Рабочая коррекционно-логопедическая программа учителя-логопеда
Протокол ППк №____ От____________г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Рабочая коррекционно-логопедическая программа
учителя-логопеда ГБОУ Школа №___
Сафоновой И.А.
Приложение к адаптированной образовательной программе
воспитанницы подготовительной группы
ФИО
(задержка психического развития)
Срок реализации программы: 1год.
Москва 2018г
Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-логопедический работы с обучающейся ФИО разработана на основе, следующих документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с ОВЗ
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ;
Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,
Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с задержкой психического развития недостаточностью) ГБОУ Школа №___;
Устав ГБОУ Школа №____
Рабочая программа разработана на ФИО
При разработке программы учитывались индивидуальные особенности развития ребенка с заключением ЦПМПК: задержка психического развития.
Цели и задачи программы
Цель: усвоение значений слова, расширение стоящих за словом системы связей, восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи для создания полноценных предпосылок при усвоении учебного материала.
Задачи:
- Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры)
- Развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова)
- Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
- Уточнение, расширение и обогащение лексического словаря
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи старших дошкольников.
- Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Срок реализации программы, определен ИОМ для ФИО
На коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР предусмотрено проведение индивидуальных логопедических занятий 3 раза в неделю продолжительностью 20-25 минут.
Целевые ориентиры
В результате коррекционно-логопедического воздействия будут
Обеспечены равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения;
Раскрыты потенциальные возможности каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе;
Реализована преемственность содержания общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования для детей с ЗПР.
Обеспечена психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, развития речи.
Содержательный раздел
Содержание рабочей программы
Подготовительный этап
Активизация мышц речевого аппарата.
Подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка
Основной этап
Коррекционно-развивающая работа
Развитие звуковой стороны речи. Уточнение артикуляционных поз при произнесении согласных звуков раннего онтогенеза . Формирование кинестических ощущений при произношении отдельных звуков и слов.
Развитие лексического запаса. Уточнение значений имеющихся у ребенка слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.
Коррекция дефектов слоговой структуры слов
Формирование фонематического слуха, фонематического восприятия.
Формирование связной речи. Развитие навыков построения связного высказывания .
Разделы |
Темы (и учебные материалы) |
Календарные сроки и фактические сроки |
Коррек- тировка* |
Подготовительный этап |
Активизация мышц речевого аппарата. Самомассаж. Артикуляционная гимнастика.
Развитие дыхания
Формировать навык дифференцированного дыхания. Формировать речевой выдох (плавный, сильный, длительный). |
Сентябрь- май 2-я н.сентября- ноябрь
Октябрь- декабрь |
|
Развитие звуковой стороны речи. |
Уточнение артикуляции и формирование согласных звуков раннего онтогенеза. Автоматизация звуков раннего онтогенеза в словах, словосочетаниях, речи.
Б-Бь, В-Вь, Д- Дь, Н- Нь, Г – Гь, М – Мь, Дифференциация согл.тв.и согл.мягк.звуков раннего онтогенеза Формировать правильное произношение звука «С» Формировать правильное произношение звука «З» Дифференциация звуков «С-З» Постановка и автоматизация звука «Ц» Постановка и автоматизация звука «Ш» Постановка и автоматизация звука «Ж» Постановка и автоматизация звука «Ч» Постановка и автоматизация звука «Л» Постановка и автоматизация звука «Р» Постановка и автоматизация звука «Рь» |
3-4 нед.сентяб 1-2 нед.октяб 3-4 нед.октяб 1-2 нед.нояб. 3нед.ноября 4 нед.ноября Сентябрь/ декабрь 1-2 нед.декабря 3-4нед.января 4нед.января 1нед.февраля 2-3нед.феврал 3-4нед.февр- 1-2 нед.марта 3-5нед.марта 1-3 нед.апрел 4нед.апреля-4нед.мая |
|
Формирование фонематического слуха, фонематического восприятия. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения |
Знакомство с неречевыми звуками -познакомить с понятием «гласный звук»; звук У - звук А, дифференциация звуков У-А -звук И; дифференциация звуков У-А-И -звук О; дифференциация звуков У-И-А-О - звук Ы; дифференциация звуков У-И-О-А-Ы -звуки П-П’ познакомить с понятием «согласный звук», «согласный твердый», «согласный мягкий», «звонкий», «глухой» - звуки К-К’ - звуки Т-Т’; дифференциация звуков К-Т-П. - звуки Х-Х’; дифференциация звуков К-Х,К’-Х’ - звук Ы, дифференциация всех гласных звуков - звуки М-М’ - звуки Н –Н’; дифференциация звуков Н -М(Н’-М’) - -звуки Б-Б’ ;дифференциация звуков П (П’) – Б(Б’) - звуки С-С’ -звуки З-З’, дифференциация звуков С-З (С’-З’) -звуки В-В’ -звуки Д-Д’, дифференциация звуков Д-Т (Д’-Т’) - звуки Г-Г’, дифференциация звуков К-Г (К’-Г’) -звук Э, дифференциация гласных звуков - звук Й - звук Ш, дифференциация звуков С-Ш - звук Ж, дифференциация звуков З-Ж -звук Ц, дифференциация С-Ц -буква Е -буква Я - -звуки Л-Л’ -буква Ю -звуки Р-Р’, дифференциация звуков Р-Л (Р’-Л’) -звук Ч, дифференциация звуков Ч-Т’ -звуки Ф-Ф, дифференциация звуков В-Ф (В-Ф) -звук Щ, дифференциация Щ-С -буква Ё - Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. Определять наличие звука в слове. - Учить навыкам звукового анализа и синтеза. |
4-я н. сентября 1-я н.октября 2-я н.октября 3-ян.октября 4-я н.октября 1-я н.ноябрь 2я н.ноября 3-я н.ноября 4я н.ноября 5я н.ноября 1я н.декабря 2я н.декабря 3я н.декабря 4-я н.декабря 2-я н.января 3я н.января 4я н.января 1я н.февраля 2я н.февраля 3я н.февраля 4я н.февраля 1я н.марта 2я н.марта 3я н.марта 4я н.марта 5я н.марта 1я н.апареля 2я н.апреля 3я нед.апреля 4я н.апреля 1я н.мая 2я н.мая 3я н.мая |
|
Работа над слоговой структурой слова |
Продолжать учить воспринимать и воспроизводить разнообразные неречевые ритмические контуры (отхлопывание, отстукивание) Продолжать формировать пространственно - временные представления («начало», «середина», «конец»; «перед», «за», «после»; «первый», «последний»). Учить называть слова трехсложной, четырехсложной слоговой структуры (лопата, молоко); слова со стечением согласных. Объединять эти слова в словосочетания. |
Сентябрь-май |
|
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи |
Накапливать пассивный и активный словарный запас по лексическим темам: «Овощи»; «Фрукты», «Дифференциация овощи-фрукты», Деревья», «Грибы», «Осень», «Игрушки». «Обувь», «Одежда», «Головные уборы», «Дифференциация Одежда-обувь – головные уборы» - «Зима» - «Зимующие птицы» - «Мебель» - «Новый год. Зимние забавы» - «Домашние животные» -«Дикие животные» - «Домашние птицы» - «Продукты питания» -«Посуда» - «День Защитников Отечества» - «Животные холодных стран» - «Животные жарких стран» «Семья. Праздник 8марта» -«Инструменты» -«Части тела, предметы гигиены» - «Ранняя весна» - «Перелетные птицы» -«Космос» - «Транспорт» - «Насекомые» - «Наш город» - «День Победы» - «Цветы» «Весна» (обобщение) Повторение Активизировать словообразовательные процессы: объяснение и употребление сложных слов. объяснение и практическое употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением Совершенствовать навык употребления в самостоятельной речи сложных предлогов. Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Закреплять навыки согласования числительных с существительными в роде, падеже. Продолжать учить подбирать синонимы (антонимы) и употреблять их в самостоятельной речи. Учить образовывать сравнительную степень прилагательных ;сложные составные прилагательные . |
3я н. сентября 4я н. сентября 1я н. октября 2я н.октября 3я н.октября 1я н.ноября 2я н.ноября 3я н.ноября 4я н.ноября 1я н.декабря 2я н.декабря 3я н.декабря 4я н.декабря 2я н. января 3я н.января 4я н.января 1я н.февраля 2я н.февраля 3я н.февраля 4я н.февраля 1я н.марта 2я н.марта 3я н.марта 4ян.марта 5я н.марта 1я н.апреля 2я н.апреля 3я н.апреля 4я н.апреля 1я н.мая 2я н.мая 3я н.мая 4я н.мая Июнь-август Сентябрь-май |
|
Формирование связной речи |
Развитие самостоятельной фразовой речи Закреплять навыки выделения частей рассказа, анализа причинно-следственных и временных связей, существующих между ними. Продолжать совершенствовать навыки распространения предложений за счет введения в них однородных членов предложения. Продолжать совершенствовать навык пересказа сказок, рассказов: • с распространением предложений; • с добавлением эпизодов; • с элементами рассуждений; Совершенствовать навыки составления рассказов-описаний (одного предмета, двух предметов в сопоставлении). Продолжать учить составлять рассказ по картине, серии картин. |
*Корректировка вносится с учетом особенностей усвоения учебного материала детьми с ОВЗ.
Контроль предметных результатов.
Предметными результатами коррекционно-развивающих занятий являются формирование следующих умений:
Базовый уровень.
Обучающийся научится:
Выполнять артикуляционную гимнастику совместно со взрослым( логопед, родитель) с опорой на наглядность, правильному ротовому выдоху
Произносить изолированно все звуки.
Произносить слова сложной слоговой структуры
Формирование умения составлять предложения из 4 слов и более
Составлять рассказы (описания, по картинке, серии сюжетных картинок с опорой на схему, план)
Повышенный уровень.
Выполнять артикуляционную гимнастику самостоятельно с опорой на наглядность.
Произносить поставленные звуки в словах, словосочетаниях
Формирование умения составлять предложения из 4 слов и более с объединением в рассказ.
Произносить слова сложной слоговой структуры с объединением их в предложение.
Составлять рассказы без схемы, плана.
Организационный раздел
Методы и средства реализации программы
Направления: |
Формы реализации: |
Способы, методы и приемы: |
Формирование звукопроизношения |
Индивидуальные занятия с логопедом |
Выполнение артикуляционных комплексов, упражнений для развития дыхания, логопедический массаж, самомассаж. |
Формирование слоговой структуры слова |
Малогрупповые и индивидуально-дифференцированые занятия |
Обучение в соответствии с программой, с использованием дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических игр. |
Формирование лексико-грамматического строя |
Малогрупповые и индивидуально-дифференцированные занятия и на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом. |
Обучение в соответствии с программой, с использованием дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических игр. |
Развитие связной речи |
Малогрупповые и индивидуально-дифференцированные занятия |
Обучение в соответствии с программой, с использованием дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических игр. |
Обогащение и расширение словарного запаса и представлений об окружающем |
Малогрупповые и индивидуально-дифференцированные занятия и на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом. |
Обучение в соответствии с программой, с использованием дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических игр. |
Развитие графомоторных навыков |
Малогрупповые и индивидуально-дифференцированные занятия |
Дидактические пособия |
Развитие артикуляционного аппарата |
Индивидуальные занятия с учителем-логопедом |
Дидактические пособия, дидактические игры, оборудование для артикуляционной гимнастики. |
Развитие мелкой и общей моторики |
Малогрупповые и индивидуально-дифференцированые занятия и на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом. |
Дидактические пособия, дидактические игры, тренажеры для развития мелкой моторики (массажные мячи, волчки, суджок и т.д.) |
Условия организации программы
Методическое обеспечение
При реализации данной системы коррекционного обучения соблюдаются основные принципы коррекционной работы:
принцип комплексности;
патогенетический
принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути) – в основе этого принципа лежит учение о функциональных системах, о сложной структуре психических функций. Формирование ВПФ в онтогенезе представляет собой сложный процесс организации функциональных систем и первоначально ПФ предполагает участие различных анализаторов;
принцип поэтапного формирования умственных действий – значимость этого принципа обусловлена тем, что правильное чтение и письмо возможно лишь при сформированности многих операций во внутреннем плане (в частности, фонематического анализа, дифференциации фонем, соотношения звука с буквой
принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития» (по Л.С.Выготскому) – постепенное усложнение заданий и речевого материала в коррекционной работе проводится с учётом психологических особенностей обучающихся и с учётом «зоны актуального речевого развития»;
принцип системности;
онтогенетический принцип – предполагает учёт той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе.
При коррекции учитываются также общие дидактические принципы: доступности, сознательности, конкретности, наглядности, индивидуального подхода и др.
Основными формами проведения занятий являются:
индивидуальные;
самомассаж;
нетрадиционные занятия с использованием игры, сказки, соревнований;
занятие-театрализация.
Материально-техническое оснащение
№ п/п |
Наименование |
Назначение |
Особенности |
Дополнение педагогами |
МЕБЕЛЬ |
||||
1. |
Столы 2-х местные на регулируемых ножках (прямоугольные). |
Проведение фронтальных и подгрупповых занятий. |
Крышка столов – спокойных оттенков (бежевый). |
Маркировка по росту детей, значки-символы для обозначения вида деятельности. |
2 |
Стулья на регулируемых ножках |
Проведение фронтальных и подгрупповых занятий. |
Сиденья и спинки стульев – спокойных оттенков (бежевый). |
Маркировка по росту детей. |
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ |
||||
1. |
Зеркало большое (прямоугольное). |
Индивидуальная работа над правильной артикуляцией и звукопроизношением. |
Расположено на уровне глаз детей, сидящих за отдельным столом. |
жалюзи. |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ |
||||
1. |
Компьютер |
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха. Развитие интонационной выразительности речи и звукопроизношения.Расширение представлений об окружающем мире. Развитие импрессивного и экспрессивного словаря по изучаемым темам. |
- |
Видеотека пополняется в соответствии с календарно-тематическим планированием. |
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
||||
1 |
Доска магнитная. |
Демонстрация наглядного материала. Игры с магнитной азбукой, цифрами. |
Расположение на уровне глаз детей. |
- |
2 |
Доска с покрытием для рисования и письма мелом. |
Рисование и запись знаков, букв, цифр и др. |
Расположение на уровне глаз детей. |
- |
КАРТИНЫ И ПЛАКАТЫ |
||||
1. |
Предметные - по всем лексическим темам. |
Размер: разный (от А-1 до А-8). Проведение педагогической диагностики и образовательной деятельности. |
Яркое и чёткое изображение. Соответствие возрасту детей. |
Дополнительно изготавливаются педагогом и детьми как итог группового проекта или отдельной темы. |
2. |
Сюжетные - по всем лексическим темам. |
Размер: разный (от А-1 до А-8). Проведение педагогической диагностики и образовательной деятельности. |
Яркое и чёткое изображение. Соответствие возрасту детей. |
Дополнительно изготавливаются педагогом и детьми как итог группового проекта или отдельной темы. |
ИГРУШКИ И ПОСОБИЯ |
||||
1. |
Наборы игрушек по основным лексическим темам. |
Развитие всех сторон речи. |
Из разных материалов. Реалистичные. Соответствие возрасту детей. |
- |
2. |
Предметы по основным лексическим темам. |
Развитие всех сторон речи. |
Из разных материалов. Соответствие возрасту детей. |
- |
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ |
||||
1. |
Счётные палочки. |
Выкладывание букв, фигур, выполнение логических заданий. |
Разные по цвету и фактуре. |
Карточки-схемы для образца. |
2. |
Тактильные дощечки. |
Сравнение наощупь. |
Разные по материалу изготовления, определенного размера или в виде цифр или букв. |
- |
3. |
Наборы пуговиц. |
Выкладывание цепочек и узоров. Ручной труд. |
Разные по цвету и фактуре. |
Карточки-схемы для образца. |
4. |
Шнуровки и наборы верёвочек. |
Шнурование, завязывание бантиков и узлов. Выкладывание букв и цифр. |
Разные по цвету и фактуре. |
Карточки-схемы для образца. |
5. |
Прищепки. |
Изготовление предметных изображений. |
Разные по цвету и размеру. |
Карточки-схемы для образца. |
6. |
Дидактические и развивающие игры. |
- |
Мозаики, пазлы, вкладыши и т.д. |
В том числе и сделанные руками педагогов. |
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ |
||||
1. |
Султанчики. |
- |
Из разных материалов (бумага, полиэтилен, ленты и др.). |
В старших группах – изготовление вместе с детьми. |
2. |
Соломинки для коктейля. |
- |
Разные по цвету и диаметру. |
- |
3. |
Воздушные шары. |
- |
Разные по цвету размеру. |
- |
4. |
Мыльные пузыри |
- |
- |
- |
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ |
||||
1. |
Музыкальные игрушки и инструменты. |
Различение звуков. Отбивание ритма. Воспроизведение звукового ряда. |
Разные по звучанию и способу извлечения звука. |
В старших группах – изготовление вместе с детьми. |
2. |
Ширма или «звуковой ящик». |
- |
- |
- |
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ И ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ |
||||
1. |
Разные виды театров. |
Проведение индивидуальной работы. Игры-драматизации. Вечера досуга. |
Кукольный, настольный, пальчиковый, теневой, на ложках, на варежках, на конусах и др. |
В старших группах – изготовление вместе с детьми. |
Список литературы
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей, Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.
Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР
З.Е.Агранович "Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников"
Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. «Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи».
Безрукова О.А. Грамматика русской речи (2 тома)
Большакова С.Е. «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей». ТЦ «Сфера».
Ванюкова Л.С,. Курдвановская Н.В. «Учебное пособие: Формирование слоговой структуры слова. Логопедические задания.
Гомзяк О.С. Говорим правильнов 6-7 лет. Гном и Д 2009г.
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985
Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтезГод: 2010Страниц: 304
«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищевой Н.В,
Теремкова Н. Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». Издательство «Гном»
Филичева Т.Б., Туманова Т.В.Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 128 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях)
Цуканова СП., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий
по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. I период обучения / Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 160 с.
Четверушкина Н.С. « Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет». Гном Пресс 2006г.
Приложение
Морозова Татьяна
Шабанова Алёна
Ватолина Светлана Анатольевна
Бикина Наталья Владимировна
Сафонова Ирина Александровна
Сафонова Ирина Александровна
Сафонова Ирина Александровна
Сафонова Ирина Александровна
Любовь Витальевна
Сафонова Ирина Александровна
Габова Полина Николаевна