Судьба человека и судьба Родины (по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»)
Урок литературы в 9 классе
Судьба человека и судьба Родины
(по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»)
Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности
Цели урока:
1. Помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, формировать умение анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание.
2. Развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь.
3. Воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию.
Планируемые результаты:
1. Предметные: знакомство с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», развитие речи учащихся, отработка навыков выразительного чтения, монологического и диалогического высказывания.
2. Познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.
3. Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взаимопомощи, развивать чувство патриотизма.
4. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
5. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предварительное задание:
1. Прочитать рассказ М.Шолохова «Судьба человека»;
2. Подготовить сообщения о своих родственниках, прошедших войну.
Средства обучения: тексты, компьютер, проектор.
Эпиграф (записан на доске):
Русский человек, человек несгибаемой воли, …сможет всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина.
М.Шолохов.
Тип урока Формируемые УУД | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||||||||||||||||||
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация
Логические УУД: анализ, синтез выстраивание причинно-следственных связей 5 мин Коммуникативные УУД: высказывание мысли, слушать собеседника, работать в коллективе Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация Регулятивные УУД: целеполагание 15 мин Познавательные УУД: поиск и выделение информации, структурирование знаний, смысловое чтение Коммуникативные УУД: высказывание мысли, слушать собеседника, работать в коллективе 10 мин Коммуникативные УУД: высказывание мысли, слушать собеседника. Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация 13 мин 1 мин | Слово учителя Носите ордена! Они вам за Победу, Носите ордена! Вы можете гордиться: Носите ордена и в праздники, и в будни -В 2020 году наш народ будем отмечать 75-летие Великой Победы. Мы посмотрим на войну глазами Михаила Александровича Шолохова, который «…видел эти дотла сожженные станицы, хутора, села, деревни, города, видел опустошение, безлюдье». И не только видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам воевал с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым штыком. Рассказ, который мы будем анализировать, называется «Судьба человека». -Дайте определение слову «судьба». ( открывается доска, на которой записано определение: «1.Складывающийся независимо от воли человека ход событий, стечение обстоятельств. 2.Участь, доля, жизненный путь. 3. Будущее, то, что случится, произойдёт. -Подберите синонимы к слову «судьба» и запишите их в тетрадь. - В каком же значении М.А. Шолохов употребил это значение? -Обратимся к эпиграфу нашего урока и к определению нашего ключевого слова. Попробуйте сформулировать тему нашего урока. - Проанализируйте некоторые эпизоды нелегкой жизни главного героя, Андрея Соколова, проследите за тем, как проявляет себя герой во всех испытаниях На листочках задания: 1 группа -Анализ эпизода «До войны»( Подготовьте связный рассказ о жизни героя до войны, включая цитаты из текста. Подготовьте связный рассказ о жизни героя до войны, включая цитаты из текста. 2 группа- Анализ эпизода «В церкви» (Подготовьте связный рассказ о том, как ведёт себя Андрей Соколов в плену и другие персонажи (заполнить таблицу) Сделать вывод о нравственном выборе каждого из персонажей. - Заполнить таблицу (эпизод в церкви) Как они ведут себя в бесчеловечных обстоятельствах Солдат Христианин (богомольный) Крыжнёв Взводный Доктор 3 группа - Анализ эпизода «Противостояние с Мюллером» (Подготовьте связный рассказ о психологическом поединке между Андреем Соколовым и немецким комендантом. Аргументируйте примерами из произведения, что Андрей Соколов из этого поединка выходит победителем. - А теперь обратимся к страницам рассказа, где повествуется послевоенная жизнь героя. Каким мы видим Андрея Соколова? -Какой случай в жизни главного героя полностью изменил его судьбу? Это очень важный эпизод. Обратимся к кадрам фильма Сергея Бондарчука «Судьба человека» (Просмотр фильма) Пауза Да, действительно, невозможно сдержать слёзы при виде этой трогательной сцены.
-Так что помогло герою выстоять? Такие же тяжёлые испытания выпали на долю многих наших дедов и прадедов, так как война коснулась каждой семьи. И мы должны помнить, какой ценой завоёвано счастье. -Ребята, поднимите руки, кто из вас принимал участие в этой акции «Бессмертный полк»? «Бессмертный полк»- это патриотическое движение, целью которого является сохранение народной памяти об участниках Великой Отечественной войны. Наверно , в нашей стране нет семьи, которую не коснулась война. Послушаем ваши сообщения о ваших родных, которые прошли дороги Великой Отечественной войны. Домашнее задание на выбор: Письменный ответ на вопрос «Как сложится, по-вашему, судьба героев в дальнейшем? Почему Шолохов не рассказывает об этом?» Эссе «Судьба моей страны в судьбе моей семьи» | Дают свое определение . Подбирают синонимы(рок, участь, жребий, предопределение, доля) и записывают их в тетрадь Ответы обучающихся (Человек-хозяин своей судьбы) Предлагают варианты, приходят к выводу, что судьба человека неотделима от судьбы его Родины. Записывают тему «Судьба человека и судьба Родины» в тетрадь (Класс разделен на три группы) 1 группа анализирует довоенную жизнь; 2 группа-эпизод в церкви;(таблица, по которой работает группа
Делают вывод ,что А.Соколов не приемлет позицию ни одного героя, кроме доктора, который остается верен своей твердой воле и исполняет свой долг в нечеловеческих условия 3 группа- сцену с комендантом лагеря Работа в группах; отвечает 1 представитель от каждой группы Зачитывают отрывок о послевоенной жизни главного героя Смотрят фрагмент Отвечают на вопросы, анализируя фрагмент
|