План-конспект урока по географии в 6 классе «Строение атмосферы»
МБОУ Чупалейская ОШ
План-конспект урока
по географии
в 6 классе МБОУ Чупалейской ОШ
на тему «Строение атмосферы»
Разработала: Вдовина Вера Семёновна
учитель географии 1 кв.категория
Выкса, 2018
Тема урока: Строение атмосферы.
Тип урока: изучение нового материала
Технология урока:
Цель урока: формировать понятия атмосфера, газовый состав атмосферы, строение атмосферы; ознакомиться с историей изучения атмосферы.
Задачи:
Изучить понятие «Атмосфера».
Сформировать представление о газовом составе атмосферы.
Сформировать представление о строении атмосферы в частности о каждом её слоях.
Ознакомиться с историей изучения атмосферы.
Планируемые образовательные результаты:
На предметном уровне: дать определения терминов, понятий по тематике урока; называть состав атмосферы; описывать свойства и особенности строения атмосферы; определять роль процесса изучения атмосферы для повседневной жизни и хозяйственной деятельности человека; трансформировать географическую информацию из одного вида представления в другой.
На метапредметном уровне:
Познавательные. Находить достоверные сведения в источника географической информации; анализировать ( в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематическую информацию, формулировать выводы; определять понятия; строить логические обоснованные рассуждения.
Регулятивные. Определять цель, проблему в процессе деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации, оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки.
Коммуникативные. Излагать своё мнение ( в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде ( в т.ч. вести диалог с автором текста); различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, догматы, теории; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно; осознано использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.
Личностные. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции; адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей , осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор; осознавать и проявлять себя гражданином России.
На личностном уровне: Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; форсированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание закономерностей изменения атмосферного давления во времени и пространстве, влияния атмосферного давления на здоровье человека; понимание и принятие процедуры инструментального определения атмосферного давления.
Основные термины, понятия: Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, мезосфера, термосфера, воздух, метеорология, метеостанция, зонд, метеорологические ракета и спутник.
Оборудование: Учебник, таблицы «Составные части воздуха», «Строение атмосферы», компьютер, медиапроектор.
План урока:
Актуализация знаний (5 мин.).
Создание проблемной ситуации (2 мин.).
Целеполагание (3 мин.).
Планирование (5 мин.),
Открытие нового знания(15мин.).
Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания (10мин.).
Рефлексия/итог урока (3мин).
Домашнее задание (2мин).
Ход урока:
Ход урока |
||
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Актуализация знаний Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; • развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; • формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. |
Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. - Ребята, давайте вспомним какие оболочки Земли мы, уже изучили и знаем? -Задумывались ли вы когда-либо, почему существует жизнь на Земле? -Почему она единственная из планет Солнечной системы имеет такое количество растений и животных? -Почему существует человечество? -Почему не погибло оно под смертоносным излучением невидимой энергии Вселенной? Причиной всего этого является оболочка, которую мы сегодня и начинаем изучать. Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Следовательно, тема нашего урока — "Атмосфера и ее строение". Изучая ее, мы расширим знание об атмосфере, рассмотрим ее строение и влияние человека на эту оболочку. Слайд 1. |
Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения - Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум) - Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть) Записывают тему урока и определение «Атмосфера» (стр. 100-101). Слайд 2. |
2. Создание проблемной ситуации |
Создает для учеников проблемную ситуацию , задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их! -Сможем ли мы с вами подняться на воздушном шаре на высоту 20 км без вреда здоровью? Слайд 3. |
Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его |
3.Целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа. Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; • овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов; • формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения; |
Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности. -Ребята, что необходимо нам узнать, чтобы найти ответ на проблемный вопрос? |
Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности. Ответы учеников: -Каков современный состав воздуха атмосферы? Изменяются с высотой свойства атмосферного воздуха? Какую мощность имеет атмосфера и строение?(стр.101) Слайд4,5. |
4. Планирования. Основные задачи учителя.Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; • определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах; |
Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план. Давайте обратимся к ЭОР (демонстрация строения атмосферы и состава воздуха) http://fcior.edu.ru/card/22535/atmosfera-zemli-ee-sostav-i-stroenie.html Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание? |
Работа в группах. Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания. |
5."Открытие" нового знании. Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; • воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; • формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; • овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов: • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах: • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь; |
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового об атмосфере? - Каково влияние газового состава атмосферы на разнообразие жизни на Земле? (групповая форма работы) |
Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие". Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. |
6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. |
Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. - Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске) -Выполните задания: 1. Какова высота горы, если у ее подножия температура +260 С, а на вершине -100 С? 2.Какова температура воздуха на Памире, если в июле у подножия она составляла +360 С? Высота Памира 6км. Слайд 6. -Каждый день по телевидению мы слышим метеопрогноз, кто этим занимается и для чего? Материал о современных метеостанциях. Прочитать в учебнике станица 104. Дополнительная информация из ЭОР. http://fcior.edu.ru/card/22535/atmosfera-zemli-ee-sostav-i-stroenie.html |
Вступают в диалог, аргументировано предлагают ответ на полученное задание (пассивных можно вытаскивать фразами «объясни, как ты понял, что сказал Миша..» Делают вывод, что на воздушном шаре подняться на высоту 20 км, без вреда здоровью нельзя, так как там воздух очень разряжен, кислорода мало, человек может погибнуть; кроме того на этой высоте отрицательная температура, которая приведет к переохлаждению и гибели человека. Выполняют задания на новый материал (всем классом) - Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме Вступают в диалог, аргументировано предлагают ответ на полученное задание Комментированное чтение материала. Выступление заранее подготовленного докладчика о современном загрязнении воздуха. |
7.Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя:Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. |
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? Повторим главное в учебнике - страница 105. - Используя свои новые знания выполним задания в учебнике на странице 105-106. Каждый выберет себе одно задание и даст полный ответ. |
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы. Выполняют индивидуально задания. |
8. Домашнее задание: §15, выполнить практическое задание на странице 106. Составить задания на нахождение температуры воздуха с изменением высоты ( по желанию). Слайд 7. |
Список использованной литературы:
Болотникова Н.В. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 6 класса общеобразовательных организаций/Н.В. Болотникова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 240с. – (Инновационная школа).
Домогацких Е.М.,Алексеевский Н.И. Географии: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций/ Е.М. Домогацких.,Алексеевский Н.И.- 5 – е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 224с.: ил. – (Инновационная школа).
http://fcior.edu.ru/card/22535/atmosfera-zemli-ee-sostav-i-stroenie.html
http://fcior.edu.ru/card/22535/atmosfera-zemli-ee-sostav-i-stroenie.html
Самоанализ урока
Урок по теме «Атмосфера» построен в соответствии с программными требованиями. Это первый урок в разделе «Атмосфера».
На уроке я поставила общую дидактическую цель: создать условия для осознания и осмысления информации об атмосфере, её строении, составе и значении, которая реализовывалась через решение следующих задач:
Задачи:
образовательные – углубить знания об атмосфере, изучить состав воздуха, строение атмосферы и характеристики слоев, значение атмосферы для природы Земли;
развивающие – развивать универсальные учебные действия: умение самостоятельно ставить цели и планировать работу, работать с учебником, анализировать, делать выводы;
воспитательные – воспитывать интерес к географии, чувство сопереживания, взаимопомощи, нравственно-этические качества личности, культуру поведения. продолжить формирование экологического мышления и интереса к естественным наукам, развивать умение работать в парах, давать оценку работы товарищей и самооценку
Цели и задачи урока сформулированы с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом цикле.
Для наиболее успешного достижения поставленных целей урок был организован следующим образом. На начальном этапе для повышения мотивации учащимся был представлен материал позволяющий осуществить переход к изучению нового материала.
В течение урока давались задания как репродуктивного характера: перескажи, вспомни, так и продуктивного характера: найди, докажи (что атмосфера является оболочкой жизни; что тропосфера является «фабрикой погоды»), объясни (почему в нижних слоях стратосферы пролегают пути современных самолётов), сравни (слои атмосферы).
На уроке использовалась как индивидуальная, так и групповая форма организации работы, что повысило учебную и познавательную мотивацию у учащихся. Групповая форма работы значительно снизила уровень тревожности у детей, страх оказаться неуспешным.
Использование на уроке компьютера позволяло не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержала весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволило увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.
Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, в самом построении урока (Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности). А мультимедийное оборудование использовалось в соответствии с требованиями гигиены зрения.
На заключительном этапе были подведены итоги, для оценки успешности каждого ребенка, мною была проведена рефлексия - объективное оценивание самого себя. Данный вид работы создает ситуацию успеха на уроке, помогает учителю оценить каждого ребенка на уроке, а обучающимся почувствовать свою значимость и успешность.
Дифференцированное домашнее задание, позволит ребёнку выбрать задание, с которым он справится и сможет проявить себя творчески.
Этапы урока были выделены в соответствии типа урока и имели логические переходы, которые осуществлялись с помощью проблемных вопросов (почему же воздух так необходим? почему атмосферу называют оболочкой жизни?) Все этапы выдержаны во времени. Осуществлялась смена видов деятельности учащихся на уроке: беседа, индивидуальная работа. Используемые методы и приёмы (словесные, наглядные, практические) адекватны задачам, их сочетание оптимально стимулировало познавательную деятельность учащихся, при этом были учтены индивидуальные и возрастные особенности.
Цели и задачи были сформулированы чётко. На протяжении всего урока прослеживалось достижение цели
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 6 класса Урок был направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные
• Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
• Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Метапредметные:
регулятивные УУД
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
познавательные УУД
• Смогут находить находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов
• определять свое отношение к природной среде;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
коммуникативные УУД
• Получат возможность формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: играть определенную роль в совместной деятельности;
• Получат возможность формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью
• делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения
Предметные
• Дадут определение понятию «Атмосфера»; расскажут какое строение она имеет и состав; определят состав воздуха и его значение для жизни на Земле;
• научатся ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;
• научатся использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
• научатся представлять в различных формах (в виде, таблицы, диаграммы, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
В течение урока старалась, чтобы ответил хотя бы по одному разу каждый ученик. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока в целом выполнен.
Считаю, что цель, поставленная на уроке, достигнута. Все ученики получили возможность осознать и усвоить информацию об атмосфере, её строении, составе и значении.