Статья «Применение стратегий смыслового чтения. Структурно-логическая схема по биографии А.А. Ахматовой»

3
0
Материал опубликован 16 August 2019

Применение стратегий смыслового чтения. Структурно-логическая схема по биографии А. А. Ахматовой.

Цель: изучить биографию А. А. Ахматовой, применяя различные способы работы со структурно-логической схемой.

Задачи:

1. формировать умение находить в тексте биографии автора ключевые слова;

2. обучать принципам построения структурно-логической схемы по тексту биографии автора;

3. обучать различным способам работы с составленной структурно-логической схемой.

     Изучая с детьми биографию автора по тексту, размещённому в учебнике литературы, я столкнулась с серьёзными затруднениями. Выяснилось, что учащиеся плохо воспринимают текст биографии в силу ряда причин:

незнакомый материал,

наполненность «сухими» фактическими данными,

большой объём информации.

     Дети просто пропускают сведения о жизни автора мимо своего сознания, игнорируют их.  «Оторванность» биографии автора от текста произведения – серьёзная проблема, которая требует решения.

     Произведение – плод авторских раздумий, оно не появляется само по себе. Проблематика будущих произведений заложена в обстоятельствах жизни автора, в особенностях его восприятия окружающей действительности. Например, И. С. Тургенев с малых лет болезненно реагировал на несправедливость по отношению к простым людям, крепостным. Он осуждал за это свою мать, которая, как известно, стала прототипом старой барыни из рассказа «Муму». И. С. Тургенев в своих произведениях стремится понять, исследует сложную психологию простого народа.

     А если вспомнить Ф. М Достоевского и его несвершившуюся казнь, описанную в романе «Идиот»? Какими были бы произведения великого писателя, не случись в его судьбе такого рокового поворота? Совсем другими. Не было бы в них той глубины, проникновенности, надрыва. Ведь только тот, кто прочувствовал всё это сам, может так правдиво описать чувства, мысли, искания своего героя.

     Знакомство с биографией автора предваряет изучение литературного произведения. Сделать это изучение плодотворным помогают различные приёмы смыслового чтения. Один из таких приёмов – составление структурно-логической схемы по тексту. Каковы этапы составления структурно-логической схемы по биографии автора?

1. Текст биографии необходимо разбить на смысловые отрезки, пронумеровать. В каждом из фрагментов найти ключевые слова.

2. Оформить схему, показав внутри блока факты, влияющие на формирование личности автора.

3. Дополнить схему, определив характер влияния конкретного факта.

Предлагаю Вам составить с учащимися структурно-логическую схему по биографии А. А. Ахматовой.

     I.Разбиваем текст на смысловые отрезки, нумеруем.

     «1. Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия – Горенко) родилась недалеко от Одессы 2.в семье морского инженера. 3. Вскоре после её рождения семья переехала в Царское Село под Петербургом. 4. Довольно рано, в одиннадцать лет, она начала писать стихи. Позднее Ахматова вспоминала: «Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама. 5. Училась я в царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.6. В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала в юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов.

     7. В 1910 году Анна Андреевна выходит замуж за поэта Н. С. Гумилёва, 8. начинает печататься в петербургских журналах, выпускает сборники стихотворений. Очень скоро она получает признание и становится известной. 9. Однако не только слава ожидала Ахматову на жизненном пути – ей предстояло пережить гибель мужа, обвинённого в заговоре против власти, и арест единственного сына. 10. В трудные минуты личного горя Ахматову поддерживало сознание глубокой связи своей жизни с судьбой народа, помогала идея высокого служения родной земле. Многие тяжёлые испытания, выпавшие на долю России в XX веке, Ахматова разделила с соотечественниками.

     11. Одно из таких испытаний – Великая Отечественная война. Её начало застало Ахматову в Ленинграде. Поэтесса Ольга Берггольц вспоминала: «С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо она несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища…» Чувство единения с народом в его борьбе против врага давало силы Ахматовой. Она читала стихи раненым бойцам в госпиталях, поддерживала жителей Ленинграда, выступая по радио. Ахматова говорила: «Мои дорогие согражданки, матери, жёны и сёстры Ленинграда. Вот уже месяц как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжёлые раны. Городу Петра, городу Ленина, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда враг грозит смертью и позором. Я, как и все ленинградцы, замираю при одной мысли о том, что наш город, мой город может быть растоптан. Вся жизнь моя связана с Ленинградом, - в Ленинграде я стала поэтом, Ленинград стал для моих стихов их дыханием… Я, как и все вы сейчас, живу одной непоколебимой верой в то, что Ленинград никогда не будет фашистским. Эта вера крепнет во мне, когда я вижу ленинградских женщин, которые просто и мужественно защищают Ленинград и поддерживают его обычную, человеческую жизнь… Нет, город, взрастивший таких женщин, не может быть побеждён. Мы, ленинградцы, переживаем тяжёлые дни, но мы знаем, что вместе с нами – вся наша земля, все её люди. Мы чувствуем их тревогу за нас, их любовь и помощь. Мы благодарны им, и мы обещаем, что будем всё время стойки и мужественны…» 12. Через несколько месяцев больную Ахматову эвакуировали из осаждённого города, а четыре года спустя она вместе со всем народом праздновала великий День Победы и сумела выразить то, что думал и чувствовал каждый.

     Уже в конце жизни поэтесса писала о себе: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».1

     II.Далее располагаем «вокруг автора» блоки (прямоугольники) с цифрой. Я всегда начинаю с левого верхнего угла. В блоках мы размещаем всё, что оказывает значительное влияние на формирование мировоззрения автора, его гражданской позиции, эстетических предпочтений.

Это место, где человек родился и провёл своё детство, эти впечатления остаются на всю жизнь. Это родители, родственники, образование, работа, первые произведения; исторические события, свидетелем которых стал автор. Также очень важно выразить идеи, которыми жил писатель. Посмотрим, как это выглядит для текста биографии А. А. Ахматовой.

     III.Определяем характер влияния факта на судьбу автора либо указываем дополнительные сведения на стрелке (ветви). Что привнёс факт, указанный в блоке, в жизнь автора-творца: обогатил, натолкнул на какие-либо выводы о природе человека, убедил в необходимости оказывать противодействие системе? Дополняем схему, прописывая характер влияния, вносим уточнения. Определяем направление стрелки. Детство – период, когда факты, явления, события формируют автора. Дальше он начинает сам влиять на ход событий. Стрелка будет взаимонаправленной, если в блоке указано произведение.

 Произведение – результат творчества, авторских раздумий. Но, приобретя материальный облик, произведение начинает жить своей жизнью. Оно начинает влиять на автора: приносит ему признание, авторитет. Взаимонаправленной стрелка будет в ситуации сопротивления: сложные, чудовищные обстоятельства влияют на автора, но и в нечеловеческих условиях автор остаётся Человеком.

Какие задания ученики могут выполнять по составленной структурно-логической схеме?

1. По составленной структурно-логической схеме дети учат биографию автора дома, чтобы представить на уроке пересказ. Таким образом, сначала учащиеся «свернули» текст, а затем должны будут «развернуть» своими словами. Необходимо отметить, что схема зрительно запоминается очень хорошо, гораздо лучше, чем текст.

2. Учащиеся делают по составленной структурно-логической схеме презентацию. Количество блоков соответствует количеству слайдов. На слайде картинка/фото и 1 предложение-тезис.

3. Учитель даёт детям задание в 5-ти предложениях подготовить дополнительную информацию по одному из блоков схемы. Например, Иванов готовит тему «Отношения А. А. Ахматовой с отцом», а Петров – «Н. С. Гумилёв и А. А. Ахматова. Союз двух поэтов» (можно попросить детей рассчитаться соответственно количеству блоков).

4. Учащиеся, ориентируясь на обстоятельства жизни автора, могут сделать ряд предположений, предугадать: «О чём могла написать А. А. Ахматова? Какие мысли волновали её? Какие идеи она могла выразить в своих стихах? ». 

По отношению к тексту произведения это будет предтекстовая стратегия чтения.

5. После прочтения литературного произведения учащиеся должны вернуться к биографии автора и ответить на ряд вопросов. Например, какие исторические события подтолкнули поэтессу к написанию стихотворения «Мужество»? Учащиеся должны понимать, что работа идёт с 11-м тематическим блоком. Желательно задать несколько проблемных вопросов, пусть дети задумаются. (Могла ли А. А. Ахматова избежать испытания войной? Почему она этого не сделала?) Как видите, мы «вышли» на блоки 10 и 12. Таким образом можно проработать всю схему.

     Составление структурно-логической схемы по биографии автора позволяет:

1. выделить ключевые события в жизни автора,

2. охарактеризовать влияние факта на судьбу автора или отношение автора к происходящему,

3. провести логические связи между событиями и фактами (изображается стрелками на ветви, а также стрелками между блоками),

4. предугадать проблематику произведения,

5. по проблематике произведения определить события в жизни писателя, этап в его судьбе, который повлёк за собой рождение изучаемого текста.

     Структурно-логическая схема по биографии автора – стратегия смыслового чтения, которая не просто позволяет учащимся производить трёхэтапный анализ текста. В процессе работы над составленной структурно-логической схемой возникает диалог двух текстов, и каждый текст благодаря этому «диалогу» только обогащается смыслами!

1 Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / авт.-сост. Г.С. Меркин. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 320 с. – (Инновационная школа).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.