12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белоногова Надежда Васильевна283
Педагогический стаж - 6 лет. в 2012 году лауреат районного конкурса "Педагогический дебют"
Россия, Челябинская обл., Нязепетровск

Цели урока:

Познавательные:

- познакомить с правописанием -а и -о на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-.

Практические:

- научить детей обозначать орфограмму в словах;

- вспомнить способы словообразования.

Оборудование: сигнальные карты, светофоры, теоретическая тетрадь.

Тип урока: изучение нового материала по орфографии.

 

Ход урока.

У. Здравствуйте, дети. Садитесь.

Записываем в тетрадь: «Тринадцатое февраля, суббота. Классная работа.»

Давайте повторим способы словообразования. Какие вы способы знаете? (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, слияние, переход из одной части речи в другую)

Посмотрите на слово «КЛАССНАЯ». Каким способом образовано это слово? (Это слово образовано суффиксальным способом.)

А каким способом образовано слово «РАБОТА»? (Бессуфиксным)

Сейчас один человек будет выполнять задание по карточке у доски, а с остальными будем проверять домашнее задание.

Карточка №1.

Одеваться изыска(н, нн)о, ещ… не пришел, подул свеж…, далеко (не) просто, (н…)откуда почерпнуть, море взволнова(н,нн)о, готовить (не)вкус(н, нн)о, прыгнуть (с) разбегу, выполнить (в)миг, замуж(?) невтерпеж(?), бить наотмаш(?).

Один человек вставляет пропущенные буквы у доски:

зимнЕе солнце, встретИл ребятишек, прошЁл (не)заметно, пятно на плАще, молодЕнькое деревцо, возрАжение (не)убЕдительно, оправдЫвался (не)убЕдительно, потерпеть порАжение.

Остальным детям учитель задает вопросы по домашнему упражнению.

У. Кто хочет зачитать предложения, где слова с приставкой НЕ- являются сказуемыми? (ученик зачитывает)

У. Какой частью речи являются сказуемые в данных предложениях? (Сказуемые в этих предложениях являются краткими прилагательными.)

У. А каким членом предложения являются слова с приставкой НЕ- в остальных предложениях? (Они являются обстоятельством.)

У. Какой частью речи являются эти слова? (Они являются наречиями.)

У. Все верно. А как определить какой частью речи является слово на –о? (Чтобы определить, к какой части речи относится слово на –о, нужно узнать, каким членом предложения оно является: краткое прилагательное может быть только сказуемым, а наречие – обстоятельством.)

Проверяем учеников у доски.

У. Молодцы, ребята. Ответили все верно. Посмотрите на доску. Прочитайте слова в обоих столбиках.

издавна изнеженно

досуха доверчиво

справа связно

влево вдумчиво

наглухо наклонно

засветло заманчиво

У. Какая часть речи перед нами? (Наречие)

У. Верно. Сегодня мы продолжаем изучать с вами наречие. А какая орфограмма присутствует в этих словах? (В данных словах орфограмма О и А на конце наречий.)

У. Вы правы, а теперь записываем тему урока: «Буквы О и А на конце наречий». Какой опознавательный признак у этой орфограммы? (Безударность.)

У. В какой морфеме расположена орфограмма? (Орфограмма расположена в суффиксе.)

У. Посмотрите внимательно на слова. По какому признаку они сгруппированы? (В первом столбике наречия с суффиксами -а- и -о- на конце, а во втором столбике только с суффиксом -о- на конце.)

У. Посмотрите, что есть общего в составе слов первого и второго столбика? (Учитель читает слова парами) (В этих словах общие приставки.)

У. Какие это приставки? (ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-.)

У. Верно. А каким способом образованы слова первого столбика? (Приставочно-суффиксальным.) (учитель выделяет производящую основу, приставку и суффикс)

У. А как образованы слова второго столбика? (Суффиксальным способом)

У. Итак, если наречие образовано суффиксальным способом, то на конце наречий всегда пишется –о. Если наречие образовано приставочно-суффиксальным способом, то на конце может писаться как -а, так и -о. От чего это зависит? Как мы можем узнать, когда писать А, а когда О? (С приставками ИЗ-, ДО-, С- пишется А, а с приставками В-, НА-, ЗА- пишется О.)

У. Сейчас я вам помогу и расскажу, как можно легко и просто определить, какая буква пишется на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-, которые образованы приставочно-суффиксальным способом. Если мы видим в наречии одну из этих приставок, то используем правило «окна». Как его использовать? Мы оставляем данную приставку, а вместо наречия подставляем слово «окно». Например, наречие ИЗДАВНА. Оно образовано приставочно-суффиксальным способом, в нем есть приставка ИЗ-, поэтому мы не знаем, что писать на конце. Оставляем приставку ИЗ- и подставляем слово ОКНО. Получается ИЗ ОКНА, на конце стоит А, следовательно в наречии тоже пишем А.

Открываем теоретические тетради на странице 87. Записываем алгоритм. Каким будет первый шаг? (Сначала определим, каким способом образовано наречие. Если суффиксальным, то пишем всегда О на конце. Если приставочно-суффиксальным, то делаем второй шаг.)

У. Каким будет второй шаг? (Смотрим, с помощью какой приставки образовано наречие. Если это приставки ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-, то применяем правило «окна». И это будет третий шаг.)

 

Алгоритм.

Каким способом образовано наречие?

Приставочно-суффиксальный Суффиксальный способ

С помощью какой приставки образовано О

наречие?

ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-

Применяем правило «окна»

издавна (ср. из окна) влево (ср. в окно)

У. Давайте применим алгоритм на практике. Слово ИЗНЕЖЕННО образовано суффиксальным способом, поэтому пишем О на конце. Слово ДОСУХА образовано приставочно-суффиксальным способом. Образовано с помощью приставки ДО-, поэтому применяем правило «окна»: ДО ОКНА – на конце А, поэтому в наречии тоже пишем А. (Дети делают орфографический разбор таких слов: ДОВЕРЧИВО, СПРАВА, СВЯЗНО, НАГЛУХО, ЗАСВЕТЛО, ЗАМАНЧИВО.)

У. Теперь переходим к закреплению нашей темы. Сначала поиграем в игру «Эрудит». Кто напомнит, кого мы называем эрудитом? (Эрудит – это человек обладающий глубокими познаниями в какой-либо области.)

У. Все верно. Эта игра позволит вам обогатить ваш словарный запас. Кроме того, мы будем учиться объяснять правописание О и А на конце наречий. Сейчас я читаю вам значение слова, вы записываете это слово, используя материал для справок, с помощью алгоритма выбираете, какую букву пишем на конце и подчеркиваете орфограмму. Например, ВОЗВРАЩАТЬСЯ ДОМОЙ ПОСЛЕ ЗАХОДА СОЛНЦА. Это слово ЗАТЕМНО. Оно образовано приставочно-суффиксальным способом, в нем есть приставка ЗА-. Применяем правило «окна»: ЗА ОКНО, на конце О, поэтому и в наречии пишем О. Продолжаем.

Игра «Эрудит».

Застегнуть пальто на все пуговицы, под подбородок. (НАГЛУХО)

Объяснить что-либо точно, понятно, просто. (ДОХОДЧИВО)

Выполнять действие нерегулярно, нечасто, иногда. (ИЗРЕДКА)

Вытереть так, чтобы не осталось ни капли. (ДОСУХА)

Стоять по левую руку. (СЛЕВА)

Быть наделенным чрезмерно, сполна, до крайности. (ИЗБЫТОЧНО)

 

Материал для справок:

Изредк…, затемн…, избыточн…, наглух…, досух…, доходчив…, слев… .

Коллективная письменная работа. По цепочке выходят к доске и объясняют по одному слову. Ответ дети проверяют светофорами.

У. Переходим к следующему упражнению. Мы с вами вспомним, как пишутся слова с чередующейся гласной в корне, и еще раз отработаем правописание А и О в конце наречий. Сейчас мы будем писать с вами распределительный диктант. Делим страницу на два столбика: первый столбик – наречия с суффиксом А, второй столбик – наречия с суффиксом О. Я буду диктовать вам словосочетания, вы поднимаете сигнальную карточку с той буквой, которую вы будете писать в конце данного наречия и записываете это словосочетание в соответствующий столбик. Всем все ясно? Например, вырастить заново: что пишем на конце наречия? Верно – О. записываем это словосочетание во второй столбик. Продолжаем.

 

Распределительный диктант.

Посмотреть искоса (не прямо, скосив глаза; перен. недоброжелательно), возвращаться засветло (пока еще светло, не стемнело), расположиться справа, начинать снова, запереть навечно, обращался запросто.

У. Какую букву написали в корне слова «вырастить»? Какая буква пишется в корне слова «расположиться»? Какую букву пишем в слове «запереть»? Почему пишем Е? ( После корня нет суффикса А, поэтому пишем Е.)

Полусамостоятельная письменная работа. Проверяем сигнальными картами.

У. Молодцы. Теперь мы запишем с вами несколько предложений под диктовку. Вспомним знаки препинания в сложноподчиненном предложении, снова повторим чередующиеся гласные в корне и закрепим правописание О и А на конце наречий.

 

Диктант.

Знаешь ли ты, что издавна используют мяту в лечебных целях. Сызмала

помнишь, как приятно заварить с ней чай, особенно в зимнюю пору. Людям,

собирающимся закаливать свой организм, тоже рекомендуется сначала пить

настой мяты.

Самостоятельная письменная работа. Проверка с помощью контрольной карты.

У. Молодцы, дети. Сегодня мы с вами изучили правописание О и А на конце наречий с приставками, повторили все, что мы уже прошли по наречию, вспомнили способы словообразования, правописание корней с чередующимися гласными, постановку знаков препинания в сложноподчиненном предложении. Одним словом, за сегодняшний урок мы успели очень многое.

У. За активную работу на уроке оценки получают…

У. А теперь открыли дневники и записываем домашнее задание. К следующему уроку вы должны будете написать сочинение-миниатюру на тему «Самый запоминающийся поход в…»(магазин, театр, библиотеку, на прогулку). На карточках у вас есть материал для справок, который вы должны использовать для своего сочинения. Не обязательно брать все слова. Вы должны использовать этот материал так, чтобы не испортить содержание вашего сочинения. Помните, что у вас должен получится рассказ, а не набор отдельно взятых предложений.

 

Материал для справок.

Задешево купить, задолго до начала, застыть ( упасть) замертво, запросто найти, засветло (затемно ) вернуться, изредка появляться, увидеть издалека, издавна желать, накормить досыта, вытереть досуха, гулять дотемна, сжечь дотла, свернуть влево (направо, вправо, налево), собрать воедино, смотреть искоса, запомнил навечно (надолго), закрыта наглухо (накрепко), пойти назло, пришить намертво, сделать наскоро, наказать настрого, убраться начисто, оказался слева (справа), отправиться снова, сначала выполнить уроки.

«Самый запоминающийся поход в…» (магазин, театр, библиотеку, на прогулку)

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.