотносится с героями повести Машей Мироновой и Петром Гриневым.

Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,

формирование логических действий.

 

Умение формулировать собственное мнение и позицию

 

Первичная проверка понимания

Организовать формирование знаний о нравственности.

 

Работа с текстом.

(Чтение отрывка из 3-ей главы повести. «А Мария Ивановна? – спросил я, - так же ли смела, как и вы?..)

Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока).

Вопрос классу.

С чего начинается любовь Гринева к Маше?

Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери?

Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина?

Формирование логических действий.

 

 

Способность участвовать в речевом общении

 

Первичное закрепление.

Организовать закрепление знаний содержания повести, умения анализировать данное произведение, поступки героев, делать вывод.

 

Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока).

Как может поступить самозванец с дочерью своего врага?

Работа с текстом.

Что же спасает Гринева и его возлюбленную в тот страшный момент, когда Пугачев усомнился было в прямодушии молодого офицера?

Найдите подтверждение всего сказанного в тексте.

А как же повел себя Пугачев в отношении П.Гринева и М.Мироновой?

Вспомним эпиграф к этой главе.

Как он соотносится с Машей?

Какова была причина обморока Марии Ивановны после милостивых слов Пугачева?

Прочитайте эти слова.

А теперь представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка с бубенцами, в кибитке – Емельян Пугачев и П.Гринев.

Что же чувствовал рассказчик, садясь в кибитку с Пугачевым? Чего он боялся?

Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются в ее любви к Гриневу?

Подберите определения, характеризующие М.Миронову.

Какой мы ее увидели в начале повести и в конце (в гл. 14)

Способность извлекать информацию из различных источников

 

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и чужих развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Формирование адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, включая монологическую речь и диалог. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.

Формирование логических действий.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Разъяснить и проинструктировать домашнее задание.

 

Составить кроссворд по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Разъясняет домашнее задание.

       

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности.

 

Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»?

 Синквейн «Маша Миронова»

   

Сформировать личную ответственность за результаты деятельности;

-формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении;

-адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.