Технологическая карта урока «Строение и функции органа слуха»
Технологическая карта
(изучения нового материала)
МДК/Дисциплина |
ОП. 03 Анатомия |
||||||||||||||||||||
Группа |
Ф – 21; Ф – 22; Ф-23 |
||||||||||||||||||||
Тема занятия |
Строение и функции органа слуха и равновесия. |
||||||||||||||||||||
Вид занятия |
урок |
||||||||||||||||||||
Цель занятия |
Формировать (ПК и ОК) ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.2; ПК 2.4.-2.5; ПК 3.2-3.4; ОК 1-10; ОК 12 |
||||||||||||||||||||
Задачи занятия |
сформировать знания о строении и функциях слухового анализатора; - выявить значение слуха в жизни человека; - развивать самостоятельное мышление; - продолжить формировать санитарно-гигиенические навыки, способствовать воспитанию полезных привычек по соблюдению правил гигиены; - продолжить развитие умений и навыков ( работа с текстом и рисунками учебника, опорными конспектами сравнение и обобщение материала). |
||||||||||||||||||||
Аппаратное и программное обеспечение |
|
||||||||||||||||||||
Средства обучения |
электронная презентация, таблицы с изображением строения слухового анализатора; фотографии различных форм ушных раковин. |
||||||||||||||||||||
Методы и приемы |
Лекция, беседа, рассказ, работа с книгой, демонстрация схем, таблиц, плакатов |
||||||||||||||||||||
Используемые педагогические технологии |
Методы проблемного и развивающего обучения; технология саморазвивающего обучения, мультимедиа технология |
||||||||||||||||||||
Организационная структура занятия |
|||||||||||||||||||||
Этап 1 |
Организационный момент |
||||||||||||||||||||
Цель этапа |
Психологический настрой учащихся, обеспечение нормальной обстановки на уроке |
||||||||||||||||||||
Длительность этапа |
5 мин |
||||||||||||||||||||
Этап 2 |
Актуализация знаний (проверка домашнего задания) |
||||||||||||||||||||
Цель этапа |
Получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания |
||||||||||||||||||||
Длительность этапа |
20 мин |
||||||||||||||||||||
Форма организации деятельности обучающихся |
Фронтальная работа; индивидуальная работа |
||||||||||||||||||||
Функции преподавателя на данном этапе |
Привлечение к размышлению, организация, направление, контроль, корректирование, инструктирующая |
||||||||||||||||||||
Содержание этапа |
1.На доске выписаны термины для повторения: -анализатор, рецепторы, глазница, радужка, хрусталик, бинокулярное зрение, стекловидное тело. 2. Карточки для слабых обучающихся (выполняют 3-4 студента). 3. Устный опрос – «цепочка»: что вы знаете о гигиене зрения или как вы соблюдаете гигиену зрения? - почему важно иметь хорошо освещённое рабочее место? - с какой стороны должен падать свет на рабочее место? - почему глаза нужно оберегать от загрязнения? - чем различается близорукое и дальнозоркое зрение? - что такое бельмо и катаракта? - почему рекомендуется употреблять в пищу свежую морковь? 4. Индивидуальный дифференцированный опрос у доски: - зарисовать строение анализатора - определить, кто из пациентов здоров и какая часть зрительного анализатора повреждена у каждого больного? ( здоров пациент Д, А – повреждена сетчатка, Б – нервы, С – зрительная зона коры больших полушарий). |
||||||||||||||||||||
Развитие (закрепление ПК и ОК) |
ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.2; ПК 2.4.-2.5; ПК 3.2-3.4; ОК 1-10; ОК 12 |
||||||||||||||||||||
Этап 3 |
Объяснение нового материала |
||||||||||||||||||||
Цель этапа |
Целесообразными методами довести до сознания обучающихся программный материал и добиться того, чтобы они его полно, глубоко и прочно усвоили |
||||||||||||||||||||
Длительность этапа |
30 мин |
||||||||||||||||||||
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная работа |
||||||||||||||||||||
Функции преподавателя на данном этапе |
Лектор, ведущий диалога, информатор |
||||||||||||||||||||
Содержание этапа |
План: 1. Значение слуха - Возможность воспринимать информацию на значительном расстоянии; - Слуховой анализатор учувствует в формировании членораздельной речи (слух + речь =средство общения между людьми); 2. Строение и функции слухового анализатора. Эта таблица заполняется по ходу объяснения
1.Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Покрытые кожей ушные раковины состоят из хряща. По форме ушные раковины сильно отличаются друг от друга и в этом вы можете убедиться посмотрев на раздаточный материал (фотографии различных форм ушных раковин, по мнению учёных, ухо похоже на зародыш). Они улавливают звуки и направляют их в слуховой проход. Он покрыт кожей и состоит из наружной хрящевой части и внутренней — костной. В глубине слухового прохода имеются волосы и кожные железы, выделяющие липкое желтое вещество, называемое ушной серой. Она задерживает пыль и уничтожает микроорганизмы. Внутренний конец наружного слухового прохода затянут барабанной перепонкой, которая преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания. 2. Среднее ухо представляет собой полость, заполненную воздухом. В ней имеются три слуховых косточки. Одна из них, молоточек, упирается в барабанную перепонку, вторая, стремечко, в перепонку овального окна, которое ведет во внутреннее ухо. Третья косточка, наковальня, находится между ними. Получается система костных рычагов, примерно в 20 раз увеличивающая силу воздействия колебаний барабанной перепонки. Полость среднего уха с помощью слуховой трубы сообщается с полостью глотки. При глотании вход в слуховую трубу открывается, и давление воздуха в среднем ухе становится равным атмосферному. Благодаря этому барабанная перепонка не выгибается в ту сторону, где давление меньше. 2. Внутреннее ухо отделено от среднего костной пластинкой с двумя отверстиями — овальным и круглым. Они также затянуты перепонками. Внутреннее ухо представляет собой костный лабиринт, состоящий и канальцев, расположенных в глубине этого лабиринта, как в футляре, лабиринт. В нем имеется два разных органа: орган слуха орган равновесия — вестибулярный аппарат. Все полости лабиринта заполнены жидкостью. Орган слуха находится в улитке. Её спирально закрученный канал огибает горизонтальную ось в 2,5 – 2,75 оборота. Он разделен продольными перегородками на верхнюю и нижнюю части. Рецепторы слуха находятся в спиральном органе, расположенном в средней части канала. Наполняющая его жидкость изолирована от остальной: колебания передаются через тонкие мембраны. Продольные колебания воздуха, несущие звук, вызывают механические колебания барабанной перепонки. С помощью слуховых косточек оно передаётся перепонке овального окна, а через нее — жидкости внутреннего уха. Эти колебания вызывают раздражение рецепторов спирального органа, возникающие возбуждения поступают в слуховую зону коры большого мозга и здесь формируются в слуховые ощущения. Каждое полушарие получает информацию от обоих ушей, благодаря чему становится возможным определять источник звука и его направление. Если звучащий предмет находится слева, то импульсы от левого уха приходят в мозг раньше, чем от правого.Эта небольшая разница во времени и позволяет не только определять направление, но и воспринимать звуковые источники из разных участков пространства. Такое звучание называется объемным или стереофоническим. Слуховое воспроизведение (записать на доске) РАБОТА ОРГАНА СЛУХА Схема передачи звуковых волн на слуховые рецепторы: Звуковая волна - ушные раковины-слуховой проход-барабанная перепонка (колебания) –-колебания слуховых косточек-внутреннее ухо-колебания перепонки овального окна-колебания жидкости в улитке-раздражение слуховых рецепторов-формирование нервных импульсов в ГМ (височные доли) Самонаблюдение: Задание 1 Докажите, что изменение давления в ротовой и носовой полостях приводят к изменению давления в среднем ухе. (1 способ – зажать нос и попытаться надуть щёки. При этом в ушах возникает неприятное ощущение. 2 способ – зажать нос не сильно и закрыть рот, сделать глотательное движение. При этом ощущается толчок в барабанные перепонки). Работа с учебником: Задание: прочитать и сформулировать гигиенические правила и причины, влияющие на снижение слуха. Своевременная чистка ушей, Нельзя чистить острыми предметами (булавки, спички); Осложнения после инфекционных заболеваний; Сильные шумы (притупляют слух, утомление, бессонница). - Ребята, а как вы думаете, что такое «капушки»? (Заглянём в историю, в старину «капушками» называли специальные палочки изготовленные из дерева для чистки слуховых проходов, а человек который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, называли капушами, от сюда и пошло такое название.) - От куда же берётся сера? ( Серные железы, вырабатывающие особый секрет светло-коричневого цвета, постепенно загустевающий и приобретающий всё более тёмный оттенок, - это изменённые сальные железы кожи.) ОРГАН РАВНОВЕСИЯ Мы рассмотрели орган слуха и его анализатор, но в глубине височной кости, рядом с улиткой, находится вестибулярный аппарат. Именно этот орган равновесия непрерывно контролирует положение нашего тела в пространстве. С его помощью мы можем осуществлять различные сложные движения. Равновесие – это устойчивое положение тела в пространстве. Вы не поверите, но за равновесие в организме отвечает небольшой орган - вестибулярный, находящийся возле улитки внутреннего уха. Представлен вестибулярный аппарат двумя мешочками и тремя полукружными каналами. В мешочках, наполненных густой жидкостью, находятся рецепторы вестибулярного аппарата – волосковые клетки. От рецепторов вестибулярного аппарата нервные импульсы идут в центральную нервную систему. В среднем отделе головного мозга, центры вестибулярного анализатора образуют тесные связи с центрами глазодвигательного нерва. Именно это объясняет тот факт, что иногда возникает иллюзия движения предметов по кругу, после того, как мы (тело человека) прекращаем вращение.
|
||||||||||||||||||||
Формирование ПК и ОК |
ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.2; ПК 2.4.-2.5; ПК 3.2-3.4; ОК 1-10; ОК 12-13 |
||||||||||||||||||||
Этап 4 |
Первичное закрепление |
||||||||||||||||||||
Цель этапа |
Восприятие обучающимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения |
||||||||||||||||||||
Длительность этапа |
15 мин |
||||||||||||||||||||
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная работа, индивидуальная работа |
||||||||||||||||||||
Функции преподавателя на данном этапе |
Организующая, направляющая, инструктирующая, коммуникативно - стимулирующая |
||||||||||||||||||||
Содержание этапа |
Лабораторная работа №6 «Определение остроты слуха» Задание. Приставьте к уху механические часы и отодвигайте их от себя до тех пор, пока не перестанете слышать их тиканье. В момент исчезновения звука измерьте расстояние ( в сантиметрах ) между часами и ухом. Чем оно больше, тем выше слуховая чувствительность. Теперь приближайте издалека часы к уху до появления едва заметного звука и измерьте соответствующее расстояние. Повторите измерения обоих типов несколько раз и вычислите среднее значение расстояния слышимости тиканья часов. Таким образом, вы найдёте свою слуховую чувствительность. 4.2 Выбери верные суждения: 1. Орган слуха расположен в височной кости и делится на наружное, среднее и внутреннее. 2. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания. 3. Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом. 4. Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы. 5. Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом. 6. Внутреннее ухо представляет собой систему полостей и извитых канальцев. 7. Вестибулярный аппарат уха – орган равновесия. 8. В лабиринте внутреннего уха расположены улитка, два маленьких мешочка, а также три полукружных канала. 9. Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий. 10. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. 11. Рецепторы слуха находятся в среднем ухе. 12. Звуковая волна превращается в органе слуха в колебания жидкости и затем в нервный импульс. 13. Полукружные каналы лежат в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 12. Познавательные задачи: 1. Артиллеристам при стрельбе, взрывникам при взрыве рекомендуется открывать рот. Почему? ( При выстреле мощная звуковая волна ударяет с большой силой в барабанную перепонку и может порвать её. В таком случае с целью выравнивания давления на барабанную перепонку рекомендуется открывать рот к моменту, когда произойдёт взрыв). 2. Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему , вызывает переутомление, бессонницу, психические заболевания. Какие меры вы можете предложить, чтобы уменьшить воздействие шума на человека? ( Увеличить зелёные насаждения, т.к. они заглушают шум, применять изоляционные материалы при строительстве, соблюдать тишину в общественных местах). 4.4. Информационные подборки. *А знаете ли вы, что самая маленькая мышца у нас – в ухе. Она служит для поворота стремечка с целью уменьшить нагрузку на барабанную перепонку при чересчур сильных звуках. *А известно ли вам, что среднее ухо человека содержит 25000 клеточек, реагирующих на звуки. Верхний предел воспринимаемых нами частот достигает 16-20 млн. герц. С течением лет чувствительность уха, особенно к высоким звукам, уменьшается. *А знает ли вы, что самая маленькая кость – стремечко, одна из трёх косточек, участвующих в передаче звука во внутреннее ухо. Её длина всего 2,6-3,4 миллиметра, а вес – от 2 до 4,3 миллиграмма. *Музыкальный слух у женщин лучше, чем у мужчин на 6 не фальшивящих женщин приходится один мужчина с идеальным слухом. *Известно, что великий композитор Людвиг Бетховен, будучи глухим, слушал игру на рояле с помощью трости, которой он опирался на рояль, а другой конец держал в зубах. |
||||||||||||||||||||
Закрепление ПК и ОК |
ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.2; ПК 2.4.-2.5; ПК 3.2-3.4; ОК 1-10; ОК 12-13 |
||||||||||||||||||||
Этап 5 |
Рефлексия (подведение итогов и самоанализ деятельности/ обратная связь) |
||||||||||||||||||||
Цель этапа |
Выявление уровня взаимодействия между участниками пед. процесса, уровня эффективности данного взаимодействия. |
||||||||||||||||||||
Длительность этапа |
10 мин |
||||||||||||||||||||
Форма организации деятельности обучающихся |
Фронтальная работа |
||||||||||||||||||||
Функции преподавателя на данном этапе |
Обеспечение адекватной оценки собственной деятельности учащихся, привлечение к размышлению |
||||||||||||||||||||
Содержание этапа |
Рефлексия. Заполните анкету. Что нового вы узнали на уроке? ___________________________________________ Где в жизни вам пригодятся эти знания? ____________________________________ Какую оценку за работу на уроке вы поставите вашему соседу по парте? Почему? _______________________________________________________________________ Какую оценку вы поставите себе? __________________________________________ |
||||||||||||||||||||
Закрепление ПК и ОК |
ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.2; ПК 2.4.-2.5; ПК 3.2-3.4; ОК 1-10; ОК 12-13 |
||||||||||||||||||||
Этап 6 |
Домашнее задание |
||||||||||||||||||||
Цель этапа |
Отработка знаний, полученных на уроке, подготовка к восприятию нового материала, углубление знаний по предмету |
||||||||||||||||||||
Длительность этапа |
5 мин |
||||||||||||||||||||
Функции преподавателя на данном этапе |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
||||||||||||||||||||
Содержание этапа |
ОИ 1 стр. 420-421 |
Екатерина Николаевна