Занятие на тему «Строение семени» (3–6 класс)
Цель: изучить строение и функции зерновки пшеницы, научиться закладывать семена для проращивания, формировать навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: семена пшеницы, микроскоп, раздаточный материал, вода, стаканы
Задачи занятия:
Образовательные :
- изучить строение и функции зерновки пшеницы
- сформировать представление о значении семян в жизни растений
-научить закладывать и проращивать семена
Развивающие:
-формировать у учащихся навыки проведения исследования
- развивать коммуникативные навыки работы в группах
- формировать активную жизненную позицию
Воспитательные:
- создать ситуацию успеха для каждого обучающегося
- прививать любовь к природе, к бережному отношению к ней
-воспитывать навыки работать в группе, формировать умения обсуждать проблемные вопросы, анализировать
Тема: Строение семени пшеницы. Условия прорастания семени.(4 часа)
Методы работы: наблюдение, изучение, описание.
Мы знаем, что свою жизнь цветковое растение начинает с семени. Если семя попадает в благоприятные условия, оно начинает прорастать. Прорастание это переход семян из состояния покоя к росту и развитию из него проростка.
Первым появляется корешок, а затем маленький побег. Это маленькое растение называют проростком. Спустя какое-то время у молодого растения появляются листья, цветки, плоды и, конечно же, семена. Семя считают органом размножения и расселения растений.
Некоторые семена имеют специфические крючочки, пуховые выросты, крыловидные отростки. Для чего? (Распространение).
На кожуре семени имеется небольшое пятнышко-рубчик, это место прикрепления незрелого семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится крохотное отверстие-семявход. Через семявход в семя проникает вода, после чего семя набухает и прорастает. Под кожурой находится зародыш, который даёт начало новому растению.
Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения зерновки пшеницы. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы.
Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности).
Инструкция по технике безопасности.
- Работать за столом следует аккуратно.
- Не делать резких движений.
- Осторожно пользоваться микроскопом.
- Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
- После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.
А вы знаете какие условия необходимы для прорастания семян?(вода, тепло, свет). Об этом мы сегодня поговорим на занятии.
Ход работы:
Рассмотрим семена пшеницы, найдите рубчик-след от места прикрепления семени к плоду. Рядом найдите семявход-отверстие через которое в семя проникает вода и воздух. Эндосперм это запас питательных веществ.
При поступлении воды в семена они набухают.
Давайте рассмотрим строение семени, зарисуем. Рассмотрим под микроскопом семена.
Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите её части.
Семя пшеницы одето золотисто-жёлтым кожистым околоплодником. Он плотно сросся с семенной кожурой и отделить его невозможно. Поэтому правильнее говорить не семя пшеницы, а плод зерновка. Зародыш занимает небольшую часть семени. Почти весь объём семени занимает эндосперм.
Это интересно!
Самые крупные семена у веерной сейшельской пальмы . Вес семени достигает 18 кг (столько весит четырёхлетний ребёнок!), а каждое семя весит не менее 13 кг. Сейшельская пальма растет чрезвычайно медленно, но зато живет в среднем около восьми столетий и достигает тридцатиметровой высоты.(Посмотрите на рисунок)
Минимальные размеры имеют семена орхидных и заразиховых; их масса составляет 0,001—0,003 мг. (Посмотрите рисунок)
Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.
Заряд бодрости и энергии несут в себе проросшие семена пшеницы, регулируют обмен углеводов, белковый обмен, а также образование жирных кислот.
Разделимся на три группы, одна группа будет изучать значение воды для семени, другая воздуха, третья-необходимость тепла.
1. Необходимость воды для прорастания семян. Возьмите два стакана и в оба положите по 10 – 15 зерновок пшеницы. В первый стакан налейте немного воды так, чтобы она только смачивала семена, но не покрывала их полностью. Во второй стакан воды не наливайте. В течение 5 – 7 суток наблюдайте за опытом. Не забывайте, что в первом стакане вода должна постоянно смачивать семена. Через 5 – 7 суток сделайте вывод о значении воды для прорастания семян.
2. Необходимость воздуха (кислорода) для прорастания семян. Возьмите два стакана и в оба положите по 10 – 15 зерновок пшеницы. В первый стакан налейте немного воды так, чтобы она только смачивала семена, но не покрывала их полностью. Во второй стакан налейте воды примерно 1/ 2 стакана. В течение 5 – 7 суток наблюдайте за опытом. Не забывайте, что в первом стакане вода должна постоянно смачивать семена. Через 5 – 7 суток сделайте вывод о значении воздуха (кислорода) для прорастания семян.
3. Необходимость тепла для прорастания семян. Возьмите два стакана и в оба положите по 10 – 15 зерновок пшеницы . В оба стакана налейте немного воды так, чтобы она только смачивала семена, но не покрывала их полностью. Один стакан оставьте в помещении, а другой поставьте в холодильник. Следите за тем, чтобы вода постоянно смачивала семена. В течение 5 – 7 суток наблюдайте за опытом. Через 5 – 7 суток сделайте вывод о значении тепла для прорастания семян.
Теперь приводите своё рабочее место в порядок!
На следующем занятии мы с вами посмотрим, что у нас получилось, сделаем выводы,
ПОЯСНЕНИЕ:
Вода активизирует вещества, способствующие превращению нерастворимого крахмала (запасного вещества) в растворимую глюкозу, которая перемещается в зону роста, клетки, питаясь, начинают делиться и увеличиваться в размерах. Зародыш использует растворимые соединения и семя прорастает.
ВЫВОД: Вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества семени.
Зачем нужен кислород? Для роста зародыша нужна энергия, которая заключена в питательных веществах. Во время дыхания под действием кислорода энергия освобождается и используется зародышем для роста. Этот процесс сопровождается выделением тепла.
Дыша и сухие семена, если они живые. Но у сухих семян это процесс идет очень слабо. Поэтому следует сохранять семена в хорошо проветриваемых помещениях, содержать их в бумажных пакетах или мешках, но не упаковывать в полиэтиленовые пакеты, которые не пропускают воздух.
ВЫВОД: толща воды в стакане не пропускала к семенам воздух. Не получая кислорода, семена и зародыш погибли
На прорастание семян влияют температурные условия. Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Например, семена огурца, тыквы, перца прорастают при температуре +15, +18 градусов, это теплолюбивые растения. Их чаще сначала проращивают дома и в виде рассады уже высаживают в теплое время на грядки. Семена гороха, редьки, укропа могут всходить при температуре +2 градуса. Это холодостойкие растения.
ВЫВОД: при проращивании необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена.
4я группа влияние света на прорастание семян. Возьмите два стакана с семенами, налейте немного воды и оставьте один стакан на свету, другой - в тёмное место (шкаф). Наблюдайте, что произойдёт с семенами. Сделайте вывод о влиянии света на прорастание семян.
Определение всхожести. Заложили … количество семян, проросло … количество семян.
Вопрос на размышление:
Объясните пословицу «От худого семени не жди доброго племени».
«Худое» семя имеет малый запас питательных веществ, что уменьшает его шансы на прорастание.
Давайте зарисуем наши проросшие ростки.
Мы с вами будем наблюдать за прорастанием семян, затем посмотрим на корневую систему, изучим её.
Представьте, что вы зернышки.
Игра "Зернышко"
Все встаньте возле своих мест, присядьте и закройте глаза. Представьте, что вы - зернышки, вы сидите глубоко в земле. Вдруг почувствовали, что стало теплее. Вы потянулись вверх, земля расступилась, росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло вас вверх. (Медленно встаем и вытягиваем руки кверху.)
Теплые лучи коснулись стебелька, ветерок качнул вас в одну и в другую сторону. (Стоим, покачиваясь из стороны в сторону.)
Вам захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. (Руки разводим в стороны, пальцы раздвигаем в стороны).
Солнышко нежно подхватило за верхушки своими лучами и потянуло вверх. (Руки поднимаем вверх, но пальцы остаются в стороны.)
Вы стали расти все выше и выше. (Вытягиваемся вверх, встаем на носочки.)
И вдруг брызнул дождик, вы стали пить дождевую воду, стали сильными и большими. (Открываем и закрываем рот как рыбы.)
Ваш бутон раскрылся, и вы превратились в прекрасные цветы. (Изображаем пальцами раскрытие бутона.)
И вы счастливы, что живете на этой земле, вдыхаете свежий воздух, пьете дождевую воду и греетесь в лучах золотого солнца...
Вам понравилось быть живым зернышком?
Ребята, что надо сделать, чтобы семена дали начало новому растению?(Посадить в землю, полить, поставить поближе к свету.)
Отгадайте загадку:
Зарыли Данилку в сырую земельку, а он полежал, полежал да на волю побежал, стоит, красуется, на него люди любуются. (Посеянное зерно.)
Ребята, какие вы на сегодняшнем занятии узнали новые слова? Назовите их. (Все смотрят на доску, где висит плакат с новыми словами.)
ДОПОЛНИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НЕДОСТАЮЩИМ СЛОВОМ
1. Семя -орган растения, который служит для ….. и …… растений.
2. Отверстие, через которое в семя проникают вода и воздух называется … .
3. На кожуре семени имеется небольшое пятнышко-…..
4. Первым появляется …, а затем маленький побег.
5. Это маленькое растение называют....
6.
Дополните фразы, выбрав правильный ответ.
1. Прорастание семени начинается:
а) с поглощения воды;
б) разбухания семени;
в) разрыва кожуры;
г) усиленного поглощения кислорода.
1. Размножения и распространения
2. Семявход
3. Рубчик
4. Корешок
5. Проростком
Ребята, вашим домашнем заданием будет придумать вопросы по теме строение семени, ответы должны знать только вы. Будем играть в игру.