12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шмакова Алена Владимировна209 Россия, Тюменская обл., Ощепково |
Урок «Образ Маши Мироновой в повести»
Технологическая карта урока усвоения новых знаний
8.11.2017 г.
Предмет литература Тема урока: Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. 8 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемые результаты:
предметные: умение понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести.
метапредметные: формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала;
Личностные: формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского литературного языка
Цели и задачи: сформировать в сознании учащихся образ Маши Мироновой, проанализировать смысл названия повести.
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Ресурсы ЦОР (ЭОР) | Содержание педагогического взаимодействия | |||||
Задания для каждого этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||
Познавательные | Личностные | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Организационный этап. | Самоопределение к деятельности. | Приветствие, проверка готовности к уроку | Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, фиксирование отсутствующих, проверка готовности к уроку | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||||
Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Организовать направленное внимание на начало урока, создание положительного настроя учащихся на урок. | Определяют тему урока. Продолжаем работу по формированию умения понимать смысл, не выраженный словами, развитию навыков анализа текста, работу по обобщению и систематизации материала. Раздать карточки для индивидуальной работы. | Сегодня на уроке перелистаем страницы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется благородство и нравственная красота героев. Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, раскрывающим честь и благородство героев, их душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут. |
| Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения | Развитие умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | ||
Актуализация знаний. | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Словарная работа. Проверка индивидуального задания (по словарю В.И.Даля). Выясним, что же такое репутация, нравственность, совесть? | Прежде чем перейти к обсуждениям и размышлениям по теме урока, давайте раскроем смысл таких понятий, как «честь», «репутация», «нравственность», «совесть». Какое же толкование дается слову «честь» в словаре В.И.Даля. | Построение речевых высказываний в устной форме Умение работать со словарем | Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли. | |||
Первичное усвоение новых знаний. | Вызов индивидуальных имеющихся представлений по теме; включение каждого школьника в учебный процесс. | Работа с записями на доске Беседа по вопросам (на первичное восприятие образа Маши Мироновой). Расскажите о своем первом знакомстве с Марией Ивановной. Какое впечатление она на вас произвела? А каково первое впечатление рассказчика о Марии Ивановне? Какие качества характера проявляются в М.Мироновой во время мирной жизни в крепости? | Вопрос учителя классу. В каком же значении слово «честь» употребляется в повести? Итак, посмотрим, как это нравственное понятие (понятие чести) соотносится с героями повести Машей Мироновой и Петром Гриневым. | Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, формирование логических действий. | Умение формулировать собственное мнение и позицию | |||
Первичная проверка понимания | Организовать формирование знаний о нравственности. | Работа с текстом. (Чтение отрывка из 3-ей главы повести. «А Мария Ивановна? – спросил я, - так же ли смела, как и вы?..) Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока). Вопрос классу. С чего начинается любовь Гринева к Маше? | Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери? Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина? | Формирование логических действий.
| Способность участвовать в речевом общении | |||
Первичное закрепление. | Организовать закрепление знаний содержания повести, умения анализировать данное произведение, поступки героев, делать вывод. | Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока). Как может поступить самозванец с дочерью своего врага? Работа с текстом. Что же спасает Гринева и его возлюбленную в тот страшный момент, когда Пугачев усомнился было в прямодушии молодого офицера? Найдите подтверждение всего сказанного в тексте. А как же повел себя Пугачев в отношении П.Гринева и М.Мироновой? Вспомним эпиграф к этой главе. Как он соотносится с Машей? Какова была причина обморока Марии Ивановны после милостивых слов Пугачева? Прочитайте эти слова. | А теперь представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка с бубенцами, в кибитке – Емельян Пугачев и П.Гринев. Что же чувствовал рассказчик, садясь в кибитку с Пугачевым? Чего он боялся? Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются в ее любви к Гриневу? Подберите определения, характеризующие М.Миронову. Какой мы ее увидели в начале повести и в конце (в гл. 14) | Способность извлекать информацию из различных источников
| Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и чужих развитие этических чувств как регуляторов морального поведения | Формирование адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, включая монологическую речь и диалог. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме. | Формирование логических действий. Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного | |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Разъяснить и проинструктировать домашнее задание. | Составить кроссворд по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | Разъясняет домашнее задание. | |||||
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности. | Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»? Синквейн «Маша Миронова» | Сформировать личную ответственность за результаты деятельности; -формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; -адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Умение формулировать собственное мнение и позицию. |