Стили речи. Публицистический стиль

10
3
Материал опубликован 11 October


Тема: Стили речи. Публицистический стиль.

Класс: 9

Тип урока: Повторение изученного

Цель урока: создать условия для повторения материала по теме «Публицистический стиль»

Задачи:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать сведения о публицистическом стиле речи и его языковых особенностях;

- совершенствовать умения и навыки распознавать тексты публицистического стиля речи;

- совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля речи.

Развивающие:

- способствовать развитию функциональной грамотности: читательской, естественнонаучной, креативного мышления;

- анализировать факты и делать выводы;

- работать с текстом, выделяя главное, искать информацию и ее интерпретировать;

- обобщать полученные знания, выстраивая их в логической последовательности.

Воспитательные:

- развивать адекватную самооценку всей деятельности;

- развивать познавательный интерес к изучению русского языка;

- воспитывать информационную культуру.

Образовательные результаты:

Предметные:

- проведение анализа текста или текстового фрагмента с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

- проведение анализа текста с точки зрения употребления в нем языковых средств выразительности (фонетических, лексических, морфологических, синтаксических);

- овладение различными видами аудирования (выборочным, детальным, ознакомительным) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

- овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым).

Личностные:

- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

- овладение основными навыками исследовательской деятельности;

- навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний;

- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Метапредметные:

- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления.

Оборудование:

Компьютер, телевизор, ресурсы Президентской библиотеки, а также ресурсы удаленного читального зала Президентской библиотеки (ЭЧЗ)


Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап.

Прием «Деление по цвету»

Подготовка обучающихся к работе на уроке.

Проверка готовности к уроку


Подготовка к уроку. Деление на пары (по цветному жетону – листьям с пожеланиями)

Проверка домашнего задания.

Прием «Заполнение таблицы»

Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач

Проверка и оценивание работы в парах



Заполнение разрезной таблицы по стилям речи (работа в парах, собрать пазл)

Постановка цели и задач урока.

Прием «Чего не хватает?», «Продолжи предложение»

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Организация работы по мотивации обучающихся, определении темы и задач урока


Запись даты, темы урока.

Определение задач урока

Актуализация знаний.

Прием «Работа с текстом», «Составление таблицы»

Подготовка к изучению новой темы


Организация работы с текстами разных стилей

Работа с текстами, запись в тетрадь


Применение знаний и умений в новой ситуации

Прием «Работа со словарем»,

Усвоение учащимися нового способа действия.

Организация работы с ПБ, Стилистический словарь публицистики https://cud.prlib.ru/item/678515

Читают статьи, отвечают на вопросы


Обобщение и систематизация знаний

Прием «Работа со статьей газеты», кластер «Профессии публицистического стиля»

Применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.

Знакомство со статьей из газеты. Вопросы по тексту

Организация работы с кластером «Профессии публицистического стиля»

Читают статью, отвечают на вопросы

Составляют кластер «Профессии публицистического стиля»

Контроль усвоения

Прием «Работа с плакатом»

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Работа с плакатом Маяковского

https://cud.prlib.ru/item/1416095

Доказывают, что плакат –это жанр публицистического стиля

Информация о домашнем задании

Инструктаж по выполнению д.з.

-Объяснение творческого д.з.

Запись ДЗ

Рефлексия

Прием «Интервью», «Оценка за урок»

Подведение итогов занятия, анализ достижений

«Интервью».

Оценки

Ответы на вопросы. Прикрепить свои листочки на смайл


 t1728621737aj.png1) Организационный этап. Добрый день, девочки. Сегодня у нас гости. Поздороваемся с ними. Деление на пары (по цветному жетону – листьям - с пожеланиями на обороте)

Осень – конкурс красоты,

Желтизны и красноты!

Здравствуй, осень! Это ты?

А в ответ летят мне листья

Словно рифмы на листы…(Олег Азимов)


2) Проверка домашнего задания.

-Осень – это всегда время подведения итогов. Не зря говорят, цыплят по осени считают. Мы тоже сегодня подводим итоги, повторяем материал по теме «Стили речи».

t1728621737ak.pngА для этого поиграем. На доске сетка таблицы –пазла. Нужно ее заполнить. На каждом столе карточки по цвету листьев. А значит, каждая пара работает только с одним признаком стилей. Определить и поместить на игровое поле правильные характеристикиt1728621737al.png.

-Вспомним языковые средства каждого стиля. (прикрепить на доску оптом) t1728621737am.png


3) Постановка цели и задач урока.

Какого стиля нет в вашей таблице?(публицистического - прикрепить)

Запишем в РКУ дату, тему урока.

Определим задачи на урок.

t1728621737an.png


4) Актуализация знаний.

На столах у вас карточка №1 с текстами. t1728621737ao.pngНайдите среди них текст публицистического стиля, вспомните или определите по таблице его признаки. Запишите признаки в РКУ. Проверьте друг у друга правильность записи. Озвучим признаки (на табло поместить) t1728621737ap.png

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

Работа с ПБ Стилистический словарь публицистики https://cud.prlib.ru/item/678515

Мы сказали о том, что публицистический стиль имеет свои признаки, одним из них является лексика, или языковые средства. Вся наша лексика отражена в словарях. Словари бывают разные, с одними мы работаем каждый день, а другие – очень редкие. В фондах ПБ есть такой редкий словарь - «Стилистический словарь публицистики», его автор советский и российский лингвист, специалист по стилистике русского языка Григория Яковлевич Солганик. t1728621737aq.png«Стилистический словарь публицистики» рекомендует употребление или неупотребление тех или иных слов. Поработаем с этим словарем. (Активист)t1728621737ar.png Можно увидеть, что словарные статьи не только дают толкование слов, но и предлагают синонимы (+) и показывают возможное, распространяющееся в обществе неправильное употребление(х)


А) Карт.№2. (в парах) У вас на столах распечатки страниц «Стилистического словаря публицистики». Поработаем с выделенными словами

-Расскажите коротко, что вы узнали о ваших словах?

Вывод: выбирая слова, нужно быть очень внимательными к значению слова и его сочетаемости с другими словами.


Б)Карт.№3. Переверните листы и прочитайте словарную статью со словом «бог», обратите внимание на обилие фразеологических оборотов. Выберите ФО, которые можно употребить в публицистическом стиле, а какие только в разговорном (ни богу свечка, ни черту кочерга, прокляты богом – ФО сниженной стилистической окраски, применимы в разговорном стиле или в художественном произведении для создания художественного образа. Остальные ФО применимы в публ.стиле).

Вывод: Публ.стиль подразумевает употребление ФО, но их стилистическая окраска не д.б. очень снижена.

6) Обобщение и систематизация знаний

t1728621737as.pngА) Карт.№4. Знакомство со статьей из газеты.

-Просмотрите эту статью. О чем и о ком эта статья? (О пути человека в профессию, о журналисте И.В.Ударцевой).

Какова главная мысль (сила журналиста - в слове. Умение владеть словом так же важно, как и умение владеть различными инструментами труда. Слово может быть мощным оружием, поэтому искусству не грех учиться всю жизнь. Если дело выбрано по душе, то трудности преодолимы)

-Как тема урока связана с данной статьей?

-О какой профессии, связанной с использованием публицистического стиля, вы узнали?


Б) -На доске карточки. Прочитайте и назовите те профессии, которые связаны с использованием публицистического стиля? Докажите свой выбор (все). Какие еще профессии можем сюда дописать?

Вывод: очень много профессий связаны с использованием в трудовой деятельности публицистического стиля.


7) Контроль усвоения

Многие профессии мы не назвали. В ПБ я нашла ярчайший пример публ.стиля – плакаты Маяковского. Докажем, что это образец публиц.стиль.t1728621737at.png

https://cud.prlib.ru/item/1416095

(Произведения В.В.Маяковского – яркий образец публицистического стиля:

*публичность,

*воздействие,

*образность, эмоциональность, оценочность,

*краткая , часто заочная, дискуссия

*экспрессивная и оценочная лексика)

t1728621737au.pngК нашему кластеру мы можем добавить «Художник-декоратор, оформитель»



8)t1728621737av.png Информация о домашнем задании

-Напишите статью в нашу газету «Вточке»,

- В нашей жизни много места занимает реклама. Создайте рекламу с текстом. Докажите, что это текст публицистического стиля

9) Рефлексия

Вернемся к задачам урока. Я беру у вас интервью.t1728621737aw.png

-Что Вы повторили сегодня? (особенности стилей речи, публицистического стиля)

-Как расширились ваши знания о публицистическом стиле? (професстии публицистического стиля, плакаты как жанр

-Чему вы научились на уроке?


Оценки – все молодцы!


На листочках напишите несколько слов мне об этом уроке.

t1728621737ax.pngНа двери 2 смайла. Прикрепите свои листочки на смайлы так, чтобы я видела ваше отношение к своей работе на уроке

Урок окончен.



​​​​​​​
Самоанализ урокаDOCX / 24.55 Кб
Статьи словаряDOCX / 6.99 Мб
СмайлыDOCX / 881.18 Кб
Рабочие карты урокаDOCX / 14.19 Кб
Профессии публ.стиляDOCX / 17.44 Кб
ПрезентацияPPTX / 8.48 Мб
ЛистьяDOCX / 45.47 Кб
Карточка с текстамиDOCX / 14.7 Кб



 t1728621737be.gif



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за содержательный, интересный и полезный ресурс!

11 October

Большое спасибо, Вера Александровна! очень интересный урок!

11 October

Благодарю, коллеги!

12 October