12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Усанина Людмила Дмитриевна25
Россия, Красноярский край, Минусинский район, поселок Прихолмье

Автор: Усанина Людмила Дмитриевна

Полное название образовательного учреждения: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Прихолмская средняя общеобразовательная школа № 4, Красноярский край, Минусинский район, поселок Прихолмье

Предмет: биология

Тема: Строение семени

Класс: 6

Учебно-методическое обеспечение: Н.И. Сонин Биология. Живой организм 6 класс

Время реализации занятия: вторая четверть, вторая неделя октября при изучении части 2 «Строение живых организмов», продолжительность урока 45 минут.

Цель урока: ознакомление учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.

Задачи урока:

Образовательные :

- изучить строение семян однодольных и двудольных растений

- сформировать представление о значении семян в жизни растений

Развивающие:

-формировать у учащихся навыки проведения исследования

- развивать коммуникативные навыки работы в группах

- формировать активную жизненную позицию

Воспитательные:

- создать ситуацию успеха для каждого обучающегося

- прививать любовь к природе, к бережному отношению к ней.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-исследование

Оборудование: таблицы «Строение и прорастание семян фасоли», «Строение и прорастание семян пшеницы», гербарии фасоли и пшеницы, коллекции семян фасоли и пшеницы, коллекции семян однодольных и двудольных растений, сухие и размоченные семена фасоли и пшеницы, лупы, пинцеты, препаровальные иглы.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

Мотивация

4 мин.

Актуализация знаний

5 мин

Этап групповой работы по изучению нового материала (мини- исследование в группах)

15 мин

Отчеты групп с результатами исследования

6 мин

Обобщение и закрепление полученных знаний

7 мин

Рефлексия

6 мин

Домашнее задание

2 мин

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Мотивация

Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность детей к уроку (принадлежности, учебники, тетради). Предлагает послушать притчу о султане и визирях (Приложение 1) [2] и ответить на вопросы:

-Как вы понимаете основную мысль текста?

-Как она нам поможет на уроке?

Учитель корректирует высказывания обучающихся.

Приветствуют учителя.

Слушают притчу и высказывают предположения о основной мысли услышанного текста.

Актуализация знаний

Учитель задает вопросы:

- Какие вещества относят к неорганическим?

Какие вещества относят к органическим?

-В каких частях растений содержится большое количество белка и жиров?

- Для чего растения запасают белки и жиры в семенах?

- Семена, каких растений наиболее богаты белками?

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, слушают своих одноклассников, корректируют ответы.

Этап групповой работы по изучению нового материала

Учитель сообщает тему «Строение семени» урока и записывает ее на доске.

Учитель задает вопросы:

- Как вы думаете, что такое семя?

- А у каких растений есть семена?

Учитель показывает на плакате внешний вид семенных растений (пшеницу, горох, подсолнечник, картофель).

- Вспомните, как выглядят семена разных растений?

- Как вы думаете, а внутреннее строение у семян будет отличаться друг от друга?

Учитель помогает обучающимся прийти к общему мнению и вместе с детьми выдвигают гипотезу: внутреннее строение семян у растений будет иметь сходное строение.

Учитель организовывает обучающихся в группы и предлагает выполнить мини- исследование по информационной карточке для 1 группы «Строение семени фасоли и пшеницы» (Приложение 2) и для 2 группы по информационной карточке «Строение семени гороха и кукурузы» (приложение 3) [3]

На протяжение работы в группах учитель корректирует работу обучающихся.

Ученики работают в тетрадях, записывают тему в тетрадь. Обучающиеся отвечают на вопрос: семя – это орган, предназначенный для размножения и распространения сменных растений.

Обучающие называют примеры семенных растений.

Приводят примеры растений и их семян: у мака- мелкие, у фасоли и гороха- крупные, у них разная форма, окраска, размеры.

Обучающиеся высказывают предположение о том, что строение может быть одинаковое или разное.

Обучающиеся объединяются в группы и выполняют задание по информационной карточке.

Оформляют полученные данные на листах

ватмана, готовят отчет.

Отчеты групп с результатами исследования

Учитель предлагает каждой группе выступить перед классом с отчетом о проделанной работе.

Учитель вместе с обучающимися делает вывод: несмотря на внешние различия, семена всех растений имеют сходство во внутреннем строении. Это сходство объясняется функциями семян. Внутри семени под кожурой находится зародыш нового растения. Если снять семенную кожуру у фасоли и гороха, то можно увидеть что семя распадается на две половинки- семядоли. Растения, семена которых состоят из двух половинок называются двудольными (учитель демонстрирует рисунок на плакате). А пшеница и кукуруза имею одну семядолю. Растения у которых семена имеют одну долю называются однодольные (учитель демонстрирует плакат с однодольными растениями) и гербарии. [3]

От каждой группы выступает один ученик. Размещает плакат на доске и комментирует проделанную работу, подтверждая выдвинутую гипотезу.

Обучающиеся оформляют в тетрадях кластер «Однодольные и двудольные растения», подтверждая примерами растений из гербариев.

Обобщение и закрепление полученных знаний

Учитель предлагает обучающимся выполнить словарный диктант с помощью приема «Пропущенное слово» в карточках. (Приложение 4) [3]

Обучающиеся выполняют словарный диктант «Строение семени» в карточках.

Рефлексия

Чтобы подвести итог урока, учитель предлагает обучающимся составить синквейны по теме «Семя».

Например:

Семя

Впитывает, набухает, прорастает

Служит для распространения и размножения растений

Орган

-Ребята, вспомните притчу которую вы слушали в начале урока!

- Как помогла нам основная мысль текста в работе на уроке?

Учитель оценивает работу обучающихся, выставляет оценки.

Обучающиеся предлагают свои синквейны.

Обучающиеся высказывают предположения о том, что надо не только полагаться на то, что слышишь и видишь, но и верить в свои силы когда необходимо узнать новую информацию.

Домашнее задание

Читать текст на стр. 48 [1]

Творческое задание : слепить модель семя любого растения из пластилина.

 

Приложение 1

Притча

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.

Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.

Как вы понимаете основную мысль текста?

Как она нам поможет на уроке?

Приложение 2

Информационная карточка «Строение семени фасоли и пшеницы»

Цель: рассмотреть семена фасоли и пшеницы, найти основные элементы внешнего строения семян, выявить отличительные признаки.

Оборудование: сухие и размоченные семена фасоли и пшеницы, лупа, препаровальные иглы, пинцеты, ванночки или чашки Петри.

Методы работы: наблюдение, сравнение, описание.

Рекомендации: при работе используйте текст и рисунки в учебнике на странице 48 [1]

Ход работы:

Рассмотрите семена невооруженным глазом и с помощью лупы. Найдите рубчик- место, которым семя прикреплялось к стенке плода. Рядом найдите семявход- отверстие, через которое в семя проникают вода и воздух (семя вход лучше всего просматривать через лупу) Найдите контуры зародышевого корешка, проступающие через семенную кожуру.

Зарисуйте внешнее строение семян и подпишите основные части.

Ответьте на вопросы:

- какого цвета семена фасоли и пшеницы?

- чем отличаются семена между собой?

- в чем их сходство?

4. Сделайте вывод о верности предполагаемой гипотезы.

5. Оформите отчет о проделанной работе на плакате и выступите перед одноклассниками. Время выступления 3 минуты.

Приложение 3

Информационная карточка «Строение семени гороха и кукурузы»

Цель: рассмотреть семена гороха и кукурузы, найти основные элементы внешнего строения семян, выявить отличительные признаки.

Оборудование: сухие и размоченные семена гороха и кукурузы, лупа, препаровальные иглы, пинцеты, ванночки или чашки Петри.

Методы работы: наблюдение, сравнение, описание.

Рекомендации: при работе используйте текст и рисунки в учебнике на странице 48 [1]

Ход работы:

Рассмотрите семена невооруженным глазом и с помощью лупы. Найдите рубчик- место, которым семя прикреплялось к стенке плода. Рядом найдите семявход- отверстие, через которое в семя проникают вода и воздух (семя вход лучше всего просматривать через лупу) Найдите контуры зародышевого корешка, проступающие через семенную кожуру.

Зарисуйте внешнее строение семян и подпишите основные части.

Ответьте на вопросы:

- какого цвета семена гороха и кукурузы?

- чем отличаются семена между собой?

- в чем их сходство?

4. Сделайте вывод о верности предполагаемой гипотезы.

5. Оформите отчет о проделанной работе на плакате и выступите перед одноклассниками. Время выступления 3 минуты.

Приложение 4

«Строение семени»

Семя-…. орган растения. … служит для размножения растений. Отверстие, через которое в семя проникают вода и воздух называется… След от места прикрепления семени к стенке плода называется… Корень будущего растения развивается из… , а стебель из… На верхушке зародышевого стебелька можно разглядеть … Иногда на ней можно разглядеть зачаточные… Сверху семя покрыто… .

Список источников:

Н.И. Сонин Биология. Живой организм 6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений, Дрофа Москва. 2007

В.И. Громова ФГОС. Настольная книга учителя: учебно- методическое пособие, Саратов 2013

А.А. Калинина Поурочные разработки по биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники 6- 7 класс, «Вако» Москва, 2005

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.