Урок русского языка «Буквы о и а на конце наречий» (7 класс)
Предмет: русский язык. Класс: 7.
Тема урока: «Буквы А и О на конце наречий».
Цели: познакомить учащихся с условиями выбора и написания букв А и О на конце наречий с приставками, сформировать умение находить наречия на изученную орфограмму и правильно их писать.
Задачи: познакомить учащихся с орфограммой «Буква О и А на конце наречий»;
научить применять её на практике;
расширить знания о способах образования наречий;
углубить представление об использовании наречий в языке;
развивать память, внимание, воображение;
развивать способность логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, формулировать высказывания;
воспитывать познавательный интерес;
прививать навыки самостоятельного овладения знаниями;
воспитывать культуру общения и поведения;
воспитывать уважительное отношение к языку.
Формат проведения: очный, с применением ИКТ.
Технология:
дифференцированное обучение;
информационно-коммуникативные технологии.
Оборудование:
настольный компьютер;
проектор.
Используемые материалы:
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. «Русский язык. 7 класс»;
раздаточный материал (, карточки с заданиями);
слайдовая презентация.
Аннотация к уроку:
Правописание наречий – один из наиболее сложных разделов орфографии. Данный урок знакомит учащихся с правилом написания наречий. В ходе занятия рассматривается правило выбора суффиксов О/А на конце наречий, формируются навыки его применения. Для оптимизации процесса обучения используются ИКТ. Визуальный материал способствует лучшему восприятию знаний учащимися, формирует навыки самостоятельной работы и самопроверки.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые ресурсы, оборудование, материалы |
1. Организационный момент. |
Учитель приветствует учащихся, настраивает их на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку. |
Учащиеся приветствую учителя, проверяют готовность к уроку. |
|
2. Актуализация знаний. Блиц-опрос. |
1. Слово учителя: «Сегодня мы продолжаем изучать такую важную и сложную тему, как наречия. Но прежде чем мы перейдём к новому материалу, давайте в форме блиц-опроса вспомним всё, что мы знаем об этой части речи». 2 Я проведу блиц-опрос, ваша задача – быстро отвечать на вопросы. 1.Часть речи, которая отвечает на вопросы: где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как?(наречие) 2.Наречие обозначает (признак действия или другого признака) 3.изменяется наречие по падежам, родам числам?(не изменяется) 4.В предложении бывает ( обстоятельством) Слово учителя: «Какие способы образования наречий вы знаете? От каких частей речи образуются наречия? С помощью каких морфем? . |
Учащиеся отвечают на вопросы, вспоминают изученное о наречиях, называют способы образования наречий, приводят примеры. |
|
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. |
Читаем предложения и сразу выписываем наречия. Учащиеся читают: Солнце изредка показывалось из-за туч. Слева возвышались горы. Я посмотрел налево. Стриж метнулся вправо. Пол был вытерт досуха. Он заново начал писать сочинение. (изредка, слева, налево, вправо, досуха, заново). СЛАЙД 2. Учитель (побуждение к формулированию проблемы): чем отличаются данные наречия между собой? Учитель: Над какой темой будем работать? Итак, тема урока – «Буквы -А и-О на конце наречий», а цель – научиться правильно писать эти наречия. Откройте тетради, запишите число,и тему. |
1. Учащиеся конструируют слова, сообщают о возникших трудностях. 2. Учащиеся формулируют тему урока и записывают её в тетрадь. |
Слайд №1. |
4. Усвоение новых знаний. |
1. Слово учителя: «Запишите в тетради в два столбика выписанные вами наречия. Выделите в них приставки и суффиксы. Какую закономерность в употреблении суффиксов -О и -А вы заметили?Сформулируйте правило выбора суффиксов -О и -А в наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом». 2. Учитель демонстрирует слайд №3. |
Ученики выполняют задания, находят закономерность, выводят правило. |
|
5. Первичное закрепление. |
1. Учитель делит учеников на пары и даёт задание на карточках . 2. Слово учителя: «Ребята, вам, наверное, нелегко было без подглядывания в табличку с правилом выполнить это задание. Но есть один ключик, который поможет нам легко запомнить правило выбора суффиксов -О и -А в наречиях. Этот ключ – слово «окно». Учитель демонстрирует слайд №5 физминутка 3. Карточки (работа в группах) Взаимопроверка (ответы слайд №6) Учитель: А теперь обратите внимание на эти слова на доске: изнеженно, дословно, связно. Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия). Учащиеся: Это наречия с приставками из-, до-, с-, у которых в суффиксе пишется буква -о. Учитель: Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы). Эти наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных, которые уже имели приставки: изнеженный, дословный, связный. Учитель: вывод: Если в исходном слове была приставка (из-, до-, с-, ), то на конце наречия пишется –О. |
1. Учащиеся выполняют задание в тетрадях. Разделившись на пары, учащиеся осуществляют взаимопроверку. 2. Учащиеся с удивлением обнаруживают, насколько просто и легко можно запомнить правило с использованием волшебного слова. 3. Учащиеся выполняют работу и сверяют свои ответы с изображенными на слайде. |
Карточки Слайд №5 Карточки, слайд 6 М.Т. Баранов и др. «Русский язык. 7 класс» Слайд №. |
6. Самостоятельная работа. |
4. Работа с учебником.с.111 Орф. №61 Рассуждение ,упр.271 |
Каждый учащийся выполняет своё задание. |
Карточки с индивидуаль-ными заданиями |
7. Рефлексия. Подведение итогов и оценка работы учащихся. |
1. - какую цель мы поставили в начале урока? -достигли ли мы цели? С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке? В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс О? В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс А? Какой приём можно использовать для проверки правильности написания букв О или А на конце наречий? Продолжи предложение 1) Я научился… 2) Больше всего мне понравилось… 3) Труднее всего мне было… 2. Учитель оценивает работу класса и каждого ученика, ставит оценки. |
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, делают выводы. |
|
8. Домашнее задание. |
Учитель объясняет домашнее задание. 1. Выучить правило. С.111 2. Выполнить упражнение 270 |
Учащиеся записывают домашнее задание. |
5. Закрепление полученных знаний.
Найди четвертое лишнее:
1. 1) сначал…, 2) напевн…, 3) добел…,4)докрасн…
2.1) мягк…, 2) вправ…, 3) запрост…, 4) слев…
3.1) искос…, 2) досыт…, 3) наглух…, 4) дочист…
4.1) налев…, 2) изредк…, 3) занов…, 4) начист…
5. 1)достойн…,2) сгоряч…, 3)издавн…, 4)слев…
6. 1)занов…, 2)засветл…,3)дотемн…,4)намертв…
Выборочно-распределительный диктант. Записывайте словосочетания с наречиями, распределяя их по двум столбикам: на конце О, на конце А.
Окна вагона наглухо залеплены снегом. Небо было раскалено добела. Ветер снова усилился. Посмотрите вправо. Начни все сначала. Издалека послышался шум. С охоты возвращались затемно.
Упражнение. Записывайте словосочетания, объясняя правописание гласных на конце наречий и обозначая орфограммы.
Накормить досыта, вырастить заново, посмотреть искоса, расположиться справа, возвращаться затемно, вытереть насухо, изредка прикасаться, запереть наглухо, взглянул влево, снова встретиться, упасть замертво, наскоро перекусить.
Упражнение (устно). Замените прочитанные словосочетания на словосочетания с наречиями на О, А. Объясните их правописание.
Идти в правую сторону, беседовать без стеснения, раскалить до красного цвета, расстаться на долгое время, переписать окончательно.
4. Усвоение новой темы.
Физкультминутка.
Я буду называть наречия, если на конце пишется суффикс –а, вы должны похлопать, если пишется суффикс –о потопать.
Слева, созвучн…, доходчив…, издавн…, досух…, справ…, стеснительн…, дословн…, извилист…, досыт…, доверительн…, сначал…, влев…, нагол…, задолг….
Учитель: А теперь обратите внимание на эти слова на доске: изнеженно, дословно, связно. Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия).
Учащиеся: Это наречия с приставками из-, до-, с-, у которых в суффиксе пишется буква -о.
Учитель: Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы).
Эти наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных, которые уже имели приставки: изнеженный, дословный, связный.
Учитель: вывод: Если в исходном слове была приставка (из-, до-, с-, ), то на конце наречия пишется –О.
4. Усвоение новой темы.
Физкультминутка.
Я буду называть наречия, если на конце пишется суффикс –а, вы должны похлопать, если пишется суффикс –о потопать.
Слева, созвучн…, доходчив…, издавн…, досух…, справ…, стеснительн…, дословн…, извилист…, досыт…, доверительн…, сначал…, влев…, нагол…, задолг….
5. Закрепление темы
А) выполняем в тетрадях.
Замените словосочетания одним синонимом-наречием на наше правило .
Образец: расстаться на долгое время = надолго расстаться.
1. Плотно, вдоволь, вволю, всласть, сколько влезет поесть = досыта поесть.
2. Выехать, пока еще светло, не стемнело = засветло выехать.
3. Навещать нечасто, редко = изредка навещать.
4. С давних пор, с незапамятных времен сеять = издавна сеять.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК : досыт…, изредк…, издавн…, засветл…
Каждый выходивший к доске ученик объясняет правописание.
Б) Самостоятельная работа.
Найди четвертое лишнее:
1. 1) сначал…, 2) напевн…, 3) добел…,4)докрасн…
2.1) мягк…, 2) вправ…, 3) запрост…, 4) слев…
3.1) искос…, 2) досыт…, 3) наглух…, 4) дочист…
4.1) налев…, 2) изредк…, 3) занов…, 4) начист…
5. 1)достойн…,2) сгоряч…, 3)издавн…, 4)слев…
6. 1)занов…, 2)засветл…,3)дотемн…,4)намертв…
6. ИТОГ
- какую цель мы поставили в начале урока?
-достигли ли мы цели?
С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?
В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс О?
В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс А?
Какой приём можно использовать для проверки правильности написания букв О или А на конце наречий?
Рефлексия.
А теперь оцените себя сами.
Продолжи предложение
1) Я научился…
2) Больше всего мне понравилось…
3) Труднее всего мне было…
7. Домашнее задание.
1. По желанию – написать сочинение – миниатюру с использованием наречий на данное правило. (тема – любая)
2. выучить правило на стр. 115
3. упр. 247