Урок биологии «Физиологические особенности органов чувств, их гигиена и профилактика» (8–9 классы)

1
0
Материал опубликован 4 November 2017 в группе

Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)

Тип урока- комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цели:

-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Задачи:

Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературой и интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу­чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма урока- традиционная

Технология- проблемного обучения

Изучение нового материала

Физиологические особенности органов чувств, их гигиена и профилактика заболеваний

ОРГАНЫ ОСЯЗАНИЯ, ИЛИ ТАКТИЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА

Взяв в руки любой предмет и закрыв глаза, мы можем су­дить о его гладкости или шероховатости, мягкости или твердос­ти, о его форме, величине, температуре, и все это благодаря различным рецепторам, которые находятся в коже.

Если на тыльной стороне ладони отклонить хотя бы один во­лосок, в рецепторе волоскового фолликула возникает нервный импульс и мы сразу узнаем, что до, нас кто-то дотронулся (93)

Дотронулся, похлопал, погладил... формы такого раздражения
могут быть разными, но в любом случае происходит деформация
кожи и состоит она из активной фазы, возникающей при движении (например, когда мы проводим ладонью по шероховатой поверхности), и пассивной фазы (когда, скажем, просто кладем ладонь на эту поверхность).

 

Корковый отдел мозга, в который поступает тактильная ин­формация, взаимодействует с другими мозговыми центрами, при этом наиболее часто со зрительным и центром мышечной чув­ствительности. Это взаимодействие и позволяет нам распозна­вать форму и величину предметов, их положение в. пространстве. Связи нейронов этих отделов головного мозга особенно интенсив­но формируются после рождения человека, в процессе приобре­тения индивидуального опыта,

Тактильная чувствительность меняется на протяжении жизни. У новорожденных она выше всего на кончике языка, губах, коже около рта. Не случайно ведь ребенок все тянет в рот— так ему легче познать то, что его окружает. И лишь постепенно, когда он начинает знакомиться с различными предметами с помощью рук, на ладонной поверхности и пальцах обостряется тактильная чув­ствительность. У людей пожилых тактильные рецепторы: постепен­но атрофируются и чувствительность их снижается.

Исключительно резко тактильная чувствительность обостряется, если в силу каких-то причин человек теряет зрение. Тогда тактиль­ные рецепторы становятся глазами слепого. С их помощью он учит­ся читать рельефный текст, касаясь предметов, определяет их форму.

Имеются данные, что люди, лишенные зрения и слуха, прикла­дывая пальцы к шее говорящего и ощущая вибрацию гортани, могут понимать речь, а приложив пальцы к радиоприемнику или’ какому-либо инструменту, даже «слушать» музыку. Это ли не при­меры того, сколь велика лепта, которую вносят тактильные ощу­щения в познание окружающего нас мира!

Задание. На основании рисунка |93| определите механизм возни­кновения тактильной чувствительности. Какое-значение она имеет для людей, потерявших зрение?

Анализаторы - вкус и кожная чувствительность (8 класс) - биология, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

 

 

 

 

Кожно мышечная чувствительность.

 

 

 

 

Проводящий путь тактильной чувствительности.

 

 

 

 

Проводящий путь болевой и температурной чувствительности -

 

 

Ресурсы:

Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с

Сайт YouTube: https://www.youtube.com/

Хостинг презентаций

-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации