Урок «Образ Маши Мироновой в повести» (Литература, 8 класс)
Технологическая карта урока усвоения новых знаний
8.11.2017 г.
Предмет литература Тема урока: Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. 8 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемые результаты:
предметные: умение понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести.
метапредметные: формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала;
Личностные: формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского литературного языка
Цели и задачи: сформировать в сознании учащихся образ Маши Мироновой, проанализировать смысл названия повести.
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Ресурсы ЦОР (ЭОР) |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||||
Задания для каждого этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||
Познавательные |
Личностные |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||
Организационный этап. |
Самоопределение к деятельности. |
Приветствие, проверка готовности к уроку |
Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, фиксирование отсутствующих, проверка готовности к уроку |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
||||
Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Организовать направленное внимание на начало урока, создание положительного настроя учащихся на урок. |
Определяют тему урока. Продолжаем работу по формированию умения понимать смысл, не выраженный словами, развитию навыков анализа текста, работу по обобщению и систематизации материала. Раздать карточки для индивидуальной работы. |
Сегодня на уроке перелистаем страницы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется благородство и нравственная красота героев. Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, раскрывающим честь и благородство героев, их душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут. |
|
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения |
Развитие умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем |
||
Актуализация знаний. |
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. |
Словарная работа. Проверка индивидуального задания (по словарю В.И.Даля). Выясним, что же такое репутация, нравственность, совесть? |
Прежде чем перейти к обсуждениям и размышлениям по теме урока, давайте раскроем смысл таких понятий, как «честь», «репутация», «нравственность», «совесть». Какое же толкование дается слову «честь» в словаре В.И.Даля. |
Построение речевых высказываний в устной форме Умение работать со словарем |
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли. |
|||
Первичное усвоение новых знаний. |
Вызов индивидуальных имеющихся представлений по теме; включение каждого школьника в учебный процесс. |
Работа с записями на доске Беседа по вопросам (на первичное восприятие образа Маши Мироновой). Расскажите о своем первом знакомстве с Марией Ивановной. Какое впечатление она на вас произвела? А каково первое впечатление рассказчика о Марии Ивановне? Какие качества характера проявляются в М.Мироновой во время мирной жизни в крепости? |
Вопрос учителя классу. В каком же значении слово «честь» употребляется в повести? Итак, посмотрим, как это нравственное понятие (понятие чести) соотносится с героями повести Машей Мироновой и Петром Гриневым. |
Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, формирование логических действий. |
Умение формулировать собственное мнение и позицию |
|||
Первичная проверка понимания |
Организовать формирование знаний о нравственности. |
Работа с текстом. (Чтение отрывка из 3-ей главы повести. «А Мария Ивановна? – спросил я, - так же ли смела, как и вы?..) Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока). Вопрос классу. С чего начинается любовь Гринева к Маше? |
Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери? Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина? |
Формирование логических действий.
|
Способность участвовать в речевом общении |
|||
Первичное закрепление. |
Организовать закрепление знаний содержания повести, умения анализировать данное произведение, поступки героев, делать вывод. |
Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока). Как может поступить самозванец с дочерью своего врага? Работа с текстом. Что же спасает Гринева и его возлюбленную в тот страшный момент, когда Пугачев усомнился было в прямодушии молодого офицера? Найдите подтверждение всего сказанного в тексте. А как же повел себя Пугачев в отношении П.Гринева и М.Мироновой? Вспомним эпиграф к этой главе. Как он соотносится с Машей? Какова была причина обморока Марии Ивановны после милостивых слов Пугачева? Прочитайте эти слова. |
А теперь представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка с бубенцами, в кибитке – Емельян Пугачев и П.Гринев. Что же чувствовал рассказчик, садясь в кибитку с Пугачевым? Чего он боялся? Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются в ее любви к Гриневу? Подберите определения, характеризующие М.Миронову. Какой мы ее увидели в начале повести и в конце (в гл. 14) |
Способность извлекать информацию из различных источников
|
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и чужих развитие этических чувств как регуляторов морального поведения |
Формирование адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, включая монологическую речь и диалог. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме. |
Формирование логических действий. Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного |
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Разъяснить и проинструктировать домашнее задание. |
Составить кроссворд по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» |
Разъясняет домашнее задание. |
|||||
Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности. |
Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»? Синквейн «Маша Миронова» |
Сформировать личную ответственность за результаты деятельности; -формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; -адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Умение формулировать собственное мнение и позицию. |