Обобщение знаний по азбуке «Страна Буквария. Путешествие в сказку»
Страна Буквария. Путешествие в сказку.
Цель: в игровой форме обобщить знания, полученные в процессе работы с первой учебной книгой «Азбукой»
Задачи:
- формировать устойчивый интерес к чтению;
- пробудить интерес в детях к театрализованной игре;
- обогащать словарный запас детей;
- способствовать развитию речи, воображения, мышления, памяти;
- воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, чувство дружбы и товарищества.
Сказочница: Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
Ребята, а вы любите сказки?
Сейчас мы с вами на секунду закроем глаза и окажемся в сказке. Посмотрите-ка вокруг: мы в сказочной Стране Букварии. Всех звуков и слов, которые здесь есть нам никогда не перечесть. Но мы сегодня не просто в сказке, а в такой сказке, где главными героями будете вы, ребята.
Здравствуй, сказка!
Давным-давно, в незапамятные времена
Появилась на свете чудесная страна,
А живёт в той стране прекрасный народ
Любит веселиться, читает и поёт!
(Дети поют песню «Маленькая страна»)
(И.Николаев - И.Резник)
Есть за горами, за лесами маленькая страна,
Там звери с добрыми глазами, там жизнь любви полна,
Там чудо-озеро искрится, там зла и горя нет,
Там во дворце живет жар-птица и людям дарит свет.
Маленькая страна, маленькая страна,
Кто мне расскажет, кто подскажет,
Где она, где она?
Маленькая страна, маленькая страна,
Там, где душе светло и ясно,
Там где всегда весна.
Эта страна мне только снится, но светлый миг придет,
И на крылатой колеснице я совершу полет.
Мне час свиданья предназначен в звездной моей стране,
Там ждет меня красивый мальчик на золотом коне.
Маленькая страна, маленькая страна,
Кто мне расскажет, кто подскажет,
Где она, где она?
Маленькая страна, маленькая страна,
Там, где душе светло и ясно,
Там где всегда весна.
Льет за окошком дождь осенний,
В доме сижу одна,
Верю в тебя, мое спасенье,
Маленькая страна.
Маленькая страна, маленькая страна,
Кто мне расскажет, кто подскажет,
Где она, где она?
Маленькая страна, маленькая страна,
Там, где душе светло и ясно,
Там где всегда весна.
Там где всегда весна.
Там где всегда весна.
Маленькая страна.
Сказочница: Да, трудно попасть в эту сказочную страну. Но вам повезло. Хотя вы ещё и маленькие, но уже грамотные. А учила вас грамоте наша умная, интересная, занимательная АЗБУКА. Она научила вас не только называть звуки, читать слова и предложения. Она ещё рассказала, как нужно дружить, как быть воспитанными и любознательными. А знаете ли вы, что в сказках порой случаются невероятные вещи? Так вот, как раз сейчас и произойдёт чудо (хлопает в ладоши). Раз, два, три. Азбука, приди.
Входит Азбука.
Я - Азбука, учу читать.
Меня не знать нельзя никак.
Меня изучишь хорошо-
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Сказочница: Садись, дорогая Азбука. Сегодня ты самый желанный гость на нашем празднике. Ведь ребята попали в эту сказочную страну, чтобы проститься с тобой и шагать дальше по лесенке знаний.
Азбука: Ребята, расскажите, чему учили вас страницы моей книги? Расскажите, чему вы научились, что нового узнали?
( Дети поют песенку про азбуку - из мультфильма "Азбука-малышка")
Буквы, будто на парад,
Выстроились в ряд,
Чтобы азбуке учить
Маленьких ребят.
Дружно стали они в строй
Шумной радостной гурьбой -
Вот какая славная азбука у нас!
Начинается урок
С первой буквы А.
Даже в слове апельсин
Первая она.
А за нею буква Б,
Следом - В, Г, Д и Е.
Вот какая славная азбука у нас!
Азбука, азбука,
Азбука - малышка.
Буквы правильно читать
Учит эта книжка!
Азбука, азбука,
Азбука - малышка.
Знает каждый, что она
Всем нужна детишкам!
Буквы, словно на подбор -
Ровно тридцать три.
В каждом слове их найдёшь,
Только посмотри.
Буквы все от А до Я
Наши верные друзья -
Вот какая славная азбука у нас!
Читают ученики:
1.Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В свой самый лучший первый класс.
2.Садясь за парту осторожно,
Чтоб новой формы не измять,
Мы «Азбуки» свои раскрыли,
Раскрыли школьную тетрадь.
3.Теперь мы знаем буквы, слоги,
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
4.Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом "проглочу"!
5.Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
6.Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем
7.Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
8. Буквы- значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется все – алфавит.
Дети: АБВГДЕЁЖЗ – прикатили на еже.
ИЙКЛМНО – дружно вылезли в окно.
ПРСТУФХ – оседлали петуха.
ЦЧЩШЭЮЯ – вот и все мои друзья!
9. Смех и слезы,
радость и печаль
Довелось нам испытать,
Но стараний наших
нам не жаль –
Книги нам легко
теперь читать.
(Появляется Чёрный Человек, олицетворяющий злую силу.)
Чёрный Человек (осматривается):
Ненавижу все звуки, буквы и слова!
И не будет никогда
Дети, праздника у вас,
Безмолвным станет мир сейчас!
( Собирается взмахнуть плащом).
Сказочница: Подожди! Нельзя менять нашу сказку, она не может потерять свои буквы и звуки. Мы не будем жить в безмолвном мире, правда, ребята?
Чёрный Человек: Будете!
Азбуку я похищаю и буквы раскидаю. Помочь ей только тот сумеет,
Кто трудности преодолеет,
Кто грамотность свою покажет,
Кто верно правило расскажет. Чтобы Азбуку спасти
Героев сказок пригласи.
Буквы вместе соберёте
И тогда вы Азбуку вернёте. (Чёрный человек исчезает с Азбукой.)
Сказочница: Ой-ой-ой! Ну что ж, ребята!
В названии «Азбука» шесть букв.Все буквы вместе соберём –
И нашу Азбуку спасём!
Собрать буквы и вернуть Азбуку мы сможем, только совершив путешествие на сказочном ковре-самолёте. Ребята, вы хотите помочь Азбуке? Скорей вставайте на ковёр - самолёт. Занимайте места. Наш ковер - самолет почему - то не летит, надо произнести слова заклинания. «Шлёпсель - бромсель! Бумба - тим! В сказку мы летим».
(Звучит музыка. Дети закрывают глаза и представляют себя в полёте.)
Появляется Учёный кот.
Учёный кот: Вы меня узнали? Здравствуйте!
Я очень мудрый и учёный кот.
У меня, друзья, всегда полно забот.
Иду направо, песенки пою.
Иду налево, сказки говорю.
Выполнить заданье нужно без подсказки!
Узнать героев сказки
И ждёт тогда вас буква А.
( Кот проводит викторину по сказкам.)
1.Отворили дверь козлята
И… пропали все куда-то! («Волк и семеро козлят»)
2. Уговаривала братца
Старшая сестрица
«Ты из лужицы не пей
Мутную водицу»
Не послушался мальчонка
Превратился он в козлёнка. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
3. Девочка по лесу шла
И на домик набрела
Видит, что хозяев нет
На столе стоит обед
Из трех чашек похлебала
В трех постелях полежала… ( «Маша и три медведя».)
4. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов. («Теремок»)
5. Ах ты, Петя - простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко («Петушок Золотой гребешок»)
6. Зимним утром баба с дедом
Внучку сделали из снега.
Но не знала крошка эта
Что беда грозит ей летом. (Снегурочка.)
(Ребята получают букву А .)
Сказочница: Скорей вставайте на ковёр- самолёт. Занимайте места. Наш ковер - самолет летит за следующей буквой, надо произнести слова заклинания. «Шлёпсель - бромсель! Бумба - тим! В сказку мы летим».
(Звучит музыка. Дети закрывают глаза и представляют себя в полёте.)
Появляется Дед Буквоед.
Дед Буквоед: Здравствуйте, дети! Я – Дед Буквоед! Ем по букве на обед.
Я вам скажу по секрету, что вкуснее буквочек ничего на свете нету!
Они такие сладкие, слова из них занятные!
Я знаю одну забавную игру – хотите поиграть? Игра называется «Волшебный мешочек». (В мешочек сложить Буквы. По очереди доставать всем учащимся класса по одной букве и называть слово на букву, которую достали из мешочка. Если ученик ошибся, нужно исправить его и положить букву обратно.)
Дед Буквоед: Молодцы, ребята, знаете буквы. Вот вам буква З.
(Дети получают букву и отправляются на ковре-самолёте за следующей буквой.)
Выскакивает Баба Яга, кружится в танце.
Баба Яга: Охи, ахи, напущу я страхи!
Разбегайся, детвора, приближается Яга!
Я жаркое из ребят просто обожаю,
На лопату посажу, в печку отправляю.
С перчиком, с приправами, с колдовскими травами…
Передать вам не могу, как я деточек люблю!
- Здравствуйте, сладенькие! Приветик, мои миленькие! Букву приехали вызволять? Вот задание мое выполните, тогда отдам. Очень частушки я люблю, да память плохая. Может, вы, мне частушки пропоёте? (Дети поют частушки.)
1.Мы весёлые ребята
Очень весело живём.
Алфавит мы изучили
И частушки вам споём.
2.Алфавит от "А" до "Я"
Выучил до школы я:
В школу собирался -
Вот и постарался!
3.Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Книжки нужно всем читать
Азбукой гордиться.
4.Мы про бабушку Ягу
Много сказок знаем.
Потому, что сами книги
Мы уже читаем.
5.У хорошенькой малышки
Голубые глазки.
Она очень любит книжки
И стихи, и сказки.
6.Ёлочки – сосёночки
Колкие, зелёные.
Все ребята первоклашки
В Азбуку влюблённые.
7.Я читала да читала
И читавши, сбилася.
Мой герой такой хороший,
Я в него влюбилася.
8.Я для праздника сегодня
Много песен разучил.
А как вызвали на сцену,
От волненья всё забыл.
9.В прописи писать люблю
Буквы ровненько пишу.
Только вот одна беда
Не прочтёшь их иногда.
10.Букву Р наш поросёнок
Громко хрюкает с пелёнок.
Буду крепко с ним дружить
Р поможет мне учить.
Не печалься Азбука,
Лучше нету книжки.
Подарю тебя теперь
Младшему братишке.
11.Мы частушки вам пропели
На ковре летим в окно.
Обязательно вернёмся
Лет так скажем через сто.
Баба Яга: Ой, молодцы, ребятки! Удивили бабушку Ягу. Получайте букву Б.
(Дети получают букву и отправляются на ковре-самолёте за следующей .)
Выходит Красная Шапочка.
Красная Шапочка:
В шапочке я красной,
Пирожки в корзинке.
Вот шагаю к бабушке
По лесной тропинке.
Если встречу я ребят
Я не зареву
Потому, что букву им несу.
Дети, на мои загадки
Быстро отвечайте
И букву получайте.
1. Стальной конёк по полю белому бежит,
За собой следы оставляет. (Ручка)
2. Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасил мой альбом. (Карандаш)
3. В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал)
4. Новый дом несу в руке,
Дверцы дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель)
5. То я в клетку, то в линейку
Написать на мне сумей-ка,
Можно и нарисовать.
Что такое я ?… (Тетрадь)
6. Я все знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо азбуке учиться. ( Книга)
– Молодцы, хорошо! Вот вам буква У. Удачи!
(Дети на ковре-самолёте отправляются дальше.)
Звучит музыка. Выходит Леший.
Леший: Брожу я на поляне,
В деревянном сарафане.
Зовут леший-старичок.
У меня во мху бочок,
Пальцы - скрюченные ветки,
В бородёнке волос редкий,
На плечах растут опята.
Да! Такой вот я, ребята!
Сыграйте со мной в игру. Если весело играть будете, задорно, отдам вам букву.
1. Показываем движения и говорим « Вот так!».
- Как живёшь? (палец вверх).
- Как идёшь?
- А бежишь?
- Как ночью спишь?
- Как берёшь?
- А отдаёшь?
- Как шалишь? (надувают щёки и по ним щёлкают)
- А как грозишь?
2. Я задаю вопросы, а отвечаете хором:
«Это я, это я, это все мои друзья!»
- Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?
- Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Кто мороза не боится, на коньках летит как птица?
- Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?
- Кто из вас, из малышей ходит грязный до ушей?
- Кто домашний свой урок выполняет ровно в срок?
– Мне очень понравилось! Хорошие вы! Отдаю вам букву К.
Сказочница: Ребята, все мы буквы собрали
И слово вместе прочитали. (Азбука.)
Под музыку выходит Азбука.
Азбука.
За ребят я очень рада,
Вижу – дружный вы отряд!
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы, про долины,
Про водные глубины,
Про реки, звезды и моря, –
Не обойтись без Азбуки!
Сказочница: Уважаемая Азбука! Ребята подготовили для тебя подарок. Они выучили на твоих страницах стихи и сейчас тебе их расскажут. (Дети рассказывают стихи из Азбуки.)
Ученик.
Теперь уже в последний раз
Я в руки «Азбуку» беру.
Несу её в просторный класс
И говорю: «Благодарю!»
Ты книжка первая моя.
Теперь читать умею я.
На свете много книжек есть,
Все книги я смогу прочесть.
До свидания, Азбука!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придёт!
Азбука: Ребята, я пришла не одна. Я к вам привела свою старшую подругу – книгу «Литературное чтение».
Входит девочка в костюме книги.
Литературное чтение:
Я очень рада встрече с вами!
Мне солнце подарило
Капельки свои,
Чтоб я их превратила
В буквы и значки.
Хочешь плыть по океанам,
Опускаться в глубину,
Побывать во многих странах
И помчаться на Луну,
Быть отважным следопытом
В чащах вековых?
Все края тебе открыты
На страницах книг.
Как, друзья, вам всем я рада!
Встреча с вами –
мне награда.
Вот шелестят мои страницы,
И я готова книги вам вручить. (Вручает книгу «Литературное чтение» всем ученикам)
Ученик 1 :
И в десять лет, и в шесть, и в пять
Как хорошо уметь читать!
Все вызывает интерес:
Далекий космос,
ближний лес,
Цветы, машины,
птицы, пляски.
Все прочитаем
в жизни сказки!
Ученик 2:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Сказочница: Вот и пришёл нашей сказки конец, а кто в ней участвовал тот молодец!
Классный руководитель ведет детей через арку в Страну Добрых книг, а Азбука и книга «Литературное чтение» осыпают их конфетти.
Источники:
http://collegy.ucoz.ru/load/36-1-0-4545
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/prazdnik_proshaj_azbuka_172439.html
https://multiurok.ru/files/prazdnik-proshchaniie-s-azbukoi-46.html
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/fgfgjhjuiui/1336782.html
http://zagadki1.ru/zagadka/ya-vsyo-znayu-vseh-uchu-a-sama-vsegda-molchu.htm
http://deti.parafraz.space/strashilka-ot-babyi-yagi/
http://veravverav.blogspot.com/2015/12/blog-post_24.html?m=1