ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ
(Урок подготовила – учитель географии МКОУ ОШ №7 г. Приволжска Светлова Е.А.)
Тема урока |
Строение земного шара |
||
Класс |
6 класс |
||
Учебник |
География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016. |
||
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
||
Вид урока |
Урок - путешествие |
||
Цель урока |
Содержательная: сформировать знания о внутреннем строении Земли, о методах ее изучения Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины. |
||
Информационно-технологические ресурсы |
Презентация, глобус, учебник, листы путешественника |
||
Методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая. |
||
Основные понятия темы |
Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера. |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные |
|
- знать внутреннее строение Земли, особенности ее слоев, методы изучения внутреннего строения Земли, определение терминов, понятий по тематике урока; - уметь составлять и выделять особенности внутренних слоев Земли; составлять описания процесса изучения человеком земных недр; показывать на картах расположение самой глубокой скважины в мире; определять состав литосферы |
Познавательные. - находить достоверные сведения в источниках географической информации; - анализировать и обобщать тематическую информацию; - уметь выделять главное, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы; - формулировать выводы, определять понятия; - строить логически обоснованные рассуждения. Регулятивные: - определять цель, проблему, в процессе деятельности; - выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; - планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; - оценивать способы и степень достижения цели; - самостоятельно исправлять ошибки. Коммуникативные: - излагать свое мнение; - аргументируя его и подтверждая фактами; - понимать позицию другого; различать в речи другого мнения, доказательства; - корректировать свое мнение; - создавать устные и письменные тексты; - осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения; - организовывать работу в паре, группе; - разрешать конфликты. Личностные: - аргументировано оценивать свои и чужие поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; - осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их; - понимать эмоциональное состояние других; - осознавать и проявлять себя гражданином. |
- осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него; - сформировать учебно-познавательный интерес к изучению географии; - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу группы. - уважительно относиться к учителю и одноклассникам. - понимать значение слоев земли для человека.
|
Карта урока
Задачи этапа |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1.Организационный этап |
||||
Создание благоприятный психологический настрой на работу, включение учащихся в учебную деятельность |
1 мин
|
Приветствие. Включение в деловой ритм. Проверка готовности обучающихся к уроку. - Здравствуйте, ребята. Прозвенел для нас звонок - начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
|
Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, на восприятие темы. Определяют свою готовность к уроку
|
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Этап мотивации к учебной деятельности учащихся |
||||
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
|
1 мин
|
Мотивирует учащихся к учебной деятельности, организует работу с дневником путешественника - Посмотрите на наш класс. На стене вы видите портреты людей. Кто они? (известные географы, ученые, путешественники) - А кого называют путешественником? (людей, которые изучают новые территории, создают карты и описание новых земель, природы, людей, их деятельности) - А вы хотите быть путешественниками? (Да) - Сегодня вам представится такая возможность – вы будете в роли путешественников и, возможно, сделаете свои первые открытия. Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету вам скажу: "Будет интересно!” Возьмите, пожалуйста, листы у вас на столах (Приложение 1), подпишите их и в графе «Начало урока» нарисуйте в виде смайлика свое настроение. |
Включаются в учебную деятельность, участвуют в беседе, заполняют дневник путешественника |
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
3. Этап актуализации знаний |
||||
Актуализация опорных знаний и способов действий |
2 мин
|
Учитель организует беседу на основании знаний, полученных на предыдущих уроках и из личного опыта. Проводит демонстрационный опыт - Итак, сегодня мы будем учеными - путешественниками. Перечислите, пожалуйста, научные методы получения информации, которыми пользуются ученые (наблюдение, измерение, описание, сравнение, моделирование, картография) - А теперь посмотрите, что у меня в руках? (Глобус) - Что такое глобус? (Модель земного шара) - Что мы можем узнать о нашей планете, глядя на глобус? - Для характеристики нашей планеты используют термин «Литосфера». Что он обозначает? (затруднение в ответе)
|
Участвуют в беседе по повторению, наблюдают демонстрацию опыта учителем, определяют метод исследования, анализируют результат, делают выводы |
Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; умение полно и точно выражать свои мысли; Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: формирование интеллектуальных умений (выделять главное, сравнивать, строить рассуждения, обобщать). |
4. Этап целеполагания |
||||
Обеспечение выработки и принятие учащимися целей урока |
3 мин
|
Вместе с учащимися определяет тему урока, его цель и задачи; акцентирует внимание на значимость темы. - Что мы должны знать, чтобы ответить на этот вопрос? (версии детей). Чтобы ответит на этот вопросы, мы сегодня мы отправляемся в необычное путешествие – вглубь Земли. Любые путешественники в походе ведут записи в дневнике. Мы сегодня тоже это будем сделать. - Что же сегодня мы будем изучать на уроке? (версии детей) Учитель записывает тему на доске, ребята в дневнике путешественника. Тема урока «Строение земного шара» Все ученые проводят свои исследования в строго определенном порядке. Сначала надо сформулировать цель исследования. Давайте вместе подумаем, что же мы сегодня будем изучать (версии детей). Учитель анализирует ответы детей, дополняет, корректирует, проговаривает и записывает на доске Цель: изучить внутреннее строение Земли. Разбиваем цель на отдельные части и формулируем задачи нашего путешествия (версии детей). Учитель пишет на доске Задачи: 1. Узнать из каких слоев состоит Земли 2. Выяснить особенности этих слоев 3. Познакомиться с науками, изучающими строение Земли. 4. Выяснить, что такое литосфера. |
Определяют тему и цель урока. Записывают тему урока в рабочую тетрадь по биологии. Выдвигают предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы. |
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Регулятивные: целеполагание Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.
|
5. Этап выявления места и причины затруднения и построения плана выхода из затруднения |
||||
Фиксация места и причины затруднения Построение плана устранения возникшего затруднения. |
4 мин
|
Организует беседу с классом для выявления затруднений в теме и работу с дневником путешествия. Организует беседу для построения плана выхода из затруднения Постановка проблемы «Что такое литосфера?» (выдвижение гипотез). - Хотите узнать? (да). - Что же нам для этого нужно сделать? (прочитать параграф, послушать рассказ учителя, посмотреть в Интернете и т.д.)- Какие методы мы будем использовать для того, чтобы ответит на этот вопросы? (ответы детей). Учитель, корректируя ответы, пишет на доске Методы исследования: работа с текстом учебника, рисунками, картами атласа. |
Участвуют в беседе, определяют методы, необходимые для дальнейшей работы, выявляют причины затруднений, работают с дневником путешествия. Намечают план выхода из затруднения |
Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, определять цели и задачи урока, планировать свою деятельность для достижения цели Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы Познавательные осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию |
6. Реализация построенного плана |
||||
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. |
7 мин
|
Организует работу учащихся Вся жизнь человека проходит на поверхности нашей планете. Мы по ней ходим, бегаем, ездим на машинах. Иногда мы ее даже копаем, но неглубоко. А вот если заглянуть в нее километров на 1000 внутрь, что мы там увидим? Смотрим на рисунок 28. Выполняем задание №1 в дневнике путешественников. Проверяем правильность выполнения - Сколько слоев имеет земной шар? - Назовите их. Оцениваем свою работу. - На что похожа Земля в разрезе? (Арбуз, яйцо…) _ Какой слой самый толстый? – Какой самый тонкий? - Чем еще различаются слои Земли? (затруднение) Выполняем задание №2 дневника путешественника (по рядам) Выполняем работу парами. (2 минутки) Далее обсудите полученные результаты в 4-ках. Проверяем работу и заполняем недостающие данные в таблице. (Оцените правильность выполнения своей работы) |
Работают с учебником, анализируют информацию, выполняют задания, составляют схему, таблицу, делают выводы |
Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения: организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. Познавательные: научиться воспринимать и анализировать текст. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Предметные результаты: формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах; приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов |
1 мин |
Организует проведение физкультминутки А у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. |
Участвуют в физкультминутке. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. |
Личностные: знание основ здорового образа жизни. |
|
7 мин |
Организуется беседа по рисунку в учебнике, работа с картой, работа в парах и четверках. - Как вы думаете, везде ли толщина земной коры одинакова? (нет) Выполните задание №3 парами. Обсудите в четверках Проверяем результат - Какие виды земной коры выделяют? - Почему их так назвали? - Какой вид земной коры толще? (материковая) - Почему? (потому что состоит их 3 слоев) - Перечислите эти слои (Осадочный слой, гранитный, базальтовый) (Оцените правильность выполнения своей работы) Молодцы! Мы сегодня с вами можем без труда узнать о внутреннем строении Земли. Всегда ли люди об этом знали? - А как они получили эту информацию? (рассматривали обрывы, крутые берега, склоны гор, траншеи, спускались в шахты) - Задание №4. Найдите в тексте: где расположена самая глубокая скважина и какова ее глубина? (Россия, Кольский полуостров, глубина 12 км) (Оцениваем свою работу) - Найдите в атласе физическую карту России - Найдите Кольский полуостров. - Покажите его на стенной карте
Итак, закончилось наше путешествие к центру Земли. Но остался невыясненным небольшой вопрос - Что же такое «литосфера»? Давайте переведем это слово с греческого Выполняем задание №5 в парах Так значит «литосфера» - это земная кора? Нет, ребята. Вспомните, какая оболочка еще у нас твердая (верхняя мантии) - Значит, что же такое литосфера? Это земная кора и верхняя мантии. Запишите в дневнике путешествия. |
Работают в группах с учебником, отвечают на вопросы. Докладывают о результатах работы, заполняют таблицу |
Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения: организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. Познавательные: научиться воспринимать и анализировать текст. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; классифицировать методы изучения живой природы. Предметные результаты: формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах; приобретение опыта использования методов биологической науки |
|
7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
||||
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций.
|
4 мин
|
Организует беседу с учащимися для закрепления нового материала - Молодцы! Прекрасно поработали. Итак, путешествие закончилось. Что мы обязательно должны сделать в конце работы? (вывод). Правильно - Какой же вывод мы делаем сегодня? Смотрим на задачи, которые ставились в начале работы. (Версии детей). Учитель подводит итог, проговаривает вслух и записывает на доске, дети в тетради Выводы: Земля состоит из 3 слоев: земной коры, мантии и ядра. Ядро находится в центре, его радиус 3,5 тыс. км. Оно состоит из железа, температура 60000С. Мантия окружает ядро. Ее толщина – 2,9 тыс. км. Температура 20000С. Верхняя мантия твердая. Земная кора – твердый слой, толщина под океаном 5-10 км, на материке до 80 км. Строение Земли изучают геология и геофизика. Литосфера - это земная кора и верхняя мантии Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на свой дневник путешественника. У нас получилась настоящая исследовательская работа, причем оформленная как у настоящих ученых. - Какие этапы включает в себя научное исследование? (Цель, задачи, методы, сами исследования, выводы) |
Участвуют в беседе. |
Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество. Личностные: мотивировать свои действия. |
8. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону |
||||
Определить уровень усвоения учащимися знаний о химическом составе клетки |
5 мин |
Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы изучили тему урока. Возьмите желтый листочек с заданием. Подпишите фамилию и во втором столбике впишите ответы. Прочитайте предложения и если вы с ними согласны впишите слово «Да», если не согласны – «Нет». Приложение 2. Далее организуется взаимопроверка по эталону |
Выполняют самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону |
Регулятивные: прогнозирование –предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы Личностные: мотивировать свои действия. |
9. Домашнее задание |
||||
Обеспечение понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания |
3 мин |
Задает домашнее задание, комментируя его Всем: п. 9 прочитать, ответить устно на вопросы к параграфу На выбор Изготовьте модель, отражающую внутреннее строение Земли |
Учащиеся записываю задание, прослушивают инструктаж |
Регулятивные Волевая саморегуляция. Оценка своих возможностей, выбор посильного уровня задания. Личностные Адекватное реагирование на трудности. |
10. Этап рефлексии учебной деятельности |
||||
Дать оценку работы учащихся |
3 мин |
Подводит итоги работы, организует заполнение дневника путешественника. Благодарит учащихся за работу на уроке. - Урок наш подходит к концу. В дневнике путешественника заполняем графу «В конце урока». Рисуем смайлик, подходящий под ваше настроение, и оцениваем свои знания и деятельность на уроке. Что необходимо сделать, чтобы повыше подняться в по лесенке? (выучить, повторить) - Молодцы! Спасибо большое всем за работу! Объявляются оценки за урок |
Учащиеся заполняют и сдают карточки оценочные листы. Сравнивают результаты, участвуют в беседе с учителем. |
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
|
Список литературы
География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 5-е издание. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 224 с.: ил.
Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 6 класса общеобразовательных организаций / Н.В. Болотникова. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 240 с
Поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой «География. 6 класс», Т.Н. Воробцова. – Изд «Учитель - АСТ», Вологоград, 2002, 148 с.
Приложения к уроку
Приложение 1
Дневник путешественника
Ученика(цы) 6 класс ________________________________________________
В начале урока |
|
Тема урока
______________________________________________________________
Цель урока:
__________________________________________________________________
Задачи урока:
1_____________________________________________________________
2_____________________________________________________________
3_____________________________________________________________
4_____________________________________________________________
Методы исследования:
________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 1.
Покажите на рисунке внутреннее строение земли. Раскрасьте земную кору зеленым цветом, мантию – желтым, ядро – красным.
Оценка:
Задание 2. Заполните таблицу
|
Название слоя |
Размер слоя |
Состав слоя |
Температура слоя |
1 ряд |
|
|
|
|
2 ряд |
|
|
|
|
3 ряд |
|
|
|
|
Оценка:
Задание 3. Используя рисунок 30 и текст учебника заполните таблицу
Вид земной коры |
Количество слоев |
Толщина |
|
|
|
|
|
|
Оценка:
Задание 4. Заполните пропуски в тексте.
Самая глубокая шахта находится в _______________. Она располоена на __________________________ полуострове. Её глубина _____ км.
Оценка:
Задание 5.
«Литосфера» - слово греческого происхождения. Состоит из 2 частей, в переводе означает:
«Литос» ____________________________________________
«Сфера» ____________________________________________________
Литосфера – это___________________________________________________
_______________________________________________________________
Оцените свое настроение в конце урока
В конце урока
|
|
Оцените с помощью любого знака
5 |
|
4 |
|
3 |
|
2 |
|
1 |
|
5 |
|
4 |
|
3 |
|
2 |
|
1 |
|
Деятельность на уроке Знания
Приложение 2.
Самостоятельная работа
Игра «Да – Нетка» (5 мин)
№ |
Вопрос |
Ответ (Да – Нет) |
1 |
Земля состоит из 3 слоев. |
|
2 |
В центре Земли расположена ядро |
|
3 |
Самый мощный слой Земли - мантия |
|
4 |
Толщина материковой земной коры составляет 5-10 км. |
|
5 |
Литосфера – это твердая оболочка, состоящая из земной коры и верхней мантии |
|
Эталон проверки
1 – да; 2 – да; 3 – нет; 4 – нет; 5 – да
Оценка
«5» - 5 правильных ответов
«4» - 4 правильных ответа
«3» - 3 правильных ответа
Если ответов меньше, то значит стоит доработать тему дома.