Урок биологии «Физиологические особенности органов чувств, их гигиена и профилактика» (8–9 классы)
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературой и интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урок- традиционная
Технология - проблемного обучения
Изучение нового материала
(ОРГАНЫ ОБОНЯНИЯ И ВКУСА)
Строение и функция обонятельного анализатора.
Строение и функция обонятельного анализатора.
Способность различать запахи обеспечивает обонятельный анализатор. Он состоит из воспринимающего (рецепторного) аппарата, проводящих путей и отдела головного мозга, где осуществляется высший анализ и синтез информации о запахах. Воспринимающий аппарат анализатора располагается в начальном отделе воздухоносных путей — в носовой полости. Носовая полость разделена носовой перегородкой на две половины, каждая из которых через задние носовые отверстия (хоаны) сообщается с носоглоткой: На боковых стенках полости носа имеются выступы — носовые раковины. Это тонкие, покрытые слизистой оболочкой костные пластинки, которые, располагаясь одна над другой, образуют нижний (/), средний (2) и верхний (3) носовые ходы. Обонятельная область находится в верхнем отделе полости носа (4) и занимает площадь примерно в один квадратный сантиметр.
В этом месте в толще слизистой оболочки залегают обонятельные рецепторные клетки (5), чередующиеся с опорными (6); они достаточно плотно прилегают друг к другу, образуя обонятельный эпителий. Здесь же находятся и мелкие железки, выделяющие так называемую обонятельную слизь. Она увлажняет и защищает обонятельный эпителий и служит фильтром для пахучих молекул.
Процесс восприятия запаха начинается с рецепторной обонятельной клетки, по форме напоминающей веретено с двумя отростками: один—-короткий (периферический) направляется к поверхности слизистой оболочки, другой (длинный) -центральный — в головной мозг.
Периферические отростки |94.2| имеют на конце утолщение в виде булавы (7) с 10—12 тонкими волосками ресничками (8). Реснички эти чрезвычайно подвижны: они сгибаются, выпрямляются, поворачиваются в разные стороны, как бы отыскивая и улавливая молекулы пахучих веществ. В результате такого контакта в рецепторной .'клетке рождается нервный импульс, который устремляется по центральному отростку в головной мозг,
Центральные отростки обонятельных клеток собираются в 15—20 стволиков и через мелкие отверстия решетчатой пластинки в верхних отделах полости носа уходят в полость черепа, достигая следующего отдела обонятельного анализатора —обонятельной луковицы (9). Их две, и лежат они на нижней поверхности правой и левой лобных Долей коры головного мозга.
Обонятельная луковица представляет собой сложно организованный центр, где осуществляется предварительная обработка всей поступающей информации о запахах.
Из луковиц сигналы поступают в кору головного мозга (10), где располагается высший отдел обонятельного анализатора и после обработки и синтеза информации формируется ощущение того или запаха.
Строение и функция вкусового анализатора.
Вкусовой анализатор, благодаря которому человек различает вкус разных веществ, оценивает вкусовые качества пищи, также состоит из периферического воспринимающего аппарата, проводникового и центрального отделов.
Воспринимающий аппарат вкусового анализатора находится в пищеварительном отделе пищеварительного тракта—ротовой полости, в ее слизистой оболочке.
Ротовая полость (94) выстлана слизистой оболочкой (II), которая покрыта многослойным эпителием. Поскольку-клетки эпителия легко обновляются, замешаются новыми достаточно устойчива к действию механических, термических и химических раздражителей. В толще слизистой оболочки в определенных местах находятся вкусовые почки, рецепторные клетки которых осуществляют восприятие вкуса..
Язык |94.4| — это мышечный орган. В нем различают корень, средний отдел, или тело, и кончик. Тело и кончик языка более подвижны, чем его корень. По спинке проходит срединная борозда, делящая его на две симметричные половины. Слизистая оболочка языка покрыта многослойным эпителием и образует многочисленные выросты — сосочки. Они-то и придают поверхностям языка характерную шероховатость, бархатистость: Сосочки языка неодинаковы по форме. Среди них различают нитевидные (12), грибовидные (13), желобовидные (И) и листовидные (/5). Все сосочки, за исключением нитевидных, содержат вкусо вые почки
Каждая вкусовая почка [94.51 образована вкусовыми рецепторными (16) и опорными (17) клетками. По форме почка напоминает луковицу, вершина которой обращена в сторону поверхности- языка и открывается на ней крошечным отверстием — вкусовой порой (18). В просвет вкусовой поры обращены микроворсинки (19) рецепторных клеток: они-то, собственно, и вступают в непосредственный контакт с различными пищевыми веществами. Как только это происходит, в рецепторной клетке начинаются реакции, в результате которых химическое раздражение превращается в нервный импульс. По нервным волокнам (к каждой вкусовой почке подходит несколько нервных разветвленных волокон) информация о пищевом веществе передается в центр вкуса головного мозга, который тоже находится на нижней поверхности височной доли. Здесь происходит высший анализ вкусовых, ощущений.
Подумайте и ответьте. 1. Какое значение имеет вестибулярный аппарат? 2. Какие гигиенические требования способствуют улучшению его функции? 3. Какое значение в ориентации человека имеет тактильная чувствительность? 4. Как человек воспринимает запах? 5. Каково значение вкусового анализатора?
Объясните значение терминов: вестибулярный аппарат, тактильная чувствительность, обонятельный анализатор, вкусовой анализатор, ото- литный аппарат.
Орган вкуса и обоняния
Органы чувств вкуса и обоняния
Обоняние, вкус
Обоняние и вкус человека. Потеря обоняния (аносмия)
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html