В мире есть две сложные вещи –
воспитывать и управлять.
И. Кант
Цель воспитания –
научить наших детей
обходиться без нас.
Эрнст Легуве
Структура, формы, содержание
воспитательного мероприятия
(соответствие требованиям ФГОС)
для воспитателей коррекционных школ, детских домов
ГКОУ «Шадринская школа-интернат №11»
Кошелева С.Ю., воспитатель
2018-2019 учебный год
Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе образовательного учреждения.
Мероприятие – это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Этапы подготовки и проведения
Подготовительный этап
Диагностика интересов и склонностей школьников;
актуальность темы мероприятия.
Определение концепции (идея, замысел),
цели и задач мероприятия.
Выбор форм, методов и приемов
с учетом возрастных особенностей воспитанников.
Распределение оптимальной занятости воспитанников
на каждом этапе подготовки и проведения.
Организационный этап
Подбор фактического тематического материала –
по содержательности и актуальности.
Планирование этапов мероприятия:
построение логической последовательности хода
и логической завершенности
в соответствии с поставленной целью мероприятия.
Подбор технического оснащения и материалов,
изготовление наглядности, реквизита и оформления зала.
Просчет продолжительности мероприятия:
в младших классах 30 минут, в старших до 1,5 часов.
Подбор аудитории:
специалисты, родители, учащиеся других классов и т.д.
Основной этап
Проведение воспитательного мероприятия
Применение
Современных воспитательных технологий
Дифференцированных и интегрированных подходов
Принципов воспитания
Заключительный этап
Анализ состоятельности данного мероприятия
Подведение итогов
Создание ситуации успеха для каждого ребенка и психологического климата в детском объединении
Педагогический самоанализ и анализ мероприятия
Современные
воспитательные технологии
технология проектного обучения
личностно-ориентированная технология
технология здоровьесберегающая
технология учебной деловой игры
технология развития критического мышления
технология КТД И. П. Иванова
технология проведения учебных дискуссий
тьюторство – технология педагогической поддержки
технология создания ситуации успеха
шоу-технологии
ситуативные технологии
Подробная структура
воспитательного мероприятия
Отражается тема мероприятия, которая должна быть лаконична, привлекательна и точно отражать содержание
«Страна глухих»
«Формула успеха»
«Об одежде в шутку и всерьез»
«Краски осени»
«Мамы разные важны»
Актуальность
темы
Название
мероприятия
Отражается почему или в связи с чем выбрана данная тема для проведения воспитательного мероприятия.
Формулируется как общее направление мероприятия, это идеальный конечный результат. Должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень достижения и содержать триединую цель в развитии, обучении, воспитании в виде одного предложения.
Сохранение и укрепление здоровья детей через…
Оказание психологической помощи обучающимся в…
Выявление одаренных, талантливых детей …
Углубление знаний, умений воспитанников в области экологии, через конкурсно - игровую программу…
Формирование познавательного интереса к…
Обогащение знаний обучающихся в области…
Цель
В них должны быть различимы пути достижения заявленного результата.
Должны быть четкими, направленными
на развитие конкретных качеств воспитанников,
отражать содержание мероприятия.
Расширять и закреплять знания детей о правовой системе Российского государства
Развивать умение наблюдать за объектами живой природы, выделять характерные особенности …
Развивать умение произносить слова в заданном ритме.
Воспитывать чувство ответственности, взаимовыручки.
Задачи
Обучающие
Коррекционно-развивающие
Воспитывающие
Форма
проведения
мероприятия
Дискуссионные формы
Диспут, дискуссия, дебаты, беседа, конференция, встреча, круглый стол, гостиная, салон, лекторий.
Формы состязательного характера
Викторина, КВН, брейн-ринг, смотр, турнир,
презентация, эстафета, олимпиада.
Творческие формы
Праздник, фестиваль, выставка, концерт, акция,
спектакль, сказка, фантазия, бенефис, мастер-класс.
Формы психологического просвещения
Тренинг, арт-терапия, семинар-практикум.
Познавательные формы
Устный журнал, реклама, поход, экскурсия, проект.
Игровые формы
Ролевые игры, интеллектуальные игры, деловые игры,
настольные игры, интерактивные игры.
Организуя с детьми любую форму проведения мероприятий,
важно не повторяться, уходить от шаблонов, никого не копировать, искать свою «изюминку» мероприятия.
Основу классификации Щурковой Н.Е. составляют воспитательные мероприятия духовно-нравственной ориентации: волшебный стул, социодрама, разброс мнений, публичная лекция, пять минут с искусством, философский стол, театр-экспромт, турнир знатоков этикета, дискуссионные качели, диалог с веком, путешествие в свое прошлое, день добрых сюрпризов, этический тренинг, свободный разговор и др.
В основу классификации Куприянова Б.В. положена процедура передвижения участников воспитательного процесса.
«Статичные» (представления): линейка, защита проектов, представление.
«Статически-динамические» (созидание-гуляние): ярмарка, дискотека, «посиделки», субботник, ситуационно-ролевая игра, продуктивная (инновационная) игра.
«Динамико-статичные» (путешествие).
Беседа, отгадывание загадок, мини-викторина, элементы театрализации, моделирование, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый и др.
Методы и приемы
Материалы и
оборудование
Карточки с заданиями, загадками; живые объекты, маршрутные карты, специальный наглядный и дидактический материал, презентация, аудио и видеоаппаратура, фотоаппарат, плакат-кроссворд , обручи, плотный картон, линейка, ножницы и др.
Оформление
зала
Оформляется в соответствии с темой и спецификой воспитательного мероприятия.
Подготовительная
(предварительная)
работа
Если была.
Словарная работа
Активный и пассивный словарь.
Ход мероприятия
(праздника, конкурса, игры и др.)
Вводно- организационный этап (часть) 3-5 минут
Цель: проверка готовности, переключение и активизация детей на другой вид деятельности, создание положительного эмоционального настроя, расположение к воспитательному воздействию, попытка
«перебросить мостик» от личного опыта ребенка к теме мероприятия.
Основной этап (часть) 20-50 минут
Цель: реализация основной цели и главных воспитательных задач мероприятия.
+ Динамическая пауза (физкультминутка)
Заключительный этап (часть) до 10 минут
Цель: подведение итогов, создание ситуации успеха, выяснение уровня реализации цели мероприятия, настрой детей на практическое применение приобретенного опыта в жизни.
Тема: «Название»
Актуальность
Цель
Задачи
Форма проведения
Методы и приемы
Словарная работа
Материалы и оборудование
Оформление
Подготовительная работа
Ход мероприятия
Вводно-организационный этап
Основной этап
Заключительный этап
Список использованных источников
Приложение
Структура
воспитательного мероприятия
Титульный лист
Главное управление образования Курганской области
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Шадринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №11 I,V видов»
Шадринск
2017-2018 учебный год
Кошелева С.Ю., воспитатель
Воспитательное мероприятие
для воспитанников 2 А класса
Таким образом, воспитательные мероприятия чаще всего являются открытыми или показательными и представляют собой этапы большой работы, проводимой педагогами, а иногда и воспитанниками учреждения.
Поэтому ответственность, лежащая на организаторах мероприятия очень велика, ведь от того, как проходят мероприятия чаще всего судят об эффективности воспитательной работы в учреждении.
Спасибо за внимание!
Творческих
успехов!
Кучуганова Любовь Александровна
Кошелева Светлана Юрьевна