Слайд 1
| Я искренне рада приветствовать на нашей осетинской земле, всех тех, кто выбрал миссию воспитывать детей на традициях национального языка и литературы. |
Слайд 2 | Сегодня, когда происходит деформация и деградация личности, когда не различают, где добро, зло, уродство, красота, когда мы оказались в плену ложных ценностей, |
Слайд 3 | сегодня, как никогда, уроки литературы должны стать, по определению А.Т.Твардовского, “уроками нравственного прозрения”. |
Слайд 4 | Чтобы человеку остаться человеком, личностью, необходимо помнить свои корни. Войти в общечеловеческую культуру, минуя национальное, невозможно. Я понимаю, что сейчас немодно говорить о нравственном воспитании, о нравственном потенциале уроков национальной литературы. Иногда слышишь, что это лишь нравоучения. Мне и самой порой приходят разные мысли: а нужно ли? Зачем напрягаться, можно идти по накатанной дорожке. Преподавать, не затрагивая души детей. |
Слайд 5 | Но как истинная патриотка свой малой Родины, отбрасываешь эти мысли в сторону, и начинаешь готовить свой урок так, чтобы ядром урока осетинской литературы был вопрос, содержащий проблему, личностно значимую для учащихся. Но разрешить эту проблему можно, только анализируя произведения, притом глубоко, а не поверхностно. И что же делать учителю, преподающему национальную литературу, по которому выпускники не сдают ЕГЭ, и мы все прекрасно понимаем, что самое главное сейчас у родителей? |
Слайд 6 | Как известно, современная школа страдает от перегрузки учащихся, причём в качестве основного её источника обычно указывается перенасыщенность программ и учебников теоретическим материалом. Кроме того, каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в урок всех учащихся. |
Слайд 7 | А это проблема связана с информатизацией общества, которая имеет как плюсы, так минусы. Она катастрофически накатывает как волна, и накрывает нас с головой. |
Слайд 8 | Захлебываясь, чтобы всплыть, молодой человек включает клиповое мышление. Наша молодежь предпочитает способ быстрого облегченного усвоения гигантского объема информации. Печальные последствия уже отмечают педагоги, особенно учителя словесности. |
Слайд 9 | Обладатели клипового мышления не способны вдумчиво, глубоко анализировать учебный материал, авторский замысел художественного произведения, поскольку образы не «задерживаются» в их головах надолго, они стремительно забывают то, чему их обучали совсем недавно, потому что им необходимо постоянное изменение «картинок». Проявляется неспособность к восприятию длительной линейной последовательности – однородной и моностильной информации, в том числе книжного текста. Каждый учитель-практик прекрасно знает, что современным школьникам необходимо посмотреть и потрогать, раскрасить и подрисовать… Как ни парадоксально, но такой внешне несерьезный прием, как раскрашивание маркерами текста, весьма продуктивен для такой серьезной деятельности, как анализ поэтического произведения. |
Слайд 10 | Когда- то, 28 лет назад, придя в школу, где с разрешением администрации, многие ученики не изучали осетинский язык и литературу, но обязаны были сидели на уроках, я задавала себе вопросы - как оживить урок, завлечь и поддержать интерес к предмету? |
Слайд 11 | Чтобы ответить на все эти вопросы я обратилась к опыту известных педагогов-новаторов. Виктор Федорович Шаталов, известный своей системой обучения с использованием опорных сигналов — ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Его опыт я и взяла за основу в преподавании осетинского языка. |
Слайд 12 | Принцип создания опорного конспекта, алгоритма, схемы - Лаконичность: максимум закодированной информации при минимуме визуальных печатных знаков. |
Слайд 13 | А способность обучающихся правильно “читать” схему, то есть понимать её смысл, отрабатывается с помощью специальных заданий.
|
Слайд 14 | Выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка. И все это рисуется, составляется, записывается в тетрадях по теории, которые дети ведут с 5 по 9 класс. Читают сегодня, завтра, через неделю пока не усвоили, обрели сознательный навык работы в соответствии с правилом. |
Слайд 15 | Схема стала уместна в моей педагогической практике в преподавании литературы, когда стала катастрофически терять читающих учеников. Она переросла в спасительный методический прием- структурно- логические схемы (СЛС), помогающий мне не терять в информационном потоке учеников и обращать к чтению произведений осетинской литературы многих . Схемы по литературе в основном должны соответствовать тем же требованиям, что и схемы по языку. Но предназначение их иное: они должны помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением. Этот прием, как мне кажется, призван восстанавливать целостную картину из смысловых фрагментов. Они УЧАТ ВДУМЧИВО ЧИТАТЬ, РАССУЖДАТЬ, ПОНИМАТЬ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ - МЫСЛИТЬ. |
Слайд 16 | В СХЕМАХ ПРИ ПОМОЩИ СТРЕЛОК ПОКАЗЫВАЕТСЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ суждений и УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ, ПРИВОДЯЩИХ К ВЫВОДУ ПО ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕМЕ ИЛИ ПРОБЛЕМЕ, то есть присутствует анализ, синтез и сравнение. |
Слайд 17 | Схемы на уроках литературы могут быть самыми разными по содержанию: графические, словесные, смешанные. В качестве примера я могу привести использование на уроке изучения рассказа – новеллы Чермена Беджизати «Албегата Батаи и невестка Барсагата» в экспозиции произведения не указывается дата, когда происходило действие. Время здесь дается в философском заключение определенных понятий доблесть и победа, определялись числом мужчин, жизнь — количеством земли, поведение же людей — адатом. Начальниками в те времена были старшие фамилии. законом — обычаи нашей горной страны и как бы вывод и переходом к прологу Но сильный, богатый род пренебрегал обычаем, когда это ему было угодно, и все сходило ему с рук. |
Слайд 18 | В прологе рассказа идет описание 2 фамилий. Род Албегата не считался захудалым ни в Масгута, ни в его окрестностях. Всегда вооруженный, жил в полном достатке. А затем идет описание более сильной и могущественней фамилии Барсагата. Даже птица не смела пролетать над их владениями. Албегата дружили с Барсагата. Бог знает, что побуждало их дружить с этой алчной и кровожадной фамилией. И погибель Албегата произошла именно из-за этой дружбы.
|
Слайд 19 | Завязкой и началом конфликта стал праздник |
Слайд 20 | А для изображения развития сюжетной линии, нам помогли графики функции из противоположной нам науки математики. Здесь расположились основные точки конфликта, кульминация произведения и развязка. Зависть бросает в их среду яблоко раздора. Преступление влечет за собой наказание. Вымирает род Албеговых. Единственный оставшийся Батай, молодой парень, хоронит себя заживо в склепе. Люди в отчаяние – как спасти род? Старцы узнав о любовной связи Батая и невесты Барсаговых, обращаются к главе фамилии. Мудрость старца обуздывает два раза гнев и ненависть. Он отправляет к склепу свою невесту с плакальщицами и Батай выходит. Второй раз, когда род Барсаговых оскорблен, унижен- старший принимает беспрецедентное решение- выдает свою невесту за Албегова, ради спасения рода. Жизнь побеждает смерть, любовь - ненависть. |
Слайд 21 | И, конечно, тот жгучий вопрос- А правильно ли поступил СТАРШИЙ? (Ответы учеников и сбор в одну схему характеристику его поступка.) |
Слайд 22 | Так какие идеи отражает произведение, актуальность его в наше время?!! ( Дети говорят полными предложениями, а схема составляется «ключевыми фразами») Произведения осетинской литературы, которые рекомендованы для изучения в средней школе, переходят границы времени и культур благодаря тому, что в них зашифрованы и нашли отражение глубинные, а потому общие для всех людей законы формирования личности. |
Слайд 23 | Евгений Николаевич Ильин считал жемчужиной текста деталь: «Одним узелком все распутать и снова собрать в узелок – разве не заманчиво? Проблемность, целостность, образность – все в этом узелке». |
Слайд 24 | От детали – через поиск – к обобщениям. Деталь рождается в результате поисков по тексту. Раскручиваясь, она может дать уроку сюжет, концепцию, неожиданно и ярко поворачивает урок к ребятам. |
Слайд 25 | Урок по рассказу Цагараева «Последняя ночь» полностью был составлен на анализе основных деталей произведения, который помог составить сюжетную линию произведения. И, работая над каждой деталью разными методами, шел разговор и поиск, делались выводы, открывались новые грани, а самое главное затрагивались души детей. Это то произведение в осетинской литературы, который стал памятником художественной словы, всем скорбящим матерям, потерявших своих сыновей на фронтах ВОВ. |
Слайд 26 | С помощью деталей была выстроена логическая цепочка, к деталям были выбраны опорные слова, словосочетания, которые помогли в раскрытии жизненной драмы, противоречий жизни. |
Слайд 27, 28 | В прологе- РОДНИК и собрав по крупицам –что это за место, приходим к выводу- СВЯТОЕ, потому что здесь все высоконравственно |
Слайд 29 | К этому роднику привели невесту, которая создала вместе с любимым мужем трудом и потом дом, где воцарилась счастье и любовь. Работаем над отрывком, где деталь дом полная чаша любви- собирая эпитеты. |
Слайд 30 | Но война разрушила гармонию жизни в этом доме, да и не только в этом доме. |
Слайд 31 | И осталась она одна, без мужа и без 4 своих сыновей. И живет она в ожидании один год, 2, 3 .. высохли слезы на глазах у матери. |
32 | Отдает она свой дом детям, здесь заработал детский сад Дети – цветы жизни, они опора матери. Она сажает цветы для них. Дом заиграл разноцветными красками – это днем, но ночью здесь – слезы, страшные сны |
33 | И вот наступает страшная ночь, ее последняя ночь. Собираем природное описание той ночи, она в темных красках. |
34 | Но наступает утро, солнечное, светлое и яркое. Собираем назывные предложения с отрывка, где появляются дети. И делаем вывод –в доме опять появилась жизнь. Она уходила с этого дома 2 раза, она боролась с смертью, но все таки победила. Наблюдение над текстом, внимательном прочтении его необходимы на уроке для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение. |
35, 36, 37,38 | На уроках осетинской литературы мы знакомим учеников с трудными, порой весьма нравственными исканиями истины, заблуждениями, срывами, борьбой, разочарованиями, победами. Не стразу, по крупицам, по кирпичикам я работала над своей проблемой. И она стала мне самой помогать в составлении урока. Например, работая над планированием урока «Нравственность в произведении К. Хетагурова «На кладбище» и Данте Алигьери «Божественная комедия» «Ад»». Используя метод ТРКМ «Чтение со стопами» при чтении были составлены схемы страны мертвых и Коста и у Данте с детьми на компьютерах. И получилось, что проблемные вопросы урока, лежали на поверхности. Обобщающий урок «родился» быстро и детям было очень легко находить, сопоставлять, анализировать. |
39 | С появлением ФГОСА мы увидели, что одним из критерий ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД, являются использование и понимание информации, представленной в виде текста, рисунков, схем. Выходит, что наши учителя – новаторы раньше об этом знали, а мы учились у них и будем учиться дальше. |
40 | Дорогие учителя, здоровья Вам и то, чего больше ни в какой профессии не желают- терпенья!!!
|