Урок литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ в.»
Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ в.
Цели урока:
дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, развивать навыки анализа поэтического текста, описания картин, творческие способности.
Планируемые результаты:
умение выразительно читать и анализировать поэтический текст, находить тропы и определять их роль.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма: урок работы с художественным текстом
Каждая группа подготовила:
краткий рассказ по биографии и творчеству поэта;
иллюстрации к стихотворению, поделки;
музыкальное оформление выступления;
презентации и показ её на уроке;
выразительное исполнение стихотворения;
анализ стихотворений
Этапы |
Действие учителя |
Ученики |
||||||||||||||||||||||||
Стадия вызова |
Улыбнулись друг другу. Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку доброй энергии окружающим и сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.Итак, начнем. - Часто ли вы бываете на природе? - Какие чувства вы испытываете, когда выбираетесь на природу? - Тема нашего урока «Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ в». Как вы понимаете слово «природа»? - т.е. – места вне городов. А человек, земля, небо, звёзды входят в понятие «природа»? - Итак, природа – понятие многозначное, широкое. Она является неисчерпаемым и благодатным источником поэзии, музыки, живописи, вообще искусства. Погрузимся в красоту природы -видео «Уголок России» Родная природа привычна для нас, но не каждый способен разглядеть её красоту. - Какие поэты обращались в своём творчестве к теме природы? |
Запись темы Варианты ответов: поля, леса, горы, водные пространства. В. А. Жуковский, А. К. Толстой, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет |
||||||||||||||||||||||||
Стихотворения, в которых изображаются картины природы, мы относим к жанру пейзажной лирики – Ребята, что такое пейзажная лирика? Стихотворения о чем? |
Помощник: Пейзажная лирика - это описание того, что человек видит вокруг себя. Бездонное небо, шепот ветра, тихий шелест листвы или умиротворение падающего снега – все это нашло отражение в стихах великих поэтов. Довольно часто природа в стихах отражает состояние лирического героя. Она то спокойна, то радостна, а иногда наполнена грустью и переживаниями. Природа сама является олицетворением человеческой души. |
|||||||||||||||||||||||||
- Сегодня мы обращаемся к лирике И. А. Бунина и А.Блока. Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? Что мы должны узнать сегодня на уроке? |
познакомиться с пейзажной лирикой Бунина и Блока; узнать, как создаётся картина природы, в каких образах её представил поэт; как создавались эти образы; научиться выразительному чтению. |
|||||||||||||||||||||||||
Стадия осмысления |
Презентация о Бунине |
Бунин «Детство» До 11 лет Иван Бунин воспитывался дома, в родовом поместье Озерки Орловской губернии. Поэтому его самые яркие воспоминания первых лет жизни связаны с удивительной по красоте русской природой и тем восхитительным ощущением спокойствия, которое она дарила мальчишке-сорванцу, любившему убегать из дома в лес или же в поле. Не удивительно, что, став взрослым, Бунин очень часто в мыслях возвращался в прошлое, черпая вдохновение в своих воспоминаниях, которые хранили запах смолы на соснах и теплоту летнего солнца. В 1895 году поэт написал стихотворение «Детство», в котором попытался передать все то, что чувствовал много лет назад, когда был беззаботным подростком, умевшим радоваться жизни и получать удовольствие от общения с живой природой. Любовь к родному краю Бунин пронес через всю свою жизнь. Судьба распорядилась так, что он вынужден был покинуть Россию. Однако до самой смерти Бунин с нежностью и волнением вспоминал величественные русские леса с деревьями-исполинами. Лес дарил ему ощущение счастья и удивительного спокойствия, которое можно испытать лишь в детстве, когда жизнь кажется легкой, беззаботной и радостной. Она наполнена любовью близких и лишена «взрослых» проблем, с которыми автору еще предстоит столкнуться. А пока же, прислонившись к теплой и шершавой коре сосны, он очень явственно ощущает, что ему всего лишь 10 лет, а его молчаливому лесному другу – несколько столетий. |
||||||||||||||||||||||||
Чтение и текстуальный анализ стихотворения И. Бунина “Детство” Кластер, работа с ключевыми словами |
- Что такое детство? Уважаемые художники, представьте слово “детство” в цвете. Какие бы вы выбрали цвета, если бы вас попросили нарисовать это слово? Почему вы выбрали именно эти цвета? Уважаемые поэты, подберите к слову “детство” эпитеты. – Какое яркое, цветное детство получилось! Ребята, это ваши ощущения детства, а вам интересно узнать каким остаётся детство в памяти взрослых людей? Предлагаю вам познакомиться со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина “Детство” и поразмышлять, какие чувства хотел передать поэт нам, читателям. Читаем стихотворение вслух. - Какое настроение создаёт стихотворение? С чем оно связано? (Настроение этого стихотворения радостное, приподнятое и всё лучшее, кажется, ещё впереди) – Какая цветовая гамма здесь присутствует? Может быть, какие-то слова подскажут вам цвет? Тот, кто называет, идёт крепить к доске цветной листочек. Красна – красный. Вы внимательные читатели. Посмотрите, какое оказывается цветное, яркое стихотворение! - Как построено стихотворение? Какова его композиция? – Какие чувства испытывает лирический герой при встрече с родными местами? - Какие слова помогают понять внутреннее состояние лирического героя? - Что восхищает поэта в родном краю? -Какими средствами поэт изображает эту картину?1-я строфа Прилагательные «жарче, сладостней» в форме сравнительной степени. Эпитет «смолистым ароматом» - Но почему «аромат», а не «запах»? - Почему поэт выбирает глагол «бродить», а не «ходить»? - Рисуя картину, возникающую при чтении стихотворения, мы говорим о сосновом боре. А как Бунин называет этот сосновый бор? (Метафора «солнечные палаты». Палата – большое богатое здание, помещение. Здесь как будто поселилось солнце, лес весь сияет от его лучей. - Но только ли пространство ограничивается «палатами»? 2-я строфа - «Повсюду блеск, повсюду яркий свет, / Песок – как шёлк…» Что необычного в этих строчках? (Дважды повторяется слово «повсюду». Это помогает усилить впечатление от того, что нарисовано: куда ни глянешь – везде солнечный свет. «Песок – как шёлк…» - красивое сравнение. Шёлк – мягкий, нежный. - Найдите ещё сравнение. («Ствол – гигант». В воспоминаниях детства для десятилетнего ребёнка ствол – гигант.) - Обратите внимание на порядок слов во 2-й и 4-й строке. (Нарушается обычный порядок слов: «сосна корявая, ствол – гигант, тяжёлый, величавый». - Как называется такой приём? (Инверсия) Для усиления образности слова. - Какой глагол обладает особой эмоциональностью? 3-я строфа - Обратите внимание на 1-ю строку. Как расположены слова? С какой целью автор прибегает именно к такому порядку расположения слов в строке? (Инверсия помогает выделить именно краткие прилагательные, которые дают точную характеристику коре в настоящий момент. Причём расположены прилагательные-эпитеты по степени усиления признака – градация.) - Что напоминает эта кора? Обратите внимание на прилагательные. (Человека, бабушку, морщинистое лицо.) - Но эта «грубость, морщины» вызывают неприязнь? (Нет. 2-я строка начинается с противопоставления: «Но так тепла, так солнцем вся прогрета» : «груба, морщиниста – тепла, прогрета». Повторение слова «так», а также приставка про- в глаголе «прогрета» говорят о неизбывной силе тепла. Опять происходит усиления признака: тепла – прогрета.) - Какая часть речи придаёт воспоминаниям ощущение реальности происходящего? (Глаголы настоящего времени) - Почему в стихотворении так мало глаголов, а много существительных и прилагательных? (Образы, ощущения, впечатления.) - Как звучит стихотворение? (Аллитерация: звуки «п-с-ш» рисуют бегущую струйку песка, повторяющийся звук «а» рождает ощущение безмерности). - Каков ритм? - Каким размером написано стихотворение? (Четырёхстопный ямб) Синтаксический строй стихотворения. - Какова структура предложений? (Сложные) - О чём это говорит? (Мыслям, тесно, хочется говорить и говорить. Много однородных членов) - Обратите внимание на знаки препинания внутри и конце предложений. (Тире и двоеточие заставляют сделать остановку, показывая перемену в состоянии мальчика. Многоточие как бы останавливает нас, чтобы мы представили эту картину, пережили её, ощутили этот песок. В 1-й строфе всё предложение восклицательное, задаёт тон всему стихотворению. Итог. - В стихотворении так много сказано о природе, а называется оно «Детство». Почему? (Тесное общение с природой делает человека молодым, возвращает его в детские годы) Перед нами не просто пейзаж. Автор нам передаёт ощущения, испытанные в детстве, передает впечатления, переживания ребенка, возвращает читателя в настроение детства. Это образ детства, в котором соединились и любовь к природе и движения души. |
Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам! Повсюду блеск, повсюду яркий свет, Песок — как шелк... Прильну к сосне корявой И чувствую: мне только десять лет, А ствол — гигант, тяжелый, величавый. Кора груба, морщиниста, красна, Но как тепла, как солнцем вся прогрета! И кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость солнечного лета. (1-я строфа – сосновый бор – солнечные палаты, 2-я и 3-я строфы – корявая сосна – центральный образ) (Ему весело, радостно) («сладостней, весело, бродить, прильну, чувствую, яркий свет, тепла». Личное местоимение 1-го лица придаёт стихотворению искренность, взволнованность.) (смолистый аромат, бор – солнечные палаты, песок – шёлк, ствол – гигант.) (Аромат – приятный запах, словно отражает настроение автора. Видно, что ему нравится в лесу.) (Бродить – идти тихо, любуясь всем, что вокруг.) Эта метафора раскрывает душевное состояние человека – радостное, светлое, от общения с природой.) («Прильну» - нежно прислониться даже к корявой сосне.) (Спокойный, размеренный, количество строк в строфе одинаково.) Повторное чтение стихотворения |
||||||||||||||||||||||||
физкультминутка |
||||||||||||||||||||||||||
Презентация биографии Александра Блока |
Начальный этап творчества Александра Блока тесно связан с символизмом – культурным течением, которое проповедовало образность и яркое, нестандартное выражение мыслей. Поэтому ранние произведения поэта отличаются обилием метафор и сравнений, которые создают особую, утонченную атмосферу. Стихотворение «Ветер принес издалека…», написано в последних числах января 1901 года. В серости холодной петербургской зимы Блок сумел уловить первые признаки приближающейся оттепели, которую, как утверждает автор, «ветер принес издалека». Приближающаяся весна, запах которой еще только витает в морозном январском воздухе, затронули сокровенные чувства поэта. Однако причина душевных волнений поэта не в приближающейся весне. Речь идет о Любви Менделеевой, с которой поэт был знаком с самого детства. Блок и Менделеева обручились лишь в 1903 году, но практически до самой свадьбы поэт не был уверен в том, что действительно любим женщиной, которая поразила его не только своей красотой, но и умом, благородством, великолепным чувством юмора. Весна стала для него символом возрождения любви и приближающейся встречи с той, которая навеки завоевала его сердце. |
|||||||||||||||||||||||||
Чтение наизусть стихотворения А.А. Блока «Ветер принес издалека» |
Ветер принес издалёка Песни весенней намек, Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок. В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны Плакали зимние бури, Реяли звездные сны. Робко, темно и глубоко Плакали струны мои. Ветер принес издалёка Звучные песни твои. |
|||||||||||||||||||||||||
– Какое впечатление производит на тебя это стихотворение? Тема: Идея: Природа: Лирический герой: Ключевые слова: Художественные средства: Учитель: Лирический герой пережил чувство любви, но теперь остались лишь воспоминания, поэтому автор подбирает слова-символы: песни весенней НАМЕК, ЗВЕЗДНЫЕ СНЫ (мечты, ведь в снах часто люди видят сказку или то, что не может сбыться наяву) . Лирический герой уже успокоился, забыл, но вдруг нахлынули воспоминания с приходом весны (ветер принес издалека звучные песни твои (когда любишь - душа поет, поэтому звучит) . |
-рассказ о природе и в то же время о чувствах лирического героя. -показать красоту окружающего мира и внутренний мир лирического героя (передать любовные переживания, воспоминания минувших дней) . -Очаровательна, прекрасна, нежная, живая (ветер принес песни намек, бури плакали) -может быть все еще влюблен, романтик. Издалека, песни намек, близкая весна, плакали бури, звучные песни 1) автор проводит параллели между описанием природы и внутренним миром лирического героя (плакали зимние бури, плакали струны мои, ветер принес издалека песни весенней намек, ветер принес издалека звучные песни твои) . С помощью этого средства автор передает влияние окружающего мира на человека и поднимает проблему гармонии человека с природой. 2) эпитеты (песни весенней, бездонной лазури, близкой весны, зимние бури, звездные сны, звучные песни), с помощью которых автор передает красоту природы и рисует картинку реальной жизни человека. 3) метафоры (ветер принес, плакали бури, плакали струны) , с помощью которых автор оживляет природу, чтобы передать ее сходство с чувствами и эмоциями, присущими лирическому герою. Повторное чтение стихотворения |
|||||||||||||||||||||||||
Заполнение таблицы
|
||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Сегодня на уроке мы увидели, что поэты обладали удивительным даром: даром рисовать словами, так же как художники рисуют карандашом и кистью. Познакомились с новыми стихотворениями Блока и Бунина, узнали, что природа дает человеку все: радость, красоту ощущение родства с ней, счастья, которое по Бунину, возможно лишь в слиянии с природой, учились выразительно читать стихотворения. Выполнили поставленные цели? Давайте посмотрим ещё раз рисунки учащихся к звучащим сегодня стихотворениям. Мы увидели мир глазами поэтов, почувствовали гармонию этого мира. Спасибо Вам за это. |
Рисунки. Стихотворение Челышевой |
||||||||||||||||||||||||
Предлагаю всем написать синквейн по теме урока. -видео «Димитровград» |
||||||||||||||||||||||||||
– Итак, дома выучите одно из стихотворений поэтов XX века, самостоятельно сделайте письменный анализ стихотворения. – Молодцы, ребята. Спасибо за урок. Урок окончен. |