Урок биологии «Физиологические особенности органов чувств, их гигиена и профилактика» (8–9 классы)
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературой и интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока- традиционная
Технология- проблемного обучения
Изучение нового материала
Физиологические особенности органов чувств, их гигиена и профилактика заболеваний
ОРГАНЫ ОСЯЗАНИЯ, ИЛИ ТАКТИЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА
Взяв в руки любой предмет и закрыв глаза, мы можем судить о его гладкости или шероховатости, мягкости или твердости, о его форме, величине, температуре, и все это благодаря различным рецепторам, которые находятся в коже.
Если на тыльной стороне ладони отклонить хотя бы один волосок, в рецепторе волоскового фолликула возникает нервный импульс и мы сразу узнаем, что до, нас кто-то дотронулся (93)
Дотронулся, похлопал, погладил... формы такого раздражения
могут быть разными, но в любом случае происходит деформация
кожи и состоит она из активной фазы, возникающей при движении (например, когда мы проводим ладонью по шероховатой поверхности), и пассивной фазы (когда, скажем, просто кладем ладонь на эту поверхность).
Корковый отдел мозга, в который поступает тактильная информация, взаимодействует с другими мозговыми центрами, при этом наиболее часто со зрительным и центром мышечной чувствительности. Это взаимодействие и позволяет нам распознавать форму и величину предметов, их положение в. пространстве. Связи нейронов этих отделов головного мозга особенно интенсивно формируются после рождения человека, в процессе приобретения индивидуального опыта,
Тактильная чувствительность меняется на протяжении жизни. У новорожденных она выше всего на кончике языка, губах, коже около рта. Не случайно ведь ребенок все тянет в рот— так ему легче познать то, что его окружает. И лишь постепенно, когда он начинает знакомиться с различными предметами с помощью рук, на ладонной поверхности и пальцах обостряется тактильная чувствительность. У людей пожилых тактильные рецепторы: постепенно атрофируются и чувствительность их снижается.
Исключительно резко тактильная чувствительность обостряется, если в силу каких-то причин человек теряет зрение. Тогда тактильные рецепторы становятся глазами слепого. С их помощью он учится читать рельефный текст, касаясь предметов, определяет их форму.
Имеются данные, что люди, лишенные зрения и слуха, прикладывая пальцы к шее говорящего и ощущая вибрацию гортани, могут понимать речь, а приложив пальцы к радиоприемнику или’ какому-либо инструменту, даже «слушать» музыку. Это ли не примеры того, сколь велика лепта, которую вносят тактильные ощущения в познание окружающего нас мира!
Задание. На основании рисунка |93| определите механизм возникновения тактильной чувствительности. Какое-значение она имеет для людей, потерявших зрение?
Анализаторы - вкус и кожная чувствительность (8 класс) - биология, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ
Кожно мышечная чувствительность.
Проводящий путь тактильной чувствительности.
Проводящий путь болевой и температурной чувствительности -
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html