12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чухрий Вера Васильевна2687
Россия, Костромская обл., г. Буй
Материал размещён в группе «Интерактивные ресурсы для урока»

Чухрий В.В.,

учитель биологии МОУ СОШ №9

городского округа город Буй

Костромской области

Принципы построения и использования интерактивных электронных плакатов в беспрерывном автоматическом режиме (учебный ролик) по биологии

Весь материал располагается на одном слайде.

ИЭП работает в автоматизированном режиме, достаточно один раз кликнуть кнопку «пуск» (триггер).

Содержание плаката включает: особенности строения, выполненные с помощью автофигур, путём наложения на части стационарного рисунка, физиологию с помощью анимационных приёмов, проверочную часть.

Части органа - фигуры разного цвета позволяют визуально запоминать и сформировать образные представления об объекте.

Анимация настроена на неоднократное выделение (повторение) каждого изучаемого объекта, способствует заострить внимание ребёнка и понять изучаемое.

Параллельно появляется текст к объекту. Его содержание краткое, главное. Приём анимации «эффект-задержка» обеспечивает усвоение информации учащимися с любым темпом чтения.

Вопросы после изучения строения и функций позволяют качественнее осмыслить содержание темы, проверить свои знания.

Цифры-триггеры обозначают части глаза (уха), работают в режиме «включить-выключить»: «включил» - появилось название, «выключил» - можно провести самопроверку знаний.

Нет дискомфорта, т.к. всегда есть надёжный триггер и можно проверить правильность своих ответов.

Триггеры зациклены: после выполнения всей работы по кнопке «пуск» снова запускается весь процесс. При клике в любом месте слайда сбоя не происходит.

Учащийся, работающий с ИЭП должен выполнить одно условие: каждая «включенная» цифра должна быть «выключена» перед кликом кнопки «пуск», т.е. названий на слайде перед запуском пусковой кнопки не должно быть.

Работу с цифровыми названиями можно провести в самом начале и обязательно в конце изучения вопроса. На самостоятельное изучение отводится примерно 5-7 минут.

Для работы необходимы компьютеры, мультимедиа, ИЭП (на рабочем столе компьютера или диске)

Значимость:

ИЭП – учебные ролики - самоучители позволяют быстро и эффективно сформировать представление об анатомических особенностях и физиологии органов чувств (глаза, уха) с помощью анимационных приёмов и системы переключателей, подобранной цветовой гаммы, названий терминов.

Учитель, дети могут комментировать и обсуждать происходящие процессы, особенности строения, т.к. анимационный эффект «Задержка» обеспечивает временной параметр.

Групповая работа с ИЭП развивает коммуникативные качества учащихся.

Варианты использования ИЭП как самоучителя:

при подготовке домашнего задания;

на уроках биологии в индивидуальной работе;

при организации групповой формы работы на уроке;

на кружке;

при подготовке к ЕГЭ;

во время болезни ребёнка (задание высылается по электронной почте);

по изучаемым вопросам учащиеся находят дополнительную информацию из ресурсов Интернет, энциклопедий, справочников, учебника

Методические рекомендации

Общая цель: организовать самостоятельное получение знаний

Общие задачи:

Образовательная: самостоятельно изучить особенности строения органов чувств (глаза, уха); процессы формирования изображения на сетчатке глаза, передачи звуковых волн на слуховые рецепторы

Развивающая: формировать умение наблюдать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, выделять главное, делать выводы, получать знания самостоятельно, осуществлять самоконтроль знаний

Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, науке биологии, медицине

Пример плана изучения материала

Урок №1. Тема: «Анализаторы. Орган зрения». Используется интерактивный электронный плакат «Строение и функции глаза»

Урок №2. Тема: «Анализаторы. Орган слуха». Используется интерактивный электронный плакат «Строение и функции уха»

Урок №3. Урок-обобщение «Анализаторы. Органы чувств». Проверка знаний «Зрительный и слуховой анализатор»

При подготовке выступающего (докладчика) внутри группы распределяются обязанности по использованию дополнительных источников получения информации: ресурсы Интернет, справочные материалы, учебники, энциклопедии, муляжи, таблицы. Другие группы имеют возможность дополнять, исправлять выступающего (докладчика), задавать вопросы. Основным, центральным звеном самостоятельного получения знаний для всех членов группы является учебный ролик-самоучитель.

Пример формы организации учебной деятельности на уроке: групповая работа

Задания на уроке №1(работа с учебным роликом)

1 группа. Изучить особенности строения и функций глаза, используя ИЭП. Подготовить выступление на тему: «Части глаза».

2 группа. Изучить особенности строения и функций глаза, используя ИЭП. Подготовить выступление на тему: «Оптическая система глаза».

3 группа. Изучить особенности строения и функций глаза, используя ИЭП. Подготовить выступление на тему: «Оболочки глаза».

4 группа. Изучить особенности строения и функций глаза, используя ИЭП. Подготовить выступление на тему: «Зрительный анализатор».

Задания на уроке №2(работа с учебным роликом)

1 группа. Изучить особенности строения и функций уха, используя ИЭП. Подготовить выступление на тему: «Части уха».

2 группа. Изучить особенности строения и функций уха, используя ИЭП. Подготовить выступление на тему: «Наружное и среднее ухо».

3 группа. Изучить особенности строения и функций уха, используя ИЭП. Подготовить выступление на тему: «Внутреннее ухо».

4 группа. Изучить особенности строения и функций уха, используя ИЭП. Подготовить выступление на тему: «Слуховой анализатор».

Распределение времени на уроке:

организационный момент (мотивация) – 1 минута;

работа с учебным роликом и дополнительными источниками – 5-7 минут;

выступление групп – 12 минут;

закрепление материала (работа с муляжами глаза (уха), заполнение сводной электронной таблицы) – 12 минут;

проверка – 3 минуты;

рефлексия – 3 минуты;

домашнее задание – 1 минута

Сводная таблица

Задание на уроке №3

После обобщения материала по теме: «Анализаторы. Органы чувств» детям предлагается (в группах или индивидуально, фронтально, используя мультимедиа) проверить знания по анализаторам.

Особенность интерактивного теста-самоучителя «Зрительный и слуховой анализаторы»:

В разработке используется приём «Шторка»: с помощью триггера открывается окно- вопрос. Дети в группах обсуждают ответ, затем отвечают. Другие группы могут дополнить, исправить. Следующий шаг – это открытие шторки «Ответ», за которой находится информация. Содержание выдаётся автоматически, последовательно. Переход на следующий слайд - по стрелке.

На обоих слайдах в ответах с помощью анимации показана работа зрительного и слухового анализаторов.

Значимость теста-самоучителя: дети визуально получают информацию о строении анализаторов и наблюдают их работу с помощью анимационных приёмов (формирование нервных импульсов, их проведение в кору больших полушарий, обработка полученной информации в участках КБП, формирование представлений и ощущений). Совместно обсуждая ответы на вопросы, развивают коммуникативные качества.

Новизна представленной формы текущего контроля знаний заключается в следующем: учащиеся не только проверяют свои знания, но и закрепляют полученные знания через просмотр схем, рисунков и анимационных физиологических процессов.

Примечание по работе с презентациями: выход осуществляется клавишей Esc

 

Опубликовано в группе «Интерактивные ресурсы для урока»


Комментарии (2)

Надежда Владимировна Кучмина, 05.10.17 в 21:27 1Ответить Пожаловаться
Вера Васильевна, спасибо за интересный, качественный ресурс.
Чухрий Вера Васильевна, 06.10.17 в 15:42 1Ответить Пожаловаться
Надежда Владимировна, спасибо за внимание к ресурсу.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.