Инновации в профессиональном образовании в современных условиях
Инновации в профессиональном образовании в современных условиях
Лашова Е.В.
Преподаватель математики
Саратовское областное
училище (техникум)
олимпийского резерва
Профессиональное образование в современном мире - это целый путь в реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. В связи с этим, характерной особенностью развития профессионального образования России является наличие инновационных процессов, стремление педагогических коллективов преобразовать образовательные учреждения и учебно-воспитательный процесс в целом. Главной задачей педагогического коллектива на сегодняшний день стало введение новых технологий, форм и подходов к организации и содержанию учебных занятий, внеурочной деятельности, направленных не только на обучение, но и на развитие студентов [1].
Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособность экономики в целом. В ходе осуществления и распространения инноваций в сфере профессионального образования формулируется и развивается современная образовательная система — глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни[2].
Эта система представляет собой единство производственных инноваций в сфере профессионального образования: новых технологий (технологических инноваций), новых методов и приемов преподавания и обучения (педагогических инноваций); управленческих инноваций, включая экономические механизмы в сфере образования (экономические инновации) и институциональные формы в области образования (организационные инновации) [3].
Инновационный образовательный процесс обеспечивает педагогическое проектирование субъект-субъектной системы качества профессионального образования педагога и студента[4]. Именно педагогические инновации свидетельствуют о творческом потенциале субъектов педагогической деятельности и их готовности к работе в режиме развития.
Инновационная деятельность стимулирует глубокий аналитический подход к методической работе в новой образовательной ситуации. По своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но и преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления руководителя, который с этими новшествами связан. Для осуществления инновационного процесса нужен особый настрой всех членов педагогического коллектива, что потребует внимания и дополнительных усилий от руководителей образовательных учреждений, так как сформированная мотивация персонала выступает важнейшим условием и гарантией положительного освоения того или иного запланированного новшества[5] ,[6] .
Актуальные проблемы инновационной деятельности образовательных организаций в современных условиях присутствуют в любой области профессиональной деятельности человека. Внедрение инновационных идей в образование относительно и применительно к педагогическому процессу означает введение всего нового в цели, содержания, методы и формы обучения и воспитания.
Инновационная деятельность преподавателя, подразумевает как непосредственного носителя знаний не только по предметной дисциплине, но и охватывая область психологии, педагогике, методам обучения и воспитания. В связи с этим преподаватели реализуют себя в инновационных проектах, разрабатывая и исследуя педагогические технологии[7].
В связи с внедрением нового возникают проблемы. Одна из них является обобщение и распространение педагогических технологий. Преподаватели дисциплин выступают в качестве исследователя, автора и разработчика. Следующая проблема заключается во внедрении результатов и достижений инновационных проектов в образовании на практике. В такой ситуации высоко ценится роль и авторитет педагогических знаний.
Актуальным также становится вопрос о том, что современная система образования требует от студентов и выпускников осуществления инновационной деятельности, однако отсутствуют специальные методы и приемы готовности к инновационной деятельности. В связи с этим возникают противоречия между отсутствием систематической программы готовности к инновационной деятельности обучающихся уже на этой ступени. Существует и растет потребность в разработке условий обеспечивающих формирование способности и готовности студентов к новым видам и формам деятельности, носящей инновационный характер[8].
Инновации также связаны с духовными потребностями человека, социальными и политическими преобразованиями, новыми явлениями общественной жизни. Их появление свидетельствует о растущей потребности общества в новом качестве жизни, новом качестве образования. Эффективность инновации выступает признаком её результата и позволяет делать вывод о том, насколько она принята образовательной системой.
В условиях инновационных изменений отдельные компоненты социально-психологического климата могут являться преградой, барьером нововведениям, не могут и способствовать быстрому, относительно безболезненному становлению нового, созданию «условий наибольшего благоприятствования» для инноваций. Эти формы проявления социально - психологического климата в условиях нововведений зависят от многих факторов, от значимости нововведения и порождаемых им изменений для коллектива, от масштаба и структуры изменений, от прошлого инновационного опыта коллектива и т.д.[9].
Также заслуживает внимания соотношение понятий «инновация» и «улучшение». Исходя из того положения, что целью нововведений является повышение эффективности деятельности, её качества, экономичности, удовлетворенности работников и «заказчиков» результатами труда, понятие инновационности отождествляется также с понятием предприимчивости – внимания, «бдительности» к новым возможностям улучшения работы.
Главное отличие слова «инновация» заключается в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, связанную с внедрением. В рамках этого подхода инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не дала результат[10], [11].
Инновация может относиться как к радикальным, так и постепенным изменениям в процессах, «продуктах» труда, стратегии организации деятельности (инновационная деятельность[12], [13]).
Таким образом, инновации рассматриваются с различных точек зрения - в «связке» с технологиями, экономическим развитием, политическими вопросами, изменениями в педагогическим процессе и др.
И в заключении хочется отметить, что решение проблем модернизации образования невозможно без углубления и расширения фронта научных исследований и комплексных инновационных разработок.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3 (дата обращения: 21.02.2017)
Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 33. (дата обращения: 21.02.2017)
Ильенкова С.Д., Шумпетер Й. Инновации в образовании: Учебник. М.: Юнити, 2008. (дата обращения: 24.02.2017)
Коннова Н. М. Инновационная направленность развития педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования детей в условиях взаимодействия с высшими учебными заведениями (из опыта работы) (дата обращения: 26.02.2017)
Макарова С.Э. Инновации в образовании // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/45538 (дата обращения: 26.02.2017).
6. Меркулина И. А., Слободян А. А., Хачатрян А. А. К вопросу о современных тенденциях развития системы дополнительного профессионального образования. (дата обращения: 20.02.2017)
7.Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание, – М.: Изд. УНЦ ДО, 2005. (дата обращения: 16.02.2017)
8. Пугачёва, Н. Б. Источники инноваций общеобразовательного учреждения/ Н. Б. Пугачёва// Завуч. - 2005. - № 3 (дата обращения: 18.02.2017)
9. http://www.docme.ru/doc/580278
10.http://nenuda.ru/проект-мобильная-образовательная-среда-школы.html