Стендовая консультация для родителей: «Ответы на часто задаваемые вопросы»

1
0
Материал опубликован 21 October 2022

Стендовая консультация для родителей: «Ответы на часто задаваемые вопросы»

Материалы подготовлены ассистентом кафедры ГНиИЯ НТИ РГУ им. Косыгина, социальным педагогом начальных классов МБОУ Гимназии №9, аспирантом, ассистентом кафедры ПиП НГТУ (НЭТИ)Дроздовой А. В.

Почему у моего ребёнка раньше было много друзей, а сейчас он общается только с одним другом? Ребёнку 6 лет.

Общение со сверстниками занимает важное место в жизни дошкольников. В этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается. В течение дошкольного детства избирательность в общении со сверстниками возрастает - если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнеров по общению, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослого. Поэтому выбор одного или пары близких друзей для 6 лет является абсолютно нормальным явлением.

Как помочь ребёнку сформировать адекватную самооценку?

По мнению Л. И. Божович, вся психическая жизнь детей формируется под влиянием оценок других людей. То есть любой новый опыт, новое знание, умение, навык, приобретенный детьми, оценивается окружающими. Затем уже дети самостоятельно пытаются находить оценку своим действиям, подтверждение правильности или неправильности узнаваемой ими действительности.

Также Л. И. Божович отмечает, что в течение всего дошкольного возраста наблюдается общая положительная самооценка, основанная на искренней любви и заботе близкого окружения.

Таким образом, самооценка у детей формируется через оценки влиятельных взрослых (родителей, бабушек, дедушек, воспитателей), затем друзей, товарищей, а затем происходит переход к формированию самооценки на базе сведений о качестве полученного результата при решении определенных задач. Поэтому чтобы помочь ребёнку сформировать адекватную самооценку необходимо разумно использовать и похвалу, и критику, обратить внимание на количество замечаний и поощрений, сделанных за день ребенку. Они должны быть адекватны ситуации и обозначать определённые границы. Когда ребенок чувствует четкие рамки дозволенного и уважительную руководящую позицию взрослых, ему хорошо и спокойно. Также не стоит сравнивать ребёнка с другими детьми, а при критике критиковать не самого ребёнка, а его конкретный поступок.

По результатам диагностики у моего ребёнка выявлен высокий уровень агрессивности и тревожности. Что делать?

Говоря об агрессивности и тревожности, надо помнить о том, что неправильным является понимание этих качеств только в отрицательном плане. Агрессивность (как и тревожность) сама по себе - качество безоценочное. Например, агрессивность помогает человеку настоять на своем, добиться нужных результатов, организовать деятельность и свою, и других. Поэтому это качество является необходимым компонентом лидерства. В то же время агрессивное поведение оценивается как отрицательное, отклоняющееся поведение. При этом различают агрессивное поведение или агрессию (но не агрессивность), которое часто проявляется в конфликтности, в стремлении силой добиться желаемого, даже в жестокости, и агрессию от тревоги, которая является защитной реакцией, но проявляется точно так же в конфликтности, драках, нарушении правил поведения.

Тревожность также может стать беспокойством, которые отравляют жизнь человека и его близких. Но тревожность может и помогать человеку, улучшая его реакции, повышая наблюдательность, организацию деятельности, способствуя формированию нужных знаний и умений.

Также необходимо отметить, что и то, и другое – механизмы психологической защиты. Психологическая защита – это естественное противостояние человека окружающей среде. Она бессознательно предохраняет его от эмоционально-негативной перегрузки. На жизненном пути ребёнка могут встречаться различные препятствия и трудности, с которыми ему пока ещё трудно справляться, и тем самым активируются психологические защиты. Если бы не последние, и дети, и взрослые постоянно находились бы в сильном стрессе, - словом, видели бы жизнь в черном и белом цветах.

В связи с этим полученные высокие результаты диагностики сами по себе ни о чём не говорят, требуется более детальная и качественная интерпретация результатов. Кроме того, следует учитывать также и качество диагностического инструментария, использованного для диагностики ребёнка, так как если он был некачественным, то и результаты будут являться недостоверными.

Мой ребёнок очень замкнутый и закрытый в общении, нормально ли это?

При рассмотрении личности ребенка необходимо помнить о разнице между индивидуальными особенностями и качествами личности. Если индивидуальные особенности являются врожденными и связаны с определенными свойствами нервной системы, то качества личности формируются при жизни и зависят, таким образом, от социального окружения. Поэтому можно говорить о коррекции, изменении структуры личности, но невозможно изменить индивидуальные особенности человека. Можно только попытаться помочь ребенку создать индивидуальный, основанный на его особенностях стиль деятельности и общения, который использует положительные стороны его индивидуальности, по возможности нейтрализуя отрицательные.

К индивидуальным особенностям относятся как раз такие качества, как открытость или закрытость (экстравертность или интравертность). Это не значит, что люди рождаются общительными или замкнутыми, эти качества формируются уже в процессе жизни. Но замкнутым, интравертным людям труднее вступать в контакт с незнакомыми, им трудно раскрыться до конца даже с близкими людьми, хотя они могут быть очень общительными, любить компании и интересоваться другими людьми. Точно так же открытые, экстравертированные люди могут стать конфликтными, озлобленными, необщительными, но недостаток общения тяготит их.

Более подробную информацию о ребёнке можно узнать, посетив индивидуальную консультацию у психолога.

Как понять, что ребёнок готов к школе?

Традиционно выделяют три основных уровня готовности к школьному обучению:

соматическая готовность, определяемая по ряду медицинских показателей (рост, вес, физическое развитие, наличие/отсутствие хронических заболеваний и т.д.), отражающих специфику физиологического развития ребенка;

педагогическая готовность, выявляемая учителем при наборе детей в 1-й класс и ориентированная, по преимуществу, на выявление уровня сформированности у ребенка системы ЗУНов, в том числе навыков счета, письма, чтения и т.п.;

психологическая готовность, отражающая уровень личностной зрелости ребенка, в частности особенности его мотивационно-когнитивного, эмоционально-волевого, коммуникативного и т.п. развития. Определение психологической готовности - прерогатива психолога.

Исследования П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и ряда других ученых показали, что готовность ребенка к школьному обучению определяется развитием по трем основным линиям, складывающимся на протяжении дошкольного детства и наиболее оформившимся к концу дошкольного возраста:

формирование произвольного поведения (эмоционально-волевая сфера);

овладение средствами и эталонами познавательной деятельности (когнитивная сфера);

переход от эгоцентризма к децентрации (сфера самосознания).

К этим трем линиям следует добавить и мотивационную готовность, проявляющуюся в стремлении ребенка к реализации функции ученика, которая выражается в принятии на себя соответствующей роли (ученика) как наиболее значимой во время игры «в школу». В отличие от старших дошкольников, дети младших возрастов преимущественно берут на себя функцию учителя.

Наиболее ключевым компонентом, позволяющим выявить специфику психологического развития ребенка, и который, соответственно, можно рассматривать в качестве интегративного критерия школьной готовности, выступает способность ребенка к децентрации.

Комплексная диагностика этих параметров у психолога и составляет исследование уровня готовности к школе.


Содержание подготовлено по материалам:

Белобрыкина О. А. Децентрация как интегральный критерий готовности ребенка к обучению в школе // Коммуникативная педагогика: от «школы знания» к «школе понимания»: материалы научно-практической конференции. Новосибирск, 2004. С. 225-234.

Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2004. 255 с.

Кравцова Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996. №6. 1996. С.64-76.

Руководство практического психолога: Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 2000. 160 с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.