Технологическая карта урока географии в 6 классе «Строение земного шара»

2
0
Материал опубликован 25 July 2019 в группе

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ

(Урок подготовила – учитель географии МКОУ ОШ №7 г. Приволжска Светлова Е.А.)

 

Тема урока

Строение земного шара

Класс

6 класс

Учебник

География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Вид урока

Урок - путешествие

Цель урока

Содержательная: сформировать знания о внутреннем строении Земли, о методах ее изучения

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Информационно-технологические

ресурсы

Презентация, глобус, учебник, листы путешественника

Методы и формы

обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные понятия темы

Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

- знать внутреннее строение Земли, особенности ее слоев, методы изучения внутреннего строения Земли, определение терминов, понятий по тематике урока;

- уметь составлять и выделять особенности внутренних слоев Земли; составлять описания процесса изучения человеком земных недр; показывать на картах расположение самой глубокой скважины в мире; определять состав литосферы

Познавательные.

- находить достоверные сведения в источниках географической информации;

- анализировать и обобщать тематическую информацию;

- уметь выделять главное, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы;

- формулировать выводы, определять понятия;

- строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные:

- определять цель, проблему, в процессе деятельности;

- выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

- планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации;

- оценивать способы и степень достижения цели;

- самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные:

- излагать свое мнение;

- аргументируя его и подтверждая фактами;

- понимать позицию другого; различать в речи другого мнения, доказательства;

- корректировать свое мнение;

- создавать устные и письменные тексты;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения;

- организовывать работу в паре, группе;

- разрешать конфликты.

Личностные:

- аргументировано оценивать свои и чужие поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

- осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их;

- понимать эмоциональное состояние других;

- осознавать и проявлять себя гражданином.

- осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него;

- сформировать учебно-познавательный интерес к изучению географии;

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

- уважи­тельно относиться к учителю и одноклассникам.

- понимать значение слоев земли для человека.

 


 

Карта урока

 

Задачи этапа

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный этап

Создание благоприятный психологический настрой на работу, включение учащихся в учебную деятельность

1 мин

 

 

 

 

Приветствие. Включение в деловой ритм. Проверка готовности обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята.

Прозвенел для нас звонок - начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

 

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, на восприятие темы.

Определяют свою готовность к уроку

 

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Этап мотивации к учебной деятельности учащихся

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

 

1 мин

 

 

 

Мотивирует учащихся к учебной деятельности, организует работу с дневником путешественника

- Посмотрите на наш класс. На стене вы видите портреты людей. Кто они? (известные географы, ученые, путешественники)

- А кого называют путешественником? (людей, которые изучают новые территории, создают карты и описание новых земель, природы, людей, их деятельности)

- А вы хотите быть путешественниками? (Да)

- Сегодня вам представится такая возможность – вы будете в роли путешественников и, возможно, сделаете свои первые открытия.

Все расселись по местам, никому не тесно, 

По секрету вам скажу: "Будет интересно!”

Возьмите, пожалуйста, листы у вас на столах (Приложение 1), подпишите их и в графе «Начало урока» нарисуйте в виде смайлика свое настроение.

Включаются в учебную деятельность, участвуют в беседе, заполняют дневник путешественника

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

3. Этап актуализации знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

2 мин

 

 

 

 

 

Учитель организует беседу на основании знаний, полученных на предыдущих уроках и из личного опыта.

Проводит демонстрационный опыт

- Итак, сегодня мы будем учеными - путешественниками. Перечислите, пожалуйста, научные методы получения информации, которыми пользуются ученые (наблюдение, измерение, описание, сравнение, моделирование, картография)

- А теперь посмотрите, что у меня в руках? (Глобус)

- Что такое глобус? (Модель земного шара)

- Что мы можем узнать о нашей планете, глядя на глобус?

- Для характеристики нашей планеты используют термин «Литосфера». Что он обозначает? (затруднение в ответе)

 

Участвуют в беседе по повторению, наблюдают демонстрацию опыта учителем, определяют метод исследования, анализируют результат, делают выводы

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; умение полно и точно выражать свои мысли; 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: формирование интеллектуальных умений (выделять главное, сравнивать, строить рассуждения, обобщать).

4. Этап целеполагания

Обеспечение выработки и принятие учащимися целей урока

3 мин

 

 

 

 

Вместе с учащимися определяет тему урока, его цель и задачи; акцентирует внимание на значимость темы.

- Что мы должны знать, чтобы ответить на этот вопрос? (версии детей).

Чтобы ответит на этот вопросы, мы сегодня мы отправляемся в необычное путешествие – вглубь Земли. Любые путешественники в походе ведут записи в дневнике. Мы сегодня тоже это будем сделать.

- Что же сегодня мы будем изучать на уроке? (версии детей)

Учитель записывает тему на доске, ребята в дневнике путешественника.

Тема урока «Строение земного шара»

Все ученые проводят свои исследования в строго определенном порядке. Сначала надо сформулировать цель исследования. Давайте вместе подумаем, что же мы сегодня будем изучать (версии детей). Учитель анализирует ответы детей, дополняет, корректирует, проговаривает и записывает на доске

Цель: изучить внутреннее строение Земли.

Разбиваем цель на отдельные части и формулируем задачи нашего путешествия (версии детей). Учитель пишет на доске

Задачи:

1. Узнать из каких слоев состоит Земли

2. Выяснить особенности этих слоев

3. Познакомиться с науками, изучающими строение Земли.

4. Выяснить, что такое литосфера.

Определяют тему и цель урока. Записывают тему урока в рабочую тетрадь по биологии. Выдвигают предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.       

Регулятивные: целеполагание

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

 

5. Этап выявления места и причины затруднения и построения плана выхода из затруднения

Фиксация места и причины затруднения Построение плана устранения возникшего затруднения.

4 мин

 

 

 

 

 

 

 

Организует беседу с классом для выявления затруднений в теме и работу с дневником путешествия. Организует беседу для построения плана выхода из затруднения

Постановка проблемы «Что такое литосфера?» (выдвижение гипотез).

- Хотите узнать? (да).

- Что же нам для этого нужно сделать? (прочитать параграф, послушать рассказ учителя, посмотреть в Интернете и т.д.)-

Какие методы мы будем использовать для того, чтобы ответит на этот вопросы? (ответы детей). Учитель, корректируя ответы, пишет на доске

Методы исследования: работа с текстом учебника, рисунками, картами атласа.

Участвуют в беседе, определяют методы, необходимые для дальнейшей работы, выявляют причины затруднений, работают с дневником путешествия. Намечают план выхода из затруднения

Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, определять цели и задачи урока, планировать свою деятельность для достижения цели

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Познавательные осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

6. Реализация построенного плана

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

7 мин

 

 

 

 

 

 

Организует работу учащихся

Вся жизнь человека проходит на поверхности нашей планете. Мы по ней ходим, бегаем, ездим на машинах. Иногда мы ее даже копаем, но неглубоко. А вот если заглянуть в нее километров на 1000 внутрь, что мы там увидим?

Смотрим на рисунок 28. Выполняем задание №1 в дневнике путешественников.

Проверяем правильность выполнения

- Сколько слоев имеет земной шар?

- Назовите их.

Оцениваем свою работу.

- На что похожа Земля в разрезе? (Арбуз, яйцо…)

_ Какой слой самый толстый?

Какой самый тонкий?

- Чем еще различаются слои Земли? (затруднение)

Выполняем задание №2 дневника путешественника (по рядам)

Выполняем работу парами. (2 минутки)

Далее обсудите полученные результаты в 4-ках.

Проверяем работу и заполняем недостающие данные в таблице. (Оцените правильность выполнения своей работы)

Работают с учебником, анализируют информацию, выполняют задания, составляют схему, таблицу, делают выводы

Коммуникативные:

участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения:

организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Познавательные: научиться воспринимать и анализировать текст. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Предметные результаты:

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах; приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов

1 мин

Организует проведение физкультминутки

А у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Участвуют в физкультминутке. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Личностные: знание основ здорового образа жизни.

7 мин

Организуется беседа по рисунку в учебнике, работа с картой, работа в парах и четверках.

- Как вы думаете, везде ли толщина земной коры одинакова? (нет)

Выполните задание №3 парами. Обсудите в четверках

Проверяем результат

- Какие виды земной коры выделяют?

- Почему их так назвали?

- Какой вид земной коры толще? (материковая)

- Почему? (потому что состоит их 3 слоев)

- Перечислите эти слои (Осадочный слой, гранитный, базальтовый)

(Оцените правильность выполнения своей работы)

Молодцы!

Мы сегодня с вами можем без труда узнать о внутреннем строении Земли. Всегда ли люди об этом знали?

- А как они получили эту информацию? (рассматривали обрывы, крутые берега, склоны гор, траншеи, спускались в шахты)

- Задание №4. Найдите в тексте: где расположена самая глубокая скважина и какова ее глубина? (Россия, Кольский полуостров, глубина 12 км) (Оцениваем свою работу)

- Найдите в атласе физическую карту России

- Найдите Кольский полуостров.

- Покажите его на стенной карте

 

Итак, закончилось наше путешествие к центру Земли. Но остался невыясненным небольшой вопрос

- Что же такое «литосфера»?

Давайте переведем это слово с греческого

Выполняем задание №5 в парах

Так значит «литосфера» - это земная кора?

Нет, ребята. Вспомните, какая оболочка еще у нас твердая (верхняя мантии)

- Значит, что же такое литосфера? Это земная кора и верхняя мантии. Запишите в дневнике путешествия.

Работают в группах с учебником, отвечают на вопросы. Докладывают о результатах работы, заполняют таблицу

Коммуникативные:

участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения:

организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Познавательные: научиться воспринимать и анализировать текст. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

классифицировать методы изучения живой природы.

Предметные результаты:

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах; приобретение опыта использования методов биологической науки

7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций.

 

4 мин

 

 

 

 

 

 

 

Организует беседу с учащимися для закрепления нового материала

- Молодцы! Прекрасно поработали.

Итак, путешествие закончилось. Что мы обязательно должны сделать в конце работы? (вывод). Правильно

- Какой же вывод мы делаем сегодня? Смотрим на задачи, которые ставились в начале работы. (Версии детей). Учитель подводит итог, проговаривает вслух и записывает на доске, дети в тетради

Выводы:

Земля состоит из 3 слоев: земной коры, мантии и ядра.

Ядро находится в центре, его радиус 3,5 тыс. км. Оно состоит из железа, температура 60000С. Мантия окружает ядро. Ее толщина – 2,9 тыс. км. Температура 20000С. Верхняя мантия твердая. Земная кора – твердый слой, толщина под океаном 5-10 км, на материке до 80 км.

Строение Земли изучают геология и геофизика.

Литосфера - это земная кора и верхняя мантии

Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на свой дневник путешественника. У нас получилась настоящая исследовательская работа, причем оформленная как у настоящих ученых.

- Какие этапы включает в себя научное исследование? (Цель, задачи, методы, сами исследования, выводы)

Участвуют в беседе.

Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои действия.

8. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону

Определить уровень усвоения учащимися знаний о химическом составе клетки

5 мин

Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону

А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы изучили тему урока. Возьмите желтый листочек с заданием. Подпишите фамилию и во втором столбике впишите ответы. Прочитайте предложения и если вы с ними согласны впишите слово «Да», если не согласны – «Нет». Приложение 2.

Далее организуется взаимопроверка по эталону

Выполняют самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону

Регулятивные: прогнозирование –предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы

Личностные: мотивировать свои действия.

9. Домашнее задание

Обеспечение понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания

3 мин

Задает домашнее задание, комментируя его

Всем: п. 9 прочитать, ответить устно на вопросы к параграфу

На выбор

Изготовьте модель, отражающую внутреннее строение Земли

Учащиеся записываю задание, прослушивают инструктаж

Регулятивные

Волевая саморегуляция.

Оценка своих возможностей, выбор посильного уровня задания.

Личностные

Адекватное реагирование на трудности.

10. Этап рефлексии учебной деятельности

Дать оценку работы учащихся

3 мин

Подводит итоги работы, организует заполнение дневника путешественника.

Благодарит учащихся за работу на уроке.

- Урок наш подходит к концу. В дневнике путешественника заполняем графу «В конце урока». Рисуем смайлик, подходящий под ваше настроение, и оцениваем свои знания и деятельность на уроке. Что необходимо сделать, чтобы повыше подняться в по лесенке? (выучить, повторить)

- Молодцы! Спасибо большое всем за работу! Объявляются оценки за урок

Учащиеся заполняют и сдают карточки оценочные листы. Сравнивают результаты, участвуют в беседе с учителем.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

 


 

Список литературы

География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 5-е издание. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 224 с.: ил.

Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 6 класса общеобразовательных организаций / Н.В. Болотникова. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 240 с

Поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой «География. 6 класс», Т.Н. Воробцова. – Изд «Учитель - АСТ», Вологоград, 2002, 148 с.


 


 


 


 

 

 

Приложения к уроку

Приложение 1

Дневник путешественника

 

Ученика(цы) 6 класс ________________________________________________

 

В начале урока

 

 

 

 

 

 

Тема урока

______________________________________________________________

Цель урока:

__________________________________________________________________

Задачи урока:

1_____________________________________________________________

2_____________________________________________________________

3_____________________________________________________________

4_____________________________________________________________

Методы исследования:

________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 1.

Покажите на рисунке внутреннее строение земли. Раскрасьте земную кору зеленым цветом, мантию – желтым, ядро – красным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка:

 

 

 

Задание 2. Заполните таблицу

 

Название слоя

Размер слоя

Состав слоя

Температура слоя

1 ряд

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ряд

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ряд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка:

 

 

 

 

 

Задание 3. Используя рисунок 30 и текст учебника заполните таблицу

Вид земной коры

Количество слоев

Толщина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка:

 

 

 

 

 

Задание 4. Заполните пропуски в тексте.

Самая глубокая шахта находится в _______________. Она располоена на __________________________ полуострове. Её глубина _____ км.

 

Оценка:

 

 

 

 

 

Задание 5.

«Литосфера» - слово греческого происхождения. Состоит из 2 частей, в переводе означает:

«Литос» ____________________________________________

«Сфера» ____________________________________________________

 

Литосфера – это___________________________________________________

_______________________________________________________________

 

Оцените свое настроение в конце урока 

В конце урока

 

 

 

 

 

 

 

Оцените с помощью любого знака

5

 

4

 

3

 

2

 

1

 

 

5

 

4

 

3

 

2

 

1

 

 

 

Деятельность на уроке Знания

 

 

Приложение 2.

 

 

Самостоятельная работа

Игра «Да – Нетка» (5 мин)

 

Вопрос

Ответ (Да – Нет)

1

Земля состоит из 3 слоев.

 

2

В центре Земли расположена ядро

 

3

Самый мощный слой Земли - мантия

 

4

Толщина материковой земной коры составляет 5-10 км.

 

5

Литосфера – это твердая оболочка, состоящая из земной коры и верхней мантии

 

Эталон проверки

1 – да; 2 – да; 3 – нет; 4 – нет; 5 – да

Оценка

«5» - 5 правильных ответов

«4» - 4 правильных ответа

«3» - 3 правильных ответа

Если ответов меньше, то значит стоит доработать тему дома.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.