Урок литературы в 8 классе «Образ Пугачёва в повести "Капитанская дочка"»
Технологическая карта урока усвоения новых знаний
14.11.2017 г.
Предмет литература Тема урока: Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. 8 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемые результаты:
предметные: умение понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести.
метапредметные: формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала;
Личностные: формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского литературного языка
Цели и задачи: сформировать в сознании учащихся образ Пугачёва.
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||||
Задания для каждого этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||
Познавательные |
Личностные |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||
Организационный этап. |
Самоопределение к деятельности. |
Приветствие, проверка готовности к уроку |
Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, фиксирование отсутствующих, проверка готовности к уроку |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|||
Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Организовать направленное внимание на начало урока, создание положительного настроя учащихся на урок. |
Определяют тему урока. Продолжаем работу по формированию умения понимать смысл, не выраженный словами, развитию навыков анализа текста, работу по обобщению и систематизации материала. |
|
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения |
Развитие умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем |
||
Актуализация знаний. |
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. |
Обучающиеся характеризуют Пугачёва как историческое лицо, опираясь на прочитанные документы. |
.Учитель на доске строит кластер таким образом, чтобы были видны различия в суждениях |
Построение речевых высказываний в устной форме Умение работать со словарем |
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли. |
||
Первичное усвоение новых знаний. |
Вызов индивидуальных имеющихся представлений по теме; включение каждого школьника в учебный процесс. |
Используется приём «Ключевые термины» технологии Критического мышления. Работа с карточкой пойдёт на протяжении всего урока Обучающиеся записывают в тетрадь выбранные ими качества в две колонки: положительные и отрицательные. |
Координирует деятельность обучающихся |
Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, формирование логических действий. |
Умение формулировать собственное мнение и позицию |
||
Первичная проверка понимания |
Организовать формирование знаний о нравственности. |
Обучающиеся отвечают на вопросы, зачитывают фрагменты текста |
Организует фронтальную работу |
Формирование логических действий.
|
Способность участвовать в речевом общении |
||
Первичное закрепление. |
Организовать закрепление знаний содержания повести, умения анализировать данное произведение, поступки героев, делать вывод. |
Составление кластера «Черты характера Пугачева» |
Координирует деятельность обучающихся |
Способность извлекать информацию из различных источников
|
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и чужих развитие этических чувств как регуляторов морального поведения |
Формирование адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, включая монологическую речь и диалог. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме. |
Формирование логических действий. Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Разъяснить и проинструктировать домашнее задание. |
Составить кроссворд по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» |
Разъясняет домашнее задание. |
||||
Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности. |
Синквейн «Пугачёв» |
Сформировать личную ответственность за результаты деятельности; |
Умение формулировать собственное мнение и позицию. |
Белкина Надежда Владимировна