МКОУ- Казанская СОШ
Урок географии в 5 классе
Тема: «Ориентирование»
Учитель: Вульф Татьяна Викторовна
Форма урока: Урок изучения новых знаний.
Цели:
- личностные: Овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
- метапредметные: Умение определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.
- предметные: Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов.
Оборудование: для учителя: Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. География. Начальный курс. 5 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений. – М.: Дрофа, 2012.; компас, карточки со сторонами горизонта, мультимедийная презентация, проектор, экран, вода, блюдца, березовая кора, иголки; для ученика: учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш.
Ход урока:
Организационный момент
Готовность учащихся к уроку.
Проблемная задача
Мет.ук.: предложения записаны на доске заранее.
Компас помогает ориентироваться.
Вернуться в незнакомом месте к своему дому или машине, имея только компас нельзя.
- Прочитайте хором предложения, записанные на доске. Какой вопрос у вас возник?
Ответы детей:
- Зачем нужен компас?
- Как компас помогает ориентироваться?
- Как в незнакомом месте вернуться к машине?
- Почему, заблудившись в лесу и имея только компас, нельзя найти точное направление на свой дом или оставленную машину?
- Сегодня на уроке мы с вами попробуем ответить на ваши вопросы.
Актуализация знаний
Мет.ук.: заранее раздать карточки со сторонами горизонта.
- Вспомните, где расположены стороны горизонта(север, юг, запад, восток)? Укажите на карточке расположение сторон горизонта. Вспомните, как называют по-другому север, юг, запад и восток?(основные стороны горизонта)
- Какие еще есть стороны горизонта помимо севера, юга, запада и востока? (северо-запад, северо-восток, юго-восток и юго-запад). Верно.
- А как называют по-другому эти стороны горизонта? (промежуточные стороны горизонта)
Изучение новых знаний
- А откуда мы знаем, что есть такие стороны горизонта?
- Какой прибор нам поможет определить стороны горизонта? Конечно же компас. Предполагают, что компас был изобретен в Древнем Китае. В настоящее время он верно служит путешественникам, мореплавателям и военным. Как вы думаете, почему? Компас – прибор для определения сторон горизонта. Компас имеет несложное строение. В коробочке на острие иглы закреплена свободно вращающаяся магнитная стрелка – самая важная часть прибора. Один ее конец показывает на север, а другой – на юг. Это связано с магнитными свойствами нашей планеты. Специальный рычаг может фиксировать стрелку в нужном положении. Конец стрелки, указывающий на север, окрашен в синий цвет, а указывающий на юг – красный.
Мет.ук.: заранее раздать каждому ученику компас.
- У вас на партах лежат компасы, сейчас мы с вами попробуем определить где у нас север, где юг и т.д.
- При пользовании компасом необходимо придерживаться некоторых правил, а иначе он неверно будет показывать вам направление:
1. Установить компас нужно на ровной, горизонтальной поверхности.
2. Освободить зажим и дать стрелке успокоиться.
3. поворачивать аккуратно компас, совместив синий конец стрелки с буквой «С».
4. По шкале определить нужное направление.
Как можно ориентироваться, если вы оказались в лесу?
- Давайте встанем и покажем стороны горизонта. Где у нас встает солнышко? Правильно, на востоке. Встаньте так, чтобы вытянутая правая рука была направлена на восток.
- Теперь стоя в таком положении, лицом мы стоим к какой стороне горизонта? Правильно, мы стоим лицом к северу.
Левая рука какую сторону горизонта нам указывает? (запад)
- А спиной мы стоим к какой стороне горизонта? Правильно, спиной мы стоим к югу.
- Вспомнили, что с помощью компаса можно узнать стороны горизонта. Еще говорят, что с помощью компаса можно ориентироваться. А что же такое ориентирование? Обратимся к учебнику, с. 79. Помним, что определения у нас выделены голубым цветом.
Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта и отдельных объектов называют ориентированием.
-Какие еще способы ориентирования вы знаете?
Проведение опыта
Мет.ук.: на парту раздать тарелочку с водой, иголочки и кусочки березовой коры.
- Сейчас мы с вами проверим один из способов ориентирования, который вы сможете использовать, если заблудились в лесу.
У вас у каждого на парте есть иголочки, кусочки березовой коры и тарелочки с водой. Кто знает, как с помощью этих предметов можно определить стороны горизонта? (ответы учащихся)
Да, действительно, если кусочек березовой коры проколоть иголочкой и опустить в воду, то острие иголки покажет направление на Север. Проверим?
Мет.ук.: учащиеся прокалывают кусочки коры и опускают их в воду, так как кора легкая, она находится на поверхности воды.
Все вы опустили кору с иголочками на воду. Что мы видим? Берем компасы и сверяем, правда ли острие иголки указывает на Север? Да. Сможете вы использовать такой способ ориентирования в лесу, если заблудились? Да.
- Молодцы.
Первичное закрепление полученных знаний
Мет.ук.: каждому учащемуся раздаются листочки в клеточку с уже поставленной точкой, от которой учащиеся начнут чертить рисунок.
- Сейчас мы с вами проверим как вы запомнили стороны горизонта. У вас на партах лежат листочки в клеточку. Я буду вам говорить через сколько клеточек провести линию по направлению стороны горизонта от уже поставленной мною точки, а вы будьте внимательны и постарайтесь правильно начертить и в итоге получим изображение того, куда мы можем прийти, если будем правильно ориентироваться.
1. От точки на восток 10 клеточек. Отсчитайте и поставьте точку, соедините эти точки.
2. На юг 8 клеточек.
3. На запад 10 клеточек.
4. На север 8 клеточек.
5. На северо-восток 5 клеточек.
6. На юго-восток 5 клеточек.
У вас получился рисунок. Так куда мы сможем прийти, если будем правильно ориентироваться? Правильно домой. У всех получился домик?
Рефлексия
Мет.ук.: каждому учащемуся раздается заранее по 3 смайла (радостный, безразличный, грустный)
- У вас у каждого на парте по 3 смайла. Выберите тот, который передает ваше настроение, впечатление от урока и прикрепите на доску.
(если есть смайлы грустные или безразличные, уточнить почему ученик выбрал такой смайл)
Домашнее задание
Выучить стороны горизонта, учебник с.79