Публикация «Структурно-логические схемы на уроках осетинского языка и литературы»

1
0
Материал опубликован 26 November 2019

Слайд 1

Я искренне рада приветствовать на нашей осетинской земле, всех тех, кто выбрал миссию воспитывать детей на традициях национального языка и литературы.

Слайд 2

Сегодня, когда происходит деформация и деградация личности, когда не различают, где добро, зло, уродство, красота, когда мы оказались в плену ложных ценностей,

Слайд 3

сегодня, как никогда, уроки литературы должны стать, по определению А.Т.Твардовского, “уроками нравственного прозрения”.

Слайд 4

Чтобы человеку остаться человеком, личностью, необходимо помнить свои корни. Войти в общечеловеческую культуру, минуя национальное, невозможно.

Я понимаю, что сейчас немодно говорить о нравственном воспитании, о нравственном потенциале уроков национальной литературы. Иногда слышишь, что это лишь нравоучения. Мне и самой порой приходят разные мысли: а нужно ли? Зачем напрягаться, можно идти по накатанной дорожке. Преподавать, не затрагивая души детей.

Слайд 5

Но как истинная патриотка свой малой Родины, отбрасываешь эти мысли в сторону, и начинаешь готовить свой урок так, чтобы ядром урока осетинской литературы был вопрос, содержащий проблему, личностно значимую для учащихся.  Но разрешить эту проблему можно, только анализируя произведения, притом глубоко, а не поверхностно.

И что же делать учителю, преподающему национальную литературу, по которому выпускники не сдают ЕГЭ, и мы все прекрасно понимаем, что самое главное сейчас у родителей?

Слайд 6

Как известно, современная школа страдает от перегрузки учащихся, причём в качестве основного её источника обычно указывается перенасыщенность программ и учебников теоретическим материалом.  Кроме того, каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в урок всех учащихся.

Слайд 7

А это проблема связана с информатизацией общества, которая имеет как плюсы, так минусы. Она катастрофически накатывает как волна, и накрывает нас с головой.

Слайд 8

Захлебываясь, чтобы всплыть, молодой человек

включает клиповое мышление. Наша молодежь предпочитает способ быстрого облегченного усвоения гигантского объема информации. Печальные последствия уже отмечают педагоги, особенно учителя словесности.

Слайд 9

Обладатели клипового мышления не способны вдумчиво, глубоко анализировать учебный материал, авторский замысел художественного произведения, поскольку образы не «задерживаются» в их головах надолго, они стремительно забывают то, чему их обучали совсем недавно, потому что им необходимо постоянное изменение «картинок». Проявляется неспособность к восприятию длительной линейной последовательности – однородной и моностильной информации, в том числе книжного текста.

Каждый учитель-практик прекрасно знает, что современным школьникам необходимо посмотреть и потрогать, раскрасить и подрисовать… Как ни парадоксально, но такой внешне несерьезный прием, как раскрашивание маркерами текста, весьма продуктивен для такой серьезной деятельности, как анализ поэтического произведения.

Слайд 10

Когда- то, 28 лет назад, придя в школу, где с разрешением администрации, многие ученики не изучали осетинский язык и литературу, но обязаны были сидели на уроках, я задавала себе вопросы - как оживить урок, завлечь и поддержать интерес к предмету?

Слайд 11

Чтобы ответить на все эти вопросы я обратилась к опыту известных педагогов-новаторов.

Виктор Федорович Шаталов, известный своей системой обучения с использованием опорных сигналов — ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Его опыт я и взяла за основу в преподавании осетинского языка.

Слайд 12

Принцип создания опорного конспекта, алгоритма, схемы - Лаконичность: максимум закодированной информации при минимуме визуальных печатных знаков.

Слайд 13

А способность обучающихся правильно “читать” схему, то есть понимать её смысл, отрабатывается с помощью специальных заданий.


Слайд 14

Выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка. И все это рисуется, составляется, записывается в тетрадях по теории, которые дети ведут с 5 по 9 класс. Читают сегодня, завтра, через неделю пока не усвоили, обрели сознательный навык работы в соответствии с правилом.

Слайд 15

Схема стала уместна в моей педагогической практике в преподавании литературы, когда стала катастрофически терять читающих учеников. Она переросла в спасительный методический прием- структурно- логические схемы (СЛС), помогающий мне не терять в информационном потоке учеников и обращать к чтению произведений осетинской литературы многих .

Схемы по литературе в основном должны соответствовать тем же требованиям, что и схемы по языку. Но предназначение их иное: они должны помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением.

Этот прием, как мне кажется, призван восстанавливать целостную картину из смысловых фрагментов.

Они УЧАТ ВДУМЧИВО ЧИТАТЬ, РАССУЖДАТЬ, ПОНИМАТЬ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ - МЫСЛИТЬ.

Слайд 16

В СХЕМАХ ПРИ ПОМОЩИ СТРЕЛОК ПОКАЗЫВАЕТСЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ суждений и УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ, ПРИВОДЯЩИХ К ВЫВОДУ ПО ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕМЕ ИЛИ ПРОБЛЕМЕ, то есть присутствует анализ, синтез и сравнение.

Слайд 17

Схемы на уроках литературы могут быть самыми разными по содержанию: графические, словесные, смешанные. В качестве примера я могу привести использование на уроке изучения рассказа – новеллы Чермена Беджизати «Албегата Батаи и невестка Барсагата» в экспозиции произведения не указывается дата, когда происходило действие. Время здесь дается в философском заключение определенных понятий

доблесть и победа, определялись числом мужчин,

жизнь — количеством земли,

поведение же людей — адатом.

Начальниками в те времена были старшие фамилии.

законом — обычаи нашей горной страны

и как бы вывод и переходом к прологу Но сильный, богатый род пренебрегал обычаем, когда это ему было угодно, и все сходило ему с рук.

Слайд 18

В прологе рассказа идет описание 2 фамилий.

Род Албегата не считался захудалым ни в Масгута, ни в его окрестностях. Всегда вооруженный, жил в полном достатке. А затем идет описание более сильной и могущественней фамилии Барсагата. Даже птица не смела пролетать над их владениями. Албегата дружили с Барсагата. Бог знает, что побуждало их дружить с этой алчной и кровожадной фамилией. И погибель Албегата произошла именно из-за этой дружбы.


Слайд 19

Завязкой и началом конфликта стал праздник

Слайд 20

А для изображения развития сюжетной линии, нам помогли графики функции из противоположной нам науки математики. Здесь расположились основные точки конфликта, кульминация произведения и развязка.

Зависть бросает в их среду яблоко раздора. Преступление влечет за собой наказание. Вымирает род Албеговых. Единственный оставшийся Батай, молодой парень, хоронит себя заживо в склепе. Люди в отчаяние – как спасти род? Старцы узнав о любовной связи Батая и невесты Барсаговых, обращаются к главе фамилии. Мудрость старца обуздывает два раза гнев и ненависть. Он отправляет к склепу свою невесту с плакальщицами и Батай выходит. Второй раз, когда род Барсаговых оскорблен, унижен- старший принимает беспрецедентное решение- выдает свою невесту за Албегова, ради спасения рода. Жизнь побеждает смерть, любовь - ненависть.

Слайд 21

И, конечно, тот жгучий вопрос- А правильно ли поступил СТАРШИЙ? (Ответы учеников и сбор в одну схему характеристику его поступка.)

Слайд 22

Так какие идеи отражает произведение, актуальность его в наше время?!! ( Дети говорят полными предложениями, а схема составляется «ключевыми фразами»)

Произведения осетинской литературы, которые рекомендованы для изучения в средней школе, переходят границы времени и культур благодаря тому, что в них зашифрованы и нашли отражение глубинные, а потому общие для всех людей законы формирования личности.

Слайд 23

Евгений Николаевич Ильин считал жемчужиной текста деталь: «Одним узелком все распутать и снова собрать в узелок – разве не заманчиво? Проблемность, целостность, образность – все в этом узелке».

Слайд 24

От детали – через поиск – к обобщениям. Деталь рождается в результате поисков по тексту. Раскручиваясь, она может дать уроку сюжет, концепцию, неожиданно и ярко поворачивает урок к ребятам.

Слайд 25

Урок по рассказу Цагараева «Последняя ночь» полностью был составлен на анализе основных деталей произведения, который помог составить сюжетную линию произведения. И, работая над каждой деталью разными методами, шел разговор и поиск, делались выводы, открывались новые грани, а самое главное затрагивались души детей. Это то произведение в осетинской литературы, который стал памятником художественной словы, всем скорбящим матерям, потерявших своих сыновей на фронтах ВОВ.

Слайд 26

С помощью деталей была выстроена логическая цепочка, к деталям были выбраны опорные слова, словосочетания, которые помогли в раскрытии жизненной драмы, противоречий жизни.

Слайд 27, 28

В прологе- РОДНИК и собрав по крупицам –что это за место, приходим к выводу- СВЯТОЕ, потому что здесь все высоконравственно

Слайд

29

К этому роднику привели невесту, которая создала вместе с любимым мужем трудом и потом дом, где воцарилась счастье и любовь. Работаем над отрывком, где деталь дом полная чаша любви- собирая эпитеты.

Слайд

30

Но война разрушила гармонию жизни в этом доме, да и не только в этом доме.

Слайд

31

И осталась она одна, без мужа и без 4 своих сыновей. И живет она в ожидании один год, 2, 3 .. высохли слезы на глазах у матери.

32

Отдает она свой дом детям, здесь заработал детский сад

Дети – цветы жизни, они опора матери. Она сажает цветы для них. Дом заиграл разноцветными красками – это днем, но ночью здесь – слезы, страшные сны

33

И вот наступает страшная ночь, ее последняя ночь. Собираем природное описание той ночи, она в темных красках.

34

Но наступает утро, солнечное, светлое и яркое. Собираем назывные предложения с отрывка, где появляются дети.

И делаем вывод –в доме опять появилась жизнь. Она уходила с этого дома 2 раза, она боролась с смертью, но все таки победила.

Наблюдение над текстом, внимательном прочтении его необходимы на уроке для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение.

35, 36, 37,38

На уроках осетинской литературы мы знакомим учеников с трудными, порой весьма нравственными исканиями истины, заблуждениями, срывами, борьбой, разочарованиями, победами.

Не стразу, по крупицам, по кирпичикам я работала над своей проблемой.

И она стала мне самой помогать в составлении урока. Например, работая над планированием урока «Нравственность в произведении К. Хетагурова «На кладбище» и Данте Алигьери «Божественная комедия» «Ад»». Используя метод ТРКМ «Чтение со стопами» при чтении были составлены схемы страны мертвых и Коста и у Данте с детьми на компьютерах. И получилось, что проблемные вопросы урока, лежали на поверхности. Обобщающий урок «родился» быстро и детям было очень легко находить, сопоставлять, анализировать.

39

С появлением ФГОСА мы увидели, что одним из критерий ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД, являются использование и понимание информации, представленной в виде текста, рисунков, схем. Выходит, что наши учителя – новаторы раньше об этом знали, а мы учились у них и будем учиться дальше.

40

Дорогие учителя,

здоровья Вам

и то, чего больше ни в какой профессии не желают-

терпенья!!!








8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации