Статья «Формирование толерантности у учащихся на уроках осетинского языка и литературы»
Учитель родного (осетинского) языка и литературы
ГБОУ «Гимназия «Диалог»
Кадиева Людмила Валерьевна.
«Формирование толерантности у учащихся на уроках
родного (осетинского) языка и литературы».
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху,
как птицы, плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди»
Б.Шоу
Научиться жить, как люди ... Что мы под этим подразумеваем? Жить в мире и согласии. А это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, терпимость. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в обществе. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.
Богатым источником для воспитания культуры толерантности являются уроки литературного чтения на родном языке.
Литература - зеркало жизни, в ней нашли отражение все важные вопросы, волновавшие людей на протяжении многих веков. Часто мы говорим: "Книга - это открытие мира". Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Поэтому перед всеми педагогами, в том числе и учителями родного (осетинского) языка и литературы, особенно в национальной школе, встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов.
Формирование понятия толерантности у учащихся проходит постепенно, в зависимости от возрастных способностей и особенностей изучаемого материала. Учитель ведет учащихся по ступенькам формирования толерантного сознания. Главной причиной успеха этого движения будет постоянная и кропотливая работа в этом направлении. Отдельный урок по толерантности, как бы блестяще он не был проведен, не сможет сформировать толерантного сознания.
Формирование толерантности начинается в младшем школьном возрасте. Учитель знакомит детей доброму отношению к людям через нестандартные уроки (например, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроксказка ...). По сути, такие «нестандартные» уроки представляют собой новые формы обучения с элементами новых коммуникативных технологий, успешность которых напрямую зависит от толерантности субъектов коммуникаций.
На таких уроках важно регулировать взаимоотношения детей, способствовать воспитанию нравственного отношения к другим. Подобные уроки формируют гуманные способы проявления сочувствия, понимания, принятия, сопереживания сверстнику. Это и является одним из основополагающих аспектов формирования толерантности, так как педагог содействует созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирования чувства любви к близким, привязанности к сверстникам.
Изучая на уроках родной (осетинской) литературы произведения осетинских писателей, можно найти множество примеров для воспитания толерантного отношения к людям. Для примера возьмем сказку Казиева Мелитона «Иу къусы» («В одной чаше»). Через сказку автор решает проблему: могут ли люди жить в мире и дружбе, что их разъединяет и что связывает, можно ли преодолеть извечную вражду людей друг с другом? Отсюда вытекает вторая проблема: есть ли в человеке такие качества, которые делают возможным единение людей? В каких людях есть эти качества, а в каких - нет и почему? Обе эти проблемы не только вполне доступны читателям, но и актуальны для них, ᴨᴏᴛому, что в их жизни все большее место начинают занимать отношения дружбы.
Через подобные уроки у детей пробуждается интерес к
общечеловеческим ценностям, развитие нравственных качеств. На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга, учатся терпеливо относиться к высказываниям и мыслям одноклассников, при этом, сохраняя свою яркую индивидуальность. Существуют разные формы работы на уроках родной (осетинской) литературы, но их объединяет одно - они дают школьнику возможность поделиться радостью пережитого, вводят ребёнка в мир человечности, красоты и доброты.