Стили речи. Публицистический стиль
Тема: Стили речи. Публицистический стиль. Класс: 9 Тип урока: Повторение изученного Цель урока: создать условия для повторения материала по теме «Публицистический стиль» Задачи: Образовательные: - обобщить и систематизировать сведения о публицистическом стиле речи и его языковых особенностях; - совершенствовать умения и навыки распознавать тексты публицистического стиля речи; - совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля речи. Развивающие: - способствовать развитию функциональной грамотности: читательской, естественнонаучной, креативного мышления; - анализировать факты и делать выводы; - работать с текстом, выделяя главное, искать информацию и ее интерпретировать; - обобщать полученные знания, выстраивая их в логической последовательности. Воспитательные: - развивать адекватную самооценку всей деятельности; - развивать познавательный интерес к изучению русского языка; - воспитывать информационную культуру. Образовательные результаты: Предметные: - проведение анализа текста или текстового фрагмента с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; - проведение анализа текста с точки зрения употребления в нем языковых средств выразительности (фонетических, лексических, морфологических, синтаксических); - овладение различными видами аудирования (выборочным, детальным, ознакомительным) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; - овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым). Личностные: - овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; - овладение основными навыками исследовательской деятельности; - навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний; - сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Метапредметные: - выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); - устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; - выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления. Оборудование: Компьютер, телевизор, ресурсы Президентской библиотеки, а также ресурсы удаленного читального зала Президентской библиотеки (ЭЧЗ) | |||
| Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный этап. Прием «Деление по цвету» | Подготовка обучающихся к работе на уроке. | Проверка готовности к уроку | Подготовка к уроку. Деление на пары (по цветному жетону – листьям с пожеланиями) |
Проверка домашнего задания. Прием «Заполнение таблицы» | Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач | Проверка и оценивание работы в парах | Заполнение разрезной таблицы по стилям речи (работа в парах, собрать пазл) |
Постановка цели и задач урока. Прием «Чего не хватает?», «Продолжи предложение» | Мотивация учебной деятельности обучающихся. | Организация работы по мотивации обучающихся, определении темы и задач урока | Запись даты, темы урока. Определение задач урока |
Актуализация знаний. Прием «Работа с текстом», «Составление таблицы» | Подготовка к изучению новой темы | Организация работы с текстами разных стилей | Работа с текстами, запись в тетрадь |
Применение знаний и умений в новой ситуации Прием «Работа со словарем», | Усвоение учащимися нового способа действия. | Организация работы с ПБ, Стилистический словарь публицистики https://cud.prlib.ru/item/678515 | Читают статьи, отвечают на вопросы |
Обобщение и систематизация знаний Прием «Работа со статьей газеты», кластер «Профессии публицистического стиля» | Применение усвоенного знания в новых условиях, на практике. | Знакомство со статьей из газеты. Вопросы по тексту Организация работы с кластером «Профессии публицистического стиля» | Читают статью, отвечают на вопросы Составляют кластер «Профессии публицистического стиля» |
Контроль усвоения Прием «Работа с плакатом» | Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Работа с плакатом Маяковского | Доказывают, что плакат –это жанр публицистического стиля |
Информация о домашнем задании | Инструктаж по выполнению д.з. | -Объяснение творческого д.з. | Запись ДЗ |
Рефлексия Прием «Интервью», «Оценка за урок» | Подведение итогов занятия, анализ достижений | «Интервью». Оценки | Ответы на вопросы. Прикрепить свои листочки на смайл |
1) Организационный этап. Добрый день, девочки. Сегодня у нас гости. Поздороваемся с ними. Деление на пары (по цветному жетону – листьям - с пожеланиями на обороте)
Осень – конкурс красоты,
Желтизны и красноты!
Здравствуй, осень! Это ты?
А в ответ летят мне листья
Словно рифмы на листы…(Олег Азимов)
2) Проверка домашнего задания.
-Осень – это всегда время подведения итогов. Не зря говорят, цыплят по осени считают. Мы тоже сегодня подводим итоги, повторяем материал по теме «Стили речи».
А для этого поиграем. На доске сетка таблицы –пазла. Нужно ее заполнить. На каждом столе карточки по цвету листьев. А значит, каждая пара работает только с одним признаком стилей. Определить и поместить на игровое поле правильные характеристики.
-Вспомним языковые средства каждого стиля. (прикрепить на доску оптом)
3) Постановка цели и задач урока.
Какого стиля нет в вашей таблице?(публицистического - прикрепить)
Запишем в РКУ дату, тему урока.
Определим задачи на урок.
4) Актуализация знаний.
На столах у вас карточка №1 с текстами. Найдите среди них текст публицистического стиля, вспомните или определите по таблице его признаки. Запишите признаки в РКУ. Проверьте друг у друга правильность записи. Озвучим признаки (на табло поместить)
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
Работа с ПБ Стилистический словарь публицистики https://cud.prlib.ru/item/678515
Мы сказали о том, что публицистический стиль имеет свои признаки, одним из них является лексика, или языковые средства. Вся наша лексика отражена в словарях. Словари бывают разные, с одними мы работаем каждый день, а другие – очень редкие. В фондах ПБ есть такой редкий словарь - «Стилистический словарь публицистики», его автор советский и российский лингвист, специалист по стилистике русского языка Григория Яковлевич Солганик. «Стилистический словарь публицистики» рекомендует употребление или неупотребление тех или иных слов. Поработаем с этим словарем. (Активист) Можно увидеть, что словарные статьи не только дают толкование слов, но и предлагают синонимы (+) и показывают возможное, распространяющееся в обществе неправильное употребление(х)
А) Карт.№2. (в парах) У вас на столах распечатки страниц «Стилистического словаря публицистики». Поработаем с выделенными словами
-Расскажите коротко, что вы узнали о ваших словах?
Вывод: выбирая слова, нужно быть очень внимательными к значению слова и его сочетаемости с другими словами.
Б)Карт.№3. Переверните листы и прочитайте словарную статью со словом «бог», обратите внимание на обилие фразеологических оборотов. Выберите ФО, которые можно употребить в публицистическом стиле, а какие только в разговорном (ни богу свечка, ни черту кочерга, прокляты богом – ФО сниженной стилистической окраски, применимы в разговорном стиле или в художественном произведении для создания художественного образа. Остальные ФО применимы в публ.стиле).
Вывод: Публ.стиль подразумевает употребление ФО, но их стилистическая окраска не д.б. очень снижена.
6) Обобщение и систематизация знаний
А) Карт.№4. Знакомство со статьей из газеты.
-Просмотрите эту статью. О чем и о ком эта статья? (О пути человека в профессию, о журналисте И.В.Ударцевой).
Какова главная мысль (сила журналиста - в слове. Умение владеть словом так же важно, как и умение владеть различными инструментами труда. Слово может быть мощным оружием, поэтому искусству не грех учиться всю жизнь. Если дело выбрано по душе, то трудности преодолимы)
-Как тема урока связана с данной статьей?
-О какой профессии, связанной с использованием публицистического стиля, вы узнали?
Б) -На доске карточки. Прочитайте и назовите те профессии, которые связаны с использованием публицистического стиля? Докажите свой выбор (все). Какие еще профессии можем сюда дописать?
Вывод: очень много профессий связаны с использованием в трудовой деятельности публицистического стиля.
7) Контроль усвоения
Многие профессии мы не назвали. В ПБ я нашла ярчайший пример публ.стиля – плакаты Маяковского. Докажем, что это образец публиц.стиль.
https://cud.prlib.ru/item/1416095
(Произведения В.В.Маяковского – яркий образец публицистического стиля:
*публичность,
*воздействие,
*образность, эмоциональность, оценочность,
*краткая , часто заочная, дискуссия
*экспрессивная и оценочная лексика)
К нашему кластеру мы можем добавить «Художник-декоратор, оформитель»
8) Информация о домашнем задании
-Напишите статью в нашу газету «Вточке»,
- В нашей жизни много места занимает реклама. Создайте рекламу с текстом. Докажите, что это текст публицистического стиля
9) Рефлексия
Вернемся к задачам урока. Я беру у вас интервью.
-Что Вы повторили сегодня? (особенности стилей речи, публицистического стиля)
-Как расширились ваши знания о публицистическом стиле? (професстии публицистического стиля, плакаты как жанр
-Чему вы научились на уроке?
Оценки – все молодцы!
На листочках напишите несколько слов мне об этом уроке.
На двери 2 смайла. Прикрепите свои листочки на смайлы так, чтобы я видела ваше отношение к своей работе на уроке
Урок окончен.
Самоанализ урокаDOCX / 24.55 Кб
Статьи словаряDOCX / 6.99 Мб
СмайлыDOCX / 881.18 Кб
Рабочие карты урокаDOCX / 14.19 Кб
Профессии публ.стиляDOCX / 17.44 Кб
ПрезентацияPPTX / 8.48 Мб
ЛистьяDOCX / 45.47 Кб
Карточка с текстамиDOCX / 14.7 Кб
Кияйкина Наталья Федоровна
Селиванова Галина Геннадьевна
Тарунина Вера Александровна