Сущность инноваций в дошкольном образовании
Подготовила: Борщева Е.А.
Развитие современной системы дошкольного образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагогов. Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально- педагогических условиях.
Одной из главных задач методических служб в настоящий момент является развитие у педагогов способностей к инновационной деятельности.
Инновации в дошкольном образовании понимаются в широком смысле как внесение нового, совершенствование и улучшение существующего. Новизна любого средства относительна как в личностном, так и во временном плане. Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи определённого этапа, новшество может стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой или отжить , устареть, стать тормозом развития в более позднее время. Поэтому педагогу нужно постоянно следить за нововведениями в образовании и осуществлять инновационную деятельность.
Наука и практика нововведений уже накопили определённый опыт и категориальные понятия. Рассмотрим некоторые из них. Новация трактуется как впервые созданное или сделанное, появившееся взамен прежнего, вновь открытое, недостаточно знакомое или малоизвестное в настоящее время.
Понятие нововведение определяет целенаправленное продуктивное введение изменений в систему или её структуру, способствующих кардинальному совершенствованию и переходу системы из одного состояния в качественно новое.
Модернизация предусматривает видоизменение с целью преобразования обновляемого процесса. Модификация – видоизменение с целью преобразования обновляемого процесса.
Инновация трактуется как новое в определённом виде деятельности.
Инновационный процесс представляет собой сложное динамическое новообразование. Инновационный процесс начинается с идеи и состоит из генезиса инновации, деятельностной и содержательной инновации, организационно- управленческой инновации и жизненно- личностного роста.
Категория «новшество» связана с новыми средствами, методами, технологиями, программами. Новшество должно гарантировать максимальный результат нововведения при минимальной затрате средств в оптимальном режиме реализации.
Однако необходимо осознавать, что новшество как создание нового явления, изобретения или метода может приносить не только положительные результаты, но и нежелательные последствия. Поэтому при нововведении очень важен не только высокий уровень новшества, но и экспериментальная проверка гипотез, технологий и социальная значимость нового продукта.
Возможные сопротивления к нововведению связаны со следующими обстоятельствами:
- социальными, когда общество не подготовлено организованно, морально и материально;
- личностными, когда инновация для некоторых созидателей оборачивается не радостью внедрения, а тяжёлыми последствиями.
Определённое противоречие возникает и в связи с введением ФГОС в дошкольном образовании. Если норма сохраняет социальный опыт, то инновация меняет. Следовательно, новшество выражается не в отклонении от нормы, не в игнорировании стандарта, а в необычном его применении, использовании новых идей и технологий.
Сравнивая традиционные дидактические технологии с инновационными, можно заметить, что первые имеют определённый процессуальный алгоритм решения, а вторые основаны на свободной коммуникационно - импровизированной системе , часто включающей информацию с одним или двумя неизвестными.
К инноватике относятся:
- образовательные инновационные модели, разработка концептуальных нововведений и реализация их на практике;
- предметно- содержательные вариативные стандарты учебных программ и создание возможности выбора их в зависимости от материальных условий;
- реконструкция и модификация известных направлений в обучении, внедрение элементов нового в существующие нормы и традиции;
- процесс создания, разработки и внедрения новых технологий, не используемых ранее в обучении, включающих вариативность организации и обеспечение инновационного процесса в конкретных социальных условиях для практической их адаптации и реализации.
Под инновационной педагогической деятельностью понимается деятельность по разработке и реализации различных инновационных образовательных программ, на основании которых осуществляются:
- новые философско - педагогические, психолого- педагогические подходы к пониманию ребёнка, его обучения, воспитания и развития;
- новые концептуальные педагогические идеи построения содержания и методов образования;
- новые формы организации жизни и деятельности ребёнка в ДОУ, а также работы педагогов, управления и самоуправления, взаимодействия ДОУ с родителями и социальной средой.
Функциями инновационной деятельности воспитателя являются:
- изменения педагогического процесса и его компонентов;
- введение новых средств обучения, новых способов и приёмов обучения, выдвижение новых идей развития дошкольников;
- введение новых способов и приёмов обучения;
- создание инновационной предметно- развивающей среды.
Классификация педагогических инноваций может осуществляться по следующим основаниям:
- связи с областью, в которой осуществляются новшества (в целях и содержании образования, в формах, методах и средствах обучения, в организации обучения, в системе и управлении педагогическим процессом);
- способу возникновения новаторского процесса(систематический, плановый, стихийный, спонтанный, случайный);
- широте и глубине новаторских мероприятий (массовые, крупные, глобальные, стратегические, систематические, радикальные, фундаментальные, глубокие, частичные, малые, мелкие и.т.п.)
- основе, на которой проявляются, возникают новшества.
Инновационная деятельность всегда выступает неотъемлемым атрибутом образования. Педагогу не обойтись без постоянного обновления, совершенствования самого себя. Для того чтобы творческий процесс педагога не прекращался , необходимо: построение долгосрочных целевых инновационных программ развития, формирование целевой установки не только на материальный, но и на духовный приоритет, наличие единомышленников, которые способны постоянно продолжать и совершенствовать идею или радикальную инновацию, интегрирование процесса созидания и внедрения в профессиональную практику нововведений, создание системы стимулирования и социальной защиты «творца» и его команды. Особенностью структуры инновационного процесса является циклический характер рождения новшества.
В структуре инновационного процесса можно выделить следующие этапы:
возникновение инновационной идеи, проблемы на основе создавшихся объективных или субъективных, внешних или внутренних противоречий;
организация и протекание инновационного процесса в ходе поиска нового продукта на основе творческой активности личности;
получение инновационного результата- новшества как объективно или субъективно значимого продукта;
верификация (проверка) нововведения;
адаптация нового в реальной практике и превращение его в социальный стандарт.
Затем может наступить период кризиса по причине исчерпанности возможностей применения инноватики в новых сложившихся социальных условиях, что приводит к потребности нового изобретения.
Однако в педагогической практике педагог не всегда имеет возможность создавать новое. Нередко происходит внедрение элементов нового в существующую норму и традиции. При этом инновационный процесс обеспечивает адаптационный, прогнозирующий и поисковый периоды с целью освоения специфики и создания условий для оптимальной верификации новой идеи.
Существует несколько путей обновления процесса и освоения новшеств в педагогической практике: эксперимент, обобщение инновационного опыта, исследование индивидуального нововведения, перерастающего в креативный опыт. Инновационный опыт передать невозможно, так как он является результатом творения личности. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Передаётся не опыт, а идея, выведенная из опыта».
Обобщение и заимствование социально-значимого опыта осуществляются в инновационном процессе при адаптации его в других условиях. Внедрение опыта может повлечь за собой его видоизменение, приспособление, адаптацию, модернизацию, совершенствование или модификацию. Апробация технологического фактора новшества при реализации разными исполнителями предполагает корректировку поисков и их экспериментальную проверку. Это подтверждается большой значимостью личностного фактора педагога- исследователя- исполнителя и спецификой внедрения нового результата в практику. Необходимо мудрое сочетание классических, традиционных и гибких инновационных технологий для создания верификации результата творчества в педагогической практике.
Инновационную деятельность воспитателя можно рассматривать как форму непосредственного взаимодействия и взаимосвязи его деятельности с деятельностью дошкольника, стремящуюся повышать качество образования.
К её характерным признакам относят имманентность, процессуальность, однородность целей инновационного и образовательного процессов.
Предмет инновационной деятельности включает в себя накапливаемый опыт человека.
К функциям инновационной деятельности относятся адаптация(общение, взаимопонимание, приспособление), профессионализация, социализация(обретение социальной зрелости).
Инновационная деятельность педагога имеет свою структуру, в которой выделяют когнитивный, креативный, мотивационный и процессуальный компоненты. Кром того можно выделить и такие компоненты, как контроль и оценку воспитателем своих собственных педагогических воздействий – педагогический самоанализ.
Когнитивный компонент характеризуется знаниями психолого- педагогических моделей обучения и воспитания. Для этого необходимо в интеллектуальной сфере развивать педагогическое мышление(способность анализировать педагогические факты, явления, процессы, системы; проявлять креативность, гибкость , критичность, системность, мобильность, оперативность мышления в педагогических ситуациях), педагогическую эрудицию, интуицию, импровизацию, педагогическое предвидение, воображение, прогнозирование, педагогическую наблюдательность, педагогическое творчество, саногенное мышление (способность направлять свои рассуждения по поводу профессиональных действий ,ошибок , просчётов в оптимистическое русло); способность воспроизводить и осваивать новые знания, виды и формы деятельности, приёмы организации и управления.
Креативный компонент означает особую способность использовать данную в задачах информацию разными способами и в быстром темпе. К признакам креативности относятся: в креативной сфере- гибкость, беглость, оригинальность, разработанность, критичность и нестандартность мышления; в мотивационной сфере- интеллектуальная потребность, стремление к трансферту, направленность на самостоятельный поиск решения проблем ; в эмоциональной сфере- эмоции и самооценка ; в предметно- практической сфере – интеллектуальные и коммуникативные способности, способности к совместным действиям в новых, возможно беспрецедентных ситуациях; в экзистенциальной сфере- осознание себя как творческой индивидуальности, своего места в общественной, учебной и профессиональной деятельности, понимание своего творческого потенциала, свободная позиция в учебной и учебно- исследовательской деятельности; в сфере саморегуляции - способность рефлексировать в творческом процессе, управлять своими мыслями, сознательно направляя ход своих рассуждений в нужное русло, стремление к источникам ассоциаций, обеспечивающих догадки, озарение и.т.п., самостоятельное создание условий для собственной творческой активности.
Проектирование образовательного процесса (работа над проектами) является общей формой реализации умений планирования, прогнозирования, созидания, обоснования и объяснения, исполнения и оформления.
Таким образом, подготовка педагогов ДОУ к ведению инновационной деятельности должна предусматривать:
Учёт установок, ценностных ориентаций, этических норм поведения её участников.
Применение социально- психологических методов активного обучения работников с целью развития инновационных способностей, формирования готовности к восприятию и участию в инновационной деятельности.