Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий

1
0
Материал опубликован 30 December 2015 в группе

Основная цель подгрупповых занятий — первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 3—4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.

На занятиях осуществляется:

• закрепление навыков произношения изученных звуков;

• отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

• звуковой анализ и синтез слов, состоящих из пра­вильно произносимых звуков;

• расширение лексического запаса в процессе закрепле­ния поставленных ранее звуков;

• закрепление доступных возрасту грамматических ка­тегорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Для логопедической работы во время подгрупповых за­нятий дети объединяются по признаку однотипности нару­шения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено ди­намическими изменениями в коррекции речи каждого ре­бенка. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произ­ношении слов сложного слогового состава, отдельные спе­цифические проявления патологии речи, выраженные от­клонения в строении артикуляционного аппарата и т. д.

Индивидуально-подгрупповая работа вклю­чает в себя:

• выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуля­ционные установки для ребенка были вполне осознан­ными. Поэтому необходимо не только показывать, но и описывать каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зри­тельный, кинестетический анализаторы;

• закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Это, как правило, гласные [а], [о], [у], [и], [э], [я], наиболее доступные согласные звуки [м] — [м'], [н] — [н'], [п] - [п'], [т] - [т'], [к] - [к'], [ф] - [ф'], [в] - [в'], [б] — [б'], [д] — [д'], [г] — [г'] и т. д. Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазанно, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необхо­димо произношение каждого из этих звуков уточнить, закрепить более четкую артикуляцию. Это позволит активизировать артикуляционный аппарат, создать условия спонтанного появления в речи детей отсутст­вующих звуков;

• постановку отсутствующих у ребенка звуков общепри­нятыми в логопедии методами. Последовательность по­явления в речи этих звуков зависит от того, какие кон­кретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в сле­дующей последовательности [с] — [с'], [з] — [з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]. Озвончение начинается с [з] и [б], в дальнейшем от звука [з], ставится звук [ж], от [б] — [д], от [д] — [т]. Последовательность постановки сонор­ных [р] и [л] определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее. При условии одновременной по­становки нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, логопед имеет возможность подготовить детей к фронтальным занятиям.

В работе над произношением выделяется два этапа — собственно постановка звука при изолированном произно­шении и отработка его в сочетании с другими звуками на соответствующем речевом материале. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для каждого ребенка с нарушен­ным произношением в зависимости от этиологии наруше­ния. При отработке звука в сочетании с другими звуками рекомендуется произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук:

• в открытых слогах (звук в ударном слоге): са — сани, су — сук, со — совы, сы — сын;

• в обратных слогах: ос — нос;

• в закрытых слогах: сас — сосна;

• в стечении с согласными: ста — станок, сту — стук, ска — миска.

Мягкий звук отрабатывается после твердого в той же по­следовательности. Очень полезны слоговые упражнения с по­степенным наращиванием слогов, с попеременным ударением.

Дифференциация звуков осуществляется с постепен­ным усложнением. Например: са—ша, ша—са; саша—ша-са; саш—сош; са—ша—са—ша—са. Тренируется быстрое и четкое переключение звуков, различных по месту арти­куляции.

В период автоматизации большое значение придается неод­нократному повторению слов, включающих заданный звук.

Одновременно с постановкой звуков проводятся упраж­нения по их различению на слух. Восприятие звука сти­мулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему разли­чению звуков. Поэтому с самых первых занятий детей при­учают узнавать звук даже в том случае, если самостоятель­но ребенок этот звук произносить еще не может.

Содержание фронтальных занятий

К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых. На фронтальных заня­тиях изучаются только те звуки, которые правильно произ­носятся всеми детьми изолированно и в облегченных фоне­тических условиях.

Фронтальное занятие включает в себя услов­но два этапа. Они тесно связаны между собой и взаимо­обусловлены.

Первый этап — закрепление правильного произно­шения изучаемого звука. При подборе лексического мате­риала необходимо предусмотреть его разнообразие, насы­щенность изучаемым звуком, при этом исключить по возможности дефектные и смешиваемые звуки.

Рекомендуется включить упражнения на употребление усвоенных детьми лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, согласование прилагательных и порядковых числительных с существительными, приставочные глаголы и т. д.), а так­же различные виды работ, направленные на развитие связ­ной речи (составление предложений, распространение их однородными членами, составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). В процессе выработки правильно­го произношения звуков логопед учит детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, спосо­бе их артикулирования и звучания.

Второй этап — дифференциации звуков на слух и в произношении. Процесс овладения детьми произношением предусматривает активную мотивацию, концентрацию вни­мания к звукам речи, морфологическим элементам слов.

Работа по развитию фонетической стороны речи прово­дится одновременно с работой по различению фонем родно­го языка. От умения ребенка воспринимать и правильно произносить имеющиеся в его речи звуки во многом зави­сит точное воспроизведение звуко-слоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону язы­ка, на отработку фонем из разных противопоставленных групп позволяет активизировать фонематическое воспри­ятие. Систематические, последовательные занятия по отра­ботке всех звуков, по дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечивают основу для подготовки детей к овладе­нию элементарными навыками письма и чтения.

Комментарии
Комментариев пока нет.