12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Катаева Светлана Викторовна779
Россия, Ульяновская обл., Димитровград

Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ в.

Цели урока:

дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, развивать навыки анализа поэтического текста, описания картин, творческие способности.

Планируемые результаты:

умение выразительно читать и анализировать поэтический текст, находить тропы и определять их роль.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма: урок работы с художественным текстом

Каждая группа подготовила:

краткий рассказ по биографии и творчеству поэта;

иллюстрации к стихотворению, поделки;

музыкальное оформление выступления;

презентации и показ её на уроке;

выразительное исполнение стихотворения;

анализ стихотворений

Этапы

Действие учителя

Ученики

Стадия вызова

Улыбнулись друг другу. Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку доброй энергии окружающим и сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.Итак, начнем.

- Часто ли вы бываете на природе?

- Какие чувства вы испытываете, когда выбираетесь на природу?

- Тема нашего урока «Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ в». Как вы понимаете слово «природа»?

- т.е. – места вне городов. А человек, земля, небо, звёзды входят в понятие «природа»?

- Итак, природа – понятие многозначное, широкое. Она является неисчерпаемым и благодатным источником поэзии, музыки, живописи, вообще искусства. Погрузимся в красоту природы

-видео «Уголок России»

Родная природа привычна для нас, но не каждый способен разглядеть её красоту.

- Какие поэты обращались в своём творчестве к теме природы?

Запись темы

Варианты ответов: поля, леса, горы, водные пространства.

В. А. Жуковский, А. К. Толстой, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет

 

Стихотворения, в которых изображаются картины

природы, мы относим к

жанру пейзажной лирики

Ребята, что такое пейзажная лирика? Стихотворения о чем?

Помощник: Пейзажная лирика - это описание того, что человек видит вокруг себя. Бездонное небо, шепот ветра, тихий шелест листвы или умиротворение падающего снега – все это нашло отражение в стихах великих поэтов.

Довольно часто природа в стихах отражает состояние лирического героя. Она то спокойна, то радостна, а иногда наполнена грустью и переживаниями. Природа сама является олицетворением человеческой души.

 

- Сегодня мы обращаемся к лирике И. А. Бунина и А.Блока. Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?

Что мы должны узнать сегодня на уроке?

познакомиться с пейзажной лирикой Бунина и Блока; узнать, как создаётся картина природы, в каких образах её представил поэт; как создавались эти образы; научиться выразительному чтению.

Стадия осмысления

Презентация о Бунине

Бунин «Детство»

До 11 лет Иван Бунин воспитывался дома, в родовом поместье Озерки Орловской губернии. Поэтому его самые яркие воспоминания первых лет жизни связаны с удивительной по красоте русской природой и тем восхитительным ощущением спокойствия, которое она дарила мальчишке-сорванцу, любившему убегать из дома в лес или же в поле.

Не удивительно, что, став взрослым, Бунин очень часто в мыслях возвращался в прошлое, черпая вдохновение в своих воспоминаниях, которые хранили запах смолы на соснах и теплоту летнего солнца. В 1895 году поэт написал стихотворение «Детство», в котором попытался передать все то, что чувствовал много лет назад, когда был беззаботным подростком, умевшим радоваться жизни и получать удовольствие от общения с живой природой. Любовь к родному краю Бунин пронес через всю свою жизнь. Судьба распорядилась так, что он вынужден был покинуть Россию. Однако до самой смерти Бунин с нежностью и волнением вспоминал величественные русские леса с деревьями-исполинами. Лес дарил ему ощущение счастья и удивительного спокойствия, которое можно испытать лишь в детстве, когда жизнь кажется легкой, беззаботной и радостной. Она наполнена любовью близких и лишена «взрослых» проблем, с которыми автору еще предстоит столкнуться. А пока же, прислонившись к теплой и шершавой коре сосны, он очень явственно ощущает, что ему всего лишь 10 лет, а его молчаливому лесному другу – несколько столетий.

Чтение и текстуальный анализ стихотворения И. Бунина “Детство”

Кластер, работа с ключевыми словами

- Что такое детство?

Уважаемые художники, представьте слово “детство” в цвете. Какие бы вы выбрали цвета, если бы вас попросили нарисовать это слово? Почему вы выбрали именно эти цвета?

Уважаемые поэты, подберите к слову “детство” эпитеты.

Какое яркое, цветное детство получилось! Ребята, это ваши ощущения детства, а вам интересно узнать каким остаётся детство в памяти взрослых людей?

Предлагаю вам познакомиться со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина “Детство” и поразмышлять, какие чувства хотел передать поэт нам, читателям. Читаем стихотворение вслух.

- Какое настроение создаёт стихотворение? С чем оно связано? (Настроение этого стихотворения радостное, приподнятое и всё лучшее, кажется, ещё впереди)

Какая цветовая гамма здесь присутствует? Может быть, какие-то слова подскажут вам цвет? Тот, кто называет, идёт крепить к доске цветной листочек.

Красна – красный.
Солнечные палаты – жёлтый.
День – голубой, жёлтый.
Бор – зелёный.
Смолистый аромат – оранжевый.
Поутру – светло – голубой.
Песок – светло – коричневый.

Вы внимательные читатели. Посмотрите, какое оказывается цветное, яркое стихотворение!

- Как построено стихотворение? Какова его композиция?

Какие чувства испытывает лирический герой при встрече с родными местами?

- Какие слова помогают понять внутреннее состояние лирического героя?

- Что восхищает поэта в родном краю?

-Какими средствами поэт изображает эту картину?1-я строфа

Прилагательные «жарче, сладостней» в форме сравнительной степени. Эпитет «смолистым ароматом»

- Но почему «аромат», а не «запах»?

- Почему поэт выбирает глагол «бродить», а не «ходить»?

- Рисуя картину, возникающую при чтении стихотворения, мы говорим о сосновом боре. А как Бунин называет этот сосновый бор? (Метафора «солнечные палаты». Палата – большое богатое здание, помещение. Здесь как будто поселилось солнце, лес весь сияет от его лучей.

- Но только ли пространство ограничивается «палатами»?

2-я строфа - «Повсюду блеск, повсюду яркий свет, / Песок – как шёлк…» Что необычного в этих строчках? (Дважды повторяется слово «повсюду». Это помогает усилить впечатление от того, что нарисовано: куда ни глянешь – везде солнечный свет.

«Песок – как шёлк…» - красивое сравнение. Шёлк – мягкий, нежный.

- Найдите ещё сравнение. («Ствол – гигант». В воспоминаниях детства для десятилетнего ребёнка ствол – гигант.)

- Обратите внимание на порядок слов во 2-й и 4-й строке. (Нарушается обычный порядок слов: «сосна корявая, ствол – гигант, тяжёлый, величавый».

- Как называется такой приём? (Инверсия) Для усиления образности слова.

- Какой глагол обладает особой эмоциональностью?

3-я строфа

- Обратите внимание на 1-ю строку. Как расположены слова? С какой целью автор прибегает именно к такому порядку расположения слов в строке? (Инверсия помогает выделить именно краткие прилагательные, которые дают точную характеристику коре в настоящий момент. Причём расположены прилагательные-эпитеты по степени усиления признака – градация.)

- Что напоминает эта кора? Обратите внимание на прилагательные. (Человека, бабушку, морщинистое лицо.)

- Но эта «грубость, морщины» вызывают неприязнь? (Нет. 2-я строка начинается с противопоставления: «Но так тепла, так солнцем вся прогрета» : «груба, морщиниста – тепла, прогрета». Повторение слова «так», а также приставка про- в глаголе «прогрета» говорят о неизбывной силе тепла. Опять происходит усиления признака: тепла – прогрета.)

- Какая часть речи придаёт воспоминаниям ощущение реальности происходящего? (Глаголы настоящего времени)

- Почему в стихотворении так мало глаголов, а много существительных и прилагательных? (Образы, ощущения, впечатления.)

- Как звучит стихотворение? (Аллитерация: звуки «п-с-ш» рисуют бегущую струйку песка, повторяющийся звук «а» рождает ощущение безмерности).

- Каков ритм?

- Каким размером написано стихотворение? (Четырёхстопный ямб)

Синтаксический строй стихотворения.

- Какова структура предложений? (Сложные)

- О чём это говорит? (Мыслям, тесно, хочется говорить и говорить. Много однородных членов)

- Обратите внимание на знаки препинания внутри и конце предложений. (Тире и двоеточие заставляют сделать остановку, показывая перемену в состоянии мальчика. Многоточие как бы останавливает нас, чтобы мы представили эту картину, пережили её, ощутили этот песок. В 1-й строфе всё предложение восклицательное, задаёт тон всему стихотворению.

Итог.

- В стихотворении так много сказано о природе, а называется оно «Детство». Почему?

(Тесное общение с природой делает человека молодым, возвращает его в детские годы)

Перед нами не просто пейзаж. Автор нам передаёт ощущения, испытанные в детстве, передает впечатления, переживания ребенка, возвращает читателя в настроение детства. Это образ детства, в котором соединились и любовь к природе и движения души.

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок — как шелк... Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но как тепла, как солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

(1-я строфа – сосновый бор – солнечные палаты, 2-я и 3-я строфы – корявая сосна – центральный образ)

(Ему весело, радостно)

(«сладостней, весело, бродить, прильну, чувствую, яркий свет, тепла». Личное местоимение 1-го лица придаёт стихотворению искренность, взволнованность.)

(смолистый аромат, бор – солнечные палаты, песок – шёлк, ствол – гигант.)

(Аромат – приятный запах, словно отражает настроение автора. Видно, что ему нравится в лесу.)

(Бродить – идти тихо, любуясь всем, что вокруг.)

Эта метафора раскрывает душевное состояние человека – радостное, светлое, от общения с природой.)

(«Прильну» - нежно прислониться даже к корявой сосне.)

(Спокойный, размеренный, количество строк в строфе одинаково.)

Повторное чтение стихотворения

 

физкультминутка

 
 

Презентация биографии Александра Блока

Начальный этап творчества Александра Блока тесно связан с символизмом – культурным течением, которое проповедовало образность и яркое, нестандартное выражение мыслей. Поэтому ранние произведения поэта отличаются обилием метафор и сравнений, которые создают особую, утонченную атмосферу. Стихотворение «Ветер принес издалека…», написано в последних числах января 1901 года. В серости холодной петербургской зимы Блок сумел уловить первые признаки приближающейся оттепели, которую, как утверждает автор, «ветер принес издалека».

Приближающаяся весна, запах которой еще только витает в морозном январском воздухе, затронули сокровенные чувства поэта. Однако причина душевных волнений поэта не в приближающейся весне. Речь идет о Любви Менделеевой, с которой поэт был знаком с самого детства. Блок и Менделеева обручились лишь в 1903 году, но практически до самой свадьбы поэт не был уверен в том, что действительно любим женщиной, которая поразила его не только своей красотой, но и умом, благородством, великолепным чувством юмора. Весна стала для него символом возрождения любви и приближающейся встречи с той, которая навеки завоевала его сердце.

 

Чтение наизусть стихотворения А.А. Блока «Ветер принес издалека»

Ветер принес издалёка

Песни весенней намек,

Где-то светло и глубоко

Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури,

В сумерках близкой весны

Плакали зимние бури,

Реяли звездные сны.

Робко, темно и глубоко

Плакали струны мои.

Ветер принес издалёка

Звучные песни твои.

 

Какое впечатление производит на тебя это стихотворение?

Тема:

Идея:

Природа:

Лирический герой:

Ключевые слова:

Художественные средства:

Учитель: Лирический герой пережил чувство любви, но теперь остались лишь воспоминания, поэтому автор подбирает слова-символы: песни весенней НАМЕК, ЗВЕЗДНЫЕ СНЫ (мечты, ведь в снах часто люди видят сказку или то, что не может сбыться наяву) . Лирический герой уже успокоился, забыл, но вдруг нахлынули воспоминания с приходом весны (ветер принес издалека звучные песни твои (когда любишь - душа поет, поэтому звучит) .

-рассказ о природе и в то же время о чувствах лирического героя.

-показать красоту окружающего мира и внутренний мир лирического героя (передать любовные переживания, воспоминания минувших дней) .

-Очаровательна, прекрасна, нежная, живая (ветер принес песни намек, бури плакали)

-может быть все еще влюблен, романтик.

Издалека, песни намек, близкая весна, плакали бури, звучные песни

1) автор проводит параллели между описанием природы и внутренним миром лирического героя (плакали зимние бури, плакали струны мои, ветер принес издалека песни весенней намек, ветер принес издалека звучные песни твои) . С помощью этого средства автор передает влияние окружающего мира на человека и поднимает проблему гармонии человека с природой.

2) эпитеты (песни весенней, бездонной лазури, близкой весны, зимние бури, звездные сны, звучные песни), с помощью которых автор передает красоту природы и рисует картинку реальной жизни человека.

3) метафоры (ветер принес, плакали бури, плакали струны) , с помощью которых автор оживляет природу, чтобы передать ее сходство с чувствами и эмоциями, присущими лирическому герою.

Повторное чтение стихотворения

 

Заполнение таблицы

Название

Детство

«Ветер принес издалека…»

Образ

детство

природа

Глаголы

Дышать, бродить, прильну, чувствую, прогрета, кажется, пахнет

Принес, открылся, плакали, реяли

Краски

Солнечным, яркий, , величавый, красна

Светло, бездонная лазурь, сумерки весны

Эпитеты

Смолистый аромат, кора груба, тепла, солнечные палаты

.

Весенняя песня, бездонная лазурь, зимняя буря, звездные сны, звучные песни

Олицетворение, метафора

Кора морщиниста, пахнет лето.

Ветер принес, плакали бури, плакали струны

Сравнение

Песок как шелк

 

вывод

Особая любовь к природе, ярко отражено родство с окружающим миром. Мир природы необычен.

Стихотворения А.Блока передают чувства тревоги, одиночества, тоски, утраты душевного покоя

Рефлексия

Сегодня на уроке мы увидели, что поэты обладали удивительным даром: даром рисовать словами, так же как художники рисуют карандашом и кистью. Познакомились с новыми стихотворениями Блока и Бунина, узнали, что природа дает человеку все: радость, красоту ощущение родства с ней, счастья, которое по Бунину, возможно лишь в слиянии с природой, учились выразительно читать стихотворения. Выполнили поставленные цели?

Давайте посмотрим ещё раз рисунки учащихся к звучащим сегодня стихотворениям.

Мы увидели мир глазами поэтов, почувствовали гармонию этого мира. Спасибо Вам за это.

Рисунки. Стихотворение Челышевой

 

Предлагаю всем написать синквейн по теме урока.

-видео «Димитровград»

 
 

Итак, дома выучите одно из стихотворений поэтов XX века, самостоятельно сделайте письменный анализ стихотворения.

Молодцы, ребята. Спасибо за урок. Урок окончен.

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.