Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег Воспитателю необходимо следовать за ребенком, а не вести его за собой. Патрик О’Рурк
Структура, формы, содержание занятия (соответствие требованиям ФГОС) для воспитателей коррекционных школ, детских домов ГКОУ «Шадринская школа-интернат №11» Кошелева С.Ю., воспитатель 2018-2019 учебный год
С введением ФГОС происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером. Конспект – основной документ воспитателя, без которого не может состояться ни одна организованная деятельность! Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития школьников и быть МЕТОДИЧЕСКИ ГРАМОТНЫМ.
Занятие ??? Непосредственно образовательная деятельность НОД Организованная образовательная деятельность ООД Образовательная ситуация ОС
Обобщенная структура ООД ООД по житейским умениям и навыкам ООД по внеклассному чтению ООД по развитию речи ООД по дополнительному образованию Конкретная область реализации (Вид ) Направление деятельности по программе Сообщение новых знаний; расширение знаний; закрепление знаний, умений, навыков; обобщение и систематизация; итоговое; комбинированное (смешанное, объединенное); комплексное; интегрированное (по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития, по тематическому принципу). Тема Пишется кратко.
Интеграция образовательных областей Первой указывается основная образовательная область, а в скобках указываются другие образовательные области, включённые в данное занятие. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания школьного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Принцип интеграции образовательных областей обеспечивает школьнику целостное восприятие окружающего мира. «Физическое развитие» - двигательная деятельность; «Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность; «Познавательное развитие» - познавательно-исследовательская деятельность; «Речевое развитие» - коммуникативная деятельность ; «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность; «Самообслуживание».
Способствовать, знакомить, закрепить, обобщить, расширить, уточнить, систематизировать, совершенствовать и т. п. какие-либо программные знания, умения, навыки. Программное содержание (задачи) Обучающие Коррекционно-развивающие Воспитывающие Цель ??? Развивать, формировать , обогащать, систематизировать , создавать условия, стимулировать . Воспитывать, способствовать, приобщать. Конечный результат работы с детьми; то, чего педагог хочет достичь, к чему он стремится.
Форма проведения Работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей. Формы организации детской деятельности Методы и приемы Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный метод Проблемный метод Частично-поисковый Исследовательский (по М. Н. Скаткину и И. Я. Лернер) Материалы и оборудование Словарная работа Активный и пассивный словарь. Индивидуальная работа Какая, с кем, в какой части занятия.
Структура и методические приемы Вводно- организационный этап (часть) 3-5 минут Организационный момент Проверка готовности Эмоционально-психологический настрой Правила посадки Упражнение на внимание Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Тренажер для зрения Фонетическая разминка Мотивационный момент (сюрпризный момент, проблемная ситуация для постановки цели ) Мотивация игровая Мотивация общения Мотивация личной заинтересованности
Основной этап (часть) 20 минут (последовательное решение всех поставленных задач с описанием основных форм и методов, постановка целей самостоятельной работы детей и т.д.) Предусмотреть: смену видов деятельности; степень активности детей; организацию практической деятельности; активизацию и обогащение творческого воображения, мышления, памяти и речи; динамическую паузу (физкультминутку). Активизации мышления детей и образованию суждений способствуют вопросы. Поисковые вопросы: где? куда? откуда? как? когда? какой? (развивают наблюдательность и внимание). Проблемные вопросы: почему? зачем? что было бы, если бы? (связаны с развитием логического мышления).
Заключительный этап (часть) 3-5 минут Подведение итогов занятия: воспроизведение нового в типовой ситуации; оценка деятельности воспитанников; определение перспективы полученных компетенций ; (что нового узнали, где это пригодится) фиксация в речи детей нового знания или способа действия. Рефлексия - навыки самоконтроля, самооценки рефлексия настроения и эмоционального состояния рефлексия деятельности Релаксация – расслабление организма визуальная мышечная Создание благоприятного эмоционального состояния (интерес к данной теме посредством поручений, рекомендаций, советов) Выход в другой вид деятельности
Направление деятельности, вид, тема, класс Программное содержание Форма проведения Форма организации деятельности Методы и приемы Словарная работа Индивидуальная работа Материалы и оборудование Ход занятия Вводно-организационный этап Основной этап Заключительный этап Список использованных источников Приложение Структура конспекта занятия
Спасибо за внимание! Творческих успехов!