Технологическая карта урока географии в 5 классе «Ориентирование на земной поверхности»
Урок географии в 5 классе.
Тема урока: Ориентирование на земной поверхности
Тип урока: урок исследование
Форма урока: усвоение новых знаний с элементами практической работы
Цели урока:
образовательные: создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту; формировать умения в определении сторон
Развивающие: создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей; продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы, формулировать определения; продолжить работу над развитием устной монологической речи; создать условия для развития творческих способностей.
воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности; способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.
Результат деятельности обучающихся:
- умение ориентироваться на земной поверхности с помощью местных признаков и компаса;
- развивать логическое мышление, умение делать выводы, формулировать задачи;
- учиться аргументировать свою точку зрения, слушать и слышать мнение собеседника, задавать вопросы.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.
Оборудование: атласы, учебники, проектор мультимедиа, презентация, компасы
Этап урока |
Смысловой блок |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
1.Организационный этап 1 мин. |
Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха |
Готовят рабочее место. |
Самоорганизация |
|
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. 5 мин. |
Предлагает детям построить простейший план школьного двора. Анализирует планы вместе с детьми. Задаёт вопросы: -почему изображения получились разной величины? - почему по-разному изображены объекты? -почему на одних планах школьное крыльцо внизу, а на других вверху (справа, слева)? -что нужно знать и уметь, чтобы построить план местности? - с чего надо начать построение плана местности? Подводит обучающихся к формулированию темы урока. Задаёт вопросы, просит сформулировать задачи урока. |
Схематично изображают школьный двор. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока: «Ориентирование на земной поверхности». Записывают тему урока в тетрадь. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют задачи урока: научиться ориентироваться на земной поверхности различными способами. |
Умение идентифицировать Проблемы и чётко формулировать их суть; умение осуществлять сравнение; умение ставить цели, планировать свою работу; |
|
3. Первичное усвоение новых знаний. 24 мин. |
сформировать представление о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту; сформировать умения в определении сторон горизонта; развивать логическое мышление, умение делать выводы, формулировать задачи |
Просит детей сформулировать понятие «ориентирование». Предлагает найти в тексте параграфа происхождение слова «ориентирование» Задаёт вопросы: -что такое горизонт? -почему нельзя дойти до линии горизонта? С помощью слайда знакомит с основными и промежуточными сторонами горизонта Предлагает выполнить задание №1 в маршрутном листе. Предлагает ученику выступить в роли учителя и познакомить детей с материалами презентации « Ориентирование по местным признакам» Динамическая пауза Предлагает выполнить задание №2 в маршрутном листе. Предлагает вспомнить из курса математики величины и виды углов. Демонстрирует алгоритм определения азимута с помощью презентации. Предлагает с помощью слайда сформулировать определение «азимут» Предлагает выполнить задания №3 и 4 в маршрутном листе |
Самостоятельно формулируют понятие. Работают с текстом учебника. . Отвечают на вопросы учителя. Двое обучающихся рассказывают стихотворение «Горизонт». Отличают основные и промежуточные стороны горизонта Выполняют практическую работу в маршрутном листе. Один ученик выступает в роли учителя и знакомит детей с материалами презентации « Ориентирование по местным признакам», задаёт вопросы в ходе демонстрации. Обучающиеся отвечают на Вопросы ученика. Динамическая пауза Выполняют практическую работу в маршрутном листе. Называют величины и виды углов. формулируют определение «азимут». Запоминают и пробуют сами определить азимут с помощью транспортира, затем с помощью компаса. формулируют определение «азимут» Выполняют практическую работу в маршрутном листе. |
Умение давать определение понятиям; владение навыками изучающего чтения; умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета
умение формулировать вопросы умение совместно работать в группе; умение формулировать определения; |
3.Первичная проверка понимания 10 мин |
Предлагает детям выполнить задания в рабочей тетради на стр. 25-26. |
Выполняют задания в рабочей тетради на стр. 25-26, осуществляют взаимопроверку. |
Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения учебной задачи, способность к самоконтролю |
|
4.Домашнее задание 2мин. |
Параграф 12, составить вопросы 1 группа – что? ; 2 группа - почему? ;3 группа - как? |
Выбирают домашнее задание , записывают в дневник |
Умение формулировать вопросы |
|
4. Рефлексия. 3мин. |
Просит продолжить фразы: Сегодня на уроке я узнал… Я научился… Всё же я не понял… Где полученные знания могут пригодиться в жизни? Предлагает оценить свою работу на уроке. Выставление оценок |
Оценивают свою работу на уроке. |
Умение оценивать свою работу на уроке. |