12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана21

Урок литературы в 9 классе


Судьба человека и судьба Родины


(по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»)


Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности


Цели урока:

1. Помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, формировать умение анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание.


2. Развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь.


3. Воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию.


Планируемые результаты:

1. Предметные: знакомство с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», развитие речи учащихся, отработка навыков выразительного чтения, монологического и диалогического высказывания.

2. Познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.

3. Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взаимопомощи, развивать чувство патриотизма.

4. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

5. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предварительное задание:

1. Прочитать рассказ М.Шолохова «Судьба человека»;

2. Подготовить сообщения о своих родственниках, прошедших войну.

Средства обучения: тексты, компьютер, проектор.

Эпиграф (записан на доске):

Русский человек, человек несгибаемой воли, …сможет всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина.

М.Шолохов.



Тип урока

Формируемые УУД

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности




Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация


1 мин































Логические УУД: анализ, синтез выстраивание причинно-следственных связей





5 мин













































Коммуникативные УУД:

высказывание мысли, слушать собеседника, работать в коллективе










Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация

Регулятивные УУД: целеполагание







15 мин






















Познавательные УУД:

поиск и выделение информации, структурирование знаний, смысловое чтение

Коммуникативные УУД:

высказывание мысли, слушать собеседника, работать в коллективе



10 мин



















Коммуникативные УУД:

высказывание мысли, слушать собеседника.

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация

13 мин









1 мин



Слово учителя

Носите ордена! Они вам за Победу,
За раны ваши честные даны.
Носите ордена, в них теплятся
                                              рассветы,
Что отстояли вы в окопах той войны.

Носите ордена! Вы можете гордиться:
Над сорок первым мощь ракет встает.
Носите ордена, в них, как живые,
                                                  лица
Солдат, что крепко спят
В земле который год…

Носите ордена и в праздники, и в будни
На строгих кителях и модных
                                          пиджаках.
Носите ордена, чтоб видели
                                        вас люди,
Вас,
Вынесших войну
На собственных плечах…



-В 2020 году наш народ будем отмечать 75-летие Великой Победы.

Мы посмотрим на войну глазами Михаила Александровича Шолохова, который «…видел эти дотла сожженные станицы, хутора, села, деревни, города, видел опустошение, безлюдье». И не только видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам воевал с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым штыком. Рассказ, который мы будем анализировать, называется «Судьба человека».

-Дайте определение слову «судьба».

( открывается доска, на которой записано определение: «1.Складывающийся независимо от воли человека ход событий, стечение обстоятельств. 

2.Участь, доля, жизненный путь.

3. Будущее, то, что случится, произойдёт.


-Подберите синонимы к слову «судьба» и запишите их в тетрадь.











- В каком же значении М.А. Шолохов употребил это значение?







-Обратимся к эпиграфу нашего урока и к определению нашего ключевого слова. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

















- Проанализируйте некоторые эпизоды нелегкой жизни главного героя, Андрея Соколова, проследите за тем, как проявляет себя герой во всех испытаниях

На листочках задания:

1 группа -Анализ эпизода «До войны»( Подготовьте связный рассказ о жизни героя до войны, включая цитаты из текста.


Подготовьте связный рассказ о жизни героя до войны, включая цитаты из текста.

2 группа- Анализ эпизода «В церкви» (Подготовьте связный рассказ о том, как ведёт себя Андрей Соколов в плену и другие персонажи (заполнить таблицу)

Сделать вывод о нравственном выборе каждого из персонажей.

- Заполнить таблицу (эпизод в церкви)

Как они ведут себя в бесчеловечных обстоятельствах

Солдат


Христианин (богомольный)


Крыжнёв


Взводный


Доктор



3 группа - Анализ эпизода «Противостояние с Мюллером» (Подготовьте связный рассказ о психологическом поединке между Андреем Соколовым и немецким комендантом.

Аргументируйте примерами из произведения, что Андрей Соколов из этого поединка выходит победителем.


- А теперь обратимся к страницам рассказа, где повествуется послевоенная жизнь героя. Каким мы видим Андрея Соколова?







-Какой случай в жизни главного героя полностью изменил его судьбу?

Это очень важный эпизод. Обратимся к кадрам фильма Сергея Бондарчука

«Судьба человека»

(Просмотр фильма)

Пауза

Да, действительно, невозможно сдержать слёзы при виде этой трогательной сцены.


- Об этих двух покалеченных войной людях автор пишет так: «Два осиротевших человека, две песчинки , заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и возле отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его родина». И нам, глядя на уходящих вдаль, тоже кажется, что по-другому просто не может быть.



-Так что помогло герою выстоять?







Такие же тяжёлые испытания выпали на долю многих наших дедов и прадедов, так как война коснулась каждой семьи.

И мы должны помнить, какой ценой завоёвано счастье.

-Ребята, поднимите руки, кто из вас принимал участие в этой акции «Бессмертный полк»?

«Бессмертный полк»- это патриотическое движение, целью которого является сохранение народной памяти об участниках Великой Отечественной войны.

Наверно , в нашей стране нет семьи, которую не коснулась война. Послушаем ваши сообщения о ваших родных, которые прошли дороги Великой Отечественной войны.



Домашнее задание на выбор:

Письменный ответ на вопрос «Как сложится, по-вашему, судьба героев в дальнейшем? Почему Шолохов не рассказывает об этом?»

Эссе «Судьба моей страны в судьбе моей семьи»





Слушают учителя












































Дают свое определение .







Подбирают синонимы(рок, участь, жребий, предопределение, доля) и записывают их в тетрадь



Ответы обучающихся (Человек-хозяин своей судьбы)









Предлагают варианты, приходят к выводу, что судьба человека неотделима от судьбы его Родины. Записывают тему «Судьба человека и судьба Родины» в тетрадь





















(Класс разделен на три группы)

1 группа анализирует довоенную жизнь;

2 группа-эпизод в церкви;(таблица, по которой работает группа

персонаж

поведение

Отношение А.Соколова к поведению героев

Солдат



Христианин



Крыжнев



Взводный



доктор



Делают вывод ,что А.Соколов не приемлет позицию ни одного героя, кроме доктора, который остается верен своей твердой воле и исполняет свой долг в нечеловеческих условия



3 группа- сцену с комендантом лагеря

Работа в группах; отвечает 1 представитель от каждой группы





















Зачитывают отрывок о послевоенной жизни главного героя





Смотрят фрагмент



Отвечают на вопросы, анализируя фрагмент





























Зачитывают подготовленные заранее сообщения о родственниках, прошедших дороги ВОв





















































































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.