12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Столярова Алена Филипповна53
учитель географии
Россия, Иркутская обл., п. Бохан
0

Строение земного шара




Здесь будет файл: /data/edu/files/a1451934259.docx (урок "Строение земного шара", 6 класс)


                   Урок географии в 6 классе «Строение земного шара»

 

Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способах изучения земных недр.

 

Задачи:

Образовательные: ознакомить детей  с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро; установить сходства и различия в материковой и океанической земной коре; дать понятия: литосфера; дать представление об  изучении земной коры.

Развивающие: формировать умения применять полученные знания при решении практических задач, выделять главное из увиденного и услышанного, заполнять  таблицы, кластеры-схемы.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся умение работать в малых группах (парах), умения выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их. Формирование у учащихся самостоятельного, ответственного мышления. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно иллюстративный, частично – поисковый, практическая работа.

Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение, визуальная формы организации материала.

Оборудование: экран, ноутбук, презентация, карточки с таблицей «Внутреннее строение Земли»

 Тип урока: урок изучения нового материала

 

Ход урока

I.  Организационный момент. Рефлексия (1 мин.)

Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам  пришли гости посмотреть, как  у нас проходит урок,  как вы занимаетесь. Давайте поздороваемся  с ними.

 Рефлексия настроения и эмоционального состояния

 

 

II.  Сообщение новой темы. Постановка целей (5 мин.).

Итак, мы с вами переходим к изучению 3 раздела под названием …

А это мы узнаем, выполнив тест «Географическая карта». Вспомним материал прошлого раздела.

Выполняют задание в маршрутном листе, заполняют таблицу, выбирая буквы с правильными ответами.  Слайд 2.

Взаимопроверка ответов. Оценивание.

При правильном выборе ответов у вас получится тема следующего раздела. ГИДРОСФЕРА

1. На плане местности указан именованный масштаб «в 1 см – 6 м». Какой численный масштаб ему соответствует?

    А) 1:6                                        В) 1:6000

    Б) 1:60                                      Г) 1:600

2. Условная линия на географической карте, разделяющая Землю на Северное и Южное полушарие, называется:

   В) Северным тропиком           К) нулевым меридианом

   Б) Южным тропиком                И) экватором

3. Длина окружности Земли по экватору:

   А) 4400 км                                   И) 400000 км

   Д) 40000 км                                 Г) 40040 км

4. Географическая долгота бывает:

   М) северной и южной           О) южной и восточной

   Б) северной и западной       Р) западной и восточной

5. От экватора отсчитывается:

      С) западная и восточная долгота

      Т) северная и южная долгота

      В) западная и восточная широта

      О) северная и южная широта

6. Методом качественного фона на карте можно изобразить:

    С) глубину океана             Д) реки

    В) города                            И) месторождения полезных ископаемых

7. Азимут направления на северо-восток составляет:

    У) 0°                        Ф) 45°

    П) 90°                      Г) 295°

8. Превышение одной точки земной поверхности над другой называется:

    А) рельефом                           М) абсолютной высотой

    Л) изогипсой                          Е) относительной высотой

9. Изогипсы – это линии равных:

     А) глубин                   Ж) температур

     Р) высот                     У) скоростей

10. Чем гуще расположены на карте изогипсы, тем склон:

       П) выше                        К) длиннее 

       А) круче                        У) ровнее

   

0-1 ошибки – «5»

2-3 ошибки – «4»

4-5 ошибки – «3»     Слайд 3

 

Ребята, скажите, что у меня в руках? (глобус)

А что такое глобус?

Возникало ли у вас желание узнать и увидеть, что у Земли внутри?

Сегодня мы с вами это узнаем и разберемся, какое строение имеет наша Земля внутри.. Итак, какая же тема урока у нас сегодня? (предлагают варианты тем урока) .

Тема урока – «СТРОЕНИЕ ЗЕМНОГО ШАРА».  Слайд 4

 

Запись темы урока и даты в тетрадь.

 

- Исходя из темы сформулируйте цель урока.

 

- Просмотрев текст в учебнике разбейте его на части.

Итак, изучать данную тему мы будем по следующему плану:

1)        Внутреннее строение Земли;

2)        Изучение недр Земли;

3)        Литосфера.

 

 

III. Изучение нового материала (22 мин)

 

1)  Строение земного шара

Сейчас мы с вами прочитаем по ролям рассказ «Конфета Земля» (распределение ролей)  Слайд 5

 

Вася:  Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!

Коля:  Какая, Вась?

Вася:  Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.

Коля:  Ну да...

Вася:  Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?

Коля: Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.

Вася:  Побежали!

Коля:  Баааааабушка!

Бабушка: Что, Коленька?

Коля:  Бабушка, где у нас лопата лежит?

Бабушка:  В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.

Коля:  Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.

Бабушка улыбнулась и спросила:

Бабушка:  Вы хотя бы знаете, как она устроена?

Вася:  А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!

Бабушка: А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.

Коля: А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.

Бабушка: Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.

Бабушка: Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.

Коля:  Значит, всё отменяется, – расстроился Коля...

Вася:  Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.

- Подведение итогов рассказа

 

Работа с рисунком «С чем можно сравнить Землю» Слайд 6.

-  Сравнивать планету можно с яйцом, персиком, вишней, арбузом? В чем сходство?

- Скорлупа, кожица – земная кора; белок, мякоть – мантия; ядрышко, белок - ядро. Земля имеет послойное строение.

 

 

Работа с учебником.  Заполнение таблицы. Парная работа (письменно). Слайд 7

Используя материал учебника (стр.57 §9), заполнить в таблице «Внутреннее строение Земли» пропуски (ячейки). Парная работа (взаимопроверка). Выставление оценок в оценочный лист.

Внутреннее строение Земли

Название оболочки

Размер (толщина)

         состояние                                                                                                                                                                             

      Температура

1.

Земная кора

5–80 км

Твердая

Разная: увеличивается на 3°С на каждые 100 м.(начиная с глубина 20-30м)

2.

Мантия

2,9 тыс. км

нижняя – твердая

средняя–полужидкая

верхняя - твердая

2000°С

3.

Ядро

3,5 тыс. км

твердое, из железа

(внешнее жидкое, внутреннее -твердое)

6000°С

 

На изучении самого верхнего слоя земли – земная кора, мы остановимся более подробно.

Откройте рис. 30 на стр. 58 и заполните пропуски в схеме «Земная кора»  Слайд 8.

  

     Самооценивание. Выставление отметки в оценочный лист

 

Физминутка

Слова, расклеенные по классу: + 6000°С, ядро,+3°С, мантия, земная кора, 5-10 км., материковая

1)      Какова температура ядра?

2)      На сколько градусов увеличивается температура земной коры на каждые 100 м?

3)      Оболочка Земли, состоящая главным образом из железа.

4)      Мощность этого слоя Земли составляет 2900 км.

5)      Верхний слой Земли?.

6)      Какая земная кора состоит из 3 слоев?

7)      Какова мощность океанической земной коры?

2)  Изучение недр Земли.

Изучение внутреннего строения Земли производится различными методами.   Слайд 9

- Геологические методы - основанные на изучении обнажений горных пород, разрезов шахт и рудников,  буровых скважин, дают возможность судить о строении приповерхностной части земной коры. Самая глубокая в мире скважина на Кольском полуострове, уже достигла глубины более 12 км при проектной глубине до 15 км. В вулканических областях по продуктам извержения вулканов можно судить о составе вещества на глубинах 50-100 км.

- В целом же глубинное внутреннее строение Земли изучается главным образом геофизическими методами. Одним из важнейших методов является сейсмический (греч.  «сейсмос» - трясение) метод, основанный на изучении естественных землетрясений и «искусственных землетрясений», вызываемых взрывами или ударными вибрационными воздействиями на земную кору.

Просмотр видеофрагмента «Изучение недр Земли» Слайд-видео 10

 

3) Литосфера

- Ребята, а что такое литосфера? Найдите в тексте на стр. 60 определение слову «Литосфера» и выпишите в тетрадь.

Литосфера: «литос» – камень, «сфера» – шар. Это твердая, каменная оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.

Запись определения в тетрадь

 

IV. Закрепление (7 мин).

1)  «Найди соответствия»

А) мантия

1) твердая. Толщина 5-80км. Температура увеличивается на 3°С на каждые 100м

Б) ядро

2) имеет 3 слоя, температура 2000°С

В) земная кора

3) состоит из железа, температура 6000°С

 

Самооценка: 0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3»

 

2) Заполни пропуски

В центре Земли находится ядро, радиус которого примерно равен 3,5 тыс. км, а температуры соответствуют 6000°С. Наибольшей по объёму внутренней оболочкой является мантия, температура которой 2000 °С. В её верхней части выделяется твердый слой , который вместе с земной корой образует твёрдую оболочку земли — литосферу. Земная кора подразделяется на два основных типа: материковая  и океаническая . Под материками земная кора толще, чем под океанами и имеет 3  слоя.

Проверяем, зачитывая ответы поочередно

Самооценка: 0-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4- 5 ошибок – «3»

 

2) Кластер  Слайд 11.

Ключевая фраза – Строение земного шара

Групповая работа.

 

V. Заключительная часть (5 мин)

1. Домашнее задание: &9, составить к нему интеллект-карту  Слайд 12.

2. Рефлексия

 

 

 


Здесь будет файл: /data/edu/files/j1451934061.pptx (презентация)


 

 

 


Технологическая карта урока

Предмет: география

Класс: 6 «а»

Автор УМК: Домогацких Е.М.

Тема урока: «Строение земного шара»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способах изучения земных недр.

Технология проведения урока : развитие критического мышления, технология смыслового чтения

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые образовательные результаты

предметные

метапредметные

Личностные

Организационный момент. Рефлексия

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение темы урока, постановка цели

Приветствие. Включение в деловой ритм. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

 

 

Активизирует знания по пройденному разделу «Географическая карта».

 

 

 

Предлагает проверить правильность ответов, Произвести взаимопроверку

 

 

Ведет диалог.

Ребята, скажите, что у меня в руках? (глобус)

А что такое глобус?

Возникало ли у вас желание узнать и увидеть, что у Земли внутри?

Сегодня мы с вами это узнаем и разберемся, какое строение имеет наша Земля внутри.. Итак, какая же тема урока у нас сегодня?

 

 

Сообщает тему урока «Строение земного шара»

План урока:

1)   Внутреннее строение Земли;

2)   Изучение недр Земли;

3)   Литосфера.

 

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, на восприятие темы.

Определяют свою готовность  к уроку

 

 

 

Выполняют тест «Географическая карта». Получают в ответе тему следующего раздела «Литосфера».

 

Взаимопроверка. Проверяют правильность ответов. Оценивают.

 

 

Обучающиеся отвечают на вопросы и формулируют самостоятельно тему и цель урока

В диалоге принимают участие большинство детей. Учащиеся могут высказывать собственное мнение.

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь тему урока

 

Принимают план урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применяют полученные знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение полученных знаний. Формулирование темы и цели урока

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД (используют письменную  речь при ответах, применяют умение слушать и слышать)

Регулятивные УУД (организовывают свою деятельность с поставленной целью)

Познавательные УУД (извлекают необходимую информацию)

 

Личностные УУД (проявление интереса к поставленной задаче)

Регулятивные УУД (планируют деятельность)

Коммуникативные УУД (формулируют, предлагают тему и цель  урока). Осознание цели урока

Формирование норм и правил поведения в социуме. Формирование мотивации

 

Понимание значимости полученных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

Формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Формирование уважительного отношения к иному мнению

 

Изучение нового материала

Предлагает прочитать по ролям рассказ «Конфета Земля»

 

 

 

Предлагает обсудить рассказ

 

 

С чем еще можно сравнить планету Земля, ее внутреннее содержание?

Предлагает посмотреть примеры на слайде.

 

Сейчас мы с вами поработаем с текстом в учебнике на с. 57 и заполним таблицу «Внутреннее строение Земли»

 

 

Предлагает проверить результаты заполнения таблицы. Озвучить табличный текст.

 

 

На изучении самого верхнего слоя земли – земная кора, мы остановимся более подробно.

Откройте рис. 30 на стр. 58 и заполните пропуски в схеме «Земная кора»

 

Предлагает проверить результаты заполнения схемы.

 

 

Читают по ролям рассказ «Конфета Земля»

 

 

 

Делают выводы из рассказа

 

 

Предлагают варианты сравнения.

 

Сравнивают. Соотносят.

 

 

Ведут работу с текстом и заполняют таблицу «Внутреннее строение Земли»

 

 

 

Проверяют, сравнивают полученный результат.

 

 

 

 

Ведут работу с рис. 30 и заполняют схему «Земная кора»

 

 

 

 

Проверяют и озвучивают полученный результат.

Понимание смысла и цели текста. Понимание того, что Земля имеет послойное строение и большие размеры.

 

 

 

 

 

Определяют, в чем сходство.

 

Находят в тексте информацию по внутреннему строению Земли: ядро, мантия, земная кора.

 

Формулируют описание внутреннего строения Земли

 

 

 

Выделяют 2 типа земной коры: материковая и океаническая. Выписывают слои горных пород.

Коммуникативные УУД (умение использовать устную   речь, умение слушать и слышать)

Регулятивные УУД (организовывать свою деятельность с поставленной целью)

Познавательные УУД (извлечение необходимой информации, )

 

Познавательные УУД

Анализируют текст.

Выделяют необходимую информацию. Преобразовывают информацию  из одного вида в другой.

 Регулятивные УУД (организовывать свою деятельность с поставленной целью)

Коммуникативные УУД (применяют письменную и устную речь)

 

 

Проявление интереса к чтению и осмыслению текста

 

Формирование ответственного отношения к учению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

Ребята, сейчас мы немного разомнемся.

По кабинету развешаны слова и когда я задам вопрос вы должны найти ответ. Поворачиваете голову, поворачиваетесь корпусом, можете встать.

Слушают вопрос и находят нужный ответ

Умение находить правильные ответы на поставленные вопросы по теме урока

 

 

Изучение нового материала

Изучение внутреннего строения Земли производится различными методами.  

-Геологические методы - основанные на изучении обнажений горных пород.

Посмотрите на слайд, как можно изучить внутреннее строение Земли?

С помощью этого метода можно изучать только приповерхностные слои земной коры.

В целом же глубинное внутреннее строение Земли изучается главным образом геофизическими методами. Одним из важнейших методов является сейсмический  метод

 

Просмотр видеофрагмента

«Изучение недр Земли»

 

- Ребята, а что такое литосфера?

 

 Найдите в тексте на стр. 60 определение слову «Литосфера» и выпишите в тетрадь.

 

 

 

 

Рассуждают, какими способами можно изучать внутреннее строение Земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают определение слову «Литосфера». Выписывают определение в тетрадь.

 

Понимание того, как изучают недра Земли, приводят примеры, усвоение полученной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение находить определение к слову в учебнике

 

 

Коммуникативные УУД (умение использовать устную речь при ответах, умение слушать и слышать)

Регулятивные УУД (организовывать свою деятельность с поставленной целью)

Познавательные УУД (извлечение необходимой информации, )

Осознание целостности природы

Формирование ответственного отношения к учению

 

Закрепление

Предлагает работу с таблицей на соответствие.

 

Предлагает работу с текстом, где необходимо заполнить пропуски

Проверяет заполнение пропусков.

 

 

Предлагает работу в группах – составить кластер.

Ключевое слово «Строение земного шара».

 

 

 

Работают с таблицей на соответствие.

Оценивают работу.

 Работают с текстом, заполняют пропуски.

 

Проверяют теrст. Оценивают.

 

 

Разбиваются на группы, составляют кластер по пройденной теме.

 

 

Умение выполнять учебные действия в соответствии с заданием

 

 

 

Умение выполнять учебные действие в соответствии с заданием, закрепление пройденного материала

Коммуникативные УУД (умение использовать устную и письменную  речь при ответах, умение слушать и слышать)

Регулятивные УУД (организовывать свою деятельность с поставленной целью)

Познавательные УУД (извлечение необходимой информации, )

Формирование уважительного отношения к иному мнению. Проявление интереса к теме

 

Домашнее задание

&9, составить к нему интеллект-карту 

 

Записывают задание в дневник

 

Познавательные УУД: настрой на структурирование знаний, поиск информации

Формирование ответственного отношения к учению

Рефлексия

Организует  самооценку и рефлексию.

 

 

Слушают и оценивают свою деятельность на уроке ( выставляют оценку в оценочный лист)

 

Регулятивные УУД умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с задачами урока

Эмоционально-ценностное отношение  к уроку

 


<span style="line-height: 1.4em;"> </span>Здесь будет файл: /data/edu/files/y1451934151.docx (технологическая карта урока)


 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Ашихмина Наталья Павловна, 01.11.17 в 21:05 0Ответить Пожаловаться
Умеете активизировать обучающихся. Молодец!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.