Конспект урока по географии в 5 классе «Стороны горизонта. Ориентирование»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 2 с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области
«Проектирование учебного занятия по географии по теме: Стороны горизонта. Ориентирование».
Самара, 2015
Паспорт урока
Конспект урока по географии в 5 классе
Учитель: Елакова Мария Ивановна
Школа: ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье Самарская область
Тема урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
Цель урока:
- Содержательная:
формировать представления о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности.
- Деятельностная :
-формировать практические умения определять с помощью компаса сторон горизонта и азимута на местности, по плану;
-формировать практические умения ориентироваться на местности по местным признакам;
- развивать у обучающихся способности владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-применять усваиваемые знания в условиях решения учебных задач;
- формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Задачи урока:
-развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;
-развивать практические навыки работы с компасом, планом местности;
- формировать навыки использования информационных технологий с учетом стандарта второго поколения;
-формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
- развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление
Планируемые образовательные результаты.
уметь объяснять значение понятий: «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование»;
определять (измерять) направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.
Регулятивные УУД: постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Общеучебные УУД: выделение и структурирование необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения.
Логические УУД: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждения
Программные требования
Личностные результаты |
Метапредметные результаты |
Предметные результаты |
Формирование целостного восприятия окружающего мира; способность к рефлексивной самооценке собственных действий, саморазвитию; развитие познавательных мотивов. |
Извлекать необходимую информацию из текста, иллюстраций, наблюдений для решения учебной задачи; освоение норм коммуникативного взаимодействия. |
Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире; Определять по компасу направления на стороны горизонта Определять углы с помощью транспортира развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве, применение метода информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств |
Программное содержание: Первичные навыки ориентирования на местности. Что такое компас? Для чего он нужен. Глазомерная съемка. Определение расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на плане. Определение углов с помощью транспортира.
Мировоззренческая идея: В любой местности мы должны следовать определенным правилам.
Основные понятия: ориентирование, азимут, север, юг, запад, восток, компас.
План изучения нового материала.
Возникновение (постановка) проблемной ситуации
Осознание сущности затруднения и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи);
Поиск способа решения проблемной задачи путем догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования;
Доказательство гипотезы;
Проверка правильности решения проблемной задачи
Технология: проблемного обучения.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Вид урока: традиционный .
Оборудование урока: интерактивная доска (ИД), презентация к уроку, разрезные картинки с изображением севера, юга, запада, востока, таблички с различными способами ориентации на местности, .
География: Планета Земля 5-6 класс, А.А. Лобжанидзе
Технологическая карта урока
Планируемые результаты |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Организационный момент 3 минуты. |
||||
В мире много интересного, - Готовы потрудиться, наукам разным поучиться? - Тогда начнем наш урок |
||||
Актуализация знаний |
||||
|
Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема. Мы должны сегодня успеть почитать сказку, проверить свою внимательность и, конечно, рассмотреть новую тему. И что бы все успеть, надо настроиться на хорошую работу. - А начнем мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок одной из очень известной русской народной сказки. Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – себя потеряешь, прямо пойдёшь - Богатым будешь. Узнали сказку? А мы с вами можем так же ориентироваться в селе – направо, налево, прямо… -А в степи? |
Анализируют отрывок из сказки. Делают выводы.
На основе личного опыта вспоминают умение ориентироваться в городе, на открытой местности |
||
2.Создание проблемной ситуации |
||||
постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний |
А теперь другая ситуация : Мальчик заблудился в лесу. Он ходил то в одну сторону, то в другую. Он несколько раз вспоминал, что когда пошёл рано утром из деревни в лес, солнце ему жгло спину. Проблемные вопросы: Скажите, почему мальчик не смог вернуться сам домой? - Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? - Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы уметь ориентироваться? |
- Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. Предлагают пути выхода их ситуации
.
|
||
3.Поиск способа решения проблемной задачи путем догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования; |
||||
выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждения
|
- Правильно, надо знать стороны горизонта. А в жизни нам это нужно? А где ? Попробуйте сами назвать тему урока. Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование на местности. Азимут. Стороны горизонта». Это тема нашего урока. Давайте откроем тетради и запишем тему урока. Задача сегодняшнего урока - научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте. |
Проявляют познавательную инициативу. Формулируют тему, цели урока. Осознание цели предстоящей деятельности.
Записывают тему урока. |
||
4.Доказательство гипотезы (новая тема) |
||||
уметь объяснять значение понятий: «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование
определять (измерять) направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позици
выделение и структурирование необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения |
Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ? Что для этого нужно знать ? Правильно, стороны горизонта.
Что вы знаете про стороны горизонта? Назовите их? основных – 4, промежуточных – 4 С-в, ю-в, с-з, ю-з.
Стороны горизонта при ориентировании обычно определяют: • по магнитному компасу; • по небесным светилам; • по признакам некоторых местных предметов.
Определение сторон горизонта по компасу. С помощью компаса можно определить направление на стороны горизонта в любое время суток и в любую погоду. Сначала отмечаю, что при ориентировании на местности широко применяется компас Адрианова. Задание: Как устроен компас? Как работает компас? Определите по компасу стороны горизонта. - учитель рассказывает устройство компаса. - работа с инструкцией по работе с компасом
Правила работы с компасом. Определение направлений на плане и карте (работа с планом местности ) - Покажите направления на плане местности. Как оно обычно показано? В каком направлении от парома на реке Волге находится с. Приволжье? Определите, как изменяется направление на с. Обшаровка Проблема- С или С-В? - Каждая сторона горизонта имеет не только свое название, но и цифровое значение-- азимут. Что же такое азимут? Открываем учебники на стр. 40, и прочитаем определение азимута. Так что такое АЗИМУТ?
В основу работы с этим понятием положен УГОЛ, т.е, чтобы определить азимут, нужно определить угол. А сейчас их обозначим на вашем первом рисунке. 90о, 180о, 270о, 360о А как нужно ориентироваться на местности? А ночью? - по звёздам.
|
Предполагают называют стороны горизонта, изображают их в тетради: С – Ю - З - В Находят на плане – объекты на С, Ю, З. В. Показывают на доске.
Работают с заданиями на определение направлений на плане.
Работают с текстом.
Работают с транспортиром , определяют азимут на плане.
Из собственного опыта называют приёмы и умение ориентироваться на местности. Работают с иллюстрациями учебника.
Самостоятельная работа по парам с компасом и инструкцией по его применению.
Определяют положение на С в классе |
||
Проверка правильности решения проблемной задачи (закрепление) |
||||
Давайте теперь поиграем и потренируемся в определении сторон горизонта. Вы- пилоты. С Ростовского аэропорта отправляются рейсы Ростов –Сочи, Ростов - Москва, Ростов - Лондон, Ростов - Рио- де – Жанейро, Какой курс должны держать пилоты, чтобы не сбиться с курса? |
Учащиеся записывают объект и сторону горизонта направления полёта |
|||
Рефлексия |
||||
Вопросы на повторение. Какую проблему мы сегодня решили? Как можно ориентироваться на местности? Для чего это нужно знать? Нужно ли это знать и почему? Что вы не знали до начала урока? - Что нового узнали на уроке? - Чему научились? |
Вспоминают основные понятия и умения. |
|||
Домашнее задание |
||||
§14 |
Записывают в дневник |