12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Халикова Елена Александровна19

Название урока и класс

Третье склонение имён существительных. 4 класс.

Цели

Познакомить учащихся с существительными 3 склонения, ввести термин «третье склонение» Научить определять тип склонения имён существительных  по роду, типу основы и окончанию в именительном падеже.

Планируемые результаты

Развивать умение классифицировать имена существительные по типу склонения и распознавать тип склонения имён существительных по одним и тем же грамматическим признакам.

Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, способствовать воспитанию интереса к русскому языку.                       

Этапы

Время

Деятельность учителя

Ссылки на карточки Учи.ру

Организационный момент

2 мин

«Человек без знаний, что дерево без корней»

- Объясните, как понимаете эти пословицы?


Дети, у вас на партах лежат картинки:

-лицо весёлое

-лицо грустное

- лицо равнодушное.

Покажите картинку, которая соответствует вашему настроению.


-Замечательно, у вас радостное настроение. Хорошее настроение, взаимовыручка, желание активно и внимательно работать помогут нам справиться со всеми трудностями и сделать новые открытия!

Желаю вам успехов!

- Откройте тетради и запишите:

       число

 Классная работа.


Слайд 1.

-Ребята, посмотрите внимательно на доску, на ней изображена карта Мира. Большую часть поверхности Земли занимает вода. В «Океане Чудес» находится маленький островочек, на котором существует страна «Загадочных слов»

- Давайте посмотрим, где же это!

(его совсем не видно на карте)

- Вы хотите побывать на этом острове?

- Тогда скорее в путь по океану на встречу новым знаниям в страну «Загадочных слов»

Слайд 2.

Вот он  какой океан!

Разноцветно-голубой

Волнами шумящий,

чайками кричащий,

чистый, солёный,

тёплый, рифлёный

С небом обнимается,

Солнцу улыбается!..


- Наш кораблик прибыл.

- Давайте посмотрим, какой путь мы с вами проделали.

Слайд 3.


Слайд 4.

-Добро пожаловать в страну «Загадочных слов»!


Актуализация знаний

8 мин

Слайд 5


Чистописание 

- Посмотрите, кто нас встречает на острове!

 (Кто это?)

- Давайте поможем ему написать красиво, аккуратно и без исправлений

Чистописание

.Положите правильно свои тетради, сядьте ровно и постарайтесь быть внимательными и писать аккуратно.

- С какой целью мы на каждом уроке проводим минутки чистописания?

- Сегодня мы повторим написание заглавных и строчных букв-1 строчка.

Я показываю буквосочетания, а вы назовите тип соединений.


НнСсЛлОо Ее Нн Ее Ии Кк


Слайд 6

- Запишите предложение:

Автобус едет по улице Волшебная  и по площади Сказочная.


- Найдите имена существительные в предложении.

(Автобус, по улице, по площади)

- Определите падеж существительных и выделите окончания в словах по улице, по площади.

(Дательный падеж)

- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?

- Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.

- Ребята, вы очень хорошо справились с заданием!


Слайд 7

- А теперь давайте посмотрим, на сколько вы удачно помогли Буратине!


Слайд 8

-Но кто это сейчас нам подбросил письмо?

- Да это же Красная Шапочка, которая живет в этой стране. Она принесла нам письмо. Давайте прочитаем его.


Слайд 9

« Мы обычные слова, всех нас  знает каждый,

Мы содержим букву А трижды или дважды.

Иногда всего одну ( можем и в начале)-

Но сегодня …-ну и ну! Все они сбежали! Помогите нам!

Жители страны «Загадочных слов».


Слайд 10.


К.Р.НД.Ш         Г.ЗЕТ.               ТЕТР.ДЬ

Т.РЕЛК.           П.СС.ЖИР        Б.Г.Ж            

Р.ДОСТЬ         .ЛЛЕЯ              К.Р.МЕЛЬ

ДОРОГ.            МЕД.ЛЬ           ЗЕРК.ЛО


Вставьте пропущенные буквы и распределить слова по грамматическим признакам в три столбика:

1 столбик – 1 склонение

2 столбик – 2 склонение

3 столбик – все остальные слова (которые не относятся ни к 1 , ни ко 2 склонению)

- По какому признаку разделила я эти слова?

- Давайте проверим!

(по цепочке)

https://uchi.ru/teachers/groups/10713809/subjects/2/course_programs/4/cards/73797


Постановка учебной задачи

3 мин

- По каким признакам вы сгруппировали существительные?

(По роду и окончанию)

- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение.

- Посмотрите внимательно, мы распределили слова в 3 столбика

В 1 столбике – слова 1 склонения (ж.р и м.р – а, - я)

Во 2 столбике – слова 2 склонения(м.р. – а, - я; ср.р – о, - е)

У каких слов не определили склонение?

- Сделаем вывод, какие слова находятся в 3 столбике?

 Слайд 11.

- Определите тему урока

( Тема: «3-е склонение имён существительных»)

- Какие цели вы поставите перед собой на уроке?

1.Познакомиться с существительными 3 склонения, ввести термин «третье склонение»

2. Научиться определять тип склонения имён существительных  по роду, типу основы и окончанию в именительном падеже.



«Открытие» учащимися новых знаний

2 мин

- Что поможет правильно определить, к какому склонению относится сущ.?

- Вспомните какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и

- Сделайте вывод, какие слова относятся к третьему склонению.


- Проверим, правильно ли мы рассуждаем. Откройте учебник на странице 97. Прочитайте правило.

- Кто попробует рассказать правило наизусть?

https://uchi.ru/teachers/groups/10713809/subjects/2/course_programs/4/cards/58419


https://uchi.ru/teachers/groups/10713809/subjects/2/course_programs/4/cards/58421


https://uchi.ru/teachers/groups/10713809/subjects/2/course_programs/4/cards/73798


Изучение нового материала в ходе активного взаимодействия

3 мин

Слайд 12.

Алгоритм действий при определении склонения имени существительного

Рассмотрите памятку

- Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?


Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

1.Определить род.

2.Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.

3.По роду и по окончанию определить склонение.

Образец рассуждения.

Тетрадь - она, моя - существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.


Физкультминутка

3 мин

Слайд 13.

 Физкультминутка (музыкальная)


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

6 мин

Слайд 14


Работа с учебником

упр. 172

Мальчики – существительные 2 склонения

Девочки - существительные 3 склонения


 

https://uchi.ru/teachers/groups/10713809/subjects/2/course_programs/4/cards/58422


Включение новых знаний в систему знаний и повторение

10 мин

Слайд 15


1.Работа в парах

Игра «Четвёртый лишний»

На столе разного цвета карточки

Задание: определить склонение существительных и в каждой карточке убрать лишнее слово.

Зелёная карточка

Девочка, река, тропинка, стекло.

Жёлтая карточка

Стена, зеркало, сверло, озеро.

Красная карточка

Осень, мышь, каприз, рысь.

Розовая карточка

Этаж, гараж, река, молоко.

Оранжевый

Вьюга, ласточка, капля, рысь.

Голубая карточка

Автомобиль, машина, мотор, молоток.



Слайд 16

2. Работа с пословицами (в группах)

- Ребята, а теперь будете работать в группах.

 Ваша задача – соединить 2 половинки пословиц.

У существительных определить склонение.

Слайд 17


Друг познаётся


и кошке приятно.

Без соли, без хлеба


в беде.

Доброе слово


худая беседа.


-  Проверим (по 1 пословице каждая группа)

 https://uchi.ru/teachers/groups/10713809/subjects/2/course_programs/4/lessons/22133


https://uchi.ru/teachers/groups/10713809/subjects/2/course_programs/4/cards/73799


Подведение итогов урока

– Рефлексия

3 мин

Слайд 18.

- Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?

(Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)

- С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?

(Чтобы правильно писать окончание существительного)

- Это мы изучим на следующих уроках


Наш урок подходит к концу. Вы хорошо потрудились и проделали большую работу.

- С чем познакомились на уроке?

-Что нового узнали?

-Какие сущ. относятся к 3 склонению?

-Приведите свои примеры.



Инструктаж по выполнению домашнего задания (индивидуализация, дифференциация, организация выбора)

3 мин

Слайд 19

1. Разноуровневая домашняя работа.

- Обратите внимание, задание будет необычное , которое состоит из трёх уровней.

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

2. Правило (наизусть)

Слайд 20


Оценка деятельности учащихся в ходе урока

2 мин

Славно дети потрудились,

Вижу, многого добились,

Знаю, будете вы рады

Получит свои награды!


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.